Ци Юе
(Китай)
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРОЙСТВА ШКОЛ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF CONSTRUCTING SCHOOLS OF CHINA AT PRESENT STAGE
В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого устройства школ Китая в условиях реформирования образования на современном этапе
Ключевые слова: управленческие аспекты, устройство школ, реформирование, стандарты, индивидуализация обучения, компетентность^ подход, качественное образование
The subject of the article is organizational and managerial aspects of constructing schools in China in the conditions of educational reform at the present stage
Keywords: managerial aspects, constructing schools, reforming, standards, individualization of learning, competence based approach, quality education
На современном этапе в Китае в ответ на интенсивное развитие экономики и в связи с этим увеличивающимся спросом на кадры, компетенция которых отвечает запросам информационного общества, реформируется система образования, включая и управленческие кадры. Актуальность исследования управленческих аспектов школьной системы на современном этапе развития общества в Китае связана с интеграцией всех процессов образовательного пространства в мировом масштабе, с введением новых реформ и созданием инновационных технологий. Реформы направлены на адаптацию мировых тенденций в национальной системе образования с учётом истории, культуры, национальных традиций страны.
Развитие и существенные изменения в социальной и экономической сферах Китая повлияли на сферу образования, особенно на обязательное образование. Реализация обязательного образования в стране прошла длительный путь, отражающий влияние западной философской мысли через миссионеров, чиновников, бизнесменов, студентов, обучающихся за границей [8, с. 67].
Об обязательном образовании в Китае задумались в 1911: в этом году в Пекине проходила образовательная конференция, на которой было принято 12 решений, в том числе «проект устава обязательного образования». В проекте было отмечено, что четырехлетний период обязательного образования должен
быть внедрен в школах Китая, однако этот устав на практике существовал только три месяца. В 1923 году концепция обязательного образования впервые нашла свое место в Конституции, однако как заимствованное право не имела силы [6, с.23].
С 1978 года в Китае начинается первый этап реформирования школьного образования: в нём ведущее место отводилось экономическому строительству, открытости общества, содействию друг другу. Успешность этой реформы привела к тому, что 2 апреля 1986 года на 4-м Пленуме шестого созыва собрания народных представителей был принят «Закон КНР об обязательном образовании» (закон № 38].
Совершенствование данного Закона происходило под влиянием ряда нормативных документов и решений международных конференций. В марте 1990 года на «Всемирной конференции по образованию для всех» в Джомтьене была принята «Всемирная декларация об образовании», в которой было отмечено, что «обязательное образование является не только целью, но и базой непрерывного обучения и развития человеческого потенциала [12, с.16]. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века «Образование - клад», представленном ЮНЕСКО в 1996 году, дано глубокое обобщение с указанием сущности обязательного образования: «обеспечить базовое образование каждому человеку для плодотворной работы»
[12, с.17]. Китайские специалисты принимали активное участие в этих конференциях, что послужило стимулом к принятию единой идеи в области удовлетворения потребностей людей в образовании. Чжань Баокуй в своих исследованиях подчеркивает, что обязательное образование связано с двумя компонентами: с определенным возрастом детей и годичным сроком в соответствии с национальным законодательством КНР [13, с. 175].
Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней: начальная, средняя, старшая. На начальном этапе обучения (6-12 лет] дети получают знания по базовым предметам: китайскому языку, математике, истории, природоведению, географии, музыке. В средней школе много внимания уделяется патриотическому и физическому воспитанию. Весь учебный процесс разделен на две части: в первой половине дня школьники изучают основные предметы, во второй - получают дополнительное образование, включающее практические занятия в мастерских и на фермах. Весь образовательный процесс в средней школе направлен на профессиональную ориентацию.
Эти две ступени являются обязательными. После окончания девятилетнего образования дети могут продолжить образование в старшей школе только при условии финансовых возможностей родителей. В Китае преобладают два типа старших школ: академический профиль и профессионально-технический. Школы с академическим профилем ведут подготовку учащихся к обучению в высших учебных заведениях, поэтому весь образовательный процесс направлен на углубленное изучение научных дисциплин. Школы с профессионально-технической направленностью готовят детей для работы на производстве. В такой школе учащиеся обучаются два года с перспективой поступления в техникум или училище, где готовят специалистов сельского хозяйства, экономики, юриспруденции [14, с.61].
В «Плане реформы предметов в сфере повседневной высшей средней школы», «Законе об обязательном образовании КНР», «Плане реформы образования и развития Китая в 2010-2020 годы» выражена тенденция реформы обязательного образования в последние годы.
