Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
129
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ХОХРИН Сергей Александрович
Аннотация. Данная статья посвящена некоторым аспектам профилактики преступности осужденных в исправительных учреждениях. Выработаны некоторые меры предупреждения пенитенциарных преступлений. Автором отмечается, что введение новых подходов в индивидуальной профилактике и трудоустройстве осужденных, будет способствовать их ресоциализации.
Annotation. The given article is devoted to some aspects of crime prevention among convicts in correctional facilities. The author worked out a number of penitentiary crime-preventing measures. It is pointed out that application of new approaches in individual preventive treatment and employment of convicts will contribute to their resocialization.
Ключевые слова: пенитенциарная преступность, меры предупреждения, преступление, осужденный, исправительные учреждения, условия, режим.
Keywords: penitentiary crime, prevention measures, crime, convict, correctional facilities, conditions, regime.
Согласно справедливому утверждению
Ч. Беккариа «лучше предупреждать преступления, чем карать за них»1. Для того чтобы предупреждать преступления, совершаемые осужденными в исправительных учреждениях (далее -ИУ), прежде всего необходимо выявить причины и условия, способствующие их совершению.
Доказано, что любое преступление (или преступность как более глобальное социальное явление) реализуется при достаточной совокупности необходимых условий - явлений, обстоятельств, которые образуют его «среду», сопутствуют и обеспечивают его определенное развитие. В механизме причинности преступности причина порождает следствие, условие этому способствует. Поэтому речь всегда идет о совместном их действии, необходимой связи как элементов единой действующей системы.
Анализ следственной и судебной практики (были обобщены материалы приговоров 1 217 уголовных дел о преступлениях, совершенных осужденными в ИУ, возбужденных в 49 субъектах РФ в 2005-2015 годах), а также проведенное нами социологическое исследование1 2 показали, что причины и условия совершения преступлений в ИУ условно можно разделить на специальные, связанные с самой сутью лишения свободы, и общие детерминанты, находящиеся как внутри, так и за пределами колонии.
1 См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М. : Стелс, 1995. С. 230.
2 Результаты анкетирования руководящего состава сотрудни-
ков исправительных учреждений (всего опрошено 418 респондентов).
С точки зрения настоящего исследования, интерес представляют все возможные меры профилактики, но обязательным элементом этих мер должна быть направленность их воздействия на пенитенциарную преступность. Учитывая специфику учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а также противоправные действия, совершаемые в них, допустимо утверждение о том, что, предупреждая одно преступление, мы пресекаем возможность совершения нескольких иных противоправных деяний.
Специфика ИУ такова, что вопросы общесоциального предупреждения также приобретают свойственную таким учреждениям особенность.
Изложив в обобщенном виде теоретические аспекты профилактики преступности, можно подойти к анализу практической стороны профилактики пенитенциарной преступности. Следует сразу оговориться, что специфика предмета исследования заметно сужает проблематику общей и специальной профилактики в местах лишения свободы, которой посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных криминологов3. В то же
3 См., например: Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Фрунзе, 1980 ; Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987 ; Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000 ; Расторопов С.В. Борьба с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью граждан в исправительных колониях. М. ; Рязань, 2000 ; Tard G. La cpiminalite compare. Paris, 1886 ; Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.
130
Юридическая наука. 2015. № 4
время постоянно высокий уровень преступлений, совершаемых в ИУ, указывает на то, какой профилактике должно быть уделено особое внимание.
Уголовно-исполнительная система (далее - УИС), прежде всего в лице оперативных, режимных и воспитательных служб, обязана не допускать противоправных действий со стороны лиц, находящихся в местах лишения свободы. Тем не менее для указанных служб характерны такие проблемы, как неукомплектованность, недостаточная квалификация многих сотрудников, текучесть кадров, а в отдельных случаях - преступные связи с уголовным миром и даже участие в его деятельности. Это, по нашему мнению, приводит 1) к сокращению плотности надзора за осужденными; 2) увеличению чувства вседозволенности у осужденных; 3) повышению числа жалоб и обращений на работу ИУ со стороны общественности и надзорных органов; 4) возможному ухудшению оперативной обстановки в связи с постоянным нахождением большей части трудоспособных осужденных в жилой зоне.
