Е.С. Гребенкина
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПАНИЙ: СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье раскрывается понятие «организационное проектирование», рассматриваются задачи, этапы организационного проектирования структуры компании. Приводится классификация подходов к оргпроектированию, а также методология проектирования организаций. Статья содержит пример разработки организационного проекта по созданию новой организации в рамках функционирующей бизнес-системы.
In this article,
design. We give research tasks and
the classification of
design and methodology of organizational design. This article designing new company.
Annotation
we investigate the basics of organizational the definition of “organizational design”, stages of organizational design.We analyze concepts and approaches to organizational
concludes the example of
Ключевые слова
Организационное проектирование, организационная структура, бизнес-система, подходы к организационному проектированию, методы оргпроектирования, диверсификация.
Key words
Organizational design, organizational structure, business-system, approaches to organizational design, methods of designing the organization, diversification.
Организационное проектирование сегодня - востребованная процедура как среди вновь создаваемых компаний, так и среди работающих и успешно развивающихся фирм. В первую очередь, это связано с увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью приспособления организации к изменениям, которые коренным образом затрагивают основы ее деятельности.
Именно поэтому изучение адаптационных процессов и механизмов (и, в частности, организационного проектирования), применяемых современными компаниями для адекватного реагирования на изменения их внутренней и
внешней среды, является актуальной задачей.
Задачи нашего исследования -определить само понятие организационное проектирование и отразить особенности организационного проектирования организационных структур компаний; а также на основе изучения, анализа и классификации и подходов и методов оргпроектирования компаний исследовать на практике возможность одновременного применения нескольких подходов и методов оргпроектирования.
В научной литературе в настоящий момент нет единого определения понятия «организационное проектирование». Однако общими моментами для
множества имеющихся определений являются, во-первых, указание на связь организационного проектирования со стратегией развития компании и, во-вторых, понимание того, что организационное проектирование - это развернутая во времени
процедура.
Так, например, в исследованиях И.И. Мазура и В. Д. Шапиро организационное проектирование определяется как процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (структура, персонал, системы решений и поощрений, неформальная организация и организационная культура и пр.) и ее стратегией [2].
Однако указанная трактовка данного понятия, по нашему мнению, должна быть дополнена определением, которое приводит Ю. Син: организационное проектирование представляет собой «разработку проектных решений по (перспективному) устройству бизнес-корпорации и по процессу ее преобразования - переходу от
актуального состояния к целевому» [4].
Представляется целесообразным консолидировать приведенные характеристики и построить обобщенное определение. Тогда под организационным проектированием мы будем понимать процедуру по перспективному переустройству организации (бизнес-системы) в соответствии с задачами и стратегией ее развития.
С точки зрения практики, основная задача организационного проектирования - формирование такой структуры организации, которая лучше всего отвечает не только целям и задачам организации, но и воздействующим на нее внутренним и внешним факторам, поскольку организационная структура любой компании является базовым, системообразующим элементом, обеспечивающим ее целостность. При этом важно подчеркнуть, что структура
организации должна проектироваться с
упреждением, соответствующим
горизонту стратегического плани-
рования.
Решение основной задачи организационного проектирования во многом определяется подходами, которые берутся за основу всего процесса, и методами, с помощью которых реализуется-данный процесс.
Отечественная и зарубежная теория и практика организационного проектирования предлагает различные варианты классификации существующих подходов и методов проектирования организаций. Нам представляется возможным предложить следующий способ группировки подходов к организационному проектированию:
1.Подходы в рамках общей теории построения организаций(количественный, системный, ситуационный, процессный, эволюционный, системно-целевой, проблемно-целевой и ресурсный подходы).
2.Инженерные подходы (реинжиниринг и инжиниринг бизнеса).
3.Гуманитарные подходы (сопоставляющие организацию с живым социальным организмом, базирующиеся на методологии таких наук, как социология и психология).
4.Эмпирический подход (основан на анализе и внедрении успешного опыта организационного проектирования).
