УДК 373.1 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-161 -168
Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности
образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся
Л. Г. Иксанова1, С. Н. Фёдорова2
1ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат», г. Йошкар-Ола 2 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. Деятельность школы как общеобразовательной организации требует полноценного организационного, ресурсного и методического обеспечения для решения задач не только обучения, воспитания и развития обучающихся, но и удовлетворения их языковых прав и этнокультурных потребностей. Обеспечение должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, нормативно-право -вым, санитарно-гигиеническим, социально-бытовым, противопожарным, антитеррористическим, проти-водиверсионным и другим требованиям. ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» обеспечивает всеми необходимыми условиями процесс осуществления образовательной деятельности, в том числе организационным, ресурсным и методическим обеспечением по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Наиболее важной проблемой на данный момент является вопрос обеспечения учебно-методическими и финансово-экономическими ресурсами деятельности образовательной организации в этом направлении. Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная апробация модели организационного, ресурсного и методического обеспечения деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в условиях национальной президентской школы. Материалы и методы. В соответствии с целями и задачами в исследовании использовались теоретические методы (системный анализ проблемы исследования, структурно-функциональный анализ образовательной среды школы, анализ образовательных стандартов, учебных программ, теоретическое обобщение результатов исследования), эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент), статистические методы (методы математической обработки данных). Материалами исследования послужили учебные программы, протоколы педагогических советов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы и другая школьная документация ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» и ГБОУ ДОД РМЭ «Национальная президентская школа искусств». Результаты, обсуждение. На основе данных мониторинга с 2016 г. по 2019 г. по отношению обучающихся, педагогов и родителей к решению задач по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся был сделан вывод о том, что организационное, ресурсное и методическое обеспечение ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» соответствует всем требованиям и является важным показателем перспектив развития школы. Заключение. На современном этапе развития поликультурного общества в условиях функционирования школ с этнокультурным составом особую значимость приобретают вопросы разработки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и бикультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой -на национально-культурные и регионально-этнические традиции. Решение этих вопросов требует разработки и внедрения эффективных механизмов управления педагогическим процессом этнокультурной направленности и полного его организационного, ресурсного и методического обеспечения.
Ключевые слова: образовательная организация, образовательная программа, обучающиеся, языковые права, этнокультурные потребности.
Organizational, resource and methodological support of educational organization activities on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs of students
L. G. Iksanova1, S. N. Fedorova2
1 National Presidential Boarding School, Yoshkar-Ola 2 Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The activity of the school as a General educational organization requires full organizational, resource and methodological support to solve the tasks not only of training, education and development of students,
but also of the satisfaction of their language rights and ethno-cultural needs. Security should be in accordance with Federal state educational standards, normative-legal, sanitary, social, fire-fighting, anti-terrorist, anti-sabotage and other requirements. The National Presidential Boarding School of the Republic of Mari El provides all the necessary conditions for the implementation of educational activities, including organizational, resource and methodological support to satisfy the language rights and ethno-cultural needs of students. The most important problem at the moment is the problem of providing educational and methodological, financial and economic resources to the activities of the educational organization in this direction. Purpose: theoretical development and experimental testing of the model of organizational, resource and methodological support of the educational organization on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs of students in the conditions of the National presidential school. Materials and methods. In accordance with the goals and objectives of the study the following research methods were used: theoretical methods (system analysis of the research problem, structural and functional analysis of school educational environment, analysis of educational standards, curricula, theoretical generalization of research results), empirical methods (observation, conversation, questionnaire, pedagogical experiment), statistical methods (methods of mathematical data processing). The study materials were educational programs, protocols of the pedagogical councils, certificate issuance journals, class journals and other school documentation of the National Presidential Boarding School of the Republic of Mari El and the National Presidential School of Arts. Results, discussion. Based on monitoring data (from 2016 to 2019) of the attitude of students, teachers and parents to the solution of problems of the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs of students, it was concluded that the organizational, resource and methodological support of the National Presidential Boarding School meets all the requirements and is an important indicator of school development prospects. Conclusion. At the present stage of development of multicultural society in the functioning of schools with ethno -cultural composition of particular importance are the issues of development of scientific, methodological and methodical content of General education on ethno-cultural and bicultural basis, based on the one hand, on human values, and on the other - on national-cultural and regional-ethnic traditions. The solution of these issues requires the development and implementation of effective mechanisms of management of the pedagogical process of ethno-cultural orientation and its full organizational, resource and methodological support.
