УДК 378 КОЗАЧОК А.И.
кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России
E-mail: [email protected] ПАНТЕЛЕЕВ Р.Г.
Академия ФСО России E-mail: [email protected]
UDK378 KOZACHOKA.I.
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal
Guard Service Academy E-mail: [email protected] PANTELEEV R.G. Federal Guard Service Academy E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST
IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS
Статья посвящена рассмотрению организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Раскрыты ее сущность и компонентный состав.
Ключевые слова: военный специалист, организационно-управленческая компетенция, компоненты организационно-управленческой компетенции.
In the article the organizational and administrative competence of the future military specialist is considered. Its essence and components are revealed.
Keywords: military specialist, organizational-managerial competence, components of organizational-management competence.
Развитие теории и практики вооруженной борьбы, активное развитие концепции сетецентрических войн, перемещение эпицентра вооруженного противоборства с традиционных театров военных действий в информационную сферу оказывают существенное влияние на процесс строительства и развития Вооруженных Сил. В этих условиях решающим фактором становится применение в военном деле высоких технологий, оперативность принимаемых в системе управления решений и доведение их до подчиненных подразделений и частей. Важнейшей составной частью системы военного и государственного управления, её материально-технической основой является система связи управления, поэтому одной из приоритетных задач военного строительства является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров в области телекоммуникаций, способных профессионально противостоять современным вызовам в области обеспечения национальной безопасности государства.
В условиях ведения современных боевых действий, увеличения интенсивности информационного обмена в системах военного и государственного управления, необходимости повышения безопасности передаваемой в них информации объективно повышаются требования к уровню профессиональной подготовки военных специалистов в области телекоммуникаций.
Эффективное выполнение задач стоящих в настоящее время в области обеспечения национальной безопасности государства основывается не только на
глубоких знаниях выпускником военного вуза общенаучных и специальных дисциплин, но и владении современными технологиями менеджмента. При этом для военного специалиста невозможно разделение труда на управленческие и инженерные виды деятельности. Командная, управленческая, организаторская деятельность неотделима от его инженерно-технических обязанностей.
В настоящее время подготовка военных специалистов к профессиональной деятельности осуществляется в соответствии с социальным заказом государства на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. При этом квалификационные требования к выпускнику военного вуза определяют виды профессиональной деятельности. Их освоение и, следовательно, обладание соответствующими компетенциями, является обязательным результатом обучения в вузе. Для военных специалистов в области телекоммуникаций такими видами деятельности являются эксплуатационная, организационно-управленческая и производственно-технологическая.
Исследованиям организационно-управленческой (организационной, управленческой) компетенции посвящено достаточно большое количество работ. Так в работах А.В. Вертаева, Т.В. Даниловой, Е.П. Киреевой рассматривается вопросы формирования организационно-управленческой компетенции (ОУК) у курсантов вузов МЧС России и МВД России. О.В. Благова, О.И. Сторожева, Ю.С. Ценч исследуют
© Козачок А.И., Пантелеев Р.Г © Kozachok A.I., Panteleev R.G.
процесс развития ОУК у руководителей и педагогов учебных заведений. Работы Е.М. Зарубиной, Е.В. Куликовой, Т. А. Петровой, О.В. Поповой, Е.Н. Сепиашвили направлены на исследование формирования ОУК у студентов технических и педагогических вузов. Однако все эти работы носят специфичный характер и не касаются проблемы формирования ОУК у будущих военных специалистов в области телекоммуникаций.
Считаем необходимым в рамках данной статьи рассмотреть различные трактовки понятия «организационно-управленческая компетенция», для того, чтобы сформулировать определение, на которое мы будем опираться в процессе дальнейшей работы:
- организаторская компетенция - способность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий [8];
- организационно-управленческие компетенции представляют собой характеристику личности, выражающиеся в способности осуществлять целеполагание; организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть её результат, осуществлять анализ; мотивировать и стимулировать деятельность; разрабатывать и применять разнообразные управленческие решения; извлекать и анализировать информацию из разных источников; к адаптации в новых ситуациях; к самоорганизации и рефлексии [2];
- управленческая компетенция - это комплекс индивидуальных (личностно-профессиональных) характеристик сотрудника организации, выполняющего управленческие функции [6].
Как следует из представленных определений, некоторые ученые склонны рассматривать управленческую и организационную компетенции обособленно друг от друга, чего на наш взгляд делать не следует. По нашему мнению «организация» и «управление» являются рядо-положенными областями деятельности, взаимообуслав-ливающими друг друга. Организация не осуществляется без управления, как и управление без организации.
