10. Постановление Президиум ЦИК СССР от 03.02.1930 «Об утверждении Основных положений об организации сельских советов в Союзе ССР» // Собрание законодательства СССР. 1930. № 16. Ст. 172.
11. Постановление ЦИК СССР N 46, СНК СССР N 466 от 13.10.1930 «Об утверждении Основных положений о районных съездах советов и районных исполнительных комитетах» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1930. 20 октября.
12. Постановление ВЦИК от 01.01.1931 "Об утверждении Положения о сельских советах РСФСР" // Собрание узаконений РСФСР. 1931. № 11. Ст. 142.
13. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.И. Скуратова. М.: Издат. Статут, 2013. С. 38.
14. Постановление ВЦИК от 01.01.1931 "Об утверждении Положения о районных съездах советов и районных исполнительных комитетах" // Собрание узаконений РСФСР. 1931. № 11. Ст. 143.
References and Sources
1. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossijskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1918. № 51. № 582.
2. Tolstaya A.I. Istoriya gosudarstv ai prava Rossii. M.: Izdat. YUsticinform, 2010. S. 144.
3. Smirnova V.V. K voprosu o razvitii pravovyh osnov rossijskogo federalizma i problemy upravleniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2014. №11. S. 1142 - 1153.
4. Smolencev M.B. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo Rossijskoj Federacii. M., 2006. S. 262.
5. Osnovnoj Zakon (Konstituciya) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyat CIK SSSR 06.07.1923 i v okonchatel'noj redakcii utverzhdena Vtorym s"ezdom Sovetov Soyuza SSR ot 31.01. 1924 g.) // Sistematicheskoe sobranie dejstvuyushchih zakonov SSSR. Kn. pervaya. M., 1926.
6. Postanovlenie XII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 11.05.1925 «Ob utverzhdenii teksta Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» (vmeste s «Konstituciej (Osnovnym Zakonom) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki») // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1925. № 30. St. 218.
7. Dekret VCIK ot 25.10.1926 «O vnesenii v Polozhenie o gorodskih sovetah izmenenij dlya Avtonomnoj Kazakskoj S.S.R.» // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1926. № 71. St. 563.
8. Dekret VCIK ot 15.06.1925 g. «O pereimenovanii Kirgizskoj Avtonomnoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki v Kazakskuyu Avtonomnuyu Sovetskuyu Socialisticheskuyu Respubliku» // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1925. № 43. St. 321.
9. Postanovlenie VCIK ot 16.10.1924 «Ob utverzhdenii Polozheniya o sel'skih sovetah» // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1924. № 82. St. 827.
10. Postanovlenie Prezidium CIK SSSR ot 03.02.1930 «Ob utverzhdenii Osnovnyh polozhenij ob organizacii sel'skih sovetov v Soyuze SSR» // Sobranie zakonodatel'stva SSSR. 1930. № 16. St. 172.
11. Postanovlenie CIK SSSR N 46, SNK SSSR N 466 ot 13.10.1930 «Ob utverzhdenii Osnovnyh polozhenij o rajonnyh s"ezdah sovetov i rajonnyh ispolnitel'nyh komitetah» // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1930. 20 oktyabrya.
12. Postanovlenie VCIK ot 01.01.1931 "Ob utverzhdenii Polozheniya o sel'skih sovetah RSFSR" // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1931. № 11. St. 142.
13. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Doktrinal'nyj kommentarij (postatejnyj)/ Pod red. Y.I.Skuratova. M.: Izdat. Statut, 2013. S. 38.
14. Postanovlenie VCIK ot 01.01.1931 "Ob utverzhdenii Polozheniya o rajonnyh s"ezdah sovetov i rajonnyh ispolnitel'nyh komitetah" // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1931. № 11. St. 143.
УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.
ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.
UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia, (kiap_krdu@mvd.ru)
EFRIRYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)
УДК 341.215.1:348(477) «199/200»
ЯСЕНИЦКИЙ В.М. (ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ) ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Ключевые слова: архиепархия, верховный архиепископ, епархия, епархиальная курия, епархиальный епископ, епархиальный собор, епархиальный совет по экономическим делам, пастырский совет, пресвитерский совет, протопресвитерство, Синод епископов, Украинская Греко-Католическая Церковь, экономический совет.
