Научная статья на тему 'Организационное обеспечение внедрения системы оценки качества работы медицинского персонала в учреждениях, предоставляющих социальные услуги в виде стационарной формы обслуживания'

Организационное обеспечение внедрения системы оценки качества работы медицинского персонала в учреждениях, предоставляющих социальные услуги в виде стационарной формы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
403
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL SERVICES / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / HEALTH AND SOCIAL SERVICES / СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / SOCIAL WORK STANDARDS / ЭКСПЕРТНЫЕ КАРТЫ / EXPERT RECORD / ТЕХНОЛОГИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / TECHNOLOGY AND PERFORMANCEEVALUATION OF THE QUALITY OF NURSING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Батранина Оксана Николаевна

Цель исследования: разработка и внедрение организационной технологии обеспечения системы качества медико-социальных услуг в учреждениях социального обслуживания. Автором проанализирован ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации, Иркутской области, локальные приказы и положения, система качества работы учреждения социального обслуживания, экспертные карты, анкеты. В результате исследования представлена система качества работы учреждения социального обслуживания, определены и внедрены основные критерии оценки качества сестринской помощи в социальном учреждении, выделены особенности оказания сестринских услуг. Обоснована необходимость внедрения системы оценки качества работы медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Батранина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational support of implementation of the system for evaluating the work of medical personnеl in institutions providinhg social services in the form of stationari forms of service

Оbjective: development and implementation of organizational technologies to ensure the quality of medical and social services in the institutions of social services. The authors analyzed a number of legal acts of the Russian Federation, Irkutsk Oblast, local orders and regulations, the system of the quality of social service agencies, expert records, profiles. As a result the system of the quality of social service agencies was presented, the main criteria for assessing the quality of nursing care in a social institution were defined and the features of rendering nursing services were highlighted. The necessity of implementing the system for evaluating the work of health personnel has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Организационное обеспечение внедрения системы оценки качества работы медицинского персонала в учреждениях, предоставляющих социальные услуги в виде стационарной формы обслуживания»

8. Borodina G.N. Intramyocardial pressure estimation as the estimating method of morphofunctional condition of heart structures at different stages of ontogenesis // European Science and Technology: 2th International scientific conference. -

Wiesbaden, Germany, 2012. - P.436-440.

9. Silberberg A. The significance of hydrostatic pressure in the fluid phase of a structured of tissue space // Tissue-fluid pressure and composition. - Baltimore; London, 1981. - P.71-75.

REFERENCES

1. Isakov V.J. Introduction to the biomechanics of passive myocardium. - Moscow: Nauka, 2000. - 208 p. (in Russian)

2. Kantor B.Y., Yabluchansky N.I., Shlyahover V.E. Nonlinear cardiobiomechanics of the left ventricle. - Kiev: Sciences. Dumka, 1991. - 209 p. (in Ukraine)

3. Konstantinov B.A. Assess of capacity and analysis ofpazilova work of the heart in clinical practice. - Leningrad: Nauka, 1986. - 139 p. (in Russian)

4. Lebedinskiy V.Y. Intramyocardial pressure (natural, methods ofmeasurement and registration): guidelines. - Irkutsk: publishing house of UMNO, "Reanimate", 1991. - 76 p. (in Russian)

5. Lebedinskiy V.Y., Vysotskiy Yu.A., Borodina G.N. Determine of the intramyocardial pressure as a method of assessment of morphofunctional state of the heart at different stages of ontogenesis // Bulletin Vostochno-Sibirskogo Nauchnogo Tsentra SO RAMN. - 2012. - № 6(88). - P.67-70. (in Russian)

6. Popravko E.M., Lebedinskiy V.Y., Borodina G.N. Strain-deformed conditions of structures of the myocardium of the ventricles of the heart in postnatal ontogenesis // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2014. - Vol. 125. №2. - P.55-58. (in Russian)

7. Fatenkov V.N. Biomechanics of the heart in the experiment and clinic. - Moscow: Medicine, 1990. - 160 p. (in Russian)

8. Borodina G.N. Intramyocardial pressure estimation as the estimating method of morphofunctional condition of heart structures at different stages of ontogenesis // European Science and Technology: 2th International scientific conference. -Wiesbaden, Germany, 2012. - P.436-440.

