CM
Ol
Z
О)
о о
CM
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d я
ü <
ü S I
н
о ф
со
Рассмотренные отличия не являются исчерпывающими. Таким образом, несмотря на внешнее сходство и процессуальную близость, различия между судеб-но-бухгалтерской экспертизой, документальной ревизией, аудиторской или налоговой проверками достаточно существенны.
При проведении сравнительного анализа рассматриваемых видов контроля нельзя не остановиться на имеющихся сходствах:
• единообразие при использовании источников информации, сходство этих источников;
• используемые методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры;
• обоснование своих выводов на документально достоверных доказательствах;
• конкретность и общая база в определении размеров убытков, потерь и недостач;
• итоговые документы являются источником доказательств;
• контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными спе-
циалистами в области бухгалтерского и налогового учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности;
• могут назначаться и проводиться по постановлению правоохранительных органов;
• выявленные недостатки и нарушения имеют одинаковую адресность в части материальной и юридической ответственности.
В контексте проводимых нами исследований нельзя не затронуть вопрос о принципиальном различии обычной документальной ревизии, проводимой в организациях в плановом порядке или по поручению вышестоящего руководства, и ревизии, которая проводится по поручению правоохранительных органов. Указанные различия могут иметь место практически по всем вышеназванным критериям. Анализируя результаты такого сопоставления, можно прийти к выводу, что документальная ревизия по требованию правоохранительных органов по ряду критериев имеет бьльшее сходство с судебно-бухгалтерской экспертизой, чем обычная документальная ревизия.
Организационные аспекты обеспечения
экономической безопасности регионального
лесопользования
Макар С.В.*
It is told in the actual article about organizational aspects of economical safety provision of regional wood exploitation in the frame of conception with reference to the forest husbandry development in Russia reckoning a planned passage to the integrated transaction offorest and hunting husbandry.
Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится опасным. Формируемая в настоящий момент ситуация такова, что теперь общество вынуждено приспосабливаться к природе полностью за счет кардинального изменения своего отношения к ней. К сожалению, в мире пока нет политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны. Многие эколого-эконо-мические проблемы сейчас перешагнули рамки региональных (национальных) границ и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объедине-
ние усилий всех стран мирового сообщества. Необходимо выработать согласованные позиции в вопросах эффективной эксплуатации природных объектов.
Лес представляет собой совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. По данным ООН всего четыре страны мира владеют половиной площади мировых лесов1. В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию
Доцент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, к.г.н., доцент.
на 1 января 2002 г составляла 1,2 млрд га (69 % территории страны), запасы древесины в лесах - 82 млрд м3 (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины составляет более 500 млн м3.
Однако, несмотря на огромные площади лесов, Российскую Федерацию нельзя считать неисчерпаемой лесной кладовой. Большая часть лесов расположена в бореальной зоне, что обусловливает низкую производительность насаждений. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощен в результате концентрированных рубок в середине ХХ в. и еще полностью не восстановился. Развитие лесопользования в отдаленных районах требует больших капитальных затрат, что экономически не всегда оправдано.
Принятая Правительством Российской Федерации «Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 гг.» четко определила главную цель развития лесного хозяйства -создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, т. е. соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия. Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 -2010 гг. в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по его реализации на 2007 - 2010 гг.
Основным термином для нового лесного законодательства становится понятие «лес». В ст. 5 Лесного кодекса РФ определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия, что лес - это экологическая система или природные ресурсы. Такое понимание леса сложилось не сразу и имеет длительную историю развития.
До XVII в. лес рассматривался, в том числе в Соборном уложении Алексея Михайловича, прежде всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов врагов. В XVIII в. при Петре I и Екатерине II лесу придавалось значение корабель-
ного материала, условие строительства российского флота. В XIX и XX вв. учреждаются и функционируют государственные органы управления лесом, который становится средством извлечения прибыли и получает государственную лесную охрану.
Предлагаемое в Лесном кодексе РФ понятие «лес» не противоречит давнему научному и правовому представлению о нем как о единстве земли, лесной и другой растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 1) содержит определение терминов, имеющих значение для Лесного кодекса РФ:
• естественная экологическая система;
• объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
• природные ресурсы;
• компоненты природной среды, природные объекты и природно-антро-погенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; природная среда, природа - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
В ст. 1 даны также определения окружающей среды, природного объекта, природно-антропогенного объекта, природного комплекса, благоприятной окружающей среды и др. При всей неоднозначности формулировок определений указанных терминов, будучи закрепленными в федеральном законе, они приобретают нормативное, обязательное для применения толкование. Понимание леса как природного объекта подчеркивает его не только биологическую, но и правовую неразрывную связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством. С этим связаны изменения, внесенные Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в
сч
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СМ
Ol
Z
О)
о о см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
действие Лесного кодекса Российской Федерации» в ст. 130 и другие статьи Гражданского кодекса РФ: леса и многолетние насаждения исключены из перечня недвижимости и иного имущества, прочно связанного с землей. В ст. 6 («Земли, на которых располагаются леса») Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Подразделение земель на категории по целевому назначению, отнесение их к категориям, перевод из одной категории в другую и определение земель лесного фонда предусмотрены в ст.ст. 7, 8 и 101 Земельного кодекса РФ и в ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Правовой режим и назначение категорий земель установлены в гл. XIV - XVIII Земельного кодекса РФ, к ним относятся земли:
• сельскохозяйственного назначения;
• населенных пунктов;
• промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
• особо охраняемых территорий и объектов;
• лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса»3.