Статья посвящена церковно-каноническому устройству Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), сложившемуся в конце XX - начале XXI вв. Рассмотрены важнейшие нормы партикулярного права УГКЦ, которые раскрывают особенности приходской, благочиннической, епархиальной и общецерковной организации. Показано, что систему органов епархиального управления образуют: а) епархиальный епископ, б) Епархиальный собор, в) Пресвитерский совет, г) епархиальные комиссии, д) Епархиальная курия, е) епархиальный совет по экономическим делам.
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY V. M.)
ORGANIZATIONAL ARRANGEMENT OF THE UKRAINIAN GRECO-CATHOLIC CHURCH AT THE END OF THE XX - BEGINNING OF THE XXI CENTURY
Keywords: archdiocese, supreme archbishop, diocese, diocese curia, diocesan bishop, diocesan council, diocesan council on economic affairs, pastoral council, presbyterial council, protopresbytery, Synod of Bishops, Ukrainian Greek-Catholic Church, economic council.
The article is devoted to the church-canonical structure of the Ukrainian Greek-Catholic Church (UGCC) in the late XX - early XXI centuries. It viewed the most important norms of the UGCC particular law, that disclosed the features of parochial, blessed, diocesan and general-church organisation. It is shown that the system of organs of the diocesan management form: a) a diocesan bishop, b) a diocesan council, c) a presbytery council, d) diocesan commissions, e) a diocesan curia, e) a diocesan council on economic affairs.
Организационное возрождение УГКЦ в первое постсоветское десятилетие сопровождалось выстраиванием в единое целое греко-католических канонических структур галицкой традиции. Как известно, с 1930-х гг. за Галицкой греко-католической митрополией утвердилось наименование «Украинская Католическая Церковь», под которой традиционно рассматривалась одна из церковных юрисдикций славяно-византийского обряда Римско-Католической Церкви [1]. В 1992 г. Синодом епископов было утверждено современное наименование «Украинская Греко-Католическая Церковь». В 1994 г. Синод обратился с просьбой к Папе Римскому утвердить за юрисдикцией статус Киево-Галицкого Патриархата. На этом же Синоде обсуждалась и проблема канонической территории. Было объявлено, что она распространяется на греко-католиков по всей территории Украины [2, с.112].
Исследователь В. И. Петрушко справедливо отмечал некоторые странности структуры УГКЦ 1990-х гг. «Титул предстоятеля кардинала Мирослава Любачивского звучит «Верховный архиепископ Львова, митрополит Галицкий, епископ Каменец-Подольский». Действует постоянный Синод УГКЦ, в состав которого входят митрополит Перемышльско-Варшавский Иоанн (Мартыняк), епископ Ивано-Франковский Софроний (Дмитренко), экзарх Франции, Швейцарии и стран Бенилюкса Михаил (Гричишин) и епископ-коадъютор Любомир (Гузак). Периодически собираются архиерейские соборы УГКЦ (архиерейские синоды). Но, ни постоянный и периодически созываемые синоды полномочий не имеют, фактически это не более чем совещательные органы. Впрочем, митрополит тоже не сильно самостоятелен, так ни одна архиерейская хиротония в УГКЦ не может считаться действительной без утверждения Папы» [3, с. 44].
И действительно, к распаду Советского Союза УГКЦ не являлась единым монолитным церковным организмом, и состояла из нескольких митрополий, слабо административно связанных между собой. Если к началу XX в. Галицкая греко-католическая митрополия была ограничена только территорий Королевства Галиции и Лодомерия, то к концу столетия возникла многочисленная украинская диаспора в Западной Европе, Северной Америке и Австралии [4]. В целях духовного окормления украинской греко-католической диаспоры последовательно создавались приходы, епархии и митрополии. В 1948 г. был создан Канадский экзархат, возвышенный в 1958 г. до статуса Виннипегской митрополии, состоящей из пяти епархий: Восточной (Торонто), Западной (Эдмонтон), Нью-Вестминстерской, Саскачеванской и Центральной (Виннипег). В 1958 г. на территории США была образована Филадельфийская митрополия в составе епархий Пармской, Стэмфордской, Филадельфийской, Чикагской. В 1957-1960 гг. создаются экзархаты УГКЦ в Великобритании, Германии и Франции. Позднее на их основе были образованы епархия святого Владимира Великого (Франция), епархия Пресвятого Семейства (Великобритания). В 1971 г. основана Куритибская епархия святого Иоанна Крестителя в Бразилии. В 1982 г. учреждается епархия святых Петра и Павла в Мельбурне (Австралия) [5, с.92].
