СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 316.6
О. А. Калимуллина
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Рассматриваются основные организационно-управленческие принципы, влияющие на формирование творческой направленности личности в условиях досуга. Предлагается анализ категорий управленческой деятельности в сфере досуга, приводятся примеры управленческих инноваций.
Ключевые слова: досуг, досуговое пространство, принципы, организационно-управленческие принципы, социокультурная деятельность, личность
Сегодня, всесторонне изучая различные научные подходы и условия формирования творческой направленности личности в условиях досуга, невозможно не рассмотреть организационно-управленческие принципы и их роль в системе синергетики досуга. И поскольку формирование личности в современных условиях происходит в большинстве своем именно в досуговом пространстве, пространстве нелинейном, хаотичном, то вопрос регулирования досуговой сферы приобретает, на наш взгляд, несомненную актуальность.
Одной из целей управления досуговой сферой и ее регулирования является создание уникальных и оптимальных условий для всестороннего творческого раскрытия личности, ее социализации, саморазвития [9]. Соответственно для достижения данной цели должны реализовываться различные принципы, методы, методики управления.
На наш взгляд, наиболее полно основные принципы в сфере управления досуговой деятельностью сформулировала современный ученый Л. А. Акимова. «Принципы - наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, составляющие основу управления. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми являются принципы демократизации, гуманизации, объективности, конкретности, оптимальности» [2]. Соглашаясь с автором, рассмотрим, как данные принципы действуют в системе управления досуговой сферой.
Принцип демократизации состоит в том, что сегодня отошедшие от централизации, партийно-идеологизированной догмы нормы управления носят демократический, творческий и нерегламентный характер, что позволяет формировать личность в условиях свободы слова и мысли. Этот принцип как нельзя лучше доказывает свою синергетическую составляющую.
Принцип гуманизации управления досуговой сферой проявляется в том, что вся социокультурная сфера досуговой жизнедеятельности сегодня, со сменой парадигмальных принципов, носит исключительно субъект-субъектный характер, повернута лицом к конкретно взятой личности, а не к целому обществу, как было в начале и середине ХХ в. Гуманизация управления становится наиболее эффективной, когда она адресуется к потребностям, желаниям и возможностям личности в ее свободе выбора. Гуманистические идеалы приобретают в современном обществе особую значимость - милосердие, доброта, умение сопереживать, сочувствовать, помогают развить в системе досуга способность личности к сотворчеству через данные идеалы, которые пытаются противостоять сегодняшним негативным явлениям в обществе. Именно на принцип гуманизации в сегодняшнем управлении досуговой сферой должен быть сделан особенный акцент. Личность руководителя, которая стоит за данным принципом, которая должна быть определяющим началом в отно-
139
шении организационно-управленческих условий формирования творческой направленности индивидуума в процессе досуга.
Принцип объективности в системе управления досуговой деятельностью отражает компетентность управленческих кадров, их профессионализм, а также учитывает как закономерности развития общества в целом, так и особенности социокультурной ситуации в конкретном регионе, городе, районе, конкретном учреждении досуга, клубе, кружке. Органы управления несут ответственность за внедрение в практику научно обоснованных исследований в досуговой сфере и должны опираться на выбранные принципы.
Следующий принцип, который обязательно должен быть выдержан, - принцип конкретности управления досуговой сферой. Он проявляется в конкретной направленности изучения потребностей и возможностей проведения досуга населением. Данный принцип интегрирует в себе сразу несколько научных направлений: социология (проведение постоянных социологических скринингов, репрезентаций и т. п.), психология (работа над психологическим портретом аудитории, на которую направлен данный принцип), педагогика (изучение портрета аудитории, являющейся особенно восприимчивой к досугу). Мы знаем, что без дифференциации не существует интеграции, соответственно не только дифференцированный подход к различным социальным, демографическим, этническим, гендер-ным, возрастным слоям, но и учет индивидуальных потребностей конкретной личности -основное правило, позволяющее реализовать на практике принцип конкретности.
Принцип оптимальности - следующий принцип эффективности управления досуго-вой сферой - определяет как организацию вышеперечисленных принципов, так и требования к самим субъектам управления, и снова роль личности в данном принципе выходит на первое место. Именно о роли личности в процессе управления досуговой сферой мы будем говорить далее.