9. Silberberg A. The significance of hydrostatic pressure in the fluid phase of a structured of tissue space // Tissue-fluid pressure and composition. - Baltimore; London, 1981. - P.71-75.

Информация об авторах:

Бородина Галина Николаевна - д.м.н., доцент, заведующий кафедрой анатомии, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40, ГБОУ ВПО АГМУ кафедра анатомии, тел. (3852) 364662, e-mail: borodina.g.agmu@gmail.com; Лебединский Владислав Юрьевич - д.м.н., профессор, научный руководитель центров здоровьесберегающих технологий и медико-биологических исследований, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, ФГБОУ ВПО ИНИТУ, тел. (3952) 405133, e-mail: lebedinskiy@istu.edu; Поправко Евгения Михайловна - ассистент кафедры терапии и кардиологии, 664079, г. Иркутск, м-н Юбилейный, 100, тел. (3952) 638529, e-mail: popravko_em@mail.ru; Халиулина Ольга Валерьевна - ассистент кафедры функциональной диагностики, 664079, г. Иркутск, м-н Юбилейный, 100, тел. (3952) 667552, e-mail: khaliulina.olga@mail.ru.

Information About the Authors:

Borodina Galina N. - MD, PhD, DSc (Medicine), Head of the Department of anatomy, 656038, Russia, Barnaul, Lenin Avenue, 40,

tel.: 8 (3852) 364662, e-mail: borodina.g.agmu@gmail.com; Lebedinskiy Vladislav Y. - MD, PhD, DSc (Medicine), Professor, tel.: 8 (3952) 405133, e-mail: lebedinskiy@istu.edu; Popravko Evgeniya M. - assistant of the Department of therapy and cardiology, tel. (3952) 638529, e-mail: popravko_em@mail.ru; Khaliulina Olga V. - assistant of the Department of functional diagnostics,

tel. (3952) 667552, e-mail: khaliulina.olga@mail.ru.

здоровье, вопросы организации здравоохранения

© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., БАТРАНИНА О.Н. - 2015 УДК 614.23/.25:[364:614.21]

организационное обеспечение внедрения системы оценки качества работы медицинского персонала в учреждениях, предоставляющих социальные услуги в виде стационарной формы обслуживания

Татьяна Иннокентьевна Алексеевская1, Оксана Николаевна Батранина2 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров; 2Сергинский психоневрологический интернат, директор - А.Г. Быков)

Резюме. Цель исследования: разработка и внедрение организационной технологии обеспечения системы качества медико-социальных услуг в учреждениях социального обслуживания. Автором проанализирован ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации, Иркутской области, локальные приказы и положения, система качества работы учреждения социального обслуживания, экспертные карты, анкеты. В результате исследования представлена система качества работы учреждения социального обслуживания, определены и внедрены основные критерии оценки качества сестринской помощи в социальном учреждении, выделены особенности оказания сестринских услуг. Обоснована необходимость внедрения системы оценки качества работы медицинского персонала.

Ключевые слова: социальное обслуживание, медико-социальные услуги, стандарты социальной работы, экспертные карты, технологии и показатели оценки качества работы медицинских сестер.

organizational support of implementation of the system for evaluating the work of medical personnel in institutions providinhg social services

in the form of stationari forms of service

T.I. Alekseevskaja1, O.N. Batranina2 ('Irkutsk State Medical University; 2Serginsky Neuropsychiatrie Nursing Home, Russia)

Summary. Objective: development and implementation of organizational technologies to ensure the quality of medical and social services in the institutions of social services. The authors analyzed a number of legal acts of the Russian Federation, Irkutsk Oblast, local orders and regulations, the system of the quality of social service agencies, expert records, profiles. As a result the system of the quality of social service agencies was presented, the main criteria for assessing the quality of nursing care in a social institution were defined and the features of rendering nursing services were highlighted. The necessity of implementing the system for evaluating the work of health personnel has been substantiated.

