УДК 004. 738. 5:[37. 016:81]
Девтерова Зурета Руслановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Майкопского государственного технологического университета, [email protected], г. Майкоп
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СПЕЦИФИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
в информационно-образовательной среде
Devterova Zureta Ruslanovna
PHD in Pedagogics, Senior lecturer at the Department of foreign languages at the faculty of information systems in economics and jurisprudence, Maikop State Technological University, [email protected], Maikop
ORGANIZATIONAL FORMS OF REMOTE TRAINING AND THEIR CHARACTER OF APPLICATION IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT
В процессе зарождения и развития информационного общества огромное значение имеют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека [8]. Образование, соединяясь с наукой и культурой, концептуально задает конструкты будущего. Развивая самого человека, оно формирует научно обоснованную прогностическую модель мира, в котором ему предстоит жить [7, с. 39; 9].
В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для России и является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития и военного строительства в стране, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования [1, с. 17].
По мнению специалистов «Института информатизации образования» ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
- повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Успешность современного образования определяется, прежде всего, гибким реагированием на постоянно изменяющиеся условия. Государство и общество нуждается в специалисте, который способен перестроить содержание своей деятельности в соответствии с изменяющимися требованиями на рынке труда [4, с. 28].
Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования - одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения. [2, с. 32].
Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования: от доски с мелом до электронной доски и компьютерных обучающих систем, от книжной библиотеки до электронной, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба.
дистанционное обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым, обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Обучающийся обретает уверенность и испытывает положительные эмоции от возможности пользоваться современными достижениями техники и обширными информационными ресурсами.
Существенным достоинством дистанционного обучения является возможность индивидуализации учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения [3, с. 5].
Дистанционное обучение, будучи одним из компонентов в системе непрерывного образования, является самостоятельной, новой формой получения образования. Отличие от заочной формы принципиальное. Ключевым понятием дистанционной формы обучения является «интерактивность», т. е. систематическое взаимодействие учителя (преподавателя) и учащегося (студента) и учащихся между собой. В заочном обучении это взаимодействие эпизодическое.
Вся система взаимодействия участников учебного процесса в дистанционной форме имеет ярко выраженную специфику, отличающую эту форму обучения от заочной (корреспондентской). Это отличие можно обозначить следующим образом:
- в дистанционной форме практикуются совместные виды деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, что в заочном обучении отсутствует;
- практикуются систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в интерактивном режиме в форуме, чате, видеоконференции, что в заочной форме также отсутствует;
- используются такие методы совместной исследовательской, творческой деятельности, как метод проектов, проблемных ролевых или деловых игр, кейс-метод, что при заочном обучении осуществить достаточно проблематично;
- формы и виды контроля в дистанционной форме значительно разнообразнее, они сочетают как автоматизированный контроль знаний, так и открытые виды контроля совместного результата деятельности.
Дистанционное обучение, это специфичный учебный процесс, который строится, как и любой другой, в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется средствами Интернет - технологий, видеоконференций, интерактивного телевидения, другими интерактивными средствами.
В системе дистанционного образования могут в полной мере применяться традиционные организационные формы обучения, такие, как лекции, семинары, контрольные мероприятия с учетом специфики обучения в информационно-образовательной среде. В то же время, наличие и развитие средств компьютерных и телекоммуникационных технологий инициирует появление новых форм организации обучения [9, с. 62].
Так, средства новых информационных технологий представляют столь необычные возможности для повышения эффективности учебного процесса при работе в неконтактном периоде, что можно говорить о появлении новых нерегламентированных нетрадиционных форм учебных занятий.
Лекция. Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они служат ориентировочной основой для последующего усвоения студентами учебного материала. Цель лекций - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы про-
гресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию творческого мышления.
В дистанционном обучении лекции могут проводиться в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран - и для фронтального варианта.
При использовании Интернет появляется такая форма, как сетевая «электронная» лекция. Подобная лекция - это набор учебных материалов в электронном виде: текст лекций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде файлов, предназначенные для самостоятельного изучения учебного материала. Они представляют собой сетевой гипертекстовый учебный материал, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий образовательному стандарту и учебной программе.