Интеграция данных принципов представляет собой целенаправленный процесс, который имеет циклический характер. Как известно, любой процесс состоит из целей, постановки и решения задач, методов и принципов их решения и в конце отслеживания результатов с подведением итогов, т. е. имеет плановый характер. Планирование досуговой деятельности является одним из основных видов организационно-управленческой деятельности. Основные принципы планирования:
- целенаправленность (определенная целевая установка деятельности на конкретный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);
- перспективность (цели деятельности принимаются как эмоционально окрашенные, понятные; как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая);
- объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта управления: материальных, экономических, географических, социальных и др.);
- комплексность (при составлении плана предполагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов, направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи);
- оптимальность (выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих для конкретных условий);
- скоординированность, согласованность (соотнесение и координация плана работы отдельных структур, подразделений объекта управления друг с другом);
- коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);
- конкретность (четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей).
Разработка плана может строиться по следующей схеме:
140
- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
- изучение литературы по общим основам планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;
- подготовка проекта плана;
- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана.
Среди современных исследователей мы наблюдаем неоднозначное отношение к проблеме планирования досуговой деятельности как основного социокультурного процесса. Например, в своих научных исследованиях Э. С. Макарян, В. Б. Чурбанов отрицают такой вид деятельности в культуре, как планирование [5; 10]. Сегодня, когда мы рассматриваем проблемы досуга через призму синер-гетического подхода, с одной стороны, можно в чем-то согласиться с данными авторами, но с другой - именно через «беспорядок», через хаос, включая все нелинейные подходы, система современного досуга складывается в строго запланированную самоорганизующуюся систему культурных ценностей. Итак, чтобы рационально управлять сферой досуга, необходимо в соответствии со сложившейся социокультурной парадигмой разрабатывать и внедрять инновационные методы планирования досуговой деятельности с учетом всех особенностей региона, возраста аудитории экономической ситуации и многих других позиций. Управленческие инновации позволяют создавать необходимые условия для осуществления инноваций других типов и являются основой организационного процесса в системе досуга.
Что же мы подразумеваем под понятием инновации в управленческой сфере социокультурной деятельности:
- внедрение новых технологий;
- внедрение в практику новых культурных продуктов (имеются в виду новые форматы -современные фестивали, арт-оперы и т. п.);
- применение новых жанровых решений (синкретическое искусство);
- инновации в организационных структурах (открытие новых продюсерских центров, творческих лабораторий);
- выход досуговых продуктов за стандартные рамки (внедрение в образовательный и рабочий процессы).
В научной литературе существует множество определений понятия инновация. Его трактовка прежде всего зависит от предмета и объекта конкретного исследования.
Инновацией можно назвать результат творческой деятельности, связанной с разработкой, созданием и распространением новых видов конкурентоспособной продукции, современной технологии, внедрением новых организационных форм и методов в управлении и т. д. [6]. А. Койре предлагает определять инновацию как процесс, в результате которого новая идея или технология доводятся до этапа практического использования и начинают давать экономически положительный эффект [см.: 4].
Также нам бы хотелось проследить классификацию инноваций в области управления досуговой сферой, отвечающую «пространственному» масштабу. Представим следующие виды инноваций:
- глобальные (в масштабах не только одной страны) - примером может послужить недавно прошедшая в Казани Культурная универсиада, которая задействовала глобальный управленческий инновационный ресурс в области социально-культурной деятельности;
- региональные, имеющие существенное значение только в данном конкретном регионе - например, в недавно прошедшей в Казани арт-опере З. Рауповой «Белый волк» были задействованы в основном инновационные управленческие ресурсы Республики Татарстан;
- национальные (имеющие существенное значение в большинстве своем для определенной этнонациональной группы) - Республика Татарстан проводит свой национальный праздник плуга Сабантуй не только в республике, но и по всей России и за рубежом.
141
Для рационального регулирования и управления досуговой сферой необходимо остановиться и на процессе организации, занимающем в управленческой деятельности важное место.
