PUBLIC ADMINISTRATION
УДК 350.783
Ворона-Сливинская Л.Г. докт. экон. наук, профессор Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики Сливинский Е.В. кандидат экономических наук DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10567 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕДУРНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Vorona-Slivinskaya L. G.
Ph.D. in economics, Professor St. Petersburg university technologies of management and economy Slivinskaij E. V.
Ph.D
ORGANIZATIONAL AND PROCEDURAL ASPECTS OF STATE FINANCIAL CONTROL
Abstract:
The article is devoted to state (municipal) financial control, control objects, control bodies, types and methods of budgetary control, types of budgetary violations, experience of state financial control in countries with developed market economies
Аннотация:
Cтатья посвящена государственному (муниципальному) финансовому контролю, объектам контроля, органам контроля, видам и методам бюджетного контроля, видам бюджетных нарушений, опыту государственного финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой
Ключевые слова: государственный (муниципальный) финансовый контроль; объекты и органы государственного контроля; бюджетный контроль; органы государственного финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой.
Keywords: state (municipal) financial control; objects and bodies of state control; budgetary control; bodies of state financial control in countries with developed market economies.
Первым органом финансового контроля в России можно считать учрежденный в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем приказ Счетного дела, причиной создания которого послужила необходимость укрепления государственного финансового хозяйства во время войны с Польшей. В развитии контроля большую роль сыграло образование высшего органа управления - Сената. В 30-е годы XVIII века со стороны правительства появляется интерес к финансовому контролю, когда финансовый контроль пытались использовать как инструмент увеличения доходов. При Екатерине II были организованы контрольные учреждения в губерниях. После Крестьянского восстания 1773-1775 гг. была произведена реорганизация местного управления. В 1811 г. Александром I для ревизии счетов было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов во главе с Государственным контролером, в компетенцию которого входили ревизия доходов и расходов всех казенных средств. В 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный
контроль, который был основан на системе государственных отчетов. К концу XIX века в России было 59 контрольных палат, в обязанности которых входили надзор за сохранностью казенных сумм. С октября 1905 г. Государственный контролер был включен в состав Совета министров. В марте 1918 г. Государственный контроль Российской империи был упразднен, а в СССР финансовый контроль был учрежден только в 1926 г. Ведущая роль в государственном контроле принадлежала Советам народных депутатов. Крах СССР привел в 1990 г. к ликвидации органов народного контроля. В 1995 г. был создан единственный государственный орган финансового контроля на государственном уровне - Счетная палата [8, с. 70].
Государственный и муниципальный контроль являются одними из важнейших функций государственных органов, органов управления субъектов РФ и местных органов власти. Целью контроля является соблюдение принципов законности, эффективности и целесообразности управления, а также независимости, гласности, законности, ответственности, и сбалансированности [9, с. 77].
«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#17i41),2©19 / PUBLIC ADMINISTRATION
61
Объекты и органы государственного контроля [1,2]
Объекты государственного контроля
Распорядители расходной части бюджета и администраторы доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
Органы государственного контроля
Президент РФ
Президентский контроль осуществляется путем:
• издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов;
• назначения или освобождения от должности министра финансов РФ, представления для назначения на должность председателя Банка России
• контроль за деятельностью органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти
Счетная палата РФ
Финансовые органы, включают органы, которым представлены межбюджетные трансферты.
Государственные и муниципальные учреждения включают государственные и муниципальные учреждения, а также унитарные предприятия и государственные корпорации и компании. Юридические лица К ним относятся как органы, которые имеют долю государства в уставном капитале или которые получают средства из различных бюджетов бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов.
Органы управления государственными внебюджетными фондами, в составе которых органы управления государственным пенсионным фондом, фондом обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования.
Задачами счетной палаты являются:
• организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
• определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами
• оценка эффективности предоставления налоговых льгот и иных преимуществ бюджетных средств;
• определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
• и др. в соответствие с Законом «О счетной палате» [2].
Правительство РФ Контрольные функции состоят в:
• разработке и контроле исполнения федерального бюджета;
• представлении Госдуме отчета об исполнении федерального бюджета;
• разработке и реализации налоговой политики;
• обеспечение совершенствования бюджетной системы.
Министерство финансов РФ Контрольные функции включают:
• совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
• концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных
• направлениях социально-экономического развития РФ.
Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований К его основным функциям относятся:
• контроль не превышения сумм операций над лимитами бюджетных обязательств и бюджетными ассигнованиями;
• контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации;
• контроль за наличием документов, которые подтверждают возникновение денежного обязательства, которое подлежит оплате за счет средств бюджета;
• контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве государственному контракту.
Кредитные организации К ним относятся организации, которые осуществ-
Государственная налоговая служба Основными задачами налогового органа являются:
• контроль за соблюдением налогового законодательства;
• проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей
ляют различные операции с бюджетными средствами
Банк России
К его основным функциям относятся:
• Организация и контроль денежно-кредитные отношений, связанных с
бюджетным процессом
• контроль за деятельностью банков, являющихся посредниками в осу-
ществлении бюджетного процесса.
