ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНСТИТУТОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
С.В. ИВАНЧЕНКО, адъюнкт кафедры истории государства и права Московского университета МВД России 12.00.01 - теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
[email protected] Научный руководитель начальник кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор Н.В. МИХАЙЛОВА
Аннотация. Проблема взаимоотношений государства и Русской православной церкви в России рассматривается через взаимосвязь организационных форм и правовых механизмов.
Ключевые слова: государственная власть, Русская православная церковь, государственно-церковные отношения, организационные формы, правовые механизмы.
ORGANIZATIONAL FORMS AND LAW MECHANISMS OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND STATE INTERRELATION IN RUSSIA
S.V. IVANCHENKO, aspirant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Annotation. The article deals with problem of Russian orthodox church and state interrelations in Russia analyzed through correlation of organizational forms and law mechanisms.
Key words: the government, Russian Orthodox Church, government-church relations, organizational forms, law mechanisms.
Исследование организационных форм взаимоотношений между государством и Русской православной церковью в историко-правовом аспекте представляется важным для юридической науки в связи с тем, что на современном этапе в России идет процесс формирования новой концепции правового регулирования государственно-церковных отношений. Научное осмысление этих отношений с историко-правовой позиции способствует выбору рационального и эффективного пути развития современного гражданского общества в России.
Систематизация государственно-церковных взаимоотношений позволяет классифицировать их формы и типы, сложившиеся в истории Российского государства. Можно выделить следующие формы взаимоотношений государства и церкви, обусловленные историко-правовой реальностью: в начале становления государственности и в период становления централизованного государства преобладает форма
самостатуирования православной церкви вплоть до того момента, когда имеет место прецедент так называемой симфонии властей во взаимоотношениях государства и церкви. Со второй половины XVI в. идет наступление государства на права церкви, и уже с XVIII в. формируются традиции зависимости церкви от государства, выражающиеся в подчиненности, подвластности и подневольности. И только в современный период наблюдается комбинационная форма взаимоотношений, которая основывается на сочетании принципов сотрудничества и независимости, объединения и самостоятельности, на взаимном невмешательстве в дела друг друга.
Началом взаимоотношений церковной и светской власти послужило принятие на Руси в 988 г. христианства. Православная церковь сформировала идею великого князя, идею государства, единство веры и народного самосознания. «Ты, — говорили церковные учители Владимиру Святому, — поставлен от Бога
на казнь злым, а добрым на милованье. Князь поставлен Богом. Это не сила толпы, не покорность, не угодничество приближенных, не богатство и влияние особых людей: это власть, указанная свыше»1.
С появления церкви прослеживается стремление возвысить великокняжескую власть до царской, мотивируя это божественной волей. Представители церковной власти в то время приобрели широкие полномочия в области правовых отношений, в настоящее время являющимися светскими, например в вопросах о наследстве. Кроме того, духовенство принимало широкое участие в законодательной деятельности. Церковь легитимизирует власть, дав ей моральную основу для законотворчества.
Памятники русского законодательства тех лет содержат факты участия духовенства в их составлении. Так, князь советовался с епископами «о строе зем-лянем». Но основная совместная законотворческая деятельность князей и церковной иерархии была направлена на адаптацию греческих юридических норм к условиям русской жизни. В этом проявляется са-мостатуирование церкви и влияние ее на развитие и становление Российского государства.
Православный принцип (идеал) взаимоотношений между церковной и светской властью, называемый «симфония властей», заключается в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии). «Для государства церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для церкви государство есть внешнее историческое оформление жизни того самого народа (или народов), который входит в церковь», — так объясняет этот принцип православный философ В.В. Зеньковский2.
Однако в российской истории этот принцип проявлялся скорее как прецедент. Этот принцип изначально носит воцерковленный характер, что говорит об исходном намерении влияния церкви на государственную власть. Подобный идеал был трудноосуществим на практике, так, исторические факты свидетельствуют о многочисленных отступлениях от симфонии со стороны княжеской власти и со стороны церкви. С начала XVI в. московские митрополиты фактически назначались князьями и в случае неповиновения последнему заменялись. Однако уже в допетровской России государственная власть была ограничена независимостью патриарха.
