УДК 343.8 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУТУКОВ,
ББК 67.409.021 кандидат юридических наук, доцент,
К95 доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности;
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности
(Академия ФСИН России) Е-тай: [email protected].
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ
Реферат: в статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами для выполнения задач борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка, а также наиболее эффективные пути их решения.
Анализ научных источников, статистических данных и результатов практической деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1) информационное взаимодействие по противодействию преступности представляет собой непрерывный, совместный или согласованный процесс сбора, анализа, передачи, обработки, хранения и использования информации, необходимой для создания функционально-организационного механизма в данной сфере правоохранительной деятельности;
2) в сфере информационного взаимодействия правоохранительных органов по противодействию преступности существует ряд проблем организационно-правового характера:
- отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности;
- регулирование вопросов взаимодействия, включая информационное, между различными субъектами либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер;
- отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами правоохранительных органов, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности;
- отсутствие единой информационной базы правоохранительных органов;
- структурно-функциональная неопределенность в правоохранительной сфере;
- внутриведомственная замкнутость и разобщенность;
- неэффективность управленческой деятельности.
Выявленные и исследованные в статье проблемы и предложенные пути их решения могут быть использованы как в научной деятельности студентов, адъюнктов, профессорско-преподавательского состава, так и для повышения эффективности управленческой деятельности правоохранительных органов.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, преступность, базы данных, координация, информационное обеспечение, аналитическая работа, профилактика, организационная структура, правоохранительные органы, информационное пространство.
Проблема противодействия преступности в Российской Федерации является актуальной и остро стоит перед правоохранительной системой, государством и обществом в целом.
С ростом темпов и масштабов данного явления получили свое развитие теоретические, правовые, организационные, уголовно-правовые, криминоло-
гические и иные аспекты борьбы с преступностью. Государство пытается нацелить на противодействие преступности все свои институты, а также активно привлекать для этого общественные и религиозные объединения, выстроить единую организационно-функциональную и правовую систему борьбы с данной угрозой. Однако, как показывает практика, а также многочисленные научные иссле-
дования, проводимые в данной области, эффективность деятельности правоохранительных органов является недостаточно эффективной, еще далеко не все имеющиеся ресурсы и резервы используются в этой сфере [1, с. 7]. Представляется, что одним из направлений повышения эффективности деятельности правоохранительной системы по противодействию преступности в России является организация взаимодействия и координации, одной из наиболее важных частей и элементов которых выступает информационное взаимодействие.
Информационное взаимодействие по противодействию преступности представляет собой непрерывный, совместный или согласованный процесс сбора, анализа, передачи, обработки, хранения и использования информации, необходимой для создания функционально-организационного механизма в данной сфере правоохранительной деятельности. Информационное взаимодействие по своей природе достаточно емко и многогранно и может включать в себя как все элементы информационно-аналитической работы, так и отдельные его этапы, например сбор информации либо ее передачу.
На сегодняшний день в сфере информационного взаимодействия правоохранительных органов по противодействию преступности существует ряд проблем организационно-правового характера. Среди них необходимо выделить следующие:
1) отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности. В связи с этим многие субъекты, которые обладают необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности либо решают их в рамках только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами;
2) регулирование вопросов взаимодействия, в том числе информационного, между различными субъектами либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов, и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер. Помимо этого, практика организации взаимодействия между различными субъектами правоохранительной системы, в том числе между ФСИН России и другими правоохранительными органами, идет по пути подписания двухсторонних соглашений и договоров о взаимопомощи, однако, хотя данное направление правового закрепления вопросов взаимодействия и имеет положительное действие, в целом она не решает проблему организации взаимодействия в рамках всей системы. Кроме того, часто
указанные формы правового закрепления имеют лишь региональный характер, а не общероссийский;
3) отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами правоохранительных органов, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности.
Среди организационных проблем информационного взаимодействия субъектов противодействия преступности следует выделить следующие.
1. Отсутствие единой информационной базы правоохранительных органов. Важным шагом по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности является использование новых, современных подходов к организации их информационного взаимодействия, таких как создание единого информационного пространства правоохранительных органов. Это позволит обеспечить правоохранительные органы Российской Федерации комплексной информацией о состоянии и динамике развития криминогенной ситуации в регионе, стране, а также сделать краткосрочные и долгосрочные прогнозы и планировать работу различных субъектов исходя из реальных показателей, имеющихся сил и средств [2, с. 14-16]. Помимо этого, создание единого информационного пространства правоохранительных органов позволит наладить эффективное информационное взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации по координации усилий в борьбе с преступностью; реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т. п.); использование взаимного доступа к определенным разрезам информационных массивов в качестве действенного средства борьбы с преступностью.