Разница в экономической и культурной сфере страны привела к большой дистанции
между регионами, городами и даже школами, поэтому в положениях обязательного образования обращено внимание на равенство развития, «на распределение участия в затратах на обучение, на содействие сбалансированному развитию обязательного образования. Например, обеспечение равенства для осуществления обязательного образования детей, которые следуют за родителями, работающими в другом месте. В новом законе «Об образовании» отменено дифференцированное обучение, то есть на традиционное деление школьников на «обычных» и «умных»». Данный подход обеспечивает равенство ресурсов, средств в области образования[1, с.45];
Новый закон в своей сущности имеет историческую отправную точку - натуральное воспитание: воспитание компетентности творчества, самообразование, формирование нравственных ценностей и социальных установок, идеологических мировоззрений;
Существенным признаком обязательного образования является бесплатное обязательное образование. В школах первых двух ступеней отменены не только плата за обучение, но и дополнительные расходы на учащихся: расходы на учебные пособия, общежитие, школьный костюм. Так как дальнейшее образование платное, то в государстве предусмотрены следующие гарантии материальной помощи: стипендии, система субсидий для учащихся, система совмещения учебы и работы, полное или частичное освобождение от платы за обучение, государственные кредиты на обеспечение обучения в старшей школе и высшем учебном заведении [3, с. 24].
Система образования в КНР ориентируется не только на молодое поколение, но и на взрослых людей. С этой целью создан ряд учебных начальных школ для взрослых, что дает возможность людям разного возраста и профессии получить среднее и высшее образование, повысить свой социальный статус.
Со стороны партийного руководства и государства уделяется большое внимание получению обязательного массового образования. Пристальное внимание политиков к школе обеспечивает развитие системы образования в период реформирования, стимулирует стремление руководителей школ к созданию такой системы, которая соответствует лучшим мировым образцам и способствует вхождению в образовательное пространство
в качестве влиятельного партнера.
Государство постоянно выделяет целевые средства на школьное строительство для улучшения условий обучения и воспитания. В соответствии со «Стандартами учебных условий для школы» для каждого нового образовательного учреждения планируется территория, строится знание и проводится оснащение всех учебных кабинетов.
В современном педагогическом опыте Китая существует много теорий, касающихся организационно-управленческих аспектов устройства школ: это прежде всего работы Лю Пэнфэй, Се Нин, Цзин Шиюн, Чана Мяо-мяо, Чжао Чжунцзянь, Чжао Минь. Чжу Сяо-мань считает, что права, обязанности, ответственность, интересы всех участников образовательного процесса и другие элементы системы управления должны быть равноправны [4, с. 61]. Чтобы школа стала ведущим Центром развития личности ребенка, необходимо на практике воплотить новую образовательную парадигму: отказ от главной концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену» к идее - образование для развития личности каждого школьника».
Цзян Цзюнь, характеризуя тенденции развития общего образования в Китае, подчеркивает, что конечной целью организационно-управленческой деятельности школ служит продвижение личностного развития каждого учителя: от его деятельности и профессионализма зависит уровень образованности и воспитанности обучающихся. Ведущая роль в этом процессе принадлежит руководителям школ, их идеологической установке: поощрение активной конкуренции, формирование основ самоуправления, создание условий для обновления и развития национальной системы образования [10, с. 46].
В основе реформирования устройства школ Китая заложены следующие основные позиции:
- концептуальные основы в содержании обучения: от функции познания - к функции духовного развития, творческого подхода к каждому участнику образовательного процесса;
- реформирование учебных планов и методов обучения согласно государственным стандартам, заложенным в «Плане реформы образования и развития Китая в 2010-2020 годы»;
- приоритет инновационной структуры
школы, где ведущими характеристиками служат комплексность, сбалансированность выборность (факультативные курсы, модульное образование, личностно ориентированный подход];
- внедрение стимулирующей комплексной оценки образовательных результатов: качественный и количественный характер оценки труда педагогов и учащихся меняет отношение к образованию и ценностям общества;
- соблюдение трехуровневого управления: государственный, местный, школьный уровни [11, с. 109].
Управление школами в Китае прошло длительный путь совершенствования. В современных школах управление представлено несколькими видами в зависимости от их местоположения: школы, подведомственные провинции, городу, уезду. Например, Хайлар-ская средняя школа № 2 подчиняется административному управлению города Хулунь-буира; Хайларская средняя школа № 3 -управлению образования района Хайлара. Директора школ несут ответственность за организационно-управленческую деятельность перед управлением образования соответствующей ступени.
Сунь Пэйцин и Сунь Яньбинь считают, что школьные администраторы в соответствии с требованиями реформы учебных программ обязательного образования осуществляют творческий подход к планированию, побуждению к взаимодействию в организационно-управленческой деятельности школы, к выполнению центральной задачи образования -качество воспитания человека. С этой целью, например, в школах Пекина при сохранении традиционной системы образовательного процесса реализуются новые управленческие технологии, которые направлены на стабильность и удовлетворенность в работе [8, с. 23].
Необходимо подчеркнуть, что в организационно-управленческой структуре школы содержится демократическое условие. Структуру и характер управления школой определяют такие факторы, как масштаб школы, задачи и приоритеты, «учебно-воспитательная цель, условия образовательного пространства, внешняя и внутренняя среда, состав учителей» [9, с. 8].