Безусловно, это лишь часть тех проблем, которые не позволяют в полной мере осуществлять в достаточном объеме профилактическую функцию в условиях изоляции.
Косвенно это подтверждает проведенный опрос осужденных, совершивших преступление в период отбывания наказания, в результате которого выявлено следующее: более 61 % осужденных уверены, что преступления, совершаемые в ИУ, раскрываются только в одном случае из пяти. Основной причиной этого опрашиваемые называют неэффективность работы оперативных подразделений. Эти же результаты подтверждаются мнением самих сотрудников данных подразделений. В свою очередь показательным является объяснение причин этой неэффективности. Осужденные уверены, что «сотрудники УИС стремятся скрыть сам факт преступления, чтобы не портить статистическую отчетность» (44,9 %), а в отдельных случаях ссылаются на «сговор администрации с так называемыми “красными”»4 (3,2 %).
По мнению сотрудников, основными причинами указанного положения являются:
4 Под «красными» осужденные понимают лиц, склонных сотрудничать с администрацией в ущерб интересам остальных осужденных.
1) сложность получения информации, обусловленная спецификой исправительных учреждений («закон молчания») - 38,1 % респондентов;
2) недостаточность кадров, как сотрудников, так и лиц, оказывающих содействие оперативным работникам - 23,7 %;
3) слабое финансирование - 14,9 %.
Респондентами отмечены лишь основные
проблемы. Естественно, их гораздо больше.
Актуальность данных вопросов очевидна, поскольку в анализируемой деятельности активное участие принимают как внешние по отношению к УИС органы, учреждения, объединения граждан, так и ее самые разнообразные структурные подразделения, каждое из которых выполняет свою часть общей совокупности целей, задач и функций по обеспечению безопасности5.
Нами отмечалось, что основой основ для перестройки всей системы профилактики в УИС являются вопросы ее безопасности.
Не следует забывать, что отдельные преступления, совершаемые в местах изоляции от общества, лишь следствие иного преступления, часто имевшего места вне ИУ. В этих условиях серьезную озабоченность должно вызывать неэффективное взаимодействие ФСИН с другими правоохранительными органами (прежде всего с МВД России), выражающееся в некачественном обмене информацией и слабом использовании иных форм взаимодействия оперативных аппаратов данных ведомств, что часто приводит к снижению результатов профилактических мероприятий, в том числе и связанных с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Указанные недостатки требуют осмысления и устранения, что повлечет за собой снижение количества совершаемых преступлений, включая и дезорганизацию работы ИУ.
Следует отметить, что одной из основных проблем пенитенциарной системы в настоящее время является недостаточная занятость осужденных трудом и, как следствие этого, наличие избытка свободного времени. По мнению М.П. Стуровой, одной из причин обострения криминогенной обстановки в местах лишения свобо-
5 См.: Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС : сб. науч. тр. / Академия права и управления Минюста России. Рязань, 2001. С. 110.
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
131
ды является низкая эффективность не только режима, но и других средств, в том числе и труда, и специально организованной воспитательной работы6.
Например, государственно-частное партнерство при поддержке правительств субъектов РФ было организовано между подразделениями УФСИН России по Республике Коми, Кировской, Свердловской, Нижегородской областям и рядом предприятий. В течение пяти лет между учреждениями УИС и предприятиями были подписаны договоры о предоставлении рабочей силы из числа осужденных-поселенцев в количестве до 150 человек для трудоустройства на рабочих объектах предприятий, которые находятся на удалении от учреждений на территории как данного, так и другого муниципального образования, при этом в пределах одного муниципального района.
Для исключения дорожно-транспортных происшествий и снижения затрат на транспортировку осужденных было принято совместное решение о создании предприятиями условий для проживания осужденных (общежитий), отвечающих требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ведомственных нормативных актов, непосредственно на территории фанерного комбината. В этих целях предприятиями в безвозмездное пользование учреждениям предоставлены помещения для постоянного размещения осужденных, оборудованы коммунальнобытовые объекты по соответствующим нормам положенности, созданы условия для надзора и несения службы сотрудниками учреждений. Все расходы взяло на себя предприятие.
С начала реализации совместного проекта учреждения без несения затрат получили доход на сумму до 17,7 млн руб.