Keywords: educational organization, educational program, students, language rights, ethno-cultural needs.
Деятельность школы как общеобразовательной организации требует полноценного организационного, ресурсного и методического обеспечения для решения задач не только обучения, воспитания и развития обучающихся, но и удовлетворения их языковых прав и этнокультурных потребностей. С этим успешно справляются «образовательные учреждения, которые обеспечивают преемственность поколений в освоении культурного наследия народа, подводят детей к пониманию и принятию этнического мира. Особое место среди общеобразовательных учреждений занимают школы, гимназии, лицеи, которые обеспечивают духовно-нравственное становление личности ребенка, его социальное и культурное самоопределение» [1].
ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» обеспечивает необходимые условия для осуществления образовательной деятельности, в том числе форми-
рует социальную, культурную, спортивную инфраструктуру для обучения, профессиональной деятельности, творческого развития и сохранения здоровья обучающихся, педагогических и других работников Учреждения. Здесь учатся дети не только со всех районов Республики Марий Эл, но и с мест компактного проживания мари разных регионов Российской Федерации (Кировская, Нижегородская, Свердловская области, Пермский край). Причем учатся дети разных национальностей: русские, мари (луговые и горные), татары, армяне, азербайджанцы, чеченцы, и даже есть обучающиеся из Испании, Италии, Канады, Японии и другие. Всего работников в школе - 81, из них совместителей - 8, по национальному составу: 85 % - мари, 15 % - русские. Обучающихся - 307, из них 65 % - мари, 25 % - русские, 10 % - другие. В основном все билингвы, осваивают два языка. Этому помогает «Языковой лагерь», организованный при школе.
Инфраструктура ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» соответствует требованиям ФГОС и реализации принципа защиты и развития национальных культур и региональных традиций. Оснащенность оборудованием учебных кабинетов в соответствии с нормативными требованиями составляет 100 %. Школа имеет 20 учебных кабинетов, которые оснащены ТСО, картинной и предметной наглядностью и различными дидактическими материалами, спортивный и концертный залы, столовую на 130 посадочных мест, библиотеку, музей, химическую и физическую лаборатории, компьютерный класс. Работает информационно-библиотечный центр, методический кабинет. Есть медицинский, стоматологический, процедурный и массажный кабинеты, спортивный зал и спортплощадка, игровая площадка и площадка для прогулок.
Обозначим, как в рамках образовательного процесса удовлетворяются языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, к информационным технологиям, формирование здорового образа жизни, личностное развитие обучающегося и так далее. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает предметы, направленные на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся: «Марийский (государственный) язык» (2 часа в неделю), «Родной язык и литературное чтение» (3 часа в неделю), «История и культура народов Марий Эл» (1 час в неделю).
Есть возможность у обучающихся выбрать себе предметы для изучения и по конфессиональной направленности: при проведении занятий по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется деление класса на подгруппы на основании заявлений родителей (законных представителей). Родители, пожелавшие, чтобы их дети изучали традиционную марийскую религию, по заявлению получают такую возможность через реализацию дополнительной обще-развивающей программы во внеурочное время.
