FORMATION OF THE TACTICS OF CONDUCTING A COMPETITIVE BATTLE WITH AN ALLEGED ENEMY (BASED ON THE ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITIES IN KARATE SHOTOKAN)
Abstract. The growing popularity of karate and increased competition in Russian and international tournaments make it necessary to study the technical and tactical characteristics of the fight. Competitive activity in karate Shotokan makes high demands on physical and technical preparedness. However, with an equal level of these sides, the athlete who has an advantage in tactical thinking can achieve success in a competitive duel. The development of effective tactical and technical models of conducting a fight against alleged opponents is an important task in training athletes for responsible competitions. Keywords: tactical and technical structures in karate, video analysis, competitive activity, modeling, karate athletes of high qualification
РУССУ Ольга Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А. Тимирязева (127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; olga.nik.russu@mail.ru)
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В работе представлены результаты социального эксперимента по формированию физической культуры школьников с учетом современных тенденций модернизации системы общего образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Автор разработал организационно-управленческую модель формирования физической культуры школьников и выявил условия ее реализации.
Ключевые слова: физическая культура школьника, модернизация физкультурного образования, формирование универсальных учебных действий, компетентностный подход, организационно-управленческая модель, результаты обучения предмету «Физическая культура»
Введение. Физическая культура превратилась в XXI в. в глобальный социокультурный феномен. Формирование физической культуры человека происходит на основе неразрывного единства и гармонии физического (телесного, биологического) и духовного (социального) и начинается с детства.
Социальная значимость исследуемой проблемы нашла свое отражение в таких нормативных документах, как федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), Федеральная программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период с 2006 до 2015 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, в которых определены основные направления распространения стандартов здорового образа жизни и формирования физической культуры различных групп населения. Наши социологические исследования показали, что более половины опрошенных (56,5%) стараются вести здоровый образ жизни, 18% не могут утверждать это, а 25,5% затрудняются ответить.
Проблема исследования вытекает из необходимости создания качественно
новой организационно-управленческой модели формирования физической культуры подрастающего поколения, обусловленной внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 2-го поколения.
Актуальность проблемы. Новый образовательный стандарт ориентирует учителей на качественно новое осмысление сущности формирования физической культуры с ее влиянием на здоровье и психофизическое состояние школьников.
На исследовательском уровне определилась задача разработки новой организационно-управленческой модели формирования физической культуры школьников в условиях модернизации физкультурного образования при внедрении новых образовательных стандартов.
Методологической основой исследования является системный подход в организации формирования физической культуры школьников, который представляет собой открытую социально-педагогическую систему, где основной результат - это развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Теоретическую базу составили исследования таких авторов, как А.В. Ахаев (1995); Н.В. Барышева (1997); В.И. Лях, Ю.А. Копылов., М.В. Малыхина (1998); А.Г. Комков, (2000); Е.В. Антипова (2002); В.В. Жгутова (2003); П.А. Рожков (2003); В.П. Лукьяненко (2007); С.С. Филиппов с соавт. (2005); А.Г. Асмолов (2008); И.В. Бабурова (2009); Л.В. Новоточина и др. (2009).
Для решения проблемы применялись методы теоретического анализа, педагогического моделирования, диагностические методы (тестирование, социологические исследования, беседы), эмпирический метод (педагогическое наблюдение). Организация исследования осуществлялась в 2010-2014 гг. на базе школ г. Самары - гимназии № 1, СОШ № 41, 53, 137, 178 и 53.
Осуществляя процесс физического воспитания школьников, необходимо не только уметь реализовать его многообразные формы и направления, но и объединить их в стройную систему взаимосвязанных занятий физическими упражнениями, подчинить целям и задачам физического воспитания. На основе анализа научно-методической литературы и результатов многолетних собственных исследований, касающихся вопросов организации и управления физическим воспитанием школьников, а также формирования их физической культуры, нами была предложена новая организационно-управленческая модель формирования физической культуры школьников (см. рис. 1).
Модель представляет собой единство 6 блоков. Каждый блок определяет структуру технологической деятельности учителя физической культуры, направленной на развитие универсальных учебных действий, определяющих способность ребенка учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования. Такой подход делает результат образования личностным, а не предметным.
Первый блок обеспечивает непрерывность и комплексность процесса формирования физической культуры школьников. Задачи физического воспитания определяют основные направления по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Процесс формирования УУД базируется на системно-деятельностном (компетентностном) подходе, где основной результат - это развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Универсальные учебные действия:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе умения учиться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
Рисунок 1. Организационно-управленческая модель формирования физической культуры школьников
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания [Петерсон 2009: 21-33; Петьков 1999; Формирование... 2010].
Когда учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, это создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [Бальсевич 2006].
Непрерывность и комплексность процесса физического воспитания в формировании физической культуры школьников оказывает определяющее влияние на качество решения педагогических задач.
Второй блок представляет средства физического воспитания. Данный блок включает:
- разнообразные физические упражнения, применяемые в процессе обучения двигательным действиям видов спорта, предусмотренные основной образовательной программой и рабочей программой по физической культуре; упражнения, направленные на развитие физических качеств, гимнастических и игровых упражнений в сочетании с методами физического воспитания;
- закаливающие факторы внешней среды;
- гигиену учебы, отдыха, питания, выполнение правил личной и общественной гигиены.
