УДК 334.012 +338.832
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И РЕСУРСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТУРКЛАСТЕРА ЧКАЛОВСКИЙ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент
(e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: gololga@yandex.ru)
В статье рассматриваются вопросы формирования туркластера Чка-ловский. Представлены результаты проведенного исследования среди жителей и гостей Чкаловска с целью определения популярных маршрутов и объектов показа. На основании контент-анализа проведенного авторами, обсуждаются актуальные вопросы формирования туристского маршрута.
Полученные результаты позволят сформировать эффективную систему формирования туристского кластера и повысить конкурентоспособность среди существующих региональных кластерных групп.
Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, кластер, ресурсы, туристские территории.
Городской округ город Чкаловск обладает разнообразным историко-культурным потенциалом. По количеству и разнообразию расположенных здесь памятников истории и культуры можно назвать уникальным [8,16].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания ту-ристско-реакционного кластера на территории городского округа г. Чка-ловск, оценки туристских ресурсов в регионе и создании нового конкурентоспособного туристского продукта.
Туристско-реакционный кластер — это взаимодействие организаций, которые представляют услуги в сфере туризма. В объединение входят различные фирмы и центры туризма, которые располагаются на территории одного региона или округа [1,3].
Кластерный подход к развитию туризма в современных условиях становится одним из наиболее востребованных инструментов. Известен ряд проектов туристских кластеров различного уровня (федеральные, региональные, местные) и различных видов (туристско-рекреационные, автотуристские, приграничные и пр.) [2,4].
На основании исследований ряда авторов [5-7,9] удалось выявить условия, необходимые для успешного развития и функционирования турист-ско-реакционного кластера на территории: наличие точно продуманной модели для формирования туристского кластера; благоприятная экологическая среда на рассматриваемой территории; поддержка администрацией
малого и среднего бизнеса; создание особого управленческого механизма [15].
В основе формирования туристского кластера, как правило, лежит тури-стско-рекреационный потенциал территории, который является комплексом природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов.
В городском округе город Чкаловск сосредоточено достаточное количество туристических ресурсов, для становления и развития туризма в округе есть разнообразные природно - ландшафтных объектов, памятников истории и культуры позволяет позиционировать район как имеющий предпосылки [11]. На территории округа расположено 33 памятника истории, искусства, градостроительства и архитектуры, археологии, культуры, 4 из которых являются памятниками Федерального значения. В районе создано множество интересных мест для туристов [10]. В городе Чкаловск можно посетить мемориальный музей В. П. Чкалова, который располагается в доме, где родился и вырос В. П. Чкалов. А также павильон - ангар, где выставлены: легендарный АНТ-25, участник первого в мире героического беспосадочного перелета через Северный полюс по маршруту Москва -Ванкувер, личный самолет Валерия Павловича - ПО-2, автомобиль «Паккард» [12]. Центр туризма «Русские крылья» - муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа город Чкаловск Нижегородской области [13].
В его состав входят: Дом культуры имени В.П. Чкалова; Музей скоростей; Выставочный зал имени Народного художника РСФСР А.М. Каманина; Пуреховский краеведческий музей имени Д.М. Пожарского (с 2015 года); Туристско-информационный центр.
На данный момент центр туризма представляет такие виды деятельности:
1. Экскурсионные программы: пешеходные и интерактивные, театрализованные, квест - игры:
2. Маршруты: «Чкаловск - город русских крыльев», «Василевская сноровка», «К истокам», «Подвиги отцов- крылья сыновей»
3. Продажа сувенирной продукции
На сегодняшний день состояние туризма в округе можно оценить как среднеразвитое. Туризм остается мало востребованным, так как есть нехватка и плохое состояние некоторых объектов туристской инфраструктуры. Памятники истории и архитектуры требуют реставрации [14]. Но тем не менее, городской округ город Чкаловск пользуется популярностью у туристов, среди других районов Нижегородской области.
Численность туристов, посетивших городской округ город Чкаловск представлена на рисунке 1. Как видно из рисунка 1 округ привлекателен для туристов, так как посещаемость с каждым годом растет.
Рисунок 1 - Число туристов, посетивших округ в период с 2015 по 2017 г.