Key words: social services, health and social services, social work standards, expert record, technology and performance evaluation of the quality of nursing.

В условиях модернизации системы социального обслуживания населения от учреждений социального обслуживания населения требуются коренные преобразования в сфере повышения качества оказываемых услуг.

С 1995 года в Российской Федерации вопросы социального обслуживания населения регулировались федеральным законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 года, а также федеральными законами № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 года и № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года. Данные законы определяли основные принципы политики государства в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, права и гарантии граждан, формы социального обслуживания. Однако в этих законах слабо отражена позиция в сфере контроля качества оказываемых социальными учреждениями услуг.

Цель: разработка и внедрение организационной технологии обеспечения системы качества медико-социальных услуг в учреждениях социального обслуживания.

В 2003 году Национальным стандартом ГОСТ Р 521422003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» [3], принятым Постановлением Госстандарта РФ № 326-ст от 24 ноября 2003 года, впервые были определены критерии качества социальных услуг, а также основные факторы, влияющие на качество социальных услуг. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации № 534-ст от 30.12.2005, также введенный впервые, установил требования к системе качества учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги различным категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этом стандарте также впервые были установлены требования к документальному оформлению системы качества в учреждениях и организации работы по качеству, определены полномочия и ответственность персонала, оказывающего данные услуги.

В 2005 году принятый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации национальный стандарт ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения» впервые определил как, и главное, что необходимо контролировать при проверке качества оказываемых социальных услуг.

Последующие вслед за этим ряд стандартов ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», ГОСТ Р 52882-2007 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 528832007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», ГОСТ Р 530602008 «Социальное обслуживания населения. Документация учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги

инвалидам», ГОСТ Р 53058-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста», ГОСТ Р 53062-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам», ГОСТ Р 53349-2009 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды» лишь разграничил полномочия учреждений социального обслуживания и порядок предоставления социальных услуг гражданам различных категорий, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

На основании Национальных стандартов Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области были разработаны региональные государственные стандарты «Социальное обслуживание в виде оказания консультационной помощи», «Социальное обслуживание в виде оказания реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста», «Социальное обслуживание в стационарных учреждениях граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями», устанавливающие требования к качеству и объему государственной услуги, а также порядку и условиям ее оказания государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области.

С 01.01.2015 года в действие вступил Федеральный Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который разграничил полномочия в сфере социального обслуживания для федеральной и региональной исполнительной власти. Также в этом законе определены права и обязанности получателей социальных услуг и поставщиков социальных услуг, виды социальных услуг и формы социального обслуживания.

Одной из таких форм является стационарное обслуживание граждан. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, согласно «Порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме обслуживания», утвержденному приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 193-мпр от 11.12.2014 года, включает в себя предоставление следующих социальных услуг:

1) социально-бытовые услуги;

2) социально-медицинские услуги;

3) социально-психологические услуги;

4) социально-педагогические услуги;

5) социально-трудовые услуги;

6) социально-правовые услуги;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Данные услуги, в соответствии с ст. 3 Федерального Закона № 442-ФЗ, предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. К категориям таких граждан можно отнести лиц пожилого и старческого возраста, одиноко проживающих, не имеющих близких родственников, которые могли бы обеспечить им уход. Также к категории остро нуждающихся в медико-социальной помо-

щи можно отнести людей с ограниченными возможностями, страдающих хроническими психическими заболеваниями. Именно эта группа населения испытывает наибольшую потребность в медико-социальной помощи. Данную помощь предоставляют как учреждения здравоохранения, так и социальной защиты населения [6].

На уровне субъекта федерации медико-социальную помощь пожилым и инвалидам оказывает 4 учреждения здравоохранения, в которых открыты и функционируют отделения сестринского ухода и 20 учреждений Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Проблема контроля качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения, достаточно актуальна в настоящее время. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию ряда различных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом социальное обслуживание, являясь подсистемой социальной сферы общества, оказывает существенное влияние на развитие личности, социальных групп и общества в целом [4].