Во внеурочной деятельности для удовлетворения этнокультурных потребностей обучающихся реализуются программы «Национальная музыка», «Национальные танцы», «Национальные виды декоративно-прикладного искусства», «Национальные мотивы в художественном творчестве» и другие. Программы реализуются в рамках договора по сетевому взаимодействию в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», в области изобразительного искусства «Живопись», в области музыкального искусства «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Хоровое пение», в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество», также реализуются интегрированные образовательные программы по следующим предметным областям: музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
Естественно, что успешность реализации всех этих направлений во многом зависит от кадрового потенциала организации. Ибо человеческие ресурсы и эффективное управление человеческими ресурсами являются основой существования, развития и роста, конкурентоспособности и успешной долгосрочной деятельности любой организации [2]. В ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» этому вопросу уделяется особое внимание. Организована методическая работа с молодыми специалистами (они составляют 38,8 %), внедрена система менторства (наставничества). Школа участвует в программе целевой подготовки учителей совместно с ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и является площадкой для проведения педагогической практики будущих учителей музыки, марийского языка и литературы, русского языка и литературы, учителей начальных классов, изобразительного искусства и мировой художественной культуры и другого.
Подготовка собственных публичных выступлений, а также выступлений учащихся, психолого-педагогические и методические семинары, мастер-классы, конкурсы и фестивали педагогического мастерства, конкурсы и фестивали для учащихся, разработка методических рекомендаций, пособий, тестовых и контрольных материалов, открытые уроки, методические сообщения, взаимопосещение уроков, консультации,
участие в конкурсах профессионального мастерства - все это разнообразие форм и методов позволяет каждому педагогу принять участие в методической работе и повышении своего профессионального уровня.
Необходимым условием профессиональной деятельности является самообразование. Каждый педагог определяет актуальную для себя тему по самообразованию, разрабатывает индивидуальный маршрут изучения темы и в течение года работает над нею, с обобщенными результатами выступает на педсоветах («Использование этнокультурных образовательных технологий на уроках», «Этнопедагогизация образовательной деятельности», «Воспитательная работа на основе марийской национальной культуры», «Воспитание детей на основе марийского эпоса», «Этнокультурная составляющая образовательной программы» и др.).
С целью выявления качества деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, в школе проводятся ежегодные мониторинги, в которых принимают участие и педагоги, и родители, и сами обучающиеся. В таблицах 1-3 приведены данные мониторинга с 2016 по 2019 годы.
Таблица 1 / Table 1
Данные мониторинга качества деятельности образовательной организации
по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей (педагоги) / Data of monitoring of quality of the educational organization activity on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs (teachers)
Годы / Years Удовлетворены / Satisfied Частично удовлетворены / Partially satisfied Полностью удовлетворены / Fully satisfied Не удовлетворены / Not satisfied За-труд-няюсь ответить / Not sure Всего/ Total
2016 11 5 12 6 2 36
2017 12 4 16 3 1 36
2018 13 2 20 1 0 36
2019 1 0 35 0 0 36
Таблица 2 / Table 2 Данные мониторинга качества деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей (обучающиеся) / Data of monitoring of quality of the educational organization activity on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs (students)
Годы / Years Удов-летво- Частично Полностью Не удовлет Затрудняюсь Всего/ Total
рены / Satisfied удовлетворены / Partially satisfied удов-летво-рены / Fully satisfied ворены / Not satisfied ответить / Not Sure
