Зассеев Дзамболат Артурович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Организационно-правовые проблемы международного сотрудничества в сфере противодействия незаконному
обороту наркотиков
Автором проведен анализ современного уровня международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Освещены вопросы организации деятельности подразделений зарубежных государств в области борьбы с наркопреступностью. Предложены меры, направленные на совершенствование способов и методов противодействия наркоугрозе.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, международное сотрудничество, наркосиндикат, правоохранительные органы, наркоугроза.
D.A. Zasseev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Organizational legal problems of international cooperation in combating drug trafficking sphere
The author analyzes the current level of international cooperation in combating drug trafficking. The problems concerning the organization of activity of divisions of the foreign states in the field of counter drug trafficking are analyzed. Measures aimed at improvement of ways and methods to combat drug trafficking from the international community are proposed.
Key words: illegal drug trafficking, international cooperation, drug dissemination, law enforcement agencies, drug threat.
Среди множества проблем, стоящих на сегодняшний день перед мировым сообществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Масштабы и системность данного явления приобрели все признаки глобальной угрозы безопасности большинства стран мира. Согласно статистическим данным, представленным исполнительным директором Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Юрием Федотовым во Всемирном докладе о наркотиках за 2016 г., более 29 млн человек употребляют наркотики и страдают различными сопутствующими расстройствами. В это число входят 12 млн человек, которые употребляют наркотики путем инъекций (ЛНИ), из них 14% живут с ВИЧ [1]. И это происходит несмотря на то, что большинство государств на протяжении XX столетия и по настоящее время принимают различные меры правового, организационного, пропагандистского и иного характера по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, предупреждению их распространения. В свою очередь,
Организация Объединенных Наций, принимая различные международные конвенции, определяет основные направления деятельности отдельных государств и международного взаимодействия в рассматриваемой сфере (среди них: Международная опиумная конвенция (январь 1912 г.), Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами (июнь 1936 г.) и три базовые конвенции: Единая Конвенция о наркотических средствах (март 1961 г.), Конвенция о психотропных веществах (февраль 1971 г.) и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (декабрь 1988 г.)). Но, к сожалению, несмотря на широкий комплекс базовых международных актов, проблема распространения наркотических средств и психотропных веществ и их незаконного оборота до сих пор остается нерешенной.
Признавая тот факт, что отдельные государства не в состоянии справиться с рассматриваемым бедствием в одиночку, Организация Объединенных Наций предлагает сбалансированные, коллективные и одновременные действия международного сообщества. Для выработки конкретных мер на протяжении по-
109
следних лет неоднократно проводились международные форумы, конференции, круглые столы, на которых подвергались обсуждению вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков, а впоследствии принимались решения, направленные на повышение эффективности взаимодействия государственных органов различных стран в рассматриваемой сфере. Приведем перечень лишь некоторых из них:
Международная научно-практическая конференция «Деятельность правоохранительных органов и специальных служб в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: вопросы организации, координации, взаимодействия и международного сотрудничества» (International Drug Enforcement Conference -IDEC), Санкт-Петербург, декабрь 2010 г.;
XXX Международная конференция правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (International Drug Enforcement Conference - IDEC), Москва, июнь 2013 г. (конференция проводится с 1983 г.);
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков», Москва, июнь 2014 г. и др.
При этом представляется необходимым указать, что принятые на научно-представительских мероприятиях резолюции носят не только теоретический, но и прикладной характер. Они предполагают, что правоохранительные органы того или иного государства (сотрудничество в рамках международных органов и организаций) берут на себя исполнение дополнительных обязанностей по реализации практических мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящее время с учетом масштабов деятельности международных преступных группировок уже нет сомнений в том, что международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков должно представлять собой не только и не столько принятие деклараций, но и проведение совместных практических мероприятий правоохранительными органами различных государств. Как верно отмечает А.А. Даниелян, «без осуществления практических мер любое сотрудничество будет являться фикцией, что грозит перерастанием незаконного оборота наркотиков в неконтролируемый рынок со всеми вытекающими последствиями» [2, с. 148].