В ОГБУСО «Сергинский психоневрологический интернат», для приведения в соответствие документации и создания системы качества в учреждении, в соответствии с Национальными стандартами, была создана рабочая группа по повышению качества оказываемых услуг. Задачами этой группы были проработка критериев и показателей оценки качества оказываемых услуг, создание системы управления качеством.

Структура комиссии по контролю качества: заместитель директора по медицинской части, заместитель директора по административно-хозяйственной части, заместитель директора по социальной работе. В результате работы комиссии была определена политика учреждения в сфере контроля качества социальных услуг, утверждено Положение о внутреннем контроле качества оказываемых в учреждении услуг, Инструкция по контролю качества социально-медицинских услуг, Карты экспертной оценки работы персонала.

При создании в учреждении системы контроля качества использовались такие методы, как метод экспертных оценок и эксперимента, статистический метод, сравнительный анализ, аналитический метод.

Выбранные методы и методики позволили достаточно точно определить обоснованность критериев качества сестринской медицинской помощи, степень их соответствия принятым стандартам и технологиям.

Важным моментом, по мнению Ю.В. Анохиной, С.И. Двойникова, Г.И. Назаренко и др., является четкое определение критериев оценки качества сестринской помощи. Очевидно, что необходимо оценивать правильность выполнения процедур, своевременность выполнения врачебных назначений, соблюдение санитарных норм, ведение документации, порядок в отделении в целом, но помимо этого необходимо проводить оценку соблюдения медицинскими сестрами этических норм, внимания к пациентам и их семьям [2,8,9].

При анализе должностных обязанностей медицинских сестер был выявлен ряд существенных отличий работы медицинской сетры учреждения социального обслуживания от должностных обязаностей медицинских сестер, работающих в системе здравоохранения. Работая в социальном учреждении, медицинская сестра должна постоянно осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья проживающих в учреждении клиентов, своевременно информировать врачей об изменениях в поведении и отклонениях в состоянии здоровья клиентов. При проведении стандартных медицинских процедур (постановка инъекций, раздача лекарственных препаратов, выполнение перевязок) медицинской сестре необходимо учитывать как физическое, так и психическое состояние клиента. Также в обязанности медицинской сестры социального учреждения входит осуществление ухода за больным, руководство работой младшего медицинского персонала по осуществлению кормления больных, проведения ежедневной личной гигиены маломобильным клиентам, оказанию помощи в выполнении простейших житейских процедур.

Для оценки качества деятельности медицинских сестер

были разработаны карты экспертной оценки деятельности.

Оценка проводится по следующим разделам:

- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, максимальная оценка по разделу - 32 балла;

- соблюдение технологии выполнения процедур, максимальная оценка по разделу - 32 балла;

- организация рабочего места медицинской сестры, максимальная оценка по разделу - 10 баллов;

- уровень квалификации, максимальная оценка по разделу - 6 баллов;

- знание и соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности, максимальная оценка по разделу - 4 балла;

- отсутствие (наличие) жалоб клиентов - за каждую жалобу - минус 2 балла.

Все показатели оцениваются по 3-х бальной шкале от 0 до 2, где 0 баллов - наличие грубых нарушений показателя или несоответствие, 1 балл - выявление 1-2 мелких нарушений, частичное соответствие, 2 балла - отсутствие нарушений показателя, полное соответствие.

Дополнительно, при оценке качества работы медицинских сестер учитывается санитарное состояние жилых помещений получателей социальных услуг, своевременность и кратность проверок соблюдения проживающими Правил внутреннего распорядка проживания, контроль за соблюдением проживающими правил личной гигиены и санитарии, а также санитарно-просветительная работа с проживающими в учреждении по вопросам санитарии, гигиены, возрастной адаптации.

