Научная статья на тему 'Организационно-тактические основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступлениям террористической направленности'

Организационно-тактические основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступлениям террористической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1780
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРАВОВОЕ / LEGAL / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ / НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC AND PERSONNEL SUPPORT / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INVESTIGATIVE SOFTWARE / COUNTER-TERRORIST CRIME / ANALYTICAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волченков Владимир Васильевич

Рассматриваются концептуальные основы как цель, задачи и направления дальнейшего развития системы противодействия преступлениям, связанным с террористической направленностью в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волченков Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and tactical fundamentals of operative-investigative activity of internal affairs bodies on counter-terrorist crime

Discussed the conceptual framework as the goal, tasks and directions of further development of the system of combating crimes related to terrorist orientation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организационно-тактические основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступлениям террористической направленности»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЛЧЕНКОВ,

профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются концептуальные основы как цель, задачи и направления дальнейшего развития системы противодействия преступлениям, связанным с террористической направленностью в Российской Федерации.

Ключевые слова: терроризм, противодействие преступлениям террористической направленности, правовое, информационно-аналитическое, научное и кадровое обеспечение, оперативно-разыскное обеспечение.

Annotation. Discussed the conceptual framework as the goal, tasks and directions of further development of the system of combating crimes related to terrorist orientation in the Russian Federation.

Keywords: terrorism, counter-terrorist crime, legal, analytical, scientific and personnel support, investigative software.

Организационно-тактические основы оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) органов внутренних дел определяют по противодействию подразделений уголовного розыска полиции органов внутренних дел (далее — УР полиции ОВД) преступлениям террористической направленности (ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277—280, 282.1, 282.2, 360 УК РФ) [1; 5].

Указанные основы также определяют цель, задачи и некоторые направления дальнейшего развития системы противодействия преступлениям, связанным с террористической направленностью в Российской Федерации.

1. Основными тенденциями указанных преступлений являются:

а) увеличение количества зарегистрированных преступлений террористической направленности (далее — ПТН) (в 2010 г. учтено 580 преступлений террористической направленности, раскрыто 410 или 70,5%; в 2011 г. — 622, раскрыто 428 или 68,8%; в 2012 г. — 637, раскрыто 478 или 75%; в 2013 г. — 661, раскрыто 454 или 68,6%, а за девять месяцев 2014 г. зарегистрировано 774, раскрыто 416 или 53,7%; за последние пять лет (2010—2014 гг.) остались не раскрытыми 1090 преступлений террористической направленности);

б) расширение географии рассматриваемых преступлений;

в) усиление взаимного влияния различных внешних и внутренних социальных, экономических и иных факторов на возникновение и распространение преступлений террористической направленности;

г) усиление взаимосвязи ПТН и организованной преступности, в том числе и межрегиональной;

д) совершенствование существующих форм и методов криминальной деятельности, связанных с ПТН.

2. Возникновение и распространение ПТН в России имеют определенные предпосылки и детерминируются внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, микроконфессиональными противоречиями и иными факторами.

3. Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение ПТН, либо способствующими им причинами и условиями являются:

а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;

б) наличие условий для деятельности экстреми-стки настроенных лиц;

в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по

противодействию преступлениям террористической направленности;

г) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и СМИ;

д) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства в рамках СНГ.

I. Общегосударственная система противодействия преступлениям террористической направленности должна представлять собой совокупность субъектов противодействия этим преступлениям и нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию.

Целью противодействия ПТН является:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению рассматриваемых преступлений;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на подготовку и совершение этих деяний;

в) привлечение виновных к ответственности;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил, средств и структурных подразделений, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения преступлений террористической направленности;

д) противодействие распространению идеологии жестокости и насилия в отношении человека и активизация работы по информационно- пропагандистскому обеспечению и сокращению таких негативных последствий.

II. Правовое, информационно-аналитическое, научное и кадровое обеспечение противодействия ПТН:

1. Правовое обеспечение противодействия ПТН должно включать постоянный мониторинг и анализ противодействия ПТН, законодательства РФ, подготовку и своевременное принятие соответствующих правовых актов в данной области, направленных на повышение эффективности деятельности подразделений уголовного розыска полиции и других служб ОВД.

2. Нормативно-правовая база противодействия указанным преступлениям должна, соответствовать следующим требованиям:

а) гибко и адекватно реагировать на постоянное изменение способов, форм, методов и тактики деятельности правонарушителей;

б) учитывать имеющийся опыт борьбы, реальные социально- политические, национальные, этнокон-фессиональные и другие факторы;

в) определять компетенцию правоохранительных органов (УР полиции и иных структур ОВД, прокуратуры, ФСБ России, Следственного комитета РФ) по противодействию указанным преступлениям;

г) устанавливать ответственность физических лиц за несоблюдение законодательства РФ в области противодействия рассматриваемым преступлениям;

д) обеспечивать эффективность уголовного преследования за преступления террористической направленности;

е) информационно-аналитическое, оперативно-разыскное обеспечение противодействия рассматриваемым преступлениям должно включать в практической деятельности сбор, накопление, систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах совершения этих актов, обмен ею и выдачу такой информации УР полиции ОВД и другим правоохранительным органам Российской Федерации.