Сетевые лекции имеют свои особенности: развитая гипертекстовая структура в понятийной части курса, четко структурированное содержание, строгая последовательность изложения и взаимозависимость разделов. В ней может быть использован, если это методически оправдано, звук, анимация, графическое изображение. Учащийся имеет возможность распечатать любую страницу оцифрованного материала. В лекции должен быть представлен разнообразный дидактический материал: задания по уровням сложности в зависимости от степени подготовленности [9, с. 291]. При составлении «электронной» лекции преподавателю рекомендуется консультироваться у специалиста по информационным технологиям.
Семинары. Семинары в системе дистанционного обучения могут проводиться с помощью компьютерных видео - и телеконференций. В педагогическом аспекте видеосеминары ничем не отличаются от традиционных, т. к. участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.
Семинары, проводимые с помощью телеконференций (при письменном общении), могут называться «виртуальными семинарами», т. к. участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в «нереальном масштабе времени» (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. При проведении сетевых семинаров, участники которых располагаются в разных часовых поясах, более предпочтителен режим off-line. Педагогическая эффективность применения таких семинаров высока.
Общий сценарий проведения Интернет - семинара такой же, как и традиционного, но только проводиться он в «эпистолярном» жанре с помощью электронных сообщений, а не в устной форме, как на обычном семинаре.
Например, в ходе семинара с использованием докладов по вопросам темы семинара студенты обязаны дать ответы в письменной форме на каждый вопрос (эти ответы доступны для обозрения на экранах компьютеров всем студентам группы). Преподаватель комментирует ответ студента в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания студентов, получаемые как реакция на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия). Дидактические инструменты форума позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту. В конце семинара преподаватель подводит его итоги и выставляет оценки.
Все студенты обязаны: сформулировать обоснованный ответ в сжатой форме (около одной страницы текста) на каждый вопрос семинара; ответить на вопросы и замечания преподавателя по содержанию своего «выступления»; высказать (в «письменной форме») свое отношение к выступлениям других студентов. Результаты дискуссий во время проведения семинара архивируются, а тексты дискуссии доступны всем участникам форума для обозрения.
Для проведения Интернет - семинара разрабатывают технологическую карту. Преподаватель должен:
- подготовить вопросы, список литературы и методические рекомендации по содержательной части темы семинара;
- составить график (время и дату начала и конца, частоту выхода в сеть участников);
- распространить разработанные документы среди участников семинара;
- убедиться, что все участники семинара имеют идентификационное имя и пароль.
Консультация. Консультации в дистанционном обучении могут проводиться по теме лекционного материала в процессе самостоятельной работы или перед экзаменом, зачетом, перед проведением семинара. В связи с тем, что студент и преподаватель разнесены в пространстве и времени, консультация проводится, как правило, средствами электронной почты посредством обмена текстовыми сообщениями.
Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводится в реальном и отложенном времени. Среднее число студентов при консультировании в реальном времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «очереди».
Основные действия преподавателя по подготовке и проведению консультации включают, как правило, следующие простые операции:
- чтение вопроса студента;
- набор ответа-сообщения на клавиатуре;
- выбор и ввод адреса студента;
- отправка сообщения (ответа, вопроса, обращения, оценки и т. д.) студенту.
При этом преподавателю рекомендуется предварительно подготовиться к теме, по которой проводится консультация, заготовить «клише» ответов
на ожидаемые типичные вопросы и вопросы организационного характера. С собой необходимо иметь весь учебный и справочный материал по теме занятия, который может пригодиться при формулировке ответов на вопросы студентов.
Практические занятия и лабораторные работы. Одним из важных элементов любой системы образования, в том числе и системы дистанционного образования, является получение обучаемым необходимого объема практических навыков в конкретной предметной области. Это обуславливает качество полученного образования и конкурентоспособность выпускников вуза.