Уровни контроля качества:

1 уровень - самоконтроль, проводится каждым работником на рабочем месте при исполнении должностных обязанностей. Основными задачами 1 ступени контроля являются:

- выявление дефектов и предупреждение снижения качества выполнения медицинских услуг;

- оценка уровня качества оказанной медицинской помощи конкретному получателю;

- соблюдение требований к качеству оформления документации;

- совершенствование медицинских и организационных технологий.

2 уровень - экспертная оценка качества работы медицинского персонала проводится старшей медицинской сестрой путем наблюдения проведения не менее 10 манипуляций, а также путем выборочной проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, качеством ведения учетно-отчетной документации.

Оценка работы медицинской сестры высчитывается по формуле:

где Ом/с. - оценка деятельности медицинской сестры,

УК - уровень квалификации, ОРМ - организация рабочего места, СЭР - соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, ОТ - соблюдение охраны труда, ПБ - соблюдение правил противопожарной безопасности, Ж - отсутствие либо наличие жалоб клиентов; Эталон - максимально возможное количество баллов по данной специальности.

Таким образом, проведя оценку деятельности всех медицинских сестер можно ранжировать их деятельность по следующим параметрам:

- от 100% до 90% - высокий уровень профессиональной деятельности;

- от 89% до 80% - средний уровень профессиональной деятельности;

- от 79% до 70% - удовлетворительный уровень профессиональной деятельности;

- от 69% и ниже - низкий уровень профессиональной деятельности (недопустимый).

Нами получены результаты исследования, которые позволили сделать ряд выводов (табл. 1):

- уровень квалификации медицинских сестер за 6 лет повысился на 5%, что говорит о заинтересованности получения медицинскими сестрами квалификационных категорий и дополнительного профессионального образования;

Таблица 1

Анализ динамики показателей качества работы среднего медицинского персонала (в %)

Наименование показателя Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Уровень квалификации 89,0 89,2 90,0 90,0 92,0 94,0

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима 85,0 87,1 90,2 95,0 95,0 98,0

Соблюдение стандартов выполнения медицинских манипуляций 87,2 90,0 92,0 95,0 95,0 98,0

Соблюдение охраны труда и противопожарной безопасности 85,1 88,0 90,0 100,0 100,0 100,0

Отсутствие обоснованных жалоб клиентов 5 жалоб - 10 1 жалоба - 2 1 жалоба - 2 Жалоб нет Жалоб нет Жалоб нет

ИТОГО: средняя оценка за год 76,5 83,5 88,5 95 95,5 97,5

- на 13% и 10% повысился уровень соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в медицинских кабинетах и отделении соответственно;

- значительно повысился уровень соблюдения медицинским персоналом соблюдения стандартов выполнения медицинских манипуляций: в части хранения и раздачи лекарственных препаратов на 11%, в части наблюдения и осуществления ухода за клиентами на 10% и 13%, значительно повысилась ответственность персонала по направлению нуждающихся клиентов на консультации к специалистам (на 3%) и на госпитализацию (на 10%);

- уровень соблюдения охраны труда персонала и противопожарной безопасности повысился на 15%;

- количество жалоб от проживающих на качество медицинского обслуживания удалось сократить от 5 в 2009 году до 0 в 2014 году;

- в целом, по результатам проведенного исследования установлено, что качество медицинского обслуживания в учреждении выросло на 19,7%.

Также, по результатам экспертной оценки деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Распределение деятельности среднего медицинского персонала по степеням (в %)

Показатели деятельности Годы

2009 2012 2014

% % %

Высокая степень работы 40 45 60

Средняя степень работы 35 40 25

Удовлетворительная степень работы 25 15 15

Низкая степень 0 0 0

медицинских сестер было установлено (табл. 2), что 60% получили оценку от 90 до 100% (высокая степень качества работы), у данного персонала имелись замечания по аттестации персонала (не у всех имеется квалификационная категория); 25% получили оценку от 80 до 89% (средняя степень

качества работы), у медицинских сестер данной категории имелись замечания по ведению документации (несвоевременное и некачественное заполнение), по соблюдению санитарного режима в отделении (редкие обходы палат), по уходу за больными (дефекты в уходе за маломобильными проживающими); 15% получили оценку от 70 до 79% (удовлетворительная степень работы), у данной категории работников выявлены дефекты в выполнении медицинских манипуляций (нарушения стандарта выполнения манипуляций), дефекты в Правилах хранения и раздачи лекарственных препаратов (несвоевременное списание, отсутствие контроля за приемом лекарственных препаратов). Стоит отметить, что работники данной группы работают в учреждении от 1 до 3-х лет.