Как правило, каждый из указанных подходов эффективен в решении определенного круга задач и применим в определенных условиях.
Поэтому логично предположить, что процесс организационного проектирования должен строиться на гармоничном сочетании нескольких подходов.
Говоря о применяемых методах оргпроектирования для построения организационных структур, необходимо подчеркнуть, что специфика проблемы оргпроектирования состоит в том, что она не может быть представлена только в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной
структуры по четко сформулированному критерию оптимальности. Как отмечает Б.З. Мильнер, это
количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных (в том числе формализованных) методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений [3].
Поэтому, как правило, организационное проектирование осуществляется на основе сочетания метода аналогий, экспертно-аналитического метода, метода структуризации целей, метода организационного (или имитационного) моделирования взаимодополняющих друг друга.
Сложившаяся практика показывает, что процедура организационного проектирования обычно осуществляется в 2 этапа. На первом этапе разрабатывается эскизный проект, где определяются размеры и границы компании, приводятся альтернативные варианты оргструктур. А затем, на втором этапе, оформляется организационный проект, где оговариваются общая структурная схема компании, с указанием главных характеристик проектируемой организации, состав основных подразделений компании и построение внутриоргани-зационных вертикальных и горизонтальных связей, регламент организационной структуры (количественные характеристики аппарата управления, оптимизация соотношения централизации и децентрализации в управлении).
В ходе реализации конкретных организационных проектов указанные этапы могут быть модифицированы и в значительной степени детализированы. В итоге ключевыми решениями в проектировании организации являются: тип организационной структуры; количество уровней управления; масштаб управляемости; способ координации; распре-
деление прав и ответственности; соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.
От степени адекватности разработанных в ходе организационного проектирования ключевых решений основной задачи напрямую зависит эффективность проектируемой организационной структуры. На сегодняшний день теорией и практикой организационного проектирования выработаны следующие критерии эффективности организационных структур:
1.Соответствие структуры стратегии развития и генеральной цели деятельности организации.
2.Соответствие структуры среде функционирования организации, ее адаптивность к изменяющимся условиям хозяйствования.
3.Минимизация противоречий между элементами оргструктуры.
Изложенные теоретические предпосылки о необходимости применения в ходе организационного проектирования совокупности нескольких подходов и методов проектирования организаций, позволяющих наиболее полно реализовать поставленные цели, рассмотрим организационный проект, целью которого является создание новой организации в рамках бизнес-системы корпора-тивного(холдингового) типа, имеющей сложную диверсифицированную структуру.
Указанная бизнес-система начала формироваться на основе компании ООО «СМУ «Меридиан» в 1996г. Эта компания сосредоточивает в себе основной бизнес (строительство многоэтажных жилых домов и нежилых зданий), который определяет отраслевую принадлежность, специализацию и конкурентоспособность системы. В ходе развития бизнес-системы произошли следующие преобразования: На основе принципа выделения в самостоятельное юридическое лицо подразделения, ранее обеспечивающего выпуск конечной
продукции, в августе 2001г. было создано ООО «Дирекция-МСК» (которое в настоящее время владеет 40% долей в уставном капитале ООО «СМУ «Меридиан»).
В декабре 2001г. создано Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ейский коммерческий архитектурно-строительный техникум-
предприятие» (сокращенно НОУ СПО ЕКАСТП). Создание техникума было продиктовано назревшей необходимостью в привлечении квалифицированных рабочих строительных специальностей, а также в повышении квалификации сотрудников предприятия. Учредителем техникума (со 100% долей в уставном капитале) является
ООО «СМУ «Меридиан».
В мае 2002г. создан еще один важный структурный компонент бизнес-системы - телерадиокомпания ООО «ТРК «Меридиан, который осуществляет рекламную деятельность, оказывает информационные услуги. 25% долей в уставном капитале телерадиокомпании принадлежит ООО «Дирекция-МСК».