Организация как функция управления -это работа по созданию и приведению в порядок объектов управления, формированию субъекта управления - системы административно-педагогических органов и общественных организаций, связанных с развитием культурно-досуговой деятельности личности. Основная функция управленческой организации - сформировать в сфере досуга организационные отношения, обеспечивающие органичное, эффективное взаимодействие его основных компонентов, приведение в интеграционно-дифференцированную систему комплекса культурно-досуговых предпочтений социума с учетом всех принципов, изложенных выше. Проблему объединения отдельных организационных систем в системно-интегрированный управленческий комплекс мы будем рассматривать с точки зрения досу-говой деятельности. Как известно, эффективность функционирования любой организационной системы, направленной на реализацию конечной конкретной цели (в нашем случае -это формирование творческой направленности личности в условиях досуга), обеспечивается механизмами взаимодействия отдельных частей. Данный процесс в управленческой сфере мы можем наблюдать через принцип глобальных инноваций на примере прошедшей в Казани Универсиады-2013. В последнее время в связи с отменой строгой идеологизации широкое распространение получают организационные механизмы, ориентированные на нововведения, которые обеспечивают высокую мобильность, гибкость и лучшую координацию. Для взаимодействия руководителей таких групп с различными функциональными службами приходится налаживать нелинейные коммуникации, интегрирующие связи в управлении. Любая управленческая деятельность в досуговой системе складывается из серии самостоятельных функций:
- планирование, т. е. разработка стратегии, анализ социокультурной ситуации, определение методов и технологий для достижения конечной цели;
- организация, проработка структуры мероприятия, осуществление координации между структурными подразделениями;
- мотивация всех участников процесса;
- инновация, внедрение в процесс новейших разработок из области мультимедиа и т. п.;
- маркетинг, грамотное отслеживание потребностей на рынке социокультурных услуг;
- координационный контроль.
Организационно-управленческая деятельность не существует как обособленная область творчества, она носит по отношению к целевой досуговой деятельности исполнительский характер. Эта особенность обуславливает то положение, при котором конечная цель организационно-управленческой деятельности задается «заказчиком», человеком или группой лиц, ставящих конечную задачу. Основной продукт организационно-управленеской деятельности в культурно-досуговой сфере всегда имеет личностный характер, ведь именно личность руководителя часто является отправной точкой успеха всего запланированного куль-турно-досугового продукта, направленного на формирование творческой личности, как мы уже говорили, являющейся частью механизма, включенного в целую систему. Каждая куль-турно-досуговая система наделена конкретной характеристикой.
Первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержание, является представление о расчлененности на элементы (это организационные структуры, применяемые методы творческого воздействия на личность, организационные формы и т. п.). В качестве элементов организационно-управленческой системы могут рассматриваться творческие и организационные средства, сочетание которых должно обеспечить индивидуально-личностное и субъектное становление личности участника творческой деятельности. В организационно-творческой деятельности
142
принято выделять такие элементы, как цель, принципы, содержание, методы, организационные формы. Средства в этой системе должны быть не только необходимыми, но и достаточными.
Свойства системы определяются не только свойствами ее элементов, но в первую очередь ее структурой. Отсюда, структура организационно-управленческой системы - следующая важнейшая ее характеристика. По утверждению А. Н. Аверьянова, «именно в структуре скрыта тайна отличия части от целого, отличия суммы свойств, качеств отдельно взятых элементов, частей от свойств и качеств системы» [1]. Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств. Целостность и динамический характер становления системы как целого подчеркиваются современной наукой в качестве ведущих ее характеристик. Еще древние греки утверждали, что «целое больше суммы частей, его составляющих», т. е. систематизация - это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в составляющих его компонентах. Именно систематизация обладает свойством оптимальности: за счет структуры она восполняет свойства недостающих элементов.
Система обладает свойством интегратив-ности, т. е. у нее обнаруживаются функции, не присущие ни одному ее элементу в отдельности. К интегративным результатам формирования творческой направленности относятся, например, целостный образ досуговой сферы, ее интеллектуально насыщенная атмосфера, чувство сопричастности к системе досуга, желание продолжать традиции, внедрять инновации. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может рассмотриваться как элемент системы
более высокого порядка, в то время как ее элементы - выступать в качестве системы более низкого порядка, т. е. иерархичность и эмерджентность - основные принципы синер-гетического подхода.
Категория целостность - одна из важнейших в системном подходе. Применительно к процессу формирования творческой направленности личности эта категория выражает не только интегрированность, но и самодостаточность, самостоятельность, автономность развивающейся воспитательной системы, связанные с ее внутренней активностью. В целостности отражается своеобразие конкретной системы, присущие ей как общие, так и специфические закономерности развития и функционирования.
Применяя категорию целостности, можно рассматривать каждый новый иерархический уровень развития системы как качественно определенное состояние целого. Считается, что переход качества на более высокий уровень означает не исчезновение системных свойств предшествующего уровня, а преобразование их в более совершенные. Путь развития представляет собой системно-целостный процесс и включает следующие четыре уровня системности.
Первый уровень характеризуется аморфностью системы, разрозненностью ее элементов, отсутствием устойчивых связей между ними, когда нет еще возможности говорить о сколько-нибудь сложившейся структуре. Система ведет себя случайным образом, непредсказуемо, велика ее зависимость от условий внешней среды.