Результаты проверки, а также план по устранению замечаний доводятся до сведения персонала в каждом подразделении. В соответствии с этим планом корректируется план работы подразделения на текущий период.

Таким образом, созданная в учреждении система оценки качества работы значительно повысила уровень ответственности медицинского персонала за выполняемую работу, позволила своевременно (на уровне процесса) выявлять негативные факторы, влияющие на качество социального обслуживания, принимать своевременные меры по повышению эффективности деятельности учреждения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 18.06.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габоян Я.С., Логвинова О.В. Организация деятельности сестринского персонала в отделении сестринского ухода // Медицинская сестра. - 2006. - №6. - С.7-9.

2. Гажева А.В. Алгоритм разработки и внедрения индикаторов качества деятельности медицинских сестер // Главная медицинская сестра. - 2011. - №7. - С.43-51.

3. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания».

4. Зубова Н.Ю. Проблемы контроля качества услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - №3. -С.45-47.

5. Кайдогорова Т.В., Камынина Н.Н. Деятельность ВОЗ по развитию медицинской и социальной помощи пожилым лю-

дям // Медицинская сестра. - 2006. - №6. - С.3-4.

6. Лапотников В.А., Самойленко В.В., Поляков И.В. Сестринская оценка проблем больного как методологический компонент повышения качества сестринской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2000. - №5. - С.32-36.

7. Лычев В.Г., Карманов В.К. Контроль качества деятельности медсестры // Медицинская сестра. - 2006. - №5. - С.31-34.

8. Солодухина Д.П., Черных Л.Л. Проблема изыскания кадровых ресурсов для удовлетворения потребности населения в квалифицированном сестринском уходе // Альманах сестринского дела. - 2013. - Т. 6. №1. - С.50-53.

9. Степанов В.В. О состоянии научных исследований по организации работы среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. - 2006. - №2. - С.56-60.

REFERENCES

1. Gaboyan Ya.S., Logvinova O.V. Organization of nursing staff's activity in departments of nursing // Meditsinskaya sestra. - 2006. - №6. - P.7-9. (in Russian)

2. Gazheva A.V. Algorithm of designing and implementing indicators for quality of nursing activity// Glavnaya meditsinskaya sestra - 2011. - №7. - P.43-51. (in Russian)

3. GOST R 52497-2005 Social service for population. System of quality for social agencies. (in Russian)

4. Zubova N.Yu. Problems of control for quality of social agencies' service // Otechestvennyiy zhurnal sotsialnoy rabotyi. -2010. - №3. - P.45-47 (in Russian)

5. Kaydogorova T.V., Kamyinina N.N. The activity of WHO in

the field of development of medical and social assistance to elderly // Meditsinskaya sestra. - 2006. - №6. - P.3-4. (in Russian)

6. Lapotnikov V.A., Samoylenko V.V., Polyakov I.V. Nursing evaluation of patient problems as methodological part of increasing quality of nursing care // Problemy Sotsialnoj Gigieny, Zdravoohranenia I Istorii Meditsiny. - 2000. - №5. - P.32-36. (in Russian)

7. Lyichev V.G., Karmanov V.K. Control of efficiency for

nurses' activity // Meditsinskaya sestra. - 2006. - №5. - P.31-34. (in Russian)

8. Solodukhina D.P., Chernikh L.L. The problem of finding human resources to meet the needs of the population in skilled nursing care // Almanakh sestrinskogo dela. - 2013. - Vol. 6. №1. - P.50-53. (in Russian)

9. Stepanov V.V. The state of researches devoted to nursing staff // Glavnaya meditsinskaya sestra. - 2006. - №2. - P.56-60 (in Russian)

Информация об авторах:

Алексеевская Татьяна Иннокентьевна - д.м.н., профессор кафедры, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, alexeevskaya9@mail.ru; Батранина Оксана Николаевна - заместитель директора Сергинского психоневрологического интерната, 665021, Иркутская область, Тайшетский район, с. Сергина.