Противодействию ПТН способствуют обеспечение законности при осуществлении данной деятельности, участие субъектов противодействия терроризму в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, а также в формировании правовой культуры населения.

3. В процессе информационно-аналитического обеспечения противодействия ПТН решаются следующие основные задачи:

а) исследование основных факторов, определяющих сущность и состояние угроз совершения преступлений террористической направленности;

б) прогноз вероятных тенденций и закономерностей развития угроз совершения ПТН, разработка предложений для своевременного принятия решений по их нейтрализации;

в) анализ информации о проявлениях ПТН, а также о политических, социально-экономических и иных общественных процессах в Российской Федерации и в мире, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия ПТН;

г) организация и осуществление информационного взаимодействия субъектов противодействия ПТН;

д) мониторинг и анализ национального и международного опыта противодействия ПТН;

е) совершенствование, в том числе на основе внедрения современных информационно-телекоммуника-

ционных технологий, информационно-аналитического обеспечения координации деятельности по противодействию ПТН федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, подразделений УР полиции ОВД и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;

ж) создание единого антитеррористического информационного пространства на национальном уровне;

з) разработка информационных банков и баз данных, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем и аппаратно-программных комплексов с применением передовых информационных технологий;

и) своевременная подготовка предложений по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы информационно-аналитического обеспечения противодействия ПТН;

к) систематическое повышение профессиональной подготовки специалистов-аналитиков в области противодействия терроризму.

4. Научное обеспечение противодействия ПТН должно включать в себя:

а) разработку теоретических и методологических основ противодействия ПТН, рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия терроризму;

б) проведение научно-прикладных исследований для принятия политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия ПТН на разных уровнях;

в) изучение международного опыта борьбы с терроризмом, внесение предложений по совершенствованию стратегии и системы мер противодействия ПТН.

5. Приоритетными направлениями научно-технических разработок в области противодействия ПТН должны стать создание и внедрение:

а) средств защиты сотрудников УР полиции ОВД, антитеррористических подразделений и объектов террористической деятельности с использованием последних научных достижений;

б) новых образцов вооружения, в том числе оружия нелетального действия и специальных средств, способных существенно сократить людские потери

и уменьшить материальный ущерб при проведении оперативно-боевых мероприятий;

в) эффективных средств систем связи, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе требованиям защищенности от компьютерных атак, средств обнаружения новейших видов взрывных устройств, взрывчатых веществ, других особо опасных средств террористической деятельности и непосредственно террористов.

6. Подразделения УР полиции ОВД участвующие в противодействии ПТН, должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми качествами и навыками. Приоритетным направлением кадровой политики является повышение престижа службы в подразделениях УР полиции ОВД и значительного повышения уровня оплаты труда и социального обеспечения.

7. Кадровое обеспечение противодействия ПТН осуществляется по следующим основным направлениям:

а) подготовка и переподготовка сотрудников УР полиции ОВД, участвующих в противодействии ПТН;

б) антитеррористическая подготовка сотрудников полиции местных ОВД;

в) антитеррористическая специализация сотрудников УР полиции ОВД с учетом специфики решаемых ими задач;

г) подготовка специалистов в специфических областях противодействия ПТН (противодействие идеологии терроризма, кибертерроризму и другим его видам);

д) создание экспертно-консультативных групп из числа представителей субъектов противодействия терроризму, обладающих специальными знаниями и навыками.

Подготовка и переподготовка кадров для противодействия ПТН должна осуществляться на базе межведомственных и ведомственных учебных центров и учебных заведений, а также образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России.

III. Специальные аспекты противодействия ПТН:

1. Оперативно-разыскное обеспечение (далее — ОРО) раскрытия ПТН — это система мер, осуществляемых субъектами ОРД при проведении ОРМ в целях выявления и собирания фактических данных, обеспечивающих своевременность, правильность квалификации и обоснованность возбуждения уголовного дела; доказывания виновности лиц, совершив-

ших эти преступления; пресечения противодействия лиц криминальной среды объективному расследованию преступления и полной реализации принципа неотвратимости наказания за содеянное.