Взаимоотношения в форме зависимости православной церкви от государства окончательно закрепились в период правления Петра I, изначально интерпретируемые как подвластные. Одним из типов формы зависимости является подвластность церкви государству. Подвластность выражается тогда, когда государственная власть вмешивается в ее внутренний строй, назначает епископов, контролирует ее гражданско-правовую сферу (финансовую деятельность, имущество). В 1721 г. Петром I была осущест-
влена реформа церковного управления, которая одновременно обозначила кардинальный переворот в церковно-государственных взаимоотношениях. Первыми указами в области этой реформы была сформирована Духовная коллегия, переименованная вскоре в Святейший Синод. Этот орган представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской православной церкви, осуществляющую церковное управление и церковный суд как отрасли государственного управления и правосудия.
Одним из примеров правовой мысли той эпохи является церковно-правовой памятник, закрепляющий правовые основы синодального строя церковного управления, именуемый Регламент, или Устав Духовной коллегии, который был составлен епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 г., подписанный Священным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 г. Намеченные в Регламенте направления деятельности Синода были в последующие годы подкреплены правовыми актами, издаваемыми от имени Синода или императорской власти.
В итоге во внимании государственной власти находилось все православное духовенство. Для каждого ранга были разработаны специальные инструкции. Духовенство фактически обрело статус чиновников государственного аппарата, выполнявших свои обязанности с целью обеспечения авторитета монарха. В круг их обязанностей входили и некоторые полицейские функции, например следить за прихожанами, доносить на неблагонадежных, нарушать тайну исповеди в интересах государственной безопасности. Привилегированное положение Русской православной церкви в правовом сознании связывается с тем обстоятельством, что православие является вероисповеданием императора и большинства его подданных.
После Петра I верховная власть ставила перед собой автономные от религиозной деятельности прерогативы, а господствующее положение Русской православной церкви подтверждалось в законодательном определении православия. Значительным правовым событием XVIII в. была секуляризация церковных земель при Екатерине II, церковную политику которой хорошо характеризует одно замечание, сделанное ею до восшествия на престол: «Уважать религию, но ни за что не допускать ее в дела государственные»3. Реализуя свои намерения, Екатерина II издала именной Указ от 26 февраля 1764 г. о секуляризации населенных церковных имений. По этому правовому акту все населенные церковные имения передавались Коллегии экономии, а церковные учреждения полностью устранялись от управления ими. В итоге Русская православная церковь юридически превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из государственной казны.
Вторым типом формы зависимости является подчиненность церкви государству, которая основыва-
ется на государственной опеке, покровительстве и снисходительности. Государственная власть всячески помогает церкви, дарует определенные привилегии взамен на поддержку и выполнение ряда функций, порой ей не свойственных. Александр I усиливает процесс слияния церкви с государственным аппаратом. Впоследствии бюрократизация церкви становилась еще более отчетливой.
Жесткое администрирование прослеживается в Уставе духовных консисторий, опубликованном в 1841 г., систематизирующим нормативные правовые акты правительства и Синода. Канцеляриям Синода подчи -нялись епархиальные архиереи, которым, в свою очередь, — духовные консистории, местные епархиальные церковные административно-судебные учреждения. Вопросы регулирования государственно-церковных отношений решались с авторитарной позиции властей, а церкви оставалось только исполнять указания.
В результате все это привело к более глубокой инкорпорации Русской православной церкви в государственный механизм Российской империи. В течение XIX — начала ХХ в. у духовенства выработалась стойкая привычка к административным методам работы. Несмотря на то что основные законы Российской империи ограждали церковь от вмешательства государственной власти в ее деятельность, предоставляя право участвовать в законотворчестве по церковным вопросам лишь императору, в результате ограничения абсолютизма и его свержения зависимость Русской православной церкви от государственной власти только усилилась.
Третьим типом является подневольность церкви государству, проявляющаяся в жестком тотальном контроле всех сфер ее деятельности и навязывании государством дисфункциональной политики. Такая форма взаимоотношений появляется после издания Декрета об отделения церкви от государства, изданного в 1918 г. 23 февраля 1922 г. вышел Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании верующих. 17 сентября 1928 г. издается постановление ВЦИК о передаче культовых зданий культурно-просветительским учреждениям. В начале 1929 г. был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который открывал новый этап государственно-церковных отношений.
Принятое 8 апреля 1929 г. на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» вплоть до 25 октября 1990 г. служил нормативным правовым документом, регулировавшим статус религиозных обществ (объединений) в СССР. Постановление запрещало без специального разрешения местного совета заниматься благотворительностью, деятельность служителей культа ограничивалась местом жительства членов нанимавшего
их общества, кроме того, ограничивалось посещение больных и умирающих. Инструкция НКВД от 1 октября 1929 г. «О правах и обязанностях религиозных объединений» относила служителей культа к категории лишенцев.