Вместе с тем, все еще остается проблемой то, что вопрос реализации совместных мероприятий правоохранительными органами нашей страны и иностранных государств в контексте сотрудничества и взаимодействия не урегулирован в полной мере, в том числе в рамках двусторонних международных соглашений. Это, в свою очередь, влияет на эффективность и согласованность предпринимаемых действий, направленных на обеспечение защищенности совместных границ от нелегального проникновения наркотических средств и психотропных веществ.
Дальнейшее развитие механизма противодействия незаконному обороту наркотиков делает для Российской Федерации приоритетным направлением сотрудничество с Европейским сообществом и с государствами - участниками СНГ. Именно с территорий данных регионов наиболее активно на территорию нашей страны поступают наркотические средства и психотропные вещества.
Так, например, в последнее время в европейских странах (Польша, Нидерланды, Германия) отмечается высокая мобильность лабораторий по производству синтетических наркотиков, что создает прямую угрозу их перемещения на территорию Российской Федерации. Транспортировка синтетических наркотиков осуществляется различными видами транспорта, а также путем почтовых отправлений через Калининград и Санкт-Петербург. Текущее развитие ситуации требует значительной степени концентрации усилий на практическом межгосударственном взаимодействии по проведению совместных оперативных мероприятий, направленных на выявление путей поставок наркотических средств и психотропных веществ, перехват незаконных грузов со значительным количеством наркотических средств и психотропных веществ, обнаружение мест изготовления, переработки, сбыта вышеуказанных веществ и т.д.
При этом, конечно, на сегодняшний день из-за политической нестабильности отношений на международной площадке с государствами Европейского сообщества достигнуть, а в дальнейшем и развивать совместную работу в области противодействия незаконному обороту наркотиков пока не представляется возможным. Отсюда следует вывод, что современными формами сотрудничества Российской Федерации и Европейского сообщества по линии противодействия незаконному обо-
110
роту наркотиков выступают: выработка единых подходов к разрешению рассматриваемой проблемы; определение основных направлений и форм сотрудничества, прежде всего практического направления, в этой области. Это станет действительно серьезной консолидирующей позицией, серьезным шагом в ответ на общие, реальные, а не мифические угрозы.
Важно отметить, что Российская Федерация неуклонно следует выбранному вектору борьбы с наркотрафиком и иными угрозами национальной (коллективной) безопасности в области укрепления сотрудничества и неукоснительного выполнения положений нормативных актов по линиям военно-политических и иных международных союзов, включая Содружество Независимых Государств [3, с. 62-71].
При этом не будет ошибкой указать, что в решении вопроса борьбы с незаконным оборотом наркотиков государства - участники Содружества Независимых Государств принимают активное участие, прикладывают немало сил и средств, в том числе на уровне реализации конкретных практических мер, направленных на предотвращение развития противоправной деятельности наркосиндикатов. И здесь следует вспомнить, что именно через эти страны пролегает так называемый «Северный трафик афганского героина» [4, с. 53-56]; именно через этот канал героин поступает на теневой рынок Российской Федерации. Осознавая всю опасность угрозы, страны-участники под эгидой ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) в 2015 г. провели одну из самых крупномасштабных и эффективных антинаркотических операций под названием «Канал», в ходе которой было выявлено свыше полутора тысяч преступлений, изъято около 500 кг наркотических веществ и более 750 кг прекурсоров [5].
Однако, несмотря на частные успехи, продолжают существовать проблемы в вопросах организации деятельности соответствующих органов государств-участников, усилия которых должны быть направлены на совместное противодействие незаконному обороту наркотиков в регионе действия ОДКБ.
Это, в частности, отсутствие надлежащей материально-технической базы, например, в структурных подразделениях Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республи ки Таджикистан (о чем 28 июня 2017 г. открыто заявил в своем выступлении на встрече с министром внутренних дел РФ
генералом полиции РФ В.А. Колокольцевым директор вышеназванного ведомства Республики Таджикистан генерал-лейтенант юстиции Шерхон Салимзода) [6].