Развитие системы в 2005г. происходило по пути дальнейшего разукрупнения. Оценив стратегические возможности и преимущества, имеющиеся у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей
в вопросах налогообложения из состава ООО «СМУ «Меридиан» были выделены бригады, путем юридического оформления их в качестве индивидуальных предпринимателей, а само предприятие перешло в категорию малых. Взаимоотношения организаций бизнес-системы с вновь созданными бизнес-единицами строятся на договорной основе.
В результате развития и произошедших преобразований стратегический центр бизнес-системы переместился в ООО «Дирекция-МСК», осуществляющее прогнозирование, проработку
перспективных направлений деятельности, формирование и налаживание необходимых экономических связей. ООО «СМУ «Меридиан» по прежнему является основным производственным звеном, непосредственно осуществляющим проектные и строительно-монтажные работы. Выполнение необходимых работ на разных этапах строительства осуществляет группа из 15 индивидуальных предпринимателей, являющихся подрядчиками ООО «СМУ «Меридиан». Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров решает техникум. Рекламная и информационная деятельность реализуется через телерадиокомпанию.
Таким образом, в настоящее время структура бизнес-системы состоит из 4 организаций (в том числе телекомпания и техникум) и 15 индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на производстве различных видов строительных работ.
В основе механизма взаимодействия элементов бизнес-системы между собой лежат принцип реализации технологических цепочек
(т.е. предпроектная подготовка ^ проектные и строительно-
монтажные работы ^ выполнение отделочных и декораторских работ на построенных объектах) и связь организаций на основе
собственности (т.е. учредительских отношений).
Главные стратегические цели бизнес-системы - это укрепление позиций на рынке строительных услуг г. Ейска и Краснодарского
края, расширение сфер деятельности для снижения рисков и
повышения устойчивости бизнеса, получение экономической выгоды.
Указанных целей бизнес-система достигает при помощи сочетания стратегий вертикальной интеграции (связанной вертикальной диверсификации) и несвязанной диверсификации. При
этом
вертикальное интегрирование прослеживается в формировании технологически взаимосвязанной цепочки между ООО «Дирекция-МСК», ООО «СМУ «Меридиан» и индивидуальными предпринимателями, а собственно диверсификация бизнеса - в создании техникума и телекомпании.
Сформированная бизнес-система обладает большими потенциальными возможностями увеличения масштабов и расширения видов деятельности. Одним из способов реализации этого потенциала является создание в рамках бизнес-системы новой организации (Компании по управлению жилищным фондом), которая будет осуществлять ремонт и обслуживание многоквартирных жилых домов, построенных ООО «СМУ «Меридиан», а в перспективе и других жилых домов в различных микрорайонах города.
Нами был разработан соответствующий организационный проект, главной задачей которого являлась задача создания структуры
новой организации, отвечающей как целям деятельности Компании по управлению жилищным фондом (далее Компании), так и целям всей бизнес-системы, а также позволяющей компании в полной мере осуществлять свои функции и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
В работе мы опирались на базовые положения системно-целевого, проблемно-целевого, а также эмпирического подхода. Выбор данного сочетания подходов обусловлен необходимостью встроить в существующую сложную бизнес-структуру дополнительный элемент таким образом, чтобы сохранить ее ключевые характеристики.
Ведущим методом организационного проектирования в нашем проекте является метод аналогий, позволяющий применить существующий позитивный
опыт функционирования Компаний по управлению жильем для вновь создаваемой компании.
Организационный проект по созданию Компании мы разбили на несколько последовательных шагов:
1.Решение вопросов, касающихся учреждения Компании как юридического лица.
2.Определение целей и функций Компании.
3.Проектирование оргструктуры Компании, исходя из установленных целей и выполняемых функций, и включение компании в общую структуру бизнес-системы.