Специфика методики проведения практических занятий в компьютерном классе состоит в том, что используются возможности нескольких видов:
- показ на экране компьютера каких-либо демонстрационных фрагментов (лекция);
- контроль усвоения материала предыдущих занятий (зачет);
- решение на компьютере конкретных задач (поиск, обработка, моделирование, выводы, лабораторная работа и т. д.);
- обсуждение результатов решения (семинар).
При этом преподаватель должен обеспечить сочетание групповой формы проведения занятия с индивидуальной работой студентов за компьютером.
Практические занятия в учебно-тренировочном комплексе. В системе дистанционного обучения возможности учебно-тренировочных комплексов (УТК) должны быть существенно расширены. Кроме использования их для организации производственной практики, целью которой является приобретение комплексных практических навыков, представляется целесообразным применять УТК для выполнения лабораторных и практических работ в режиме удаленного доступа [10, с. 295].
Концептуально УТК строятся на основе взаимодействия двух моделей: модели деятельности обучаемого в конкретной предметной области и модели технологической среды функционирования.
Первая модель с учетом особенностей дистанционного образования должна обеспечить навигацию деятельности обучаемого в реальном времени, предполагая одновременное обслуживание множества обучаемых, каждый из которых взаимодействует с УТК в удобном для него режиме. Вторая модель обеспечивает реакцию на действия учащегося. В качестве таких моделей могут быть использованы имитационные компьютерные модели, построенные, в том числе, с привлечением реальных программных систем.
Принципиально УТК обеспечивают возможность взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах, в частности, в режиме электронной почты, когда в почтовый электронный ящик обучаемого пересылаются все файлы, необходимые ему для работы, а также задания для выполнения. Программная часть преподавателя осуществляет обработку результатов и формирование очередных файлов. В режиме off-line обмен информационными файлами происходит так же, как и при использовании электронной почты, что целесообразно для минимизации затрат. Задания в
режиме on-line можно выполнять в процессе сеанса связи, что значительно повышает оперативность работы. Учитывая продолжительность выполнения отдельных заданий, более целесообразным представляется комбинированный режим.
Эффективность использования УТК в значительной степени определяется возможностью контроля знаний обучаемых на всех этапах проведения практики. С этой целью предполагается использовать следующие формы тестового контроля: предварительное тестирование, определяющее степень подготовки обучаемого к практическим занятиям; промежуточное тестирование, необходимое для контроля усвоения основных этапов практики; итоговое тестирование, оценивающее результат выполнения всех заданий.
для эффективного проведения практических занятий учебно-тренировочный комплекс должен состоять из организационно-методического, навигационно-обучающего и идентификационно-контролирующего функциональных модулей.
Организационно-методический модуль включает информацию о целях и задачах практики, рекомендации по ее прохождению, формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем.
Навигационно-обучающий модуль состоит из трех функционально связанных блоков: блок выполнения заданий, учебник, типовое программное обеспечение. Блок выполнения заданий представляет собой последовательность взаимосвязанных заданий практики, соответствующую определенному алгоритму, выявляемому в процессе моделирования предметной области; каждое задание заканчивается конечным набором отчетных документов и контрольными тестами. Учебник состоит из статей, по объему равных учебным темам, знание которых необходимо для выполнения практики. Блок выполнения заданий и учебник должны быть выполнены в гипертекстовой среде и связаны между собой. Это позволяет обучаемому в любой момент времени обратиться к теоретическому материалу при выполнении того или иного задания.
Идентификационно-контролирующий модуль включает в себя систему авторизации доступа к УТК и набор тестов. После успешного прохождения студентом промежуточного теста модуль фиксирует факт выполнения очередного этапа практики. В противном случае, система указывает студенту на необходимость дополнительной подготовки и сигнализирует преподавателю о неудачной попытке. При необходимости преподаватель может посмотреть карточку студента, где кроме личных данных, фиксируются также все этапы практики, пройденные студентом.