Кроме того, украинское греко-католическое население в Польше окормляет Перемышльско-Варшавская митрополия, образованная после выделения из состава Перемышльской епархии - новой Вроцлавско-Гданьской, и повышения статуса первой до
митрополии (архиепархии). Тем самым, помимо Львовской митрополии, имелись Перемышльско-Варшавская митрополия в Польше, Виннипегская митрополия в Канаде (5 епархий), Филадельфийская митрополия в США, экзархаты и отдельные епархии в Европе, Латинской Америки и Австралии, находившиеся в прямой юрисдикции Римского Престола [3, с. 44].
После обретения Украиной независимости начинается процесс возрождения греко-католических епархиальных структур на ее территории. Первой фактически вышла из подполье Львовская епархия в декабре 1989 г. За ней последовала Ивано-Франковская (Станиславская) епархия. 20 апреля 1993 г. были созданы Зборовская, Тернопольская и Коломыйско-Черновицкая епархии [5, с.113].
Новосозданная Тернопольская епархия охватывала ряд районов Тернопольской области: Бучачский, Борщевский, Гусятинский, Залещицкий, Збаражский, Монастырский, Подволочиский, Теребовлянский, Тернопольский, Чертковский. Зборовская епархия действовала на части территорий Львовской и Тернопольской областей (Бережанский, Зборовский, Кременецкий, Козовский, Лановецкий, Подгаецкий, Шумкий, районы Тернопольской области) [6]. В августе 2000 г. была образована Тернопольско-Зборовская епархия, действующая на севере Тернопольской области [6]. Коломыйско-Черновицкая епархия была выделена из состава Ивано-Франковской епархии, и объединила Черновицкую область и следующие районы Ивано-Франковской области: Верховинский, Городенковский, Коломыйский, Косовский, Надворнянский, Снятинский и Тлумацкий [7, с.202-236]. 12 июля 1993 г. была образована Самборско-Дрогобычская епархия, выделенная из состава Львовской епархии. 21 июля 2000 г. были созданы Бучачская епархия, Сокальско-Жовковская и Стрыйская епархии [5, с. 115]. Бучачская епархия объединила южные районы Тернопольской области: Борщевский, Бучачский, Гусятинский, Монастырский, Подгаецкий, Чертковский [6]. Сокальско-Жовковская епархия стала действовать в южных районах Львовской области: Бродовский, Буский, Каменко-Буский, Жовковский, Радеховский, Сокальский. В состав Стрыйской епархии вошли юго-восточные районы Львовской области: Городоцкий Жидачевский, Николаевский, Перемышлянский, Стрыйский [7, с. 240-310].
Кроме того, УГКЦ перенесла свою деятельность и на территорию собственно православных регионов Украины. 2 апреля 1996 г. Папа Римский Иоанн Павел II благословил создать Киево-Вышгородский экзархат, деятельность которого была распространена на Винницкую, Волынскую, Днепропетровскую, Донецкую, Житомирскую, Запорожскую, Киевскую, Кировоградскую, Луганскую, Николаевскую, Одесскую, Полтавскую, Сумскую, Харьковскую, Херсонскую, Хмельницкую, Черниговскую, Черкасскую области и Автономную Республику Крым с городом Севастополь [8, с.40].
В ноябре 1996 г. назначается апостольский визитатор в сане епископа в Казахстан и Среднюю Азию [2, с.43]. В следующем 1997 г. был создан Средне-Азиатский экзархат УГКЦ [8, с.42].
Канонические основы современного устройства Украинской Греко-Католической Церкви были заложены Кодексом канонов восточных церквей (ККВЦ), утвержденным 18 октября 1990 г. На основании практики применения указанных канонических норм сложилось партикулярное право УГКЦ [9].