Большое внимание уделяется проведению мероприятий, способствующих развитию событийного туризма: праздничное мероприятие для детей «Рождество в Катунках»; праздничное мероприятие «Русские крылья», посвященное годовщине со дня рождения В.П. Чкалова; межрегиональный фестиваль подледного лова «Чкаловская рыбалка»; областной фестиваль «Волшебный мир игрушки», приуроченный к международному Дню защиты детей; православный фестиваль «Во имя любви», приуроченный к Всероссийскому дню семьи, любви и верности; праздничная программа «Чка-ловск - город крылатой мечты», посвященная перелётам экипажа В.П. Чкалова; областной фестиваль «Гипюра сказочный узор»; Всероссийский мотокросс на призы Героя Советского Союза В. П. Чкалова и т.д.
Проводимая работа по развитию туризма, РЯ турпродукта и формированию положительного туристского имиджа территории также оказывает положительное влияние на увеличение въездного и внутреннего потока в Чкаловске. Росту турпотока так же способствует осуществление следующих шагов:
- пополнение новыми информационными материалами электронных баз данных, наиболее посещаемых потенциальными туристами: http://www.gorodchkalovsk.ru/ru/; Лка1оУБЫш; русскиекрылья.рф; vchka1ov.ru; chka1ovsk-zbs@yandex.ru; Нижегородского ТИЦ; контактных групп в социальных сетях и т. д.;
- активизация сотрудничества с Нижегородским туристско-информационным Центром;
- подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале района;
- формирование и ведение единого реестра объектов туриндустрии;
- культурно-просветительский проект «Автопробег по местам традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области»;
- съемки фильмов о потенциале городского округа;
- участие в работе конференций по вопросам развития въездного и внутреннего туризма [19].
В рамках изучения проблемы для формирования кластера на территории Чкаловского района было проведено исследование о востребованности округа как объекта туризма.
В исследовании приняло участие 75 человек в возрасте от 18 до 40 лет.
На вопрос "Знаете ли вы что есть попытки к созданию туристского кластера на территории Чкаловского района?" свыше 66 % респондентов не знают об этом. При этом, 90,8% положительно относятся к формированию на территории туристического кластера.
По результатам исследования видно, что большинство участников опроса посещали представленные маршруты, но посещают не так часто из-за занятости. Далее мы наблюдаем что 25% опрошенных хотя бы один раз в году посещают данные места, что не может не радовать.
Вопрос "Знаете ли вы какие-нибудь достопримечательности Чкаловского района?" выявил что 15,8% участников опроса не знают основных достопримечательностей района, что говорит о недостатке осведомленности. Результаты исследования выявили, что самыми известными и популярными достопримечательностями Чкаловского района являются такие места как: Музей Чкалова, Памятник В.П. Чкалова, Центр туризма «Русские крылья», Храм села Катунки.
Среди маршрутов, которые по мнению респондентов позволят привлечь туристов в регион были названы: самыми интересными предложениями, оказались: Маршруты на самолете над городом. Пурех-Новинки - Катунки - Чкаловск. Водные прогулки по рекам Троца, Санахта Юг и Волга. Лесные тропы сказок, заповедники. Вело прогулки вокруг горьковского водохранилища; Чкаловск-Юрьевец-Сокольское - Городец -Чкаловск.
Самым действенным способом, по мнению опрошенных, для привлечения туристов оказался: «организация и проведение праздников, конкурсов и тематических дней на территории». Так же по мнению участников опроса может повлиять активная рекламная кампания, продвижение и развитие инфраструктуры (рис. 1).
Ф Развитие инфраструктуры (кафе.
ГОСТИНИЦЫ и т.д.} Ф Повышение качества
предоставляемых услуг Ф Развитие транспортного сообщения Ф Активная рекламная кампания и
продвижение ф Организация праздников конкурсов и тематических дней на территории
Рисунок 1 - Способы для привлечения туристов в Чкаловский район
Таким образом, формирование туристского кластера Чкаловского района возможно. Это обусловлено наличием на территории разнообразных
ш
47,4% ч
Я 21,1% / 1
1 / 26,3%
к ¥
туристско-рекреационных ресурсов и организаций индустрии туризма (потенциальных участников кластера), которые способны скоординировать свою деятельность по созданию и продвижению туристского продукта Чкаловского района на рынке туризма Нижегородской области. Это в свою очередь будет способствовать созданию привлекательного имиджа для потенциальных потребителей и инвесторов.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе / Ю. Е. Алешина. - М.: «Просвещение», 2005. - 327 с.