Реализация виртуального учебно-тренировочного комплекса осуществляется в гипертекстовой среде, что упрощает процесс опубликования его в Интернет. Передача студенту методических пособий и заданий практики осуществляется по каналам связи в формате HTML. Обратная связь студента с преподавателем реализуется с помощью электронной почты. В конце каждого задания студент отправляет преподавателю отчет о проделанной работе в электронном письме.
Педагогический контроль. Для дистанционного обучения организация контроля учебной деятельности чрезвычайно важна. От степени достоверности полученных результатов контроля зависит не только эффективность процесса обучения, системность образования, но и стратегия управления качеством педагогических технологий в будущем, их успешная интеграция с новейшими информационными технологиями, на которых, строится весь процесс дистанционного обучения [5, с. 52]. Особенностью контроля в сетевом обучении является необходимость в дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.
Выход из этого положения зависит от конкретных форм реализации образовательной программы. В некоторых случаях, когда слушатели мотивированны на получение квалификации, а не только квалификационного документа, система контроля обеспечивает самоконтроль как элемент образовательной технологии. Такое отношение к учебе складывается на Западе, где образование и образованность осознаются как личное достояние, как собственность. Такое же отношение просматривается и в России. Тем не менее, проблема необходимости идентификации обучающегося все же остается [6, с. 212].
Частичным выходом из этого положения является совмещение контактных и не контактных фаз учебного процесса. Контактная фаза как раз и предназначается для осуществления итоговых контролей. На сегодняшний день пока не разработаны какие-либо нормативы, регламентирующие отношение между этими видами контроля. Право выбора остается за образовательным учреждением. диапазон возможностей простирается от двух очных сессий в год (как в системе заочного обучения) до итогового комплексного экзамена по всему курсу и защите выпускной работы. Промежуточным вариантом можно считать выездные сессии или делегирования функции контроля тьюторам на местах. Система дистанционного образования отличается от традиционных форм получения образования увеличением количества форм контроля, т. к. контроль является эффективным механизмом обратной связи обучающегося с образовательным центром.
Качество усвоения студентами учебного материала, как в сетевом, так и в традиционном процессе, можно характеризовать по следующим уровням: уровень представления, уровень воспроизведения, уровень умений и навыков, уровень творчества. Видами контроля являются экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. При этом в дистанционном обучении широкое распространение получил тестовый контроль - как для самопроверки, так и для итогового контроля. Последний может проводиться в базовом вузе (Центре) или в его представительствах под наблюдением пре-подавателя-консультанта (тьютора, инструктора - представителя Центра).
Таким образом, дистанционное обучение, будучи одним из компонентов в системе непрерывного образования, является самостоятельной, новой формой получения образования. Наличие и развитие средств компьютерных
и телекоммуникационных технологий инициируют появление новых форм организации обучения в информационно-образовательной среде дистанционного образования.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение. ч. II. [Текст] / А. А. Андреев. - М.: МЭСИ, 1998. - 150 с.
2. Девтерова, З. Р. Методология реализации систем дистанционного обучения [Текст] / З. Р. Девтерова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. -С.31-39.
3. Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И. М. Ибрагимов; под ред. А. Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 336 с.
4. Кашлач, В. М. Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования [Текст] / В. М. Кашлач // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 28-33.
5. Киян, И. В. Варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения[Текст] / И. В. Киян// Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 12. - С. 52-58.
6. Лобачев, С. Л. Российский портал открытого образования: проблемы и перспективы [Текст] / С. Л. Лобачев, В. И. Солдаткин. - М.: МГИУ, 2002. - 324 с.
7. Лурье, Л. И. Знаково-символические основания педагогического процесса [Текст] / Л. И. Лурье // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 8. -С. 33-46.
8. Беловолов, В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сла-стенин, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. -С. 117-130.
9. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др. / Под ред. Е. С. Полат. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академии», 2008. - 400 с.
10. Стародубцев, В. А. Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями [Текст] / В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 49-57.
11. Российский портал открытого образования: опыт, организация [Текст] / Отв. Ред. В. И. Солдаткин. - М.: МГИУ, 2003. - 508 с.