Средства физического воспитания имеют существенное значение в решении педагогических задач во всех направлениях физического воспитания школьников.
Третий блок составляют педагогические технологии физического воспитания - это путь решения задач оздоровления, образования и воспитания школьников. Но это также и искусство, мастерство педагога в работе с учениками. Ориентация системы физического воспитания на гуманистические и демократические идеалы требует в первую очередь новых походов, построения новых форм физического воспитания детей и подростков через современные образовательные технологии обучения.
В педагогической деятельности учителей физической культуры применяется широкий комплекс современных образовательных технологий: здоровьесбере-гающие технологии, технологии психофизиологической саморегуляции, коллективной системы обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения, экспресс-оценка уровня гармоничности физического здоровья, технологии оценочно-аналитического компонента учебно-воспитательного процесса, исследовательских методов обучения, использования игровых методов, компьютерные технологии.
Четвертый блок - это направления физического воспитания. В практике физического воспитания школьников сложились разные направления физического воспитания (физкультурно-оздоровительное, физкультурно-массовое, физкультурно-спортивное), включающие многообразные формы занятий школьников физическими упражнениями. Перечисленные направления физического воспитания предоставляют учителю физической культуры широкую вариативную возможность с учетом материальной базы школы, сложившихся традиций, желаний учащихся и их родителей наметить наиболее оптимальные пути решения педагогических задач.
Пятый блок составляют результаты обучения предмету «Физическая культура». Учитель должен уметь профессионально, объективно (инструментально)
2018'07
ВлАсть
277
выявлять результативность процесса физического воспитания школьников. Особенно важно уметь выявить динамику роста достижений учеников, повышение показателей их здоровья и физического развития и на основе этого осуществлять коррекцию.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по 3 базовым уровням, исходя из принципа «общее -частное - конкретное», и представлены личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, в накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности каче -ственных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Учитель должен видеть не только отдельного ученика, но класс в целом, коллектив учащихся школы в общем плане и по возрастным группам учеников, половым критериям физического воспитания. Учитель совместно с врачом школы осуществляет контроль уровня физического здоровья.
Шестой блок - это управление процессом формирования физической культуры школьников. По результатам экспресс-тестов в начале года учителя планируют занятия физическими упражнениями в I четверти. Полученные данные определяют направление физического воспитания во II четверти. После выявления в первом полугодии показателей освоения учебного предмета учениками выстраивается линия педагогического процесса на второе полугодие, подбираются методы физического воспитания (методика), формы занятий физическими упражнениями и т.д. Учитель, таким образом, выходит на управление процессом физического воспитания учеников, т.е. на научно обоснованную педагогическую систему.
Для реализации организационно-управленческой модели формирования физической культуры школьников необходимо создать определенные условия, такие как:
- обеспечение формирования физической культуры школьников необходимыми ресурсами;
- согласованность программно-методического обеспечения физической культуры школьников;
- согласованность программно-методического обеспечения урочной формы занятий школьников;
- согласованность программно-методического обеспечения физкультурно-спортивных занятий во внеурочной деятельности школьников;
- повышение квалификации учителей физической культуры и тренеров;
- учет интересов и потребностей школьников в различных видах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности;
- вовлечение администрации и педагогического коллектива школы в организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности;
278
ВлАсть
2018'07
- привлечение родителей школьников к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности.
Таким образом, физическая культура школьника - основа социокультурного и биосоциального бытия индивида. Как интегрированный результат воспитания она проявляется в отношении школьника к своему здоровью, образу жизни; предстает на основе неразрывного единства знаний, убеждений, ценностных ориентаций и дает им возможность достигать гармонии физического, духовного и культурного начал.
Резюмируя изложенное, физическую культуру следует рассматривать, прежде всего, как динамический процесс формирования личности школьника. В свою очередь, формирование физической культуры школьников выступает как результат комплексного социокультурного влияния на личность в процессе целенаправленной учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Освоение ценностей физической культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере физической культуры.
Список литературы
Бальсевич В.К. 2006. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: Теория и практика физической культуры. 111 с.
Петерсон Л.Г. 2009. Мир деятельности: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. М.: Институт СДП.
Петьков В.А. 1999. Формирование физической культуры личности в системе непрерывного образования: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во МПГУ. 272 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: система заданий; пособие для учителя (под ред. А.Г. Асмолова). 2010. М.: Просвещение. 159 с.
RUSSU Olga Nikolaevna, Cand.Sci. (Ped.), Associate Professor at the Chair of Physical Culture, Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural Academy (49 Timiryazevskaya St, Moscow, Russia, 127550; olga.nik. russu@mail.ru)
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MODEL OF FORMING THE PHYSICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN: THE SOCIAL ASPECT
Abstract. The article presents the results of a social experiment on the formation of physical culture of schoolchildren, taking into account modern trends in the modernization of the general education system in the context of the introduction of new educational standards. The author suggests an organizational and managerial model of the formation of the physical culture of schoolchildren and reveals the conditions of its realization.
Keywords: physical culture of schoolchildren, modernization of physical education, formation of universal educational activities, competence approach, organizational and managerial model, results of training in the subject of physical culture