2016 47 56 50 26 89 268
2017 90 42 72 16 48 272
2018 118 16 98 10 26 282
2019 261 19 17 0 10 307
Таблица 3 / Table 3 Данные мониторинга качества деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей (родители) / Data of monitoring of quality of the educational organization activity on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs (parents)
Годы / Years Удов-летво- Частично Полностью Не удов- Затрудняюсь Всего/ Total
рены / Satisfied удовлетворены / Partially satisfied удовлетворены / Fully satisfied летво-рены / Not satisfied ответить / Not Sure
2016 24 31 45 36 32 168
2017 64 24 47 23 12 170
2018 103 22 68 4 8 205
2019 81 12 202 2 10 307
Диагностика показывает, что работа в школе по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся имеет положительную динамику. Во многом это объясняется и тем, что школа вместе со своими социальными партнерами создает полноценное этнокультурное пространство, где есть возможность не только получить этнокультурное образование, но и развить творческие способности обучающихся. Выбор модели сетевого взаимодействия образовательных организаций основывается на учете внешних и внутренних ресурсов по обеспечению качественного доступного образования для всех обучающихся [3]. Школа сотрудничает по сетевому
взаимодействию со следующими организациями: ГБОУ ДОД РМЭ «Национальная президентская школа искусств», Марийским государственным театром оперы и балета имени Эрика Сапаева, Марийским театром юного зрителя, Марийским национальным театром драмы имени М. Шкетана, Академическим русским театром драмы имени Георгия Константинова, Республиканским театром кукол, Национальной художественной галереей, Национальным музеем им. Евсеева, Республиканским музеем изобразительных искусств, музеем истории г. Йошкар-Олы, Музеем декоративно-прикладного искусства, Музеем археологии Марийского государственного университета, ОПЦ «Центр русской культуры», ГБУК РМЭ «Республиканский центр марийской культуры», Йошкар-Олинской и Марийской епархией, ГОУ СПО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И. С. Палантая», Йошкар-Олинским художественным училищем, ГБУК РМЭ
«Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна», ГБУК РМЭ «Республиканская юношеская библиотека им. В. Х. Колумба» и другими.
Методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение [7]. Методическое обеспечение деятельности организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся предусматривает и оснащение необходимой учебной литературой соответствующей направленности (табл. 4). Общий фонд школьной библиотеки составляет 14983 экз., из них учебники- 4921, пособия - 2902, учебная литература - 5011 экз., художественная литература - 7015 экз. Обеспеченность дополнительной литературой (нормативно-правовые и справоч-но-библиографические материалы) - 1300 экз. на 100 учащихся, процент обновления фонда учебной литературы ежегодно составляет 20 %.
Таблица 4 / Table 4
Учебные пособия по предметам этнокультурной направленности / Textbooks on subjects of ethno-cultural orientation
Список учебных пособий этнокультурной направленности / List of ethnocultural textbooks
класс / class учебное пособие / textbook авторский коллектив / authors издательство/ publishing house кол-во / q-ty
1 2 3 4 5
Начальное образование
ИКН
2 ИКН Аканаева А. И., Морозова З. И. Марийское книжное издательство 45
3 ИКН Аканаева А. И., Морозова З. И. Марийское книжное издательство 37
Азбука
1 Азбука Дмитриев С. Д., Дмитриева В. М. Марийское книжное издательство 231+712
Марий йылме (государственный)
2 Марий йылме 2 кл. Крылова Г. С., Якимова Э. С. Марийское книжное издательство 91
3 Марий йылме 3 кл. Крылова Г. С. Марийское книжное издательство 36
4 Марий йылме 4 кл. Крылова Г. С. Марийское книжное издательство 23
Марий йылме (луговой родной)
4 Марий йылме 4 кл. Дмитриев С. Д. Марийское книжное издательство 15
Основная школа
ИКН
5 ИКН Москвина Л. П., Петухова Г. Н. Марийское книжное издательство 42
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5
6 ИКН Свечников С. К., Волков С. С. Марийское книжное издательство 48
7 ИКН нет
8 ИКН нет
9 ИКН нет
Марий йылме (государственный)