2. Оперативно-разыскная характеристика (далее — ОРХ) ПТН является совокупностью уголовно-правовых, криминалистических, психологических, социологических и иных упорядоченных и взаимосвязанных между собой признаков, обладающих поисковым характером и рассматриваемых с позиции решения задач по предупреждению и раскрытию указанных насильственных преступлений, нейтрализации противодействия участников криминальной среды на основе наиболее эффективного применения негласных сил, средств и методов ОРД и законодательных норм (ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «Об ОРД» и ФЗ «О полиции»).

3. Состояние и тенденции ПТН в России дополняются региональным анализом, что создает целостное восприятие и более широкие познавательные возможности при организационно-функциональном построении системы противодействия рассматриваемой группе преступлений по субъектам Российской Федерации, а также позволяет сформулировать конкретные научно обоснованные выводы и рекомендации.

4. Негативные количественные и качественные изменения в состоянии и динамике ПТН в РФ вызывают необходимость поиска новых решений и активизации мер, направленных на усиление противодействия тяжким и особо тяжким их проявлениям. Фундаментальным направлением в этой деятельности стала разработка указанной концепции, направленной на определение стратегии борьбы с ПТН. Подобная концепция должна включать в себя, с одной стороны, решение проблем, связанных со своевременным раскрытием этих преступлений и обеспечением принципа неотвратимости наказания и уголовного преследования адекватного совершенному преступлению, а с другой, — максимальным совершенствованием форм и методов социального контроля за такой преступностью и ее пресечение.

5. Базовыми положениями основ являются:

♦ уточнение понятия ОРО раскрытия преступлений террористического характера и его структурно-содержательных элементов;

♦ методологическое обоснование расширения границ объекта познания и предмета теории ОРД в целом и ее составной — ОРО в частности:

а) определение оптимальной модели системы и раскрытия ПТН, включающей обоснование необходимости реализации в этой деятельности функции по их ОРО;

б) определение соответствующего места ОРО по предупреждению и раскрытию ПТН в деятельности подразделений УР полиции ОВД;

в) внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, являющиеся правовой основой ОРД;

г) издание ведомственного нормативного акта по вопросам предупреждения и раскрытия рассматриваемых преступлений, отнесенных к компетенции МВД России, регламентирующих организацию и тактику проведения ОРМ применительно к ним;

д) определение функционально-структурного и организационного обеспечения реализации функции ОРО борьбы с ПТН, включающей организационно-штатное построение соответствующих подразделений УР и их кадровое обеспечение;

е) создание профессионального ядра кадров из числа сотрудников подразделений УР полиции ОВД для реализации, задач ОРД (ст. 2 ФЗ «Об ОРД») в раскрытии ПТН.

6. Одной из главных составляющих настоящих основ улучшения раскрытия ПТН является правовая основа ОРО. Сравнительно-правовой анализ правового регулирования ОРО выявления, пресечения и раскрытия рассматриваемых преступлений показывает, что в силу сложности объекта общественных отношений и новизны постановки проблемы, оперативно-разыскное законодательство страдает пробелами, противоречивостью, нечеткостью формулировок. Для преодоления указанных недостатков необходимо включить в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» специальную статью, раскрывающую сущность оперативно-разыскных методов как инструментов решения ОРО раскрытия наиболее сложных преступлений. Структурно такая норма может содержаться в гл. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которую целесообразно назвать: «Организационные формы, методы, средства и мероприятия ОРД». Соответственно каждому из этих элементов должна быть посвящена отдельная статья закона.

7. Из понятия ОРД, предложенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» следует, что ее субъектами являются уполномоченные на ее реализацию органы, осуществляющие ОРД. В тоже время, в ряде статей Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 5, 6, 10, 13, 15, 16, 19) усматривается, что таковыми являются также и оперативные подразделения спецслужб, осуществляющих контрразведывательную и разведывательную деятельность. Представляется поэтому целесообразным изложить ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в следующей редакции: «ОРД — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов гласного и негласного характера, применения специальных сил, средств, методов и мероприятий, а также принятия по ним юридически значимых решений, осуществляемых с целью обеспечения безопасности личности, общества и государства и борьбы с преступностью при отсутствии возможности их достижения иными законодательно установленными средствами; ОРД реализует государственную разведывательно-поисковую функцию в форме разведывательной, контрразведывательной и сыскной деятельности в решении задач, определенных настоящим федеральным законом».

8. Из анализа деятельности оперативных и следственных подразделений следует вывод о том, что операвно-разыскная деятельность является не вспомогательной по отношению к уголовно-процессуальной и обеспечивающей уголовное преследование, а самостоятельным видом государственной деятельности, определенной законом и имеющей свои цели и задачи, способы получения информации, используемой в выявлении, предупреждении и раскрытии данных преступлений. В этой связи возникает необходимость согласования норм УПК РФ и ФЗ «Об ОРД», в частности, по поводу использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. Поэтому предлагается дополнить ст. 89 УПК РФ и сформулировать ее в следующей редакции: «Использование в доказывании результатов ОРД.

1) органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД в форме фактических данных (материалов), которые по своему содержанию могут:

♦ служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

♦ быть использованы для подготовки и осуществления следственных, экспертных и судебных решений и действий;

♦ использоваться в доказывании виновности подозреваемых в совершении преступлений по уголовным делам в соответствии с положениями ст. 87и 88 УПК РФ»;

2) фактические сведения могут представляться в порядке исполнения отдельных поручений органа дознания, следователя, прокурора или определения суда по делам, находящимся в их производстве, либо по инициативе субъектов ОРД по мотивированному постановлению».

9. Учитывая важность при организации ОРО раскрытия ПТН правильного определения места, представляющего оперативный интерес, на страницах основ предлагается к таковым относить:

♦ места концентрации или нахождения лиц, представляющих оперативный интерес, где они обмениваются информацией и разрабатывают планы относительно преступной деятельности, обговаривают условия и детали преступлений, а также скрываются;

♦ места возможного совершения ПТН;

♦ места сокрытия орудий, используемых при совершении указанных преступлений.

10. Направления выявления сотрудниками подразделений УР полиции ОВД лиц, совершающих указанные преступления, реализуются путем:

♦ выявления уголовно-правовых признаков подготавливаемого или совершающегося преступления;

♦ проверки лиц, образ жизни и поведение которых дают основания подозревать их в причастности к совершению рассматриваемых преступлений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ использования информации лиц, непосредственно не причастных к совершению ПТН, но оказывавших преступникам разного рода услуги, связанные с их криминальной деятельностью;

♦ определения способа совершения преступления с помощью вещественных и иных доказательств, изъятых на месте ПТН.

11. Не менее важной организационной мерой по повышению эффективности ОРМ, проводимых в целях раскрытия и оперативно-разыскной профилактики ПТН, является объективность критериев ее оценки.

Отсутствие Федерального закона по профилактике правонарушений и существующая система оцен-

ки оперативно-разыскной профилактики не предусматривает подтверждения ее результатов объективными данными (за исключением ст. 30 УК РФ).

В связи с этим представляется целесообразным внести изменения не только в существующую систему оценки оперативно-разыскной профилактики оперативных подразделений полиции ОВД, но и в нормативный акт МВД России по организации и тактике ОРД ОВД в части разработки и внедрения в практику учетно-регистрационных документов, характеризующих деятельность оперативных подразделений полиции ОВД в сфере оперативно-разыскной профилактики и раскрытия ПТН.

12. Анализ дел оперативного учета, заведенных на лиц входящих в организованные группы и совершающих указанные преступления, позволяет сформулировать задачи, которые оперативным сотрудникам необходимо решать при их ведении:

♦ выявление на территории района, города, республики группового объединения лиц с криминальной ориентацией, установление фактических данных о реальности их противоправного функционирования, составе участников и их преступной специализации;

♦ установление и документирование способов вовлечения отдельных участников преступного формирования, создание системы собственной безопасности и организация противодействия социальному контролю государства над ними;

♦ выявление и документирование преступных действий и поступков, совершаемых проверяемыми участниками групп;

♦ пресечение попыток проверяемых оказывать противодействие правоохранительным органам по их изобличению или уклонению от уголовного преследования по расследуемым уголовным делам.

Основные усилия правоохранительных органов Российской Федерации должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

а) обеспечение эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате СНГ, ШОС, Организации Договора о коллективной безопасности и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнерами по антитеррористической коалиции;

б) осуществление практических мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, недопу-

щение передвижения субъектов террористической деятельности через государственные границы, противодействие распространению террористической пропаганды и идеологии, оказание содействия жертвам терроризма.

Литература

1. ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в ред. от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3).

2. ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

3. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 5022.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

6. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности (Вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: Учеб.-метод. пособие / Под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. М., 2013.

References

1. Federal law as from March 6, 2006 № 35-FZ «On combating terrorism» (as amended on 8.11.2011, No. 309-FZ).

2. Federal law as from August 12, 1995 № 144-FZ «On operative-search activity».

3. Federal law as from February 7, 2011 № 3-FZ «On police».

4. The concept of counter-terrorism in the Russian Federation, approved by decree of the President of the Russian Federation of 5 October 2009 // Rossiyskaya Gazeta. 2009. № 5022.

5. The resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation as from February 9, 2012 № 1 «On some issues of judicial practice in criminal cases of terrorist crimes».

6. Counteraction to the crimes of terrorist and extremist direction (Issues of theory and practice of operative-search activity: Manual for students studying law / Ed. by V.V. Volchenkov, B.P. Mikhailov. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.