Новый Лесной кодекс РФ «привязывает» леса к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охрана лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, этих земель, которые согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ рассматриваются как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.
Значение леса в жизнедеятельности человечества огромно, он:
• является основным поставщиком кислорода на планете;
• регулирует водный режим рек и других водоемов;
• смягчает влияние засух и суховеев;
• защищает почвы от водной и ветровой эрозий и т. д.
Лесной фонд Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом РФ образуют земли лесного фонда, покрытые и не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), а также леса, расположенные на землях других категорий и землях населенных пунктов (поселений). Лесной фонд РФ относится к федеральной государственной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным путем на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную функции.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства. Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном кодексе РФ предусмотрено платное пользование лесным фондом. Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.
Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда Российской Федерации. Его составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также непокрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и др.), и нелесные земли (болота, пески, дороги и др.). Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, а именно: за-
щитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог, а также каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках. На данную растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляется в интересах как населения, проживающего на соответствующих территориях, так и всех граждан России. Границы лесного фонда не являются неизменными. Территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей. Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей лесной древесной растительностью, с одной стороны, и землей - с другой.
Государственное регулирование эко-лого-правового режима лесопользования -это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов. Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.
Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, ох-
раны и защиты лесов осуществляется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными органами. Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Министерство природных ресурсов РФ (Департамент лесного хозяйства) и его территориальные органы. К ним относятся: органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов. Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для него Положением. Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.
В Лесном кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений. Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере. Лесной кодекс РФ не содержит определения лесных правоотношений. В нем также отсутствует обычная для основных федеральных законов норма о недопустимости противоречия других нормативных правовых актов в части регулирования лесных отношений. Можно предположить, что это подразумевается само собой.
Исходя из смысла Кодекса, под объектами лесных правоотношений можно понимать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, а также права пользования ими. Включение их в гражданский экономический оборот направлено на привлечение инвестиций в лесной сектор экономики, расширение налогооблагаемой базы, демонополизацию прав пользования и собственности, создание конкуренции и преодоление коррупции.
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Разумеется, дальнейшая административная и судебная
сч
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
практика покажет, в какой мере законодателю удалось разделить и совместить регулирование пользования, владения и распоряжения лесами в зависимости от предмета и метода регулирования. В ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Участниками лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ, как и ранее, названы Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Зарубежный опыт свидетельствует, что процесс предоставления лесов в аренду должен определяться преимущественно государственными органами, которые публикуют информацию о предоставляемой территории, конкретных условиях договора, правах и обязанностях сторон, последствиях их неисполнения. Во избежание спекуляций и коррупции зарубежные авторы рекомендуют устанавливать публичные открытые критерии отбора претендентов, к которым можно отнести компетентность и профессионализм, наличие производственных мощностей для лесозаготовок и переработки древесины. Критерии отбора претендентов не должны исключать и состязательность участников малого предпринимательства. Хотя указанные договоры заключаются обычно для производства древесины, в них можно включать экологические и социальные требования и стимулы, учитывать выгоды местного населения, являющегося и потребителем, и производителем лесных ресурсов и продуктов.
Основными функциями регулирования эколого-правового режима лесопользования являются: государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании.
Серьезной проблемой лесного хозяйства остаются нелегальные рубки. Они сосредоточены в основном на территориях, имеющих особо ценные древесные породы и находящиеся вблизи транспортных путей и рынков сбыта, и носят фраг-
ментарно-дисперсный характер. Основ ной объем незаконных рубок леса при ходится на приграничные регионы Дальневосточный, Северо-Западный и Сибирский. В 2004 г. объем незаконных рубок в этих регионах составил 459,1 тыс. м3, или 62,8% общего объема незаконных рубок по России. Общая сумма ущерба лесному хозяйству составила 3,5 млрд руб. или 60% общей суммы ущерба от незаконных рубок по России. По другим данным объем незаконных порубок леса в 2005 г. в целом по России составил 742 тыс. м3, увеличившись за десятилетие в 2 раза4.