2. Антипов А.Я. Структурно- функциональная модель туристско-рекреационного кластера - М.: Юнити, 2011. - 512 с.
3. Аллахвердова О. В. Региональный туристский кластер как туристско- рекреационная система регионального уровня. - СПб.: «Просвещение», 2010. - 178 с
4. Гришина Н.В. Экономическая эффективность формирования кластерного образования / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
5. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области // Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.
6. Крючкова Ю.Р. Туристские ресурсы городского округа город Чкаловск для развития музейного туризма. VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2016/2008/24334 (дата обращения: 07.11.2018)
7. Крючкова Ю. Р., Туристические ресурсы городского округа город Чкаловск для развития религиозного туризма. Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции «Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации» - НГПУ им. К. Минина, 2017. С.37- 39.
8. Лебедева Т.Е., Крючкова Ю.Р. Туристический потенциал городского округа город Чкаловск Нижегородской области. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации» - НГПУ им. К. Минина, 2016. С.42.
9. Лебедева Т.Е., Крючкова Ю.Р. Варенцова А.Г. Потенциал региона для развития музейного туризма//Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 1-2. С. 67-71.
10. Лукин В. П. Чкаловск ждет своих гостей. Путеводитель по Чкаловскому району: Чкаловск, с. 20.
11. Официальный сайт администрации городского округа город Чкаловск [Электронный ресурс] URL: http://www.gorodchkalovsk.ru/ru/ (дата обращения: 10.12.2018)
12. Официальный сайт МБУК «Мемориальный музей В.П. Чкалова» [Электронный ресурс] URL: http://www.vchkalov.ru/ (дата обращения: 18.11.2018)
13. Официальный сайт МБУК «Центр туризма «Русские крылья» [Электронный ресурс] URL: https://русскиекрылья.рф/ (дата обращения: 18.11.2018)
14. Официальный сайт администрации городского округа город Чкаловск [Электронный ресурс] URL: http s : // elibrary. ru/item. asp?id=24399306 (дата обращения: 07.11.2018)
15. Сафарян А.А. Подходы к оценке туристского потенциала территории // Географический вестник. 2015. №1. С. 89 - 101.
16. Чкаловск - тур [Электронный ресурс] URL: http://chkalovsk-tur.ru/ (дата обращения: 10.12.2018)
17. Шванева В.В., Куценко Е.И., Оценка туристского потенциала области для создания нового туристического маршрута [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26274215 (дата обращения: 07.12.2018)
Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru )
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (gololga@yandex.ru)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ORGANIZATIONAL AND RESOURCE FORMATION OF THE TURKLASTER CHKALOVSKY
Abstract. The article deals with the formation of the Chkalovsky turcluster. Presents the results of a marketing research among residents and guests of Chkalovsk for the purpose of popular routes and objects of the show. Based on the content analysis conducted by the authors, current issues of forming the tourist route are discussed.
The results obtained will allow to form an effective system for the formation of a tourist cluster and increase competitiveness among existing regional cluster groups. Keywords tourist and recreational potential, cluster, resources, tourist areas.
УДК 338.832
ФОРМИРОВАНИЕ КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент
(e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)
В статье рассматриваются вопросы формирования климата в коллективе гостиничного предприятия. Представлены результаты проведенного исследования с использование методик Лутошкина и Михайлюка, демонстрирующие уровень сформированности климата в гостиничном предприятии. Климат рассматривается как основной механизм успешной работы организации сервисного предприятия.
На основании контент-анализа исследований по проблеме авторами разработана программа по улучшению климата в гостинице.
Полученные результаты позволят сформировать адекватный климат в гостинице и будут способствовать повышению эффективности деятельности организации.
Ключевые слова: климат, персонал, гостиница, исследование, программа формирования климата в коллективе.