Кодексом канонов восточных церквей УГКЦ отнесена к католическим юрисдикциям возглавляемым верховными архиепископами, приравниваемыми к патриаршему достоинству, и обладающими правами первоиерарха (примаса). Правом избрания кандидатов при замещении вакансии верховного архиепископа наделяется Синод епископов -архиерейский собор УГКЦ, с последующим утверждением факта избрания Папой Римским. Примечательно, что установлен возрастной ценз для кандидата на должность верховного архиепископа: он должен быть не моложе 40 лет и не менее 10 лет находиться в сане пресвитера (Кан. 65 ККВЦ). Кроме того, прописывается, что избранию подлежит не только священнослужитель в архиерейском достоинстве, но и в пресвитерском сане (Кан. 65, § 2 ККВЦ). Для избрания нового первоиерарха Синод епископов УГКЦ созывается в течение
двух месяцев со дня освобождения престола верховного архиепископа (кан. 70 ККВЦ). При проведении выборов председательствует на Синоде епископов по должности архиепископ и митрополит Львовский (кан. 71, § 1 ККВЦ) [9, с.7].
Избранным на должность верховного архиепископа считается тот, кто получил 2/3 голосов. Установлен достаточно сложный порядок повторного голосования. Если никто не получил нужного количества голосов в 12 голосованиях, тогда в следующих трех голосованиях для избрания требуется абсолютное большинство; если и эти три голосования будут безрезультатными, тогда проводится следующее голосование по выбору между двумя кандидатами, которые в последний раз получили наибольшее число голосов. Из них избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство (кан. 72, §§ 1, 183, § 3-4 ККВЦ). Если в ходе голосования за кандидатов было дано равное количество голосов, выбор решаться в пользу того, кто старше по священнической хиротонии. Если ни у кого из них нет преимущества по этому критерию, то избирается тот, кто старше по возрасту (кан. 183, § 4 ККВЦ) [9, с.8].
Относительно полномочий верховного архиепископа УГКЦ следует отметить: 1) осуществление пастырской визитации епархий и экзархатов не менее одного раза в пять лет (кан. 86, § 1 ККВЦ); 2) право рукоположения всех епископов юрисдикции верховного архиепископа (кан. 9 (кан. 89, § 2 ККВЦ); 3) обязательное совершение Божественной литургии каждое воскресенье, в храмовый праздник кафедрального собора и в двунадесятые праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Богоявления Господа Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесения Господа Иисуса Христа, День Святого Духа, Преображение Господа Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы) (кан. 94 ККВЦ); 4) обнародование постановлений, принятых Синодом епископов (кан. 111, § 1 ККВЦ); 5) право приглашения на заседания Синода епископов других иерархов, не являющихся его членами в качестве экспертов по различным вопросам с правом совещательного голоса (кан. 102, § 3 ККВЦ) [9, с.8-9].
Вместе с тем, при осуществлении своих полномочий верховный архиепископ опирается на Синод епископов УГКЦ, формирующийся из всех архиереев его юрисдикции, наделенных правом решающего голоса. При этом в финансовых делах решающий голос имеют только епархиальные архиереи (кан. 102, § 3 ККВЦ). Синод созывается ежегодно в установленное время (кан. 107, § 1 ККВЦ). Каждое заседание является каноническим если на нем присутствовали 2/3 епископов, имеющих право голоса (кан. 107, § 1 ККВЦ). Решение Синода является законным, если оно принято большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то решающим является слово председателя, которым является по должности верховный архиепископ (кан. 72, 149, 183, § 3-4 ККВЦ). Постановления, принятые Синодом епископов, вступают в силу через два месяца со дня их опубликования. Выше уже говорилось, что члены Синода епископов УГКЦ обладают правом выдвижения кандидатов на замещение архиерейских вакансий (кан. 182, § 1 ККВЦ) [9, с.9-10]. Члены Синода обладают правом избрания кандидатов при архиерейских вакансиях, с последующим утверждением избрания Римским Папой (кан. 182, § 1 ККВЦ) [9, с.11]. Как видим, полномочия Синода епископов регламентированы только по вопросам замещения архиерейских вакансий, множество других направлений деятельности не прописаны.