Лес заготавливается без выписки лесорубочного билета или лесорубочный билет выписывается на одну делянку, а заготовки производятся на совершенно другой с более ценными породами деревьев. Затем лес транспортируется на перевалочный пункт, а зачастую прямо в порт, откуда без уплаты таможенных пошлин идет за границу. Незаконную заготовку древесины осуществляют бригады, оснащенные самой современной техникой и средствами связи. Это позволяет им производить рубку и вывозить лес в кратчайшие сроки. Часто дело доходит и до нападения на лесников. Основной причиной увеличения числа случаев незаконных лесозаготовок является безнаказанность нарушителей. Когда лес вырубается или экспортируется нелегально, то государство теряет определенную часть платежей за пользование лесным фондом и экспортных пошлин. Обычно нелегальная рубка и экспорт связаны между собой, поскольку таможенная служба должна выяснять происхождение экспортируемого леса. Нелегально срубленный лес очень трудно будет легально экспортировать.
В настоящее время страны «восьмерки», совокупно с Китаем, ежегодно потребляют, перерабатывают и реэкспортируют около 2/3 мирового торгового оборота древесины, целлюлозы, бумаги, мебели и т. п., что, по оценкам экспертов, эквивалентно 609 млн м3 круглого леса. При этом только 1% древесины (около 9 млн м3) поступает из лесов, в отношении которых выдаются экологические сертификаты, согласно которым можно быть уверенным, что в этих лесах ведение лесного хозяйства соответствует современным представлениям об экосистемном управлении лесами5.
Проблема незаконных лесозаготовок была особо обозначена на уровне прави-
тельств — в связи с подготовленным «Планом действий по лесам стран «большой восьмерки». Эксперты по лесам стран «восьмерки» подробно и откровенно обсуждали эту проблему. Было установлено, что практически во всех странах — членах «восьмерки» имеют место факты незаконных лесозаготовок в небольших размерах в государственных лесах, когда срубленная древесина используется не для продажи, а для местного использования на уровне дружеских или общинных услуг. Поэтому эксперты сошлись во мнении, что незаконные лесозаготовки внутри страны — это внутреннее дело страны. Но международная торговля незаконно заготовленной древесиной — это уже международный криминал. Для борьбы с этим видом преступлений было предложено использовать «Конвенцию по борьбе со взятками международных чиновников в международных деловых операциях», принятую странами OECD (Организации экономической кооперации и развития) в декабре 1997 г.
Эксперты Российского представительства Всемирного фонда дикой природы оценивают долю нелегальных рубок на Дальнем Востоке в 30% от общего объема рубок. Всемирный фонд дикой природы также считает, что в целом по России доля нелегальных рубок составляет 12%6. Экологическая организация Гринпис оценивает годовой объем нелегальных рубок в 21 млн м3, т. е. в 15 - 20% от общего объема заготовок, причем около половины нелегальных рубок происходит на Дальнем Востоке7. Значительная часть нелегальных рубок - это фактически санитарные рубки8, производимые лесхозами, как мы объясняли выше.
В отношении экспорта леса возможен целый ряд злоупотреблений, в том числе уклонение от таможенного оформления, подкуп таможенных чиновников, неправильное указание количества и качества лесоматериалов и т. д. Самая верхняя оценка масштабов нелегального экспорта показывает, что реальные объемы экспорта леса вдвое превышают официальные данные9.
Большую пользу в противодействии нелегальным лесозаготовкам начала приносить созданная в 2005 г. система оперативного мониторинга незаконных рубок с помощью космической и аэрофотосъемки. Система дистанционного контроля, разработанная специалистами Федерального агентства лесного хозяйства, позволяет отслеживать незаконную заготовку
древесины на главном этапе контроля над вырубками - лесосеке. Космическая съемка территории со спутников определяет приоритетные районы для детальной аэрофотосъемки. Снимки, сделанные с самолетов, после сверки с выданными лесорубочными билетами являются официальным документом для предъявления нарушителям претензий в суде.
На сегодняшний день в России уже созданы 5 центров дистанционного контроля, которые способны в любой момент провести аэрофотосъемку и дешифрирование снимков. Такие центры базируются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и Владивостоке. Если в 2005 г. мониторинг охватывал половину, то в 2006 г. - всю территорию интенсивного лесопользования России -101 млн га, на которых работают более 30 тыс. лесозаготовителей.
Система космического контроля, в которой полностью исключен человеческий фактор, уже приносит заметный экономический эффект. В частности, по итогам первого этапа мониторинга в марте 2005 г. неустойки на общую сумму 189,2 млн руб. были вменены арендаторам леса в Красноярском крае и Иркутской области за многочисленные нарушения в организации лесопользования. Таким образом, новый способ по эффективности превышает наземный метод контроля в 6 раз, а сумма неустоек и штрафов возросла в 9 раз.