Кроме того, негативным фактором является недостаточный опыт работы в сфере контроля над оборотом наркотиков органов, деятельность которых направлена на противодействие их незаконному обороту. Например, 2 декабря 2016 г. Государственная служба контроля наркотиков Кыргызской Республики была ликвидирована и одновременно с этим были наделены полномочиями упраздненного ведомства Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызской Республики. Указанный пример имеет наиболее негативный оттенок. Если недостаточную материально-техническую оснащенность компетентного ведомства можно легко компенсировать, то проводимые реформы со стороны государства по упразднению единого органа, противодействующего наркоугрозе в стране, снижают эффективность реализации как организационных, так и конкретных практических мер по противодействию незаконному обороту наркотиков в регионе в целом; они подрывают системность, результативность и согласованность предпринимаемых действий как на локальном, так и на международном уровне.
В этом же ключе можно дополнительно отметить, что современные формы международного сотрудничества и взаимодействия в области противодействия незаконному обороту наркотиков базируются на использовании многогранной информации. Следовательно, рациональный, продуктивный и своевременный обмен информацией между правоохранительными органами различных стран представляется одним из главных критериев результативности проводимых мероприятий и государствам-участникам необходимо стремиться к развитию сотрудничества в информационной сфере. Однако этот процесс затрудняется при принятии отдельными руководителями государств обозначенных негативных решений.
Помимо этого, как представляется, совершенствование деятельности правоохранительных органов стран - участниц СНГ в области противодействия незаконному обороту наркотиков требует создания единой учебной базы по подготовке и переподготовке кадров для антинаркотических ведомств.
111
1. Всемирный доклад о наркотиках за 2016 год // Информация официального сайта Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. URL: http://www. unodc.org
2. Даниелян А.А. Международно-правовые основы сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
3. Пунтус С.А., Шитова Т.В. Правовая основа деятельности правоохранительных органов Содружества Независимых Государств по противодействию незаконному обороту наркотиков // Вестн. Сибир. юрид. ин-та ФСКН России. 2014. № 3. С. 62-71.
4. Мелехов М.Г. Организация договора о коллективной безопасности: коллективные меры, направленные на снижение наркодавления в Евразийском регионе // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: материалыXVIмеждунар. науч.-практ. конф., 18-19 апр. 2013 г.: в 2 ч. /отв. ред. Д.Д. Невир-ко; СибЮИ ФСКН России. Красноярск, 2013. Ч. 1. С. 53-56.
5. Информация официального сайта Организации Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org
6. Информация официального сайта Агентства по контролю за наркотиками при президенте Республики Таджикистан. URL: http:// www.akn.tj
1. The world drug report for 2016 // The official web site of the office of the United Nations office on drugs and crime. URL: http://www.unodc.org
2. Danielian A.A. International legal framework of cooperation in combating illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances: diss.... Candidate of Law. Moscow, 2006.
3. Puntus S.A., Shitova T.V. Legal basis of the activities of law enforcement bodies of the Commonwealth of Independent States in combating illegal trafficking of drugs // Bull. of Siberian law institute of the Federal drug control service of Russia. 2014. № 3. P. 62-71.
4. Melekhov M.G. Organization of Treaty on collective security: collective action to reduce narcotoline in the Eurasian region //Actual problems of drug abuse prevention and counteraction to offences in the sphere of legal and illicit drugs: proc. ofXVI intern. sci.-practical conf., Apr. 18-19, 2013: in 2 pt. / ed. by D.D. Nevirko; Siberian law institute of the Federal drug control service of Russia. Krasnoyarsk, 2013. Pt. 1. P. 53-56.
5. The official web site of the organization of collective security Treaty. URL: http://www.odkb-csto.org
6. The official web site of the Agency for drug control under the President of the Republic of Tajikistan. URL: http://www.akn.tj
112