По итогам первого полугодия 2015 года среднедневная заработная плата осужденного составила 670 руб. в день при средней по УИС -218 руб. Средняя месячная заработная плата на одного осужденного, проработавшего полный месяц, составляет 12 862,40 руб. Минимальная заработная плата осужденного за август 2015 года составила 7 312,18 руб., максимальная на ноябрь этого же года в пределах 34 тыс. руб. Отдыхающим осужденным предоставляется воз-
6 См.: Стурова М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспекты) : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1991. С. 33.
можность работы в выходные дни по их заявлению и по согласованию с руководством учреждения, что позволяет им получать дополнительные денежные средства в соответствии с трудовым законодательством РФ, чем они нередко пользуются.
Ежедневные «чистые» отчисления предприятий в фонд учреждения с каждого осужденного на ноябрь 2014 года составляют 60 руб. за человека.
Реализация данного проекта с учетом достаточно высокого размера заработной платы, а также отсутствия у осужденных необходимости нести расходы на коммунально-бытовые услуги, позволяет им возмещать ущерб потерпевшим и государству (что учитывается судом при определении степени исправления осужденных), производить соответствующие отчисления, накапливать денежные средства и распоряжаться ими как в ходе отбывания наказания, так и после освобождения7. Так, только по одному субъекту, где осуществлялось привлечение осужденных к работам на предприятии, с имеющих исковые требования (97 чел., из них алименты - 28 чел., иски - 69 чел.), в 2013 году удержано и перечислено взыскателям 413,28 тыс. руб. (алименты - 128,64 тыс. руб., иски - 284,64 тыс. руб.), в 2014 году -889,2 тыс. руб. (алименты - 253,4 тыс. руб., иски - 635,8 тыс. руб.).
Реализация проекта показала положительную динамику дисциплинарной практики. За рассмотренный период наблюдается значительное снижение злостных нарушений среди осужденных, трудоустроенных на предприятиях, по сравнению с осужденными участков колоний-поселений УФСИН России территориальных органов в расчете на 1 000 чел.:
- злостных нарушений - 287 против 353 (ниже на 19 %);
- в том числе употребление спиртных напитков - 37 против 41 (ниже на 10 %);
- хранение запрещенных предметов - 112 против 182 (ниже на 38 %);
- отказ от работы - 12 против 27 (на 55 % ниже),
- неповиновение представителям администрации - 0 против 4 (см. табл. 1).
7 Хохрин С.А, Смирнов С.Н. Опыт государственночастного партнерства УФСИН России по Республике Коми : аналит. обзор. Рязань : Академия ФСИН России, 2014.
132
Юридическая наука. 2015. № 4
Таблица 1
Дисциплинарная практика в участках колоний-поселений при ИУ ГУ ФСИН, УФСИН России, участвующих в эксперименте, в среднем по учреждениям
Данные Участок колонии-поселения при проведении эксперимента Участок колонии-поселения Всего по участкам колонии-поселения
Нарушений всего 157 287 871
в расчете на 1 000 чел. 1 962 2 786 1 777
Злостных нарушений всего 13 52 173
в расчете на 1 000 чел. 162 505 353
Употреблений спиртных напитков 3 2 20
в расчете на 1 000 чел. 37 19 41
Хранение запрещенных предметов 9 38 89
в расчете на 1 000 чел. 112 369 182
Отказов от труда 1 10 13
в расчете на 1 000 чел. 12 97 27
Неповиновение представителям ИУ 0 2 4
в расчете на 1 000 чел. 0 19 8
Признание злостными за повторные нарушения 0 0 47
в расчете на 1 000 чел. 0 0 93
Водворено в ШИЗО 33 75 504
Объявлено выговоров 87 145 199
Объявлено устных выговоров 29 39 80
Наложено дисциплинарных штрафов 0 28 88
Среднесписочная численность осужденных 80 103 490
Как показывает практика, наиболее целесообразно обеспечивать работай осужденных незадолго до освобождения. Оптимальным сроком является полтора-два года: именно за это время они смогут получить новую профессию и наработать практические навыки, заработать на первое время для решения бытовых и жилищных вопросов, адаптации после освобождения.
