Проблемы экономики и менеджмента
УДК 658.012.4
Л.И. Пугина
канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента, Муромский институт (филиал) ФГБОУВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Экономические аспекты активизации инновационной деятельности предприятий» № 14-12-33001/15 а(р).
Аннотация. В статье рассматриваются экономические вопросы создания современной региональной инновационной системы. Данная система состоит из современных технопарковых структур: инкубаторов, технопарков, технополисов. Выделены особенности этих технопарковых структур. Они нацелены на инновационный процесс, его осуществление. Инкубаторы, технопарки, технополисы должны способствовать активизации инновационной деятельности в стране и в регионах.
Ключевые слова: региональная инновационная система, инновации, технопарковые структуры, инкубатор, технопарк, технополис, инновационная деятельность, инновационная среда, инновационный процесс.
L.I. Pugina, Murom branch Vladimir State University
ORGANIZATIONAL FORMS OF INNOVATION ACTIVITY IN A REGION
Abstract. The article describes the economic issues of creating a modern regional innovation system. This system consists of modern technopark structures: incubators, technology parks, technopolises. The features of the technopark structures are given. They are committed to the process of innovation and its implementation. Incubators, technology parks, technopolises should encourage innovation activity in the country and in the regions.
Keywords: regional innovation system, innovation technopark structures, incubators, technology parks, technopolis, innovative activity, innovative environment, the innovation process.
В качестве направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационной деятельности в регионе предлагаем создание региональной инновационной системы, состоящей из новых форм организации инновационной деятельности. Эти организационные формы способствуют ускорению внедрения инноваций на региональном уровне. В них создаются благоприятные условия для быстрого осуществления инноваций.
К таким новым организационным формам или структурам инновационной сферы можно отнести инкубатор, технопарк, технополис. Однако эти структурные формирования не имеют официально принятого статуса, и, следовательно, их деятельность не очерчена определенными рамками. Рассмотрим эти структуры.
П. Завлин, А. Ипатов и А. Кулагин рассматривают инкубатор как структуру, специализирующуюся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи [4, с. 47]. Это достигается путем предоставления ма-
26
№ 8 (48) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
лым инновационным фирмам материальных (научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.
Особенностью инкубатора является то, что он не требует бюджетных средств. Окупаемость обеспечивается за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм. Инкубаторы создаются, обычно, как один из компонентов научного или технологического парка, его начальная ступень, но иногда организацией инкубатора дело и заканчивается. Таким образом, инкубатор может рассматриваться либо как зародыш научного парка, либо как усеченный вариант последнего.
Задачей инкубатора является предоставление возможности только что возникшей фирме, технически окрепнуть, обрести финансовую прочность, найти свое место на рынке. На это ей может отводиться два-три года. По истечении установленного срока она должна покинуть инкубатор. Отметим, что рассматриваемая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.
Следующей организационной формой инновационной деятельности в регионе является технопарк (научный парк). Наиболее полное и точное определение, на наш взгляд, дается А. Кулагиным и В. Шукшиновым, которые под научным (технологическим) парком понимают организацию, осуществляющую формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Технопарк является юридическим лицом, может быть коммерческой и некоммерческой организацией [6, с. 8].
Различают исследовательские, промышленные парки, технологические центры и другие разновидности технопарковых структур [1].
Технологические парки создаются с целью разработки высокотехнологичных наукоемких продуктов, ориентированных на реализацию государственных и региональных научно-технических приоритетов. Технопарки могут создаваться либо вокруг конкретных вузов, научно-технических организаций и предприятий, либо в форме образования новых научно-технических зон на основе застройки свободных территорий.
Для развития технопарков, оказания поддержки инновационным фирмам целесообразно использовать льготный режим их деятельности [4, с. 78]. В этом заключается государственное регулирование инновационной деятельности путем щадящей налоговой политики.
Для создания и организации деятельности технопарка учреждается управляющая фирма. Управляющая фирма может быть государственной или частной, коммерческой или некоммерческой. Она выполняет следующие основные функции: организация функционирования производственной и научно-технической инфраструктуры технопарка; прием новых фирм в технопарк; проведение экспертизы уставных документов и бизнес-планов фирм, претендующих на вхождение в технопарк; размещение фирм в имеющихся помещениях на действующих мощностях (лабораторных, испытательных,
№ 8 (48) - 2015
27
Проблемы экономики и менеджмента
производственных); контроль за соответствием деятельности фирмы целям и задачам функционирования технопарка в целом; организация деятельности инкубаторов новых фирм; осуществление вывода фирмы за пределы зоны в случае ее несоответствия профилю деятельности технопарка.
Финансирование деятельности технопарка осуществляется за счет отчислений предприятий и организаций, функционирующих в составе технопарка; государственных и региональных субсидий; банковских кредитов; средств учредителей технопарка и других источников.
Структура научного парка следующая. Научный парк состоит из управляющей структуры, инкубатора и предпринимательского блока, куда переходят по мере роста обитатели инкубатора или клиенты со стороны, не нуждающиеся в инкубации [2].
Основными действующими лицами научного парка являются: центральные и местные власти; научно-исследовательский центр; промышленные фирмы, реализующие потенциал научного парка в рыночную продукцию; административноуправленческая структура; учреждения инфраструктуры поддержки.