Накопленные данные позволяют констатировать, что традиционные самовольные рубки леса в России незаметно превратились в коммерческие незаконные лесозаготовки, ставшие новым фактором лесного рынка и лесной политики. Торговля незаконно заготовленной древесиной расширяется, включая экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Содержанием незаконного оборота древесины и всей системы нелегальных лесозаготовок в России стало не примитивное воровство, а более масштабный и, по сути своей, криминальный бизнес, в основе которого лежат вполне законные коммерческие рубки, проводимые лесозаготовительными компаниями на базе полного комплекта разрешительной документации. Но, при отсутствии эффективного государственного контроля, объем и качество вырубаемой древесины могут существенно отличаться от указанных в лесорубочных билетах (включая рубки леса за пределами установленных лесосек и рубки в пределах особо охраняемых природных территорий).
см
Ol
О) О О СМ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Литература и примечания
1. Россия (22%), Бразилия (16%), Канада (7%), США (6%). В отношении лесов бореальной и умеренной зон Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов. На одного жителя Российской Федерации приходится около 600 м3 древесины на корню, что значительно больше, чем в любой другой стране мира.
2. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 69-р) (в ред. распоряжения Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 1305-р).
3. Комментарий к Земельному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. — М.: Проспект, 2007.
4. Нелегальный оборот древесины и методы борьбы с ним в РФ //Спец. выпуск брошюры МПР РФ, 2005.
5. Forest.ru — все о российских лесах: http: //www.forest.ru/sustainable_ forestry//what_is.
6. Незаконные рубки и торговля лесом на Дальнем Востоке. — М.: Российское Представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF — World Wide Fund for Nature), 2000.
7. Medetsky A. 2000. — Russia: Illegal Logging. Associated Press (May 7).
8. Санитарные рубки нельзя называть нелегальными, поскольку древесина, получаемая от этих рубок, образует собственные средства лесничеств, учитываемые в доходах органов управления лесным хозяйством. Нелегальной деятельностью вероятно можно признавать лишь ту, продукция которой не учитывается государственной статистикой и уходит от налогообложения.
9. Боске Б. Экологизация налоговой системы России / Всемирный фонд дикой природы (WWF — World Wide Fund for Nature). — М.: Российское Представительство WWF, 2000. С. 79.
Механизмы контроля на мировом
финансовом рынке
Муллахметов Х.Ш. *
There is the analysis here of the global financial control mechanism adjusted by western and international organizations. Its purpose is to hold further the dominating position of high-developed countries in the word financial system and their profit derivation from their competitive advantages.
По данным исследования, проведенного в 2001 г. известной консалтинговой фирмой «МсЮшеу&Со», хорошее корпоративное управление является существенным нематериальным активом компаний. Институциональные инвесторы заявили о готовности платить премию за акции компаний с хорошим корпоративным управлением. Цена премий варьируется от 12 до 14% для американских и западноевропейских компаний и до 30% для компаний стран Восточной Европы и России. Подобное премирование, во-первых, стимулирует таким образом развитие корпоративного управления, в первую очередь в странах, находящихся по уровню интеграции в мировых бизнес-процессах на начальной стадии; во-вторых, отражает оценку уровня корпоративного управления и заинтересованность институциональных инвесторов на различных рынках.
Какие факторы влияют на развитие корпоративного управления в России, начиная с 90-х гг. ХХ столетия?
Фактор первый. В ведущих странах Запада в результате длительного экономического роста, развития новых технологий управления и производства и, не в
последнюю очередь, благодаря существующей инфраструктуре финансового рынка, образовался громадный избыток капитала, для которого на существующих рынках не находится эффективного применения. При этом в структуре капитала стала преобладать доля, принадлежащая инвестиционным институтам.
Фактор второй. Вследствие этого значительно повысилась активность инвестиционных институтов на нетрадиционных для них рынках в странах Восточной Европы и России. Расширяя свою деятельность, портфельные инвесторы стремятся разработать механизмы защиты своих вложений. Неслучайно, что именно они стали инициаторами разработки ряда документов, появившихся в 90-х гг., которые определили основные принципы корпоративного управления и составили так называемую «передовую практику корпоративного управления». Эти принципы направлены на обеспечение благоприятных условий для инвесторов и, в первую очередь, на защиту портфельных инвесторов.
Фактор третий. Ведущие российские компании, вступая в глобальную конкуренцию, уже не только на мировых, но и на российских рынках, для сохранения до-
Председатель Комитета корпоративного контроля ОАО «КАМАЗ», кандидат экономических наук, заслуженный экономист Республики Татарстан.