Финансовый контроль бюджетов различного уровня разделяется на внутренний и внешний, предварительный и последующий [5, с. 87].
• Внешний финансовый контроль осуществляется контрольными органами российской федерации.
• Внутренний финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и местных органов власти [4, с. 98]
• Целью осуществления предварительного контроля является предупреждение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов различных уровней.
• Последующий контроль осуществляется, когда бюджет уже исполнен, его целью является установление законности исполнения бюджетов, проверка достоверности учета и отчетности [8, с. 68]
Во многих экономически развитых странах действует эффективная система государственных контрольно-ревизионных органов, в которую входят органы как законодательной, так и исполнительной власти. Организация международного бюджетного контроля имеет свои особенности [6, с. 55].
• В большинстве стран наряду с парламентским контролем действуют также правительственные контрольно-ревизионные органы (ведомство Генерального контролера - в Канаде, Административно-бюджетное управление при президенте - в США, служба Генерального инспектора - в Индии и т.д.).
• В некоторых странах существуют финансовые органы, которые контролируют не только бюджетный процесс, но также работу государственного аппарата (Управление административного контроля при канцелярии премьер-министра).
• Контроль осуществляется не только за расходованием государственных средств, но также за использованием государственного имущества [3,с. 32].
Для обмена опыта созданы различные международные организации (к таким относятся Международная организация высших органов финансового контроля, Европейская организация региональных органов государственного финансового контроля), кроме того важным результатом обобщения международного опыта является принятие международных документов - Лимской декларации.
Органы государственного финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой
Страна
Комментарии
США
В США нет единой системы контроля:
• с одной стороны законодательный орган - Конгресс США ( в лице Главного контрольно-финансового управления);
• с другой стороны, президент США и его аппарат исполнительной власти,
Между законодательной и исполнительной властью осуществляется тесное взаимодействие в осуществлении контроля._
Великобритания
Осуществление функций финансового контроля возложено на британский парламент.
• Текущий финансовый контроль возложен на Министерство финансов.
• Остальные виды контроля подчинены Национальному ревизионному (аудиторскому) совету, подчиненному парламенту._
Франция
Система контроля во Франции включает внутриведомственные и вневедомственные составляющие.
• Внутриведомственные звенья представлены контрольно-ревизионными управлениями ряда министерств (подобные существуют в министерствах обороны, внутренних дел, народного образования);
• Вневедомственные составляющие представлены Государственным советом, Счетной палатой, Генеральной инспекцией финансов и Государственной инспекцией администрации.
ФРГ
Основными органами финансового контроля являются:
• Федеральная счетная палата является верховным административным органом государственного контроля. Она контролирует все бюджетные организации федерации, кроме того, она контролирует деятельность на предприятиях
• Счетные палаты 16 федеральных земель. Земельная палата - это орган государственной власти, который подчиняется только закону._
«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#17i41),2©19 / PUBLIC ADMINISTRATION
ВЫВОДЫ:
Государственный и муниципальный контроль в РФ осуществляется как законодательными, так исполнительными органами РФ, он являются одним из важнейших функций государственных органов для соблюдения принципов законности, эффективности и целесообразности управления бюджетными средствами [7, с. 368].
Законодательно определены различные виды бюджетных нарушений, обнаружение которых осуществляется различными методами, позволяющими осуществлять контроль законности различных финансовых и хозяйственных операций, а также достоверности бухгалтерского учета.
Изучение практики международного опыта бюджетного контроля, применяемого в странах с развитой рыночной экономикой, позволит совершенствовать как органы, так и методы государственного финансового контроля.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 331313/
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 325663/
3. Воскресенская Е.В., Ворона-Сливинская Л.Г., Лойко А.Н. Концепция развития сферы государственных услуг в условиях цифровой экономики. Colloquium-journal. 2019. № 4-3 (28). С. 31-33.
63_
4. Ворона-Сливинская Л.Г., Салманов А.Б., Сливинский Е.В., Салманов А.А. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации. Санкт-Петербург, 2015. С. 124.
5. Ворона-Сливинская Л.Г. Бюджетные ассигнования как объект управления в системе мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2014. № 4. С. 86-90.
6. Ворона-Сливинская Л.Г., Сливинский Е.В. Правовые аспекты финансового контроля. Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2009. № 4. С. 53-61.
7. Ворона-Сливинская Л.Г. Сущность, функциональная предназначенность и целевая ориентация видов планирования развития отраслевых социально-экономических систем. Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 365-369.
8. Сливинский Е.В., Ворона-Сливинская Л.Г. Государственный финансовый контроль в механизме российского государства. Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2014. № 4 (25). С. 67-70.
9. Салманов А.Б., Ворона-Сливинская Л.Г., Сливинский Е.В., Еременко С.П., Салманов А.А., Косинцев С.С. Доходы и расходы бюджетной части РФ. Санкт-Петербург, 2013. С. 107