В Кодексе систематизированы полномочия епархиальных архиереев УГКЦ. Епархиальный епископ обязан совершать Божественную литургию еженедельно, в храмовый праздник кафедрального собора и в двунадесятые праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Богоявления Господа Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесения Господа Иисуса Христа, День Святого Духа, Преображение Господа Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы) (кан. 204, § 3 ККВЦ). Он обязан следить за
тем, чтобы в епархиальном соборе и приходских церквях совершалось уставное богослужение (кан. 199, § 2 ККВЦ). Во дни больших праздников, а именно: Пасхи, Сошествия Святого Духа, Рождества Господа Иисуса Христа, Богоявления Господа Иисуса Христа, храмовый праздник кафедрального собора, - епархиальный епископ не должен отлучаться из своей епархии, разве что по очень уважительной причине (кан. 204, § 3 ККВЦ) [9, с.13-14].
Систему органов епархиального управления образуют: а) епархиальный епископ, б) Епархиальный собор, в) Пресвитерский совет, г) епархиальные комиссии, д) Епархиальная курия, е) епархиальный совет по экономическим делам. Епархиальный собор, обдающий распорядительными полномочиями, формируется из руководителей епархиальных отделов, представителей пастырских светов благочиний (кан. 238, § 1 ККВЦ). Состав совета по экономическим делам назначается епархиальным архиереем (кан. 263, § 1 ККВЦ). В Пресвитерский совет епархии по должности входят высшие должностные лица епархии (ректор семинарии, канцлер, епархиальный эконом, и др.). От каждой группы в 10 священников может избираться один представитель (кан. 266 ККВЦ). Управление благочинническими округами УГКЦ (протопресвитерства) осуществляет протопресвитер, назначаемый епархиальным архиереем сроком на три года, с возможностью повторного переназначения (кан. 277, § 1 ККВЦ). К его полномочиям отнесено: созыв ежемесячных совещаний духовенства благочиния; председательство на этих совещаниях; составление отчетов о состоянии дел в округе; введение новоназначенных клириков на приходы; сбор пожертвований и передача средств (кан. 278, § 1 ККВЦ) [9, с.14-15].
Управление приходом осуществляет настоятель, назначаемый епархиальным архиереем сроком на пять лет (кан. 284 ККВЦ). Настоятелем может быть назначен монашествующий, но только после согласования с епископом и подбора подходящего кандидата (кан. 284 ККВЦ). Настоятель обязан совершать Божественную литургию еженедельно и в двунадесятые праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Богоявления Господа Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесения Господа Иисуса Христа, День Святого Духа, Преображение Господа Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы) (кан. 294, § 3 ККВЦ). Управление общиной настоятель получает на основании канонического назначения, однако, может его осуществлять только после канонического принятия данного прихода, согласно предписаниям партикулярного правила (кан. 288 ККВЦ). Помощь настоятелю в исполнении обязанностей оказывает Пастырский и экономический советы (кан. 295 ККВЦ). По достижению 75-летнего возраста настоятель освобождается от обязанностей. Епархиальный архиерей обязан обеспечить ему достойное материальное содержание (кан. 297, § 2 ККВЦ) [9, с.16-18].
Итак, в 1990-х гг. начинается институционное возрождение Украинской Греко-Католической Церкви на территории ее колыбели - Западной Украине. Можно выделить два основных этапа возрождения УГКЦ: 1) в 1989-1996 гг. воссоздаются епархиальные структуры на территории собственно Галиции и Буковины, сопровождающиеся интенсивным ростом количества приходских общин; 2) в 1996-2000 гг. деятельность УГКЦ переносится на собственно православные области Волыни, Побужья, Подолья, Полесья, Причерноморья Слобожанщины, что выразилось в учреждении Киево-Вышгородского экзархата. Кроме того, нельзя не отметить, что в административном отношении УГКЦ скорее представляла из себя конгломерат нескольких митрополий и отдельных епархий, слабо связанных между собой. Определенные формы взаимодействия этих канонических структур были прописаны в Кодексе канонов восточных церквей, ставшего основой функционирования УГКЦ.
Литература и источники
1. Из жизни Украинской Католической Церкви // СССР: внутренние противоречия. Б. м.: Chalidze publication, 1982. С. 87.
2. Петрушко В.И. Сепаратистские тенденции и их роль в расширении экспансии католицизма на Украине // Единство церкви: Богословская конференция. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996.