Единое информационное пространство как сложный информационной комплекс должно создаваться с учетом существующих межведомственных соглашений по информационному обмену, а также информационно-технологической совместимости создаваемых в рамках единого информационного пространства информационных систем и банков данных.
Наши исследования показали, что информационное пространство правоохранительных органов России является набором информационных систем (ведомственных, региональных), которые в силу различных причин слабо связаны между собой и малодоступны заинтересованным пользователям [3, с. 33-35]. Существующее положение дел при-
водит к дублированию работ, к избыточности в сборе первичной информации, к удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность создает затруднения в обмене информацией и доступе к ней. Вместе с тем за последние годы наметился определенный прогресс в создании отечественной информационной инфраструктуры взаимодействия в правоохранительной сфере. Работы по улучшению информационного обеспечения правоохранительных структур в последнее десятилетие сосредоточивались, главным образом, на создании соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. При этом предполагалось наличие необходимой информации и ставился вопрос о возможности ее оперативного и целенаправленного использования с помощью современных средств обработки данных. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, при информационном взаимодействии в подразделениях правоохранительных органов нужной информации по-прежнему не хватает, а созданные автоматизированные информационные системы и средства передачи сведений не удовлетворяют потребностей в эффективном противодействии преступности.
2. Структурно-функциональная неопределенность в правоохранительной сфере, которая выражается:
- в отсутствии четкой государственной политики как в правоохранительной деятельности в целом, так и в сфере исполнения уголовных наказаний в частности. Это прежде всего выражается в постоянном изменении структуры правоохранительной системы - ликвидация и создание различных правоохранительных органов, реорганизация существующих, передача функций от одного правоохранительного органа другому, часто данные функции передаются без учета специфики его основной деятельности и т. д. Несомненно, что структурные и функциональные преобразования, проводимые в правоохранительной системе, не могут не сказываться на механизме взаимодействия, несмотря на то что они могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность деятельности системы в целом, налаженные межведомственные связи, безусловно, разрушаются;
- проведении структурно-функциональной перестройки правоохранительной системы без учета научной, нормативно-правовой базы, экономических и кадровых резервов.
3. Внутриведомственная замкнутость и разобщенность. Проблемы такого рода в первую очередь
связаны с противопоставлением частных целей и задач, стоящих перед конкретным правоохранительным органом [4, с. 16]. Помимо этого, к замкнутости и разобщенности различных субъектов правоохранительной системы приводят слабое внутриведомственное взаимодействие и координация, различия в методах и средствах обработки информации, оценке эффективности, в том числе в рейтинговых и отчетных показателях, неосведомленность о целях и задачах деятельности друг друга.
4. Неэффективность управленческой деятельности. Среди факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности по созданию системы информационного взаимодействия правоохранительных органов, следует выделить такие, как: неэффективность координации на различных уровнях управления; принятие управленческих решений без комплексного анализа деятельности всех субъектов; отсутствие контроля и оценки деятельности всей системы в целом, а не каждого субъекта в отдельности, стиль руководства внутри того или иного правоохранительного органа [5, с. 42-45].
Основой информационного взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными органами должно стать создание автоматизированных баз данных. Создание таких баз представляет собой комплекс мероприятий по поэтапному созданию и внедрению программного комплекса для информационного обеспечения уголовно-исполнительной деятельности с учетом необходимого нормативно-правового, технического, финансового, кадрового и иного ресурсного обеспечения для ее практической реализации.
Система обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы информацией строится на предоставлении статистических данных, которые не соответствуют требованиям новой нормативной базы и создают предпосылки для принятия нередко недейственных управленческих решений. Некоторые показатели дублируются, в то время как другие, необходимые, отсутствуют, практически не поступает информация с первичных уровней управления (исправительные учреждения). Существующая информация не позволяет произвести комплексную оценку оперативной обстановки и своевременно отреагировать на возникающие нештатные ситуации [6, с. 25].
Целями создания автоматизированной системы информационного взаимодействия являются:
- автоматизация работы сотрудников;
- аналитическая работа в деятельности структурных подразделений, которая заключается в оптимизации работы сотрудников, с использованием
методов информационного поиска, оперативного распознания, аналитической разведки;
- обеспечение координации деятельности различных министерств и ведомств, их территориальных органов по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов, разработке и внедрению автоматизированных систем контроля, сбора, обработки, хранения и