Information About the Authors:

Alekseevskaya Tatiana I. - MD, Professor, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, e-mail: irkafoz@mail.ru; Batranina Oksana N. - Deputy director, Sergin neuropsychiatrie boarding.

образ жизни. экология

© БОСООХУУ О., ИГНАТЬЕВА Л.П., КОЗЛОВА Н.М. - 2015 УДК: 616.12-005.8:616-056.521-073.75+616.008.9

гигиенический анализ питания монголов при ожирении

Босоохуу Оюунгэрэл1, Лариса Павловна Игнатьева2, Наталья Михайловна Козлова2 ('Научно-Исследовательский Институт Монголии, директор - д.м.н. Б. Мунхбат, 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра факультетской терапии, зав. - д.м.н. Н.М. Козлова)

Резюме. В работе изучены особенности гигиены питания среди обследуемых монголов с ожирением в количестве 40 человек в возрасте от 18 до 73 лет. При изучения потребления овощей и фруктов выявлен дефицит потребления фруктов на 79,53%, овощей - на 5,87%. Полученные данные позволяют сформулировать предположение о том, что фактическое содержание основных питательных веществ - белков, жиров углеводов в изучаемом рационе выше рекомендуемых нормативных величин на 66,3%, 72,75%, 6,74%, соответственно. Суммарная энергетическая ценность пищевого рациона на 31,97% выше рекомендуемой суточной калорийности за счет увеличения фактического содержания белков, жиров и углеводов.

Ключевые слова: Монголия, питание, ожирение, суточное потребление, белки, жиры, углеводы, компонентный состав тела, липиды.

hygienic analysis of diets of people with obesity in mongolia

Oyuungerel Bosoohuu1, L.P. Ignatieva2, N.M. Kozlova2 ('Research Institute of Mongolia, 2Irkutsk State Medical University, Ryssia)

Summary. The aim of the study was to evaluate diet features in Mongolians with obesity. In the study 40 patients with obesity aged of 47,79±12,55 years were included. When studying the consumption of vegetables and fruits a deficiency of the consumption of fruit amounted to 79,53%, vegetables - 5,87%. The data obtained allow us to formulate the assumption that the actual content of essential nutrients - proteins, fats, carbohydrates in the diet studied is 66,3%, 72,75%, 6,74% above the recommended guideline values. The total energy of the diet is 31,97% higher than recommended daily caloric value for account of increase in the actual content of proteins, fats and carbohydrates.

Key words: Mongolia, diet, obesity, daily intake, protein, fat, carbohydrates.

В современном обществе проблема ожирения приобрела высокое медико-социальное значения [3,4,5,7], поскольку в патогенезе многих заболеваний ожирение играет важную роль, таких как сахарный диабет, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия, дислипидемия, эндокринные нарушения, мочекаменная болезнь, опухоли, сердечнососудистые заболевания, фибрилляция предсердия, инфаркт миокарда, тромбоз и др. [1,2,9].

В последние годы прослеживается отчетливая тенденция к росту числа больных с ожирением в Монголии, но окончательно не установлены статус питания и особенности клинических проявлений при ожирении, не разработаны диагностические критерии и методические рекомендации по его профилактике. В связи с чем существует необходимость из-

учения проблемы ожирения с использованием современных методов диагностики и с учетом многочисленных факторов риска данной патологии.

Цель исследования: изучить особенности питания при ожирении у монголов.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели методом случайной выборки обследовано 40 человек с ожирением. Средний возраст обследуемых 47,8±12,5 лет. Все участники исследования выразили добровольное информированное согласие на участие в нём. Протокол исследования одобрен локальным этическим комитетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.