Второй уровень отличается появлением связей между группами элементов в системе, в ней образуются «фрагменты структуры», устанавливаются причинно-следственные связи, поведение системы становится предсказуемым в определенных ситуациях, но остается неустойчивым.
Третий уровень выделяется по наличию связей практически между всеми элементами системы, выстраивается ее внутренняя структура, поведение системы становится более
143
устойчивым, т. е. проявляется на уровне тенденций в большинстве ситуаций жизнедеятельности. Это уровень «связного целого», однако система еще неустойчива, ее структура с большой степенью вероятности может быть разрушена внешними воздействиями.
Четвертый уровень развития системы -это уровень оптимального связного единого целого, когда связи между элементами системы становятся устойчивыми, выстраиваясь в иерархическую структуру, устойчивым и автономным (относительно независимым от внешней среды) становится и поведение системы. Это стадия саморазвития системы, когда усиливаются внутренние факторы ее развития, а внешние отступают на второй план, когда система включает освоенную среду в качестве элементов своей структуры [3].
Выделенные уровни могут стать основой для диагностики и разработки программ творческой организационно-управленческой деятельности как отдельного педагога, так и целого образовательного учреждения. Развитие и формирование личности, ее физических, психических, творческих и социальных качеств детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся все те, что передаются по наследству, особенности организма и психики, физиологические свойства. К внешним - сама социальная среда, в которой осуществляется реальная деятельность человека, его обучение и воспитание.
Совершенно очевидно, что успешно выполнять функции руководителя, заниматься организационно-управленческой деятельностью, возглавлять коллектив (хор, оркестр, театральную труппу и т. д.) может только человек, который является творческим лидером. Руководители-лидеры определенным образом воздействуют на свое окружение. Иногда их методы достаточно прямолинейны и очевидны (например, у руководителей авторитарного типа), в других случаях весьма трудно поддаются точной диагностике и осмыслению (примером могут послужить суггестивные методы, выходящие подчас на уровень гипнотических воздействий). Использование тех или
иных вариантов воздействия зависит в первую очередь от индивидуально-характерологических качеств и свойств руководителя, конкретной ситуации, складывающейся на данный момент в его взаимоотношениях с коллегами, степени остроты проблемы, подлежащей решению, и т. д.
Важнейшим качеством, во многом определяющим успех творческой деятельности, является работа руководителя, владение им аудиторией (способность чрезвычайно тонкая, с трудом поддающаяся анализу, а следовательно, и целенаправленному развитию) [7; 8].
Руководитель должен быть человеком не только образованным, но и творческим, ясно представлять себе конкретное содержание занятий, ведущих к поставленной в программе цели, давать свободу участникам, стимулировать их эмоционально-нравственное и творческое развитие.
Подчеркивая значимость именно творческой культуры руководителя, необходимо иметь в виду формирование прежде всего трех взаимосвязанных качеств:
- во-первых, творческого мышления, которое, по мысли психологов, должно отличаться не только репродуктивной, копирующей способностью личности, но ее отражательно-преобразовательной, конструктивно-преобразовательной, эвристической, творческой способностью;
- во-вторых, творческой направленности, как составной части творчества личности, ведущего к созданию нового творческого стиля деятельности;
- в-третьих, динамики приобретения знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения избранной деятельности.
Личность руководителя играет важную роль в осуществлении творческо-организаци-онного процесса, определяя его психологическую атмосферу и тем самым влияя на эффективность процесса создания нового социокультурного продукта. Будучи разновидностью духовно-практической деятельности, организационно-управленческая деятельность в сфере досуга являет собой при-
144
мер многообразия форм самовыражения. Так, в качестве конкретного исполнителя руководитель осуществляет техническую и художественно-смысловую реализацию замысла посредством внешних действий. В качестве руководителя и организатора творческого процесса он управляет коллективом единомышленников с помощью вербальных и невербальных коммуникативных действий. Основной задачей руководителя культурно-до-сугового процесса является организация совместных действий участников творческого коллектива, согласование их индивидуальных побуждений и установок с собственными художественными целями, выработка единой исполнительской стратегии и тактики воплощения авторского замысла.
Таким образом, руководитель художественно-творческого коллектива может полноценно и продуктивно осуществлять управленческие функции только при определенных условиях. К ним относятся: соответствие профес-
сиональным требованиям (так называемая профессиональная пригодность), наличие профессионально значимых качеств, способность к самоактуализации (стремление к личностному и творческому росту, критический взгляд на самого себя), креативный потенциал.