Роль центральных властей в деятельности научного парка сводится к предоставлению льгот и субсидий клиентам парка как малым наукоемким фирмам. Местные власти, поддерживая технопарки, обеспечивают социально-экономическое развитие региона, города, создают дополнительные рабочие места, повышая занятость региона. Они также могут завлекать предприятия в технопарк выгодными условиями экономической деятельности (освобождая, например, от местных налогов), обеспечить организационную и финансовую поддержку научного парка, выделяя ему землю, передавая в аренду помещения, гостиницы, средства связи, могут входить в наблюдательный совет или орган управления парком. Для этого местная власть организует фонды поддержки технопарков (например, фонд поддержки малого предпринимательства).
Исследовательским центром в научном парке может быть высшее учебное заведение (университет), государственная лаборатория или институт, научно-
исследовательское подразделение частного сектора, общественного или благотворительного фонда. Основная цель центра заключается в интенсификации процесса разработки и реализации новых наукоемких технологий в целях экономического роста.
Научно-исследовательский центр в парковом комплексе выполняет следующие функции. Во-первых, является источником технических идей, реализуемых фирмами-клиентами научного парка. Во-вторых, выступает в качестве владельца или совладельца научного парка через специально созданную для руководства парком фирму, обладающую всеми правами юридического лица. В-третьих, проводит конкурсный отбор фирм-клиентов. В-четвертых, организует квалификационную консультационную помощь клиентам научного парка силами персонала исследовательского центра. В-пятых, предоставляет клиентам на льготных условиях право пользоваться библиотекой, лабораториями, компьютерными мощностями, обеспечивает клиентов Бытовыми условиями (столовой, залами для конференций). В-шестых, обеспечивает клиентов кредитами за счет средств специального денежного фонда венчурного капитала.
28
№ 8 (48) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Связи между крупными частными фирмами с клиентами научного парка рассматриваются как связи с конкретными малыми наукоемкими предприятиями. Клиенты, добившись хороших результатов, часто продают свое дело крупному концерну, который способен поставить производство на широкую ногу. Крупные фирмы также могут создавать свои филиалы в научном парке.
Фирмы-клиенты парка должны принадлежать к категории “наукоемких”, то есть разрабатывать новые изделия и технологии по главным направлениям научнотехнического прогресса, иметь спрос на рынке. К числу признаков фирм-клиентов научного парка относятся их специализация в области передовых технологий, Большой удельный вес обладателей ученых степеней среди сотрудников, увеличение объема продаж и сотрудников фирмы, низкий процент выбывания и прекращения деятельности фирм.
Таким образом, научный парк - это предприятие, живущее по законам рынка. Однако, наряду с конкуренцией между фирмами, эти предприятия-клиенты имеют много общих идей, и предполагаются элементы взаимопомощи между структурными подразделениями технопарка.
Более крупной организационной структурой является технополис. Технополис представляет собой научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Он включает вузы, исследовательские учреждения национального масштаба, промышленные корпорации, набор учреждений производственного и Бытового сервиса от банков и страховых компаний до театров и стадионов, а также учреждения, занимающиеся охраной окружающей среды [1].
Технополис предполагает новый подход к региональному развитию. В отличие от традиционных индустриальных городов в технополисе акцент сделан на создание инфраструктуры, состоящей из квалифицированных кадров, новых технологий, информационного обеспечения, капитала в инновации, сетей коммуникации. В технополисе наука, техника, производство и рисковый капитал порождает научную и деловую активность международного масштаба. Он представляет собой город инновационных способностей. В США насчитывается около 300 таких наукоградов, в Японии - 19 [3; 5;
7]. В России технополисы сосредоточены в Новосибирске, в Подмосковье (Жуковский, Звездный, Зеленоград, Дубна), в Арзамасе и других городах.
Таким образом, отметим, что рассмотренные выше технопарковые структуры разнообразны, выполняют различные задачи. Однако сходство их заключается в том, что нацелены они всегда на инновационный процесс, его осуществление. В этих формах инновационный процесс протекает значительно быстрее и эффективнее.
Конечно, вышеперечисленные организационные структуры уже действуют в нашей стране, имеется много положительных примеров. Однако основными недостатками этих действующих оргструктур является то, что они существуют обособленно, независимо друг от друга, не охватывают региональный аспект (уровень области, края, региона).
Предлагаем создать новую региональную систему инновационной деятельности и объединить в ней существующие и создающиеся организационные инновационные
№ 8 (48) - 2015
29
Проблемы экономики и менеджмента
структуры по целям инноваций (например, по специализации региона в науке и (или) промышленности, по региональным инновационным программам и т.п.), по источникам финансирования (средства региональных бюджетов, региональные инновационные фонды, региональные лизинговые компании). Новые организационные инновационные структуры должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими предприятиями и организациями региона для активизации и усиления инновационной деятельности. В целом предложенная и рассмотренная выше региональная инновационная система в состоянии, на наш взгляд, стать одним из стимулов макроэкономической стабилизации и экономического роста.
Список литературы:
1. Авдулов А.Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 166 с.
2. Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 1996. - 225 с.
3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство высшего управленческого персонала. - М.: Сувенир, 1993. - 488 с.
4. Завлин П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка / П.Н. Завлин, А.Л. Ипатов, Л.С. Кулагин. - СПб.: Наука, 1994. -192 с.
5. Инновационный менеджмент / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН, 1998. - 568 с.
6. Научные и технологические парки: сборник методических материалов. Вып. 1 / под ред. А.С. Кулагина, В.Е. Шукшинова. - М.: РАН, 1993. - 98 с.
7. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
30
№ 8 (48) - 2015