В Китае в каждом образовательном учреждении существуют три структуры, имеющие
право на контроль и принятие решений, - это администрация, куда входят директор школы и его заместители, партийная организация и совет учителей и работников школы. Директор школы несёт полную ответственность за все направления деятельности коллектива: разработку учебных планов по каждому предмету и факультативу, организационную работу по семестрам и в учебном году, за подбор и расстановку кадров, нравственную и учебную деятельность учителей и учащихся. Кроме этого в обязанности директора школы входят все хозяйственные вопросы, «управление финансами, прием и распределение учащихся по классам» [9, с. 14]. Функции партийной организации в каждом учреждении связаны с обеспечением контроля и мониторинга.
В соблюдении концепций демократического управления ведущее место занимает такая организационная форма, как «собрание представителей учителей (педсовет] и работников школы». В обязанности данной организации входят: защита членов коллектива, улучшение современной системы школьного образования, содействие в развитии правовой системы школы. В большинстве школ педагогические советы утверждают все проекты, направленные на долгосрочное планирование и сотрудничество с научными структурами. Данный режим распространен на территории Китая в школах на всех уровнях с 1 января 2012 года. Частные школы, китайско-иностранные совместные учебные заведения работают со ссылкой на эти управленческие концепции[5, с. 12].
Итак, на современном этапе развития информационно-коммуникативного общества в реформировании школ Китая значительное место занимает национальная политика, отражающая две линии в образовательном процессе: во-первых, организация работы школы в режиме полного дня, способствующей подготовке учащихся к продолжению образования в системе высшего образования. Этот процесс характеризуется следующими специфическими факторами в организации работы средней и старшей школ: во-первых, реализация на практике личностно ориентированного и компетентностного подходов на
всех уроках и дополнительных занятиях, использование инновационных технологий и введение оценочных качественных параметров, помогающих «реализовать государственную политику в выравнивании образовательных возможностей для учащихся разного социального статуса» [3, с. 27].
Во-вторых, подготовка учащихся к труду в условиях высокотехнологического производства. Это направление связано с желанием сотрудничать на международном уровне: двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования, совместные исследования и проекты, совместное обучение. В этом направлении важно отметить сотрудничество России и Китая: в китайских школах активно внедряют российские информационные технологии с учетом массового обучения. Инновационная позиция в этом плане принадлежит МПГУ: при подготовке учителей они используют современные модели образования, которые можно использовать в общеобразовательных школах с первого года обучения. Российские школы также изучают и используют в своей работе модели обучения и воспитания, разработанные китайскими учителями.
В планах на сотрудничество между образовательными учреждениями, в частности между школами Китая и России, планируется модель школы будущего. Данная общая современная модель образования предполагает совместную деятельность руководителей школ «от детского сада до школьного учителя и преподавателя педагогического вуза» [2, с. 3]. Взаимодействие представителей двух стран в модели «школа будущего» требует включения учителя школы в исследовательскую деятельность не только на уровне педагогических университетов, но и на международном уровне. Такой инновационный подход позволяет модернизировать организационно-управленческие аспекты устройства школы Китая, так как исследовательская и проектная деятельность приведет к изменению всей системы образования учреждения и позволит вовлечь в эту деятельность школьников, которые «освоят важнейшую модель деятельности человека XXI века - человека-исследователя».
Литература
1. Боревская Н. Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия: мо-ногр. - М.: Восточная литература, 2009. - 271 с.
2. Вызов времени: Китай и Россия создают школу будущего // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2016. - № 7013 (145).
3. Лю Пэнфээй, Красова Е. В. Современные тенденции развития китайской системы образования // Вестник ВГУЭС. - 2012. - № 1. - С. 22-32.
4. Россия - Китай: Образовательные реформы на рубеже XX-XXI веков: сравнительный анализ / отв. ред. Н. В. Боревская, В. П. Борисенко, Чжу Сяомань. - М., 2009. - 592 с.
5. Се Нин. Базовое образование и национальное образование XXI века. - Пекин: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 1992. - 98 с.
6. Сунь Пэйцин. История китайского образования. Пекин: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 2014. - 160 с.
7. Суртаева Н. Н., Иванова О. А. Проблемные изменения социального пространства педагогического образования // Специфика педагогического образования в регионах России. - 2014. - №1(7). - С. 5-7.
8. Сюн Сяньцзюнь. Обязательное образование в современном Китае. - Пекин: Изд-во Центрально-Китайского педагогического университета, 2008. - 109 с.
9. Цзин Шиюн. Организационно-управленческие аспекты школы постоянной системы девяти лет. - Сычуань, 2010. - 85 с.
10. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и России в условиях современных реформ. - М.: Компания Спутник+, 2010. - 129 с.
11. Чан Мяомяо. История развития и текущее положение обязательного образования //Современные коммуникации. - 2013. - № 3. - С. 109-110.
12. Чжао Чжунцзянь. Миссия образования - декларация образования и программы действий XXI века. - Пекин: Изд-во педагогической науки, 2006. - 60 с.
13. Чжань Баокуй. Сборник педагогики - система образования // Источник и эволюция обязательного образования. - 2003. - С. 175-180.
14. ЧэньЧжаомин Реформирование системы образования Китая // Гуманитарный
вектор. - 2010. - № 1 (21). - С. 61-70.
-^-