Организационно-управленческие принципы досуговой деятельности не существуют как обособленный сегмент творчества, они носят по отношению к целевой досуговой деятельности исполнительский характер. Эта особенность обуславливает то положение, при котором конечная цель организационно-управленческой деятельности задается «заказчиком», человеком или группой лиц, ставящих конечную задачу. Основной продукт организационно-управленческой деятельности в культурно-досуговой сфере всегда имеет нелинейный характер и влияет на формирование творческой направленности личности, включенной в конкретный творческий процесс.
1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы : монография / А. Н. Аверьянов. - Москва, 1985. - С. 69-70.
2. Акимова, Л. А. Социология досуга : учебное пособие / Л. А. Акимова. - Москва : Московский государственный университет культуры и искусств, 2003. - 123 с.
3. Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания : учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Бо-рытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбакова; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград : Издательство Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования, 2006. - 96 с.
4. Ефремов, В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования : учеб. пособие / В. С. Ефремов. -Москва : Финпресс, 1998. - 192 с.
5. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - Москва : Мысль, 1983. -284 с.
6. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто; пер. с венг. - Москва : Прогресс, 1990. - 295 с.
7. Суртаев, В. Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности / В. Я. Суртаев. - Санкт-Петербург, 1992. - 170 с.
8. Терехов, П. П. Специалист социокультурной сферы : педагогическая компетентность / П. П. Терехов. -Казань, 2002. - 144 с.
9. Чижиков, В. М. Культурно-досуговая деятельность : учеб. пособие / В. М. Чижиков, А. Д. Жарков. -Москва : Московский государственный университет культуры и искусств, 2007. - 155 с.
10. Чурбанов, В. Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе / В. Б. Чурбанов. - Москва : Педагогика, 1981. - 152 с.
Сдано 12.02.2014
145
O. A. Kalimullina
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL PRINCIPLES OF THE FORMATION OF A CREATIVE PERSONALITY ORIENTATION
This article discusses the basic principles of organizational management, influencing the formation of a creative orientation of the individual in terms of leisure. Presents an analysis of the categories of management activities in the field of leisure, are examples of management innovations.
Keywords: leisure, recreational space, principles, organizational and managerial principles, socio-cultural activities, personality
1. Averyanov, A. N. Sistemnoe poznanie mira: metodologicheskie problemy [Systematic knowledge of the world: methodological problems]. - Moscow, 1985.
2. Akimova, L. A. Sociologija dosuga [Sociology of leisure]: a tutorial / L. A. Akimova. - Moscow: Moskovskij go-sudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv [Moscow State University of Culture and Arts], 2003. - 123 p.
3. Borytko, N. M. Teorija i metodika vospitanija [Theory and methods of education]: a textbook for students of pedagogical universities / N. M. Borytko, I. A. Solovtsova, A. M. Baybakova; ed. N. M. Borytko. - Volgograd: Izdatelstvo Volgogradskogo gosudarstvennogo instituta povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija [Volgograd State Publishing Institute Teacher Training], 2006. - 96 p.
4. Efremov, V. S. Strategija biznesa. Koncepcii i metody planirovanija [Business strategy. Concepts and methods of planning]: a tutorial / V. S. Efremov. - Moscow: Finpress, 1998. - 192 p.
5. Markarian, E. S. Teorija kultury i sovremennaja nauka [Theory of culture and modern science] / E. S. Mar-karian. - Moscow: Mysl, 1983. - 284 p.
6. Santo, B. Innovacija kak sredstvo ekonomicheskogo razvitija [Innovation as a means of economic development]: transl. from hung. / B. Santo. - Moscow: Progress, 1990. - 295 p.
7. Surtaev, V. Ya. Osnovnye napravlenija samorealizacii molodezhi v uslovijah dosugovoj dejatelnosti [Main directions of self-realization in terms of leisure activities] / V. Ya. Surtaev. - St. Petersburg, 1992. - 170 p.
8. Terehov, P. P. Specialist sociokulturnoj sfery: pedagogicheskaja kompetentnost [Specialist social and cultural spheres: pedagogical competence] / P. P. Terehov. - Kazan, 2002. - 144 p.
9. Chizhikov, V. M. Kulturno-dosugovaja dejatelnost [Cultural and leisure activities]: a tutorial / V. M. Chizhikov, A. D. Zharkov. - Moscow: Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv [Moscow State University of Culture and Arts], 2007. - 155 p.
10. Churbanov, V. B. Kultura i razvitie lichnosti v socialisticheskom obshhestve [Culture and personal development in a socialist society] / V. B. Churbanov. - Moscow: Pedagogika, 1981. - 152 p.
146