Вышеизложенное позволяет нам определить ОУК как интегративную характеристику будущего военного специалиста в области телекоммуникаций, включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, определя-
ющую его способность и мотивационную готовность осуществлять организационно-управленческую деятельность в мирное и военное время, а также в условиях кризисных ситуаций.
В процессе исследования нами были рассмотрены взгляды ряда ученых на структуру и компонентный состав ОУК. Анализ трудов А.Г. Гаджиева, Г.С.-Х. Дудаева, Л.И. Кундозеровой, А.Г. Чирикова, Н.У Ярычева и др. показал, что большинство исследователей выделяют в структуре ОУК будущего специалиста следующие составляющие:
- отношение к объекту приложения компетенции (ценностные ориентации и мотивы);
- теоретическая и практическая готовность субъекта организационно-управленческой деятельности к ее осуществлению;
- необходимые для осуществления деятельности управленческие качества личности будущего специалиста;
- обладание минимально необходимым опытом проявления компетенции в различных стандартных и нестандартных ситуациях.
Таким образом, опираясь на исследования отечественных ученых мы выделяем следующий компонентный состав ОУК, наиболее отвечающий специфике профессиональной деятельности будущего военного специалиста в области телекоммуникаций (рис. 1).
Когнитивный компонент представляет собой знание содержания компетенции [3]. Он основан на представлениях о будущей профессиональной (организационно-управленческой) деятельности, о себе, предположениях о своих способностях и позволяет успешно реализовать на практике полученные в ходе обучения знания. Когнитивный компонент в структуре компетенции отвечает за восприятие, обработку, анализ и запоминание информации.
Процесс усвоение знаний является основой учебно-познавательной деятельности обучающихся. При этом знания по предметам обучения как таковые не являются конечной целью. Необходимо вооружить будущего военного специалиста способами получения и обработки информации, ее анализа, умением делать выводы и аргументированно отстаивать свою позицию, синтезировать новые знания.
Рис. 1. Структура организационно-управленческой компетенции.
Цели когнитивной области одним из первых описал Б. Блум. Им было выделено шесть категорий учебных целей в следующем иерархическом построении: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Все эти категории находятся в тесной взаимосвязи, взаимопроникают и переплетаются друг с другом в ходе познавательной деятельности. Таким образом, каждый уровень зависит от степени усвоения нижестоящего уровня иерархии. Например, для применения знания необходимо иметь определенную информацию и обладать ее пониманием. Следовательно, обучающийся должен постепенно продвигаться к верхнему уровню - уровню оценки.
А.М. Новиков выделяет четыре уровня освоения знаний. Последний, четвертый уровень предполагает «возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний» [10, с. 125], которые являются фундаментом деятельностно-го компонента ОУК специалиста.
Деятельностный компонент, на наш взгляд, отражает операциональную сферу профессиональной деятельности и включает в себя совокупность профессионально важных для будущего военного специалиста в области телекоммуникаций организационных и управленческих навыков и умений, полученных в процессе обучения и подчеркивает роль деятельностного опыта, умения реализовывать в ходе профессиональной деятельности предметные знания, полученные в процессе обучения в военном вузе. Следует отметить, что ОУК, как и любая другая компетенция, может проявляться только в соответствующей деятельности, т. е. деятель-ностный компонент является необходимым элементом компетенции.
Организационно-управленческие навыки и умения представляют собой действия и «техники» военного специалиста, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда [3]. Возникновение и совершенствование навыков является результатом отбора и закрепления успешно проведенных профессиональных операций. Основным методом формирования навыков является упражнение, представляющее из себя многократное повторение действий, которые необходимо освоить.
Умение же в отличие от навыка представляет собой осознанное действие и выражается в подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Основу умений составляют приобретенная в процессе обучения система знаний и навыков. Как отмечает А.К. Маркова «выполнение труда опирается на профессиональные умения и навыки, то есть профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма» [5, с. 85]. Показателем сформированности умений является их применение для решения новых, внезапно возникающих задач.
Таким образом, будущий военный специалист в области телекоммуникации должен умело и творчески осуществлять организационно-управленческую деятельность в подчиненном подразделении, выбирая наиболее эффективные способы и средства достижения требуемого результата.
Личностно-профессиональный компонент включает в себя психологические профессионально важные качества (ПВК) специалиста, которые оказывают влияние на эффективность деятельности и успешность её освоения. ПВК будущего военного специалиста совершенствуются в процессе его военно-профессиональной деятельности, однако их фундамент закладывается в ходе профессионального образования, в рамках которого происходит обучение и воспитание будущего офицера.
Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что ПВК рассматривается как сложное и многогранное понятие, определяемое различными исследователями с помощью таких дефиниций как «значимые профессиональные качества», «профессионально значимые качества», «профессионально ценные качества», «профессионально важные признаки» и включающее в себя различные качества от физиологических до профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
В рамках настоящей работы был проведен анализ взглядов различных исследователей на компонентный состав ПВК будущего военного специалиста. Так Б. Д. Цуканов выделяет в структуре ПВК военного специалиста в области телекоммуникаций пять основных блоков: когнитивно-операциональные, управленческие, коммуникативные, мотивационно-ценностные, нравственные и эмоционально-волевые [9]. Рассматривая ПВК военного специалиста внутренних войск МВД России В.О. Работинский объединяет их в следующие четыре группы: морально-боевые, организаторские, военно-педагогические и профессиональная компетентность, которая включает в себя в том числе знания, навыки и умения [7].
Таким образом, большинство исследователей в качестве одного из компонентов выделяет в составе ПВК знания, навыки и умения (ЗУН), полученные в ходе профессионального обучения в вузе. Однако, на наш взгляд, такой подход к определению компонентного состава ПВК в связи с переходом на образовательные стандарты третьего и последующих поколений, в которых компетенции, включающие в себя в качестве отдельного компонента ЗУН, являются результатом обучения, в настоящее время не представляется актуальным. Кроме того мы полностью поддерживаем мнение большинства ученых, отмечающих, что в структуру ПВК, необходимых для осуществления любого вида военно-профессиональной деятельности специалиста, входят не только качества, связанные с конкретным видом деятельности, но и личностные качества, общие для любого из этих видов.
Анализ научных исследований, проведенных в
данной области такими ученым как М.Г. Дмитриева, М.М. Кашапов. А.О. Кошелева, А.С. Павлов, В.Н Ромашин, А.В. Субботин и др. позволил нам выделить следующие ПВК военного специалиста, необходимые для осуществления организационно-управленческой деятельности. К ним, на наш взгляд, относятся эмоциональную устойчивость, способность к рефлексии, коммуникабельность, решительность, лидерство, нестандартное мышление, целеустремленность, способность принимать решение в нестандартных ситуациях, а также в условиях наличия неполной (недостоверной) информации, способность действовать в условиях больших физических и психических нагрузок и др.
Таким образом, ПВК органично входят в структуру компетенции, развиваются в ходе обучения и являются одним из важнейших показателей профессиональной пригодности и эффективности деятельности военного специалиста в области телекоммуникаций.
Кроме того следует отметить, что некоторые исследователи выделяют в структуре ПВК мотивацион-ную составляющую. Мы полностью поддерживаем их взгляды, касающиеся ее наличия в структуре личности будущего военного специалиста, однако считаем необходимым выделить мотивационный компонент в качестве отдельно элемента в структуре компетенции в связи с его важностью и особой значимостью для профессиональной деятельности офицера. По нашему мнению военно-профессиональная мотивация будущего военного специалиста в области телекоммуникаций является специфическим личностным образованием, которое оказывает существенное влияние в том числе и на формирование ПВК личности будущего офицера, выступает в качестве детерминантов поведения.
Мотивационный компонент, на наш взгляд, является неотъемлемой частью компетенции, поскольку любая деятельность военного специалиста, в том числе и организационно-управленческая, предполагает потребность в ее осуществлении, которая трансформируется в мотив. Проблема формирования профессиональной мотивации будущих военных специалистов является одной из важнейших в практике работы педагогических коллективов вузов.
Как отмечает Н.М. Байков социально-психологический характер мотивации, ее формирование и развитие наиболее полно отражается в профессиональной деятельности, т. к. профессиональная мотивация руководителя подразделения связи оказывает влияние на ее эффективность. Рассмотрение мотивации поведения личности в аспекте социально-психологических взаимосвязей позволяет лучше понять социальную сторону процесса мотивации. Профессиональная мотивация офицера как один из основных параметров психологического потенциала личности позволяет прогнозировать
успешность организационно-управленческой деятельности в системе «человек-человек» [1].
Как утверждает А.Н. Леонтьев деятельность - это процесс, «побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность» [4]. Таким образом только актуализированная в деятельности потребность может трансформироваться в мотив, т. е. мотив становится действующим, в случае его проявления в организационно-управленческой деятельности будущего военного специалиста. При этом заинтересованность в профессиональной деятельности имеет большую побудительную силу для формирования мотивации.
Следует отметить, что мотивация развивается в процессе профессиональной подготовки обучающегося в военном вузе, где предметом его деятельности является овладение соответствующими компетенциями (общекультурными, профессиональными и т. д.). Таким образом потребность будущего военного специалиста на данном этапе заключается в том, чтобы овладеть этими компетенциями.
При этом можно выделить следующие три уровня мотивации при формировании профессиональной компетенции выпускника: начальный, основной и высший. На начальном уровне мотивации потребность в формировании компетенции определяется внешними социальными или личностны мотивами, которые обуславливают внешнее отношение к учебно-познавательной деятельности. Основной уровень мотивации достигается тогда, когда потребность специалиста «находит» себя в педагогическом предмете, которым являются объективно необходимые для воинского труда знания, умения, навыки, профессиональные позиции. Такая «опредме-ченная потребность» становится внутренним мотивом формирования профессиональной компетентности курсанта. Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность выпускника ввуза в продуктивной реализации творческого потенциала, ориентированного на воинский труд. Ее основой выступают высокие притязания курсанта на самореализацию в учебно-познавательной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения [3].
Таким образом эффективное формирование ОУК невозможно без развития всех её структурных компонентов. По нашему мнению ОУК должна быть сформирована как целостное профессиональное качество будущего военного специалиста. Рассмотренные выше структура и содержание ОУК позволят выявить главные показатели, влияющие на достижение необходимого уровня освоения данной компетенции, а также обеспечить укрепление ее взаимосвязи с другими составляющими воинского труда.
Библиографический список
1. Байков Н.М., Талынёв В.Е. Ценности и профессиональная мотивация руководителей органов государственной военной службы: социологический анализ. Вестник ТОГУ , № 3(10), 2008 год.
2. Благова О.В. Развитие организационно-управленческой компетентности педагога http:// edusafe.conf.udsu.ru/ files/1299427668.doc
3. Козачок А.И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе : монография / А.И. Козачок. Орёл : Академия ФСО России, 2010. 136 с.
4. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. Москва, 1995.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. Москва : Знание, 1996.308 с.
6. Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина О.С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: монография / Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина. Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. 139 с.
7. Работинский В.О. Личностные качества военного специалиста, необходимые для выполнения служебно-боевых задач. http://elibrary.ru/item.asp?id=23297729
8. ЦенчЮ.С. Развитие организаторской компетенции преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. 2008. № 6. С 85-87.
9. Цуканов Б.Д. Формирование профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Елец. 2005. 23 с.
10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. 456 с.
References
1. Baikov N.M, Talynyev V.E Values and professional motivation of heads of state military service: sociological analysis. Bulletin of PNU, №. 3 (10), 2008.
2. Blagova O.V. Development of the organizational and administrative competence of the teacher http: // edusafe.conf.udsu.ru/ files/1299427668.doc
3. Kozachok A.I. Formation of professional competence of the subjects of the educational process in a military high school: monograph / A.I. Kozachok. Orel: Academy of the FSS of Russia, 2010. 136 p.
4. Leontiev A.N. Some psychological questions of the consciousness of the teaching // Anthology of pedagogical and psychology / Comp. A.I. Krasilo, A.P. Novgorodtsev. Moscow, 1995.
5. MarkovaA.K. The psychology of professionalism / A.K. Markova. Moscow: Knowledge, 1996.308 p.
6. Pestereva N.M., Tsvetlyuk L.S., Nadeina O.S. Formation of professional competencies of civil servants: monograph / Pestereva N.M., Tsvetlyuk L.S., Nadeina O.S. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University, 2014. 139 p.
7. Rabotinsky V.O. The personal qualities of a military specialist, necessary for performing combat missions. http://elibrary.ru/item. asp?id=23297729
8. Tsench Yu.S. Development of the organizational competence of teachers in institutions of secondary education / / Bulletin of the Moscow State Agroengineering University. V.P. Goryachkina. 2008. № 6. Pp 85-87.
9. Tsukanov B.D. Formation of professionally important qualities of a specialist in the study of physics in a military high school: Candidate thesis in pedagogical aspects 2005. 23 p.
10. Professional pedagogy: A textbook for students studying in pedagogical specialtie. S.Ya. Batysheva, A.M. Novikov. Third edition, revised. М .: Publishing House of EGVES, 2010. 456 p.