3. Петрушко В.И. Украинская греко-католическая церковь: современное состояние // VII Ежегодная богословская конференция, 30 января - 1 февраля 1997 г. М.: ПСТБИ, 1997.
4. Григоренко А. Уния в истории Украины-Руси // Россия и Европа: опыт соборного анализа. М.: Наследие, 1992. С. 512.
5. Бабинський А. Iсторiя УГКЦ за 90 хвилин. Львiв: Свiчадо,
6. Украина. Юго-Западный район. Т. 22. М., Бизнес-Карта, 1994. С. 70-117.
7. Украина. Юго-Западный район. Т. 21. М., Бизнес-Карта, 1994.
8. Секачев В., диак. Греко-католичество в экуменической перспективе // VII Ежегодная богословская конференция, 30 января - 1 февраля 1997 г. М.: ПСТБИ, 1997. С. 40.
9. Канони партикулярного права УГКЦ [Текст] // Благовюника Верховного Архиепископа Киево-Галицького Украшсько! Греко-КатолицькоГ Церкви 2015 року. Львiв :. Друкарсьш куншти, 2015.
References and Sources
1. Iz zhizni Ukrainskoj Katolicheskoj Cerkvi // SSSR: vnutrennie protivorechiya. B. m.: Chalidze publication, 1982. S. 87.
2. Petrushko V.I. Separatistskie tendencii i ih rol' v rasshirenii ehkspansii katolicizma na Ukraine // Edinstvo cerkvi: Bogoslovskaya konferenciya. M.: Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij Bogoslovskij institut, 1996.
3. Petrushko V.I. Ukrainskaya greko-katolicheskaya cerkov': sovremennoe sostoyanie // VII Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya, 30 yanvarya - 1 fevralya 1997 g. M.: PSTBI, 1997.
4. Grigorenko A. Uniya v istorii Ukrainy-Rusi // Rossiya i Evropa: opyt sobornogo analiza. M.: Nasledie, 1992. S. 512.
5. Babins'kij A. Istoriya UGKC za 90 hvilin. L'viv: Svichado,
6. Ukraina. YUgo-Zapadnyj rajon. T. 22. M., Biznes-Karta, 1994. S. 70-117.
7. Ukraina. YUgo-Zapadnyj rajon. T. 21. M., Biznes-Karta, 1994.
8. Sekachev V., diak. Greko-katolichestvo v ehkumenicheskoj perspektive // VII Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya, 30 yanvarya - 1 fevralya 1997 g. M.: PSTBI, 1997. S. 40.
9. Kanoni partikulyarnogo prava UGKC [Tekst] // Blagovisnika Verhovnogo Arhiepiskopa Kievo-Galic'kogo Ukrains'koi Greko-Katolic'koi ' Cerkvi 2015 roku. L'viv :. Drukars'ki kunshti, 2015.
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ) - кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе, Коломенская духовная семинария (perevitsk@icloud.com)
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY VASILIY MATVEYEVICH) - сandidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna (perevitsk@icloud.com)
УДК 340.12 «189/190»
ДИНАЕВА З.Д.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ ЛИБЕРАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА
Ключевые слова: историография либерального консерватизма, эволюция либерально - консервативной мысли, феномен либерального консерватизма, модернизация общества.
В статье рассматриваются вопросы исследования либерально-консервативного учения возникшего в конце XIX начале XX веков. Выявляются актуальные проблемы генезиса этого учения, с целью трансформации, как оптимальной концепции для модернизации российского общества. Обоснован вывод о том, что проблема государственно-правового устройства России, в свете либерально-консервативного феномена, практически не изучена современными исследователями.
DINAEVA, Z.D.
ACTUAL QUESTIONS OF RESEARCH OF THEORY OF LIBERAL CONSERVATISM OF THE END OF XIX OF BEGINNING OF XX CENTURY
Keywords: historiography of liberal conservatism, evolution liberally - conservative idea, phenomenon of liberal conservatism, modernisation of society.
In the article viewed the questions of research of liberally-conservative study that arising up in the end XIX - beginning of XX centuries. It identified the actual problems of the genesis of this study with the purpose of transformation, as optimal conception for modernisation of Russian society. It substantiated the conclusion that the problem of the statelegal arrangement of Russia, in the light of the liberal-conservative phenomenon, has not been practically studied by modern researchers.