5 Марий йылме 5 кл. Васенина О. Н., Рябинина Г. А. Марийское книжное издательство 40
6 Марий йылме 6 кл. Васенина О. Н., Рябинина Г. А. Марийское книжное издательство 47
7 Марий йылме 7 кл. Васенина О. Н., Рябинина Г. А Марийское книжное издательство 46
8 Марий йылме 8 кл. Васенина О. Н., Рябинина Г. А Марийское книжное издательство 49
9 Марий йылме 9 кл. Васенина О. Н., Рябинина Г. А Марийское книжное издательство 17
Марий ыйлме (луговой родной)
5 Марий йылме 5 кл. Кузнецов В. В., Кузнецова Н. В. Марийское книжное издательство 15
6 Марий йылме 6 кл. Кузнецов В. В., Кузнецова Н. В. Марийское книжное издательство 26
7 Марий йылме 7 кл. Кузнецов В. В., Кузнецова Н. В. Марийское книжное издательство 28
8 Марий йылме 8 кл. Кузнецов В. В., Кузнецова Н. В. Марийское книжное издательство 12
9 Марий йылме 9 кл. Кузнецов В. В., Кузнецова Н. В. Марийское книжное издательство 18
Марий литератур
5 Марий литератур 5 кл. Иванова Е. М., Воронцова Т. Н. Марийское книжное издательство 38
6 Марий литератур 6 кл. Иванов И. С. Марийское книжное издательство 6
7 Марий литератур 7 кл. Апакаев П. А., Тимиркаев А. Т. Марийское книжное издательство 26
8 Марий литератур 8 кл. Кузнецов В. В., Кузнецова Н. В. Марийское книжное издательство 25
9 Марий литератур 9 кл. Апакаев П. А. Марийское книжное издательство 20
В работе по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся большое внимание уделяется и использованию разнообразных этнокультурных образовательных технологий по изучению этнопсихологических, религиозных особенностей народов, их этнопе-дагогических воззрений, музыкальной, празднично-обрядовой культуры, национальной кухни, искусства, фольклора и так далее [6].
В образовательном процессе широко используются современные компьютерные технологии, программные обеспечения, мультимедиаобо-рудование, социальные сети и другие активные методы обучения [5]. Так, на уроках марийского языка используется электронный образовательный ресурс «Русско-марийское языковое виртуальное пространство для детей школьного возраста»
(рис. 1), который включает в себя информационный и наглядный материал по марийскому и русскому языкам, задания для контроля, текстовые материалы и так далее [4].
Ресурс обладает сильным эмоциональным воздействием на детей не только в силу своей визуальной насыщенности, но и наличием интерактива. Дети видят картинку на экране, слушают звуки и речь, сами повторяют прослушанные тексты (рис. 2).
Уроки предусматривают демонстрацию красочных схем, когда для пояснения используются различные звуки и анимации, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Дети анализируют языковые явления с помощью электронных табличек, делают выводы и обобщения, схематично представляют языковой материал (рис. 3).
Рис. 2. Фрагмент учебного материала по изучению буквы «О» / Fig. 2. Fragment of educational material on the study of the letter "O"
f> Б в ■Cv г if „О
% * Ж % и 1* JXUbL
Ii <55^ н А6 А-
V Ш-
о. ЩФ л X AN Лц й т щ.
Ъ ы ь э, Я <т)
Рис. 1. Фрагменты страниц ЭОР «Русско-марийское языковое виртуальное пространство для детей школьного возраста» / Fig. 1. Fragments of ELC pages "Russian-Mari language virtual space for school-age children"
Рис. 3. Фрагмент электронных табличек для проверки знаний / Fig. 3. Fragment of a spreadsheet for the knowledge test
Проведенный нами анализ показывает, что организационное, ресурсное и методическое обеспечение ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» соответствует всем требованиям по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся и является важным показателем перспектив развития школы.
Литература
1. Мухина С.А., Мальцева Е.В. Тенденции развития этнокультурной осведомленности школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17717 (дата обращения: 05.04.2019).
2. Пурыжова Л.В., Арутюнян Г.А. Кадровый потенциал организации: особенности формирования и управления // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 228-231. URL: https://moluch.ru/archive/128/35531/ (дата обращения: 05.04.2019).
3. Самсонова Е.В., Горбунова В.А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». 2017. Т. 6. № 3. С. 85-103.