Мы предлагаем создать Компании по управлению жильем как общество с ограниченной ответственностью, поскольку эта организационно-правовая форма имеет преимущества перед акционерными обществами в вопросах размера уставного капитала и процесса регистрации общества. Также данная организационноправовая форма позволит Компании сохранить статус малого
предприятия, что дает возможность получить льготы по
налогообложению, применять упрощенную систему учета и отчетности, а также получить экономию в расходах на оплату труда, за счет
небольшой численности персонала. Мы предполагаем, что учредителями Компании по управлению жильем станут ООО «СМУ «Меридиан» и ООО «Ди-рекция-МСК» с 60% и 40% долей в уставном капитале новой компании соответственно, что не нарушит
целостность всей бизнес-системы.
Цели Компании и стратегия их достижения совпадают с общими целями и стратегией бизнес-системы в целом (т.е. стратегией связанной вертикальной диверсификации).
Основные функции Компании мы сгруппировали в следующие блоки:
1.Технический контроль, эксплуатация
и содержание жилого фонда.
2.Договорно-правовая деятельность.
3. Финансово-экономическая деятельность.
4.Работа с собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме.
Проведенная нами сравнительная оценка существующих видов оргструктур показала, что на первых этапах деятельности наиболее полно соответствовать целям и функциям Компании по управлению жильем сможет традиционная линейно-функциональная организационная структура.
В качестве подрядчиков Компании для выполнения работ по обслуживанию, содержанию и ремонту жилых домов будут привлекаться организации бизнес-системы, что позволит получить необходимые услуги
по низким ценам при достаточно высоком уровне качества.
Такая стратегия позволит компании снизить себестоимость предоставляемых услуг. Также будет обеспечен принцип совмещения должностей по вертикали и по горизонтали на всех структурных уровнях бизнес-системы.
В результате реализации организационного проекта организационная структура бизнес-системы будет «укомплектована» новым структурным
элементом, завершающим технологическую цепочку (предпроектная подго-товка^-проектные и строительно-
монтажные работы^-выполнение отделочных и декораторских работ на построенных объектах^ технический контроль, эксплуатация и содержание жилого фонда), построенную в ходе выполнения стратегии связанной вертикальной диверсификации.
Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме организационного проектирования
позволяет сделать вывод о том, что в обобщенном виде организационное про-
ектирование предназначено для формирования структуры компании, подчиненной интересам достижения поставленных целей и реализации выбранной стратегии. Очевидно также, что организационная структура - это «фундамент» в системе организационного проектирования, это форма существования бизнеса
и самый консервативный элемент системы управления. Организационная
структура любой компании формируется, исходя из конкретных целей и стратегий, под влиянием определенных факторов и с учетом этапа организационного развития. Применение в процессе проектирования организации различных подходов и методов оргпроектирования позволит обеспечить создание оптимально сбалансированной организационной структуры и максимально достичь стратегической цели организации.
Библиографический список
1.Баринов В.А. Организационное проектирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 399с.
2.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособ. для вузов/ И.И. Мазур, В. Д. Шапиро; Под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.
- 456с.
3.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 720с.
4.Син Ю. Развитие бизнес-корпораций
методами организационного проектирования// http://www.cfin.ru/ шапа§-
шеП/8й^е§у/
5. Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием// http://www.dis.ru/manag/
6.Фатхутдинов Р. А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 672с.
7.Щедровицкий П.Г. Организационное
проектирование в системе управленческой деятельности//
http://www.shkp.ru/pg/
Bibliographie list
1.Barinov V.A. Organizational Design. -Moscow: INFRA-M, 2005. - 399p.
2.Mazur 1.1., Shapiro V.D. Restructuring companies. - Moscow: JSC «Publishing house «Economy», 2001. - 456p.
3.Milner B.Z. Organization Theory. - 5 ed.
- Moscow: INFRA-M, 2006. - 720p.
4.Sin Y. Developing of a Business-corporations With Organizational Design
Methods// http://www.cfin.ru/ manag-ment/strategy/
5.Suhov S.V. System Approach to Management of a company// http://www.dis.ru/manag/
6.Fathutdinov R.A. Organizing of Manufacture. - Moscow: INFRA-M, 2001. -672p.
7.Schedrovickiy P.G. Organizational Design in a System of Management// http://www.shkp.ru/pg/