Надзор за осужденными в таких учреждениях осуществляется не только силами дежурной смены, но и охраной предприятия, а также отслеживается вольнонаемными рабочими, что позволяет мобильно реагировать на все факты правонарушений со стороны спецконтингента. Это сократило совершение дисциплинарных проступков более чем в три раза и привело к существенному уменьшению нагрузки на сотрудников.
Важное место в системе профилактики преступлений занимает индивидуальная профилактика. При самом общем подходе индивидуальная профилактика преступлений может быть определена как применение общесоциальных, специально-криминологических и иных мер в отношении отдельного человека с целью предотвратить или пресечь совершение им преступления.
Индивидуальная профилактика в местах лишения свободы имеет свои особенности. Они обусловлены прежде всего содержанием в условиях изоляции лиц одного пола, представляющих определенную опасность для общества. Сейчас каждый четвертый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбой или грабеж. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, 46 % - отбывают наказание второй раз и более8. Поэтому при осуществлении профилактики необходимо учитывать данные обстоятельства. Более того, индивидуальная профилактика должна иметь в виду именно индивидуальные особенности личности, а это, как уже отмечалось, наличие рецидива, психических расстройств у многих осужденных, склонности к употреблению алкоголя и наркотических средств. Все указанные и многие другие обстоятельства предъявляют к осуществлению профилактики повышенные требования.
При проведении индивидуальной профилактики действий, способных дезорганизовать работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, необходимо учитывать следующие факторы:
- социально-психологический портрет осужденного, прибывающего в исправительное учреждение;
- стремление осужденного к ресоциализации, законопослушному поведению, поддержанию социальных связей;
- особенности религиозного воспитания осужденных;
- постоянный мониторинг взаимоотношений с окружающими, как осужденными, так и сотрудниками;
- коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.
8 См.: Курсом укрепления правопорядка и законности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 9. С. 4.
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
133
Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень факторов, которые необходимо учитывать при организации и осуществлении индивидуальной профилактики действий, способных дезорганизовать деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию осужденных от общества. Помимо этого, в ряде случаев необходимо учитывать возраст осужденных, условия, в которых они размещены, работу коммунально-бытовых подразделений и служб, качество и структуру питания, работу бани, магазина, медицинской части и т. д.
Таким образом, организация проведения эффективной индивидуальной профилактики зависит от объема совокупности самых разных факторов.
Вместе с тем, сама профилактика требует конкретных действий, и основными из них, на наш взгляд, должны быть следующие:
- постоянный контроль за деятельностью сотрудников, осуществляющих надзор за поведением осужденных со стороны должностных лиц из числа руководства ИУ;
- проведение среди осужденных разъяснительной работы по соблюдению требований режима, правил внутреннего распорядка в учреждении;
- организация трудовой занятости осужденных путем привлечения к этому сторонних организаций;
- предоставление возможности поддержания социальных связей путем расширения способов общения осужденных и родственников посредством телекоммуникационных технологий;
- расширение практики наказания осужденных штрафом за совершение противоправных действий.
Таким образом, выработка определенных мер по предупреждению пенитенциарной преступности позволит в значительной мере снизить количество совершаемых преступлений в ИУ, а введение новых подходов в индивидуальной профилактике и трудоустройстве осужденных будет способствовать ресоциализации осужденных.
Библиографический список 1 11
1. Абельцев, С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М., 2000.
2. Антонян, Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. - Ереван, 1987.
3. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях. - М. : Стелс, 1995.
4. Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС : сб. науч. тр. / Академия права и управления Минюста России. - Рязань, 2001.
5. Кларк, Р. Преступность в США. - М., 1975.
6. Курсом укрепления правопорядка и законности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2008. - № 9.
7. Михлин, А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. - Фрунзе, 1980.
8. Расторопов, С.В. Борьба с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью граждан в исправительных колониях. - М. ; Рязань, 2000.
9. Стурова, М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретикопедагогический и организационный аспекты) : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. - М., 1991.
10. Хохрин, С.А. Опыт государственно-частного партнерства УФСИН России по Республике Коми : аналит. обзор. / С.А. Хохрин, С.Н. Смирнов. - Рязань : Академия ФСИН России, 2014.
11. Tard, G. La cpiminalite compare. - Paris, 1886.