4. Токтарова В.И., Федорова С.Н., Воронцова Э.М., Алексеева Е.В. Использование электронных образовательных ресурсов при обучении языкам дошкольников-билингвов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 9. 2017. С. 95-100.
5. Федорова С.Н., Воронцова Э.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров и магистров: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2018. 233 с.
6. Федорова С.Н., Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. 248 с.
7. Шведова М. Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОД (УМК). СПб., 2016. URL: http://uchitelya.com/ pedagogika/45195-metodicheskoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-v-dod-umk.html (дата обращения: 05.04.2019).
References
1. Mukhina S.A., Maltseva E.V. Tendentsii razvitiya etnokul'turnoi osvedomlennosti shkol'nikov [Trends in the development of schoolchildren' ethno-cultural awareness]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2015, no. 1-1. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17717 (accessed 05.04.2019). (In Russ.).
2. Puryzhova L.V., Arutyunyan G.A. Kadrovyi potentsial organizatsii: osobennosti formirovaniya i upravleniya [Personnel potential of the organization: peculiarities of formation and management]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2016, no. 24, pp. 228-231. Available at: https://moluch.ru/archive/128/35531/ (accessed 05.04.2019). (In Russ.).
3. Samsonova E.V., Gorbunova V.A. Resursnoe obespechenie obrazovatel'nykh organizatsii pri realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya (opyt obrazovatel'nykh organizatsii «Novoi Moskvy») [Resource support for educational organizations in the implementation of inclusive education (the experience of educational organizations of the New Moscow District)]. Elektronnyi zhurnal «Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya» = Electronic journal «Clinical psychology and special education», 2017, vol. 6, no. 3, pp. 85-103. (In Russ.).
4. Toktarova V.I., Fedorova S.N., Vorontsova E.M., Alekseeva E.V. Ispol'zovanie elektronnykh obrazovatel'nykh resursov pri obuchenii yazykam doshkol'nikov-bilingvov [Using electronic educational resources for teaching languages to bilingual preschoolers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = South Ural State Humanitarian Pedagogical University bulletin, 2017, no. 9, pp. 95-100. (In Russ.).
5. Fedorova S.N., Vorontsova E.M. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti budushchikh bakalavrov i magistrov [Formation of information and communicative competence of future bachelors and master students]. Mari State University, Yoshkar-Ola, 2018, 233 p. (In Russ.).
6. Fedorova S.N., Medvedeva Z.V. Etnokul'turnye obrazovatel'nye tekhnologii: sushchnost', komponenty, metodika ispol'zovaniya v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi: monografiya [Ethno-Cultural educational technologies: essence, components, methods of use in civil-patriotic education of youth: monograph]. Mari State University, Yoshkar-Ola, 2014, 248 p. (In Russ.).
7. Shvedova M. Metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo protsessa v DOD (UMK) [Methodological support of the educational process in the AEC (EMC)]. Saint Petersburg, 2016. Available at: http://uchitelya.com/pedagogika/45195-metodicheskoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-v-dod-umk.html (accessed 05.04.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 5.05.2019 г.; принята к публикации 31.05.2019 г.
Submitted 5.05.2019; revised 31.05.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Иксанова Л. Г., Фёдорова С. Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 161-168. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-161-168
Об авторах
Иксанова Лидия Геннадьевна
аспирант, Марийский государственный университет; директор, ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат», г. Йошкар-Ола, [email protected]
Фёдорова Светлана Николаевна
доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола,
Citation for an article:
Iksanova L. G., Fedorova S. N. Organizational, resource and methodological support of educational organization activities on the satisfaction of language rights and ethno-cultural needs of students. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 161-168. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-2-161-168 (In Russ.).
About the authors Lidiya G. Iksanova
Postgraduate student, Mari State University; Director of the National Presidential Boarding School, Yoshkar-Ola, [email protected]
Svetlana N. Fedorova
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]