В 1930—1931 гг. вышел ряд секретных циркулярных писем, а также постановлений правительства и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства, в результате чего было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. Религиозная жизнь ставилась под тотальный контроль государства: для создания и деятельности религиозного общества требовалось разрешение государства. Апогеем всего этого стала правовая реальность того времени, когда Русская православная церковь лишилась прав юридического лица. Последнее обстоятельство привело к тому, что религиозная деятельность попадала под закон о частном предпринимательстве, что привело к резкому повышению налогообложения: священники платили в казну 75% со своих доходов. Таким образом, к 1937 г. давно начавшееся гонение было оформлено юридически.
В итоге все хозяйственные действия Русской православной церкви облагались высокими налогами. Даже те священники, которые вообще не вели никакого хозяйства, часто должны были вносить в виде налога сельхозпродукты. С 1929 по 1936 г. прошла волна массового закрытия церквей, в процессе чего постоянно нарушалось религиозное законодательство, о чем сообщается в одном из докладов Комиссии по делам культов4. Священники, находившиеся в категории лишенцев согласно Инструкции НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений», лишенные медицинского обслуживания и продовольственных карточек, подвергались арестам, ссылкам, а иногда и расстрелу.
С вхождением России в Новое время четко формируется форма государственной зависимости Русской православной церкви. Ярко это проявляется в ХХ в., когда наблюдается цикличная последовательность трех типов зависимости, отличных друг от друга, сменяемых на протяжении всей истории СССР. Но почти вплоть до 1990-х гг., за редкими прецедентами подвластности, подневольность оставалась определяющей формой взаимоотношений церкви и государственной власти.
В современной России оформляется комбинационная форма взаимоотношений государства и церкви, которая основывается на сочетании принципов сотрудничества и независимости, объединения и самостоятельности и на взаимном невмешательстве. При такой форме взаимоотношений государство принимает на себя защиту Русской православной церкви, сотрудничает с ней во многих сферах общественной жизни.
Согласно Основам социальной концепции Русской православной церкви, принятым 16 августа 2000 г.,
церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Комбинация проявляется тогда, когда государство не вмешивается в жизнь церкви, в ее управление, вероучение и духовническую практику, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица.
Статьи 13 и 14 Конституции РФ провозглашают наше государство светским, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом. Однако, как отметил Президент РФ Д.А. Медведев, отношения государства и Русской православной церкви «в то же время строятся на основе признания государством огромного вклада церкви в становление российской государственности, развитие национальной культуры и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе»5.
За несколько лет, прошедших с момента принятия Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», общественная жизнь существенно изменилась: значительно расширилась сфера
деятельности Русской православной церкви. Помимо культовой практики, она активно занимается благотворительностью, сотрудничает с органами государственной власти.
Все более заметное место в жизни Русской православной церкви занимает хозяйственная и предпринимательская деятельность. В современных условиях идеи приравнять священнослужителей к государственным служащим и создание фонда инвестиционных программ церкви актуализируют необходимость принятия новой правой концепции взаимоотношений церкви с законодательной, исполнительной и судебной властью по вопросам совершенствования права, но только в части, имеющей отношение к жизни церкви, а именно культурно-просветительской, образовательной и религиозной.
1 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.
2 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996. С. 526.
3 Смолич И.К. История Русской церкви. 1700—1917. М., 1996. Ч. 1. С. 191.
4 Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917—1941 гг. Документы и фотоматериалы / сост. О.Ю. Васильева. М., 1996. С. 311.
5 Взгляд. 2009. 2 февр.
НЕПОЛНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ
И.С. КАШИН, соискатель МосУ МВД России 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством,
[email protected] Научный руководитель доктор экономических наук,
профессор А.Е. СУГЛОБОВ Рецензент кандидат экономических наук, доцент С.М. ПРОЯВА
Аннотация. Развитие рынка отечественного страхования неминуемо связано с преодолением проблемных процессов функционирования экономической системы. В частности, одним из проблемных вопросов функционирования является ситуация, разворачивающаяся вокруг отношений, связанных с неполным страхованием ответственности, т.е. с такими обстоятельствами, при которых страхователь осуществляет страхование интереса ниже его действительной стоимости. Преодоление этого процесса невозможно без осознания сущности самого явления.
Ключевые слова: неполное страхование, недострахование (декувер), страхование, невосполнимый убыток, обязательное страхование, страхование интереса, страховой случай.
INCOMPLETE INSURANCE AS THE PHENOMENON IN THE RUSSIAN MARKET OF INSURANCE SERVICES
I.S. KASHIN
post-graduate student at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia