ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ББК 65.291.216
Р. Б. Гамидуллаев
канд. экон. наук, ст. преподаватель, кафедра менеджмента, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. В статье на основе анализа зарубежного опыта представлен авторский подход к реализации реинжиниринга процессов управления на предприятии. Разработаны организационно-технологические мероприятия, состоящие из нескольких стадий и этапов применительно к российским предприятиям.
Ключевые слова: процесс управления, управление предприятием, реинжиниринг процессов управления, организационно-технологические мероприятия, этапы работ.
R.B. Gamidullaev, Daghestan State Technical University
ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL MEASURES FOR THE IMPLEMENTATION OF
REENGINEERING OF ENTERPRISE MANAGEMENT PROCESSES
Abstract. The article gives author's approach and a detailed analysis of the international experience of the implementation of reengineering of the management processes of the enterprises. The particular attention is given to the development of organizational and technological measures which consist of several stages and phases in relation to Russian enterprises.
Keywords: management process, enterprise management, reengineering of the management process, organizational and technological activities, stages of the work.
Проблема коренных изменений в современных условиях, особенно с использованием информационных технологий, в управленческой деятельности стала актуальной для каждого предприятия. Эти изменения должны происходить с применением такого эффективного метода, который позволил бы провести изменения с максимальной результативностью. Из всех существующих на сегодняшний день методов в этой сфере наиболее прогрессивным, радикальным и универсальным является реинжиниринг процессов управления.
Как известно одной из основных особенностей реинжиниринга процессов управления является ориентация не на функции, а на процессы. Следовательно, в реинжиниринге ключевым и определяющим понятием является «процесс управления», поэтому вначале надо определиться с этим понятием.
Процесс управления в нашем понимании, как и любой процесс, в основном отражает динамическую сторону управления с осуществлением последовательных действий из чего и складывается воздействие управляющей системы на управляемую систему. При реинжиниринговом подходе осуществление процессов управления становится еще более динамичным и эффективным.
Эффективность реинжиниринга процессов управления достигается и за счет та-
ких факторов как интенсификация управления, экономия времени, а также обязательным соблюдением принципов Хаммера [1, с.104-112], принципов реинжиниринга, общих принципов управления и принципов организации процесса управления.
Проведенное исследование и изучение зарубежного опыта технологии реализации реинжиниринга [2, 3] позволила нам разработать свой подход реализации реинжиниринга процессов управления с учетом циклического содержания процессов управления предприятиями в российской действительности.
В табл. 1 представлены детализированные организационно-технологические мероприятия по реализации реинжиниринга процессов управления (РПУ) применительно к российским предприятиям, состоящих из нескольких стадий и этапов.
Таблица 1 - Организационно-технологические мероприятия по реализации РПУ на предприятии
Название стадий
Основные этапы и мероприятия выполняемых работ
1
СТАДИЯ 1 Организация и планирование работ
СТАДИЯ 2 Изучение существующего состояния процессов управления рассматриваемого объекта.
Этап 1. Обоснование, планирование и организация
1.1. Организация специальной группы по реинжинирингу с непременным участием в ней представителей администрации предприятия.
1.2. Выявление основных мотивов, подтверждающих целесообразность реализации РПУ на предприятии, и ожидаемые последствия в случае отказа от реижиниринга.
1.3. Установление и ранжирование приоритетных на предприятии процессов управления требующих реинжиниринга.
1.4. Разработка группой по реинжинирингу и утверждение у руководства предприятия соответствующего плана реализации РПУ с указанием целей, задач, и объемов проекта.
1.5. Доведение до руководства всех подразделений предприятия разработанного плана группой реинжиниринга и провести разъяснительную работу с коллективами предприятия.
1.6. Проработать вопросы ресурсного обеспечения работ (материальные, технические, финансовые, кадровые и т.д) по реализации РПУ.
1.7. После уверенной подготовки группы реинжиниринга приступить к реализации РПУ.
Этап 2. Постановка проблемы
2.1. Постановка целей, задач, критериев эффективности процессов управления и др.
Этап 3. Обследование процесса управления
3.1. Изучить практический опыт реализации РБП на предприятиях отрасли.
3.2. Провести обучение сотрудников и руководителей предприятия на предмет проведения РБП.
3.3. Осуществить сбор необходимой информации по бизнес-процессам с оформлением соответствующих документов.
3.4. Получить исходные данные соответствующих экспертов.
3.5.Ознакомление со структурой управления, штатным расписанием, утвержденными положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями, уставом предприятия.
3.6. Выявление состава задач, возлагаемых на все службы и подразделения объединения, составление иерархической схемы решаемых задач в действующей структуре.
2
3.7. Выявление состава и характера работ, выполняемых в подразделениях в соответствии с возложенными на них задачами.
3.8. Виды документов, необходимых для проведения работы.
3.9. Заполнение при необходимости информационных карт на каждую работу, в результате чего определяется:
- Источник информации;
- Технология проведения работы;
- Частота и сроки проведения работы;
- Исполнители;
- Трудозатраты на проведение работы;
- Средства автоматизации, используемые в ходе работы и т.д. Построение при необходимости матричной модели процессов управления, определяющей:
- Состав и последовательность элементов процесса управления в соответствии с функциями управления;
- Систему взаимодействия структурных подразделений.
3.10. Определение уровня загрузки (графики, диаграммы) работников аппарата управления, показывающее распределение работ в течение месяца, квартала года по каждому исполнителю.
3.11. Определение уровня квалификации кадров аппарата управления.
3.12. Определение форм и методов повышения квалификации работников аппарата управления и их эффективности.
3.13. Ознакомление с существующей системой оценки качества работы и контроля исполнения.
3.14. Ознакомление с организацией рабочих мест и условий труда персонала.
3.15. Ознакомление с уровнем загруженности и использования организационной и вычислительной техники в процессе управления.
Этап 4. Анализ состояния циклов управления [4, с.131-138],
Анализ информационного цикла:
4.1. Структура, характер и мощность организационных потоков (в целом по предприятию; по функциям управления; по уровням, степеням управления; по отдельным подразделениям, отдельным руководителям).
4.2. Структура и характер документооборота (по параметрам, указанным в предыдущем п.1).
4.3. Мощность и характеристика телефонных информационных потоков.
4.4. Технология подготовки и проведения деловых совещаний и их эффективность.
4.5. Технология приема посетителей и руководства предприятия.
4.6. Анализ уровня:
- работы служб научно-технической информации, патентных подразделений;
- справочно-информационного обеспечения руководителей производства;
- механовооруженности труда при сборе, передачи и обработке информации.
4.9. Типичные случаи:
- сбора, передачи, обработки и хранения избыточной информации;
- передачи недостоверной информации;
- искажения информации в процессе ее передачи по ступеням управления.
4.11. Анализ причин недостатка информации для принятия обоснованных решений.
Анализ цикла подготовки и принятия решений:
4.13. Выявить состояние сбалансированность обязанностей и прав принятия решений.
СТАДИЯ 3. Постановка диагноза состояния и определения путей реинжиниринга процессов управления рассматриваемого объекта
4.14. Анализ качественной и своевременной обеспеченности информацией, руководителей принимающих решение.
4.15. Соблюдение принципов и правил принятия решений.
4.16. Типичные случаи:
- уклонения от принятия решений;
- случаи подмены вышестоящими руководителями нижестоящих при принятии решений;
- случаи несвоевременного принятия решения;
- уклонения от единоличных решений и использования коллегиальных форм;
- подмены коллегиальных решений единоличным распорядительством.
4.21. Формы регламентации решений, используемых на предприятии.
4.22. Возможность перераспределения прав и ответственности по различным ступеням и Формы делегирования полномочий, используемые на предприятиях.
4.23. Выявление уровня обоснованности и оптимальности применяемых решений.
4.24. Соотношение выполненных и невыполненных решений.
4.25. Выявление причин невыполнения решений, распоряжений, указаний.
4.26. Решения системы управления (цех - заводоуправление - объединение - министерство).
Анализ организационного цикла:
4.27. Формы и методы доведения заданий до исполнителей в отношении:
- инструктирования;
- организационного планирования;
- производственного планирования;
4.28. Формы и методы:
- работы диспетчерской службы предприятия;
- контроля исполнения, его эффективность;
- учета качества труда исполнителей, их эффективность.
Этап 5. Изучение нормативной и научной информации, а также передового опыта
5.1. Изучение литературных источников (научно-информационный поиск) по данной проблеме.
5.2. Изучение отраслевых и межотраслевых нормативов, стандартов, типовых разработок и других методических рекомендаций.
5.3. Изучение и обобщение передового опыта управления производством.
5.4. Осуществление технико-экономических расчетов по применению оргтехники, внедрение систем документирования, продолжительности операций, процедур (возможность разработать методику нормирования).
5.5. Проведение по мере необходимости экспериментов моделирования и т.д., до разработки мероприятий.
Этап 6. Разработка и представление мероприятий по реинжинирингу
процессов управления
6.1. Обосновать и представить 2-3 варианта моделей бизнес-процессов.
6.2. Представить вариант новой организационной модели в сочетании с новым процессом.
6.3.Положения о структурных подразделениях (включая вопросы взаимодействия с другими службами).
6.4. Должностные инструкции.
6.5. Функциональные таблицы.
6.6. Положение о регламентации прав принятия управленческих решений.
6.7. Графиков проведения совещаний и общественных мероприятий.
6.8. Распорядок рабочего дня.
6.9. Положение системы оценки качества работы и контроля исполнения.
6.10. Планировки служебных помещений и рабочих мест сотрудников.
6.11. Проекты улучшения условий труда ИТР и служащих.
6.12. Положение о системе обработки внешнего и внутреннего документа оборота.
6.13. Положения о размножении документации.
6.14. Положения о системе доставки и хранения документации.
6.15. Инструкции о ведении делопроизводства.
6.16. Механизации множительных, расчетно-вычислительных и чертежно-графических работ.
6.17. Положения об экономическом и моральном стимулировании интенсификации управленческого труда.
6.18. Расчета экономической эффективности разработанных мероприятий по рационализации и совершенствованию организации процессов управления.
Этап - Внедрение
- Назначение ответственных подразделений и исполнителей.
- Установление степени участия подразделений предприятия в работах по внедрению.
- Изучение рабочих материалов будущими исполнителями этих работ.
- Инструктаж работников о порядке выполнения работ в условиях новой системы.
- Приобретение и установка необходимой организационной и вычислительной техники и оборудования.
- Издание необходимых положений, инструкций и т.д.
- Реализация мероприятий, связанных с улучшением условий труда.
- Проведение регулярных консультаций по возникшим вопросам.
- Разработка поощрительной системы за внедрение разработанных материалов.
- Составление акта о внедрении._
Представим краткое содержание основных стадий организационно-технологических мероприятий по реализации реинжиниринга процессов управления на предприятии.
Стадия 1. Организация и планирование работ.
На этой стадии осуществляется планирование и организация работ по реинжинирингу процессов управления. Дается обоснование необходимости проведения РПУ на предприятии и выявление важнейших на предприятии процессов управления, требующих реинжиниринга, и оценка последствий отказа от реинжиниринга. Также осуществляется согласование объемов проекта, целей и графика работ с руководством предприятия. Проводится разъяснительная работа и доведение целей проекта по РПУ до руководителей низшего звена. Другими словами, осуществляется вся работа, необходимая для начала реформ.
Стадия 2. Изучение существующего состояния процессов управления рассматриваемого объекта.
На этой стадии осуществляется подробное изучение действующей системы процесса управления, выявление сложностей, трудностей, поиск имеющихся резервов управленческих процессов и подготовка необходимой информационной базы для перехода к следующей стадии.
Стадия 3. Постановка диагноза состояния и определения путей реинжиниринга
СТАДИЯ 4. Внедрение разработанных мероприятий
процессов управления рассматриваемого объекта.
Результатом на этой стадии должен быть пакет документов по научной и нормативной информации, а также опыта работы передовых предприятий и представление мероприятий по реинжинирингу процессов управления.
Стадия 4. Внедрение разработанных мероприятий.
Следует подчеркнуть, что стадия внедрения является самым ответственным периодом и для этого необходимо осуществление ряда организационных и других обязательных мероприятий.
При внедрении предлагаемых организационно-технологических мероприятий следует строго придерживаться представленных стадий, этапов и последовательности мероприятий. Нам представляется, что внедрение мероприятий следует осуществлять поэтапно, что позволит своевременно проверять и корректировать ранее принятые решения. Более того, такой подход позволит безболезненно осуществлять процесс внедрения параллельно с функционированием уже действующей системы.
Таким образом, разработанные и представленные выше организационно-технологические мероприятия по реализации реижиниринга процессов управления с учетом особенностей российских предприятий, позволят в реальной практике обеспечить высокую конкурентоспособность и эффективность их деятельности. При таком подходе можно добиться значительного сокращения затрат на производство и управление, повышение производительности труда, улучшения качества работ и повышение уровня удовлетворенности потребителей и партнеров. Реинжиниринг процессов управления в современных условиях вызван не только потребностями практики, но и науки управления.
Список литературы:
1. Хаммер М. Реинжиниринг: не автоматизировать, а уничтожать // Harvard Business Review, 1990. - P. 104-112.
2. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. - 224 с.
3. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. Часть 1 - СУБД, №4, 1995 Часть 2 - СУБД, №1, 1996.
4. Гамидуллаев Р.Б. Реинжиниринг организационных циклов управлением на промышленных предприятиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Пенза, 2011. С. 131-138
List of references:
1. Hammer, M. (1990) "Reengineering work: don't automate, obliterate', Harvard Business Review July-August. P. 104-112.
2. Robson,M and Ullah,F. Apractical guide to Business Process Reengineering . - M. Audit, Unity, 2000. - 224 p.
3. Zinder E.Z. The new system design: information technology and business reengineering. Part 1-DBMS, № 4, 1995, Part 2 - DBMS, №1, 1996.
4. R.B.Gamidullaev Reengineering of organizational cycles of the industrial enterprises manage-ment.The dissertation of the candidate of Economic Science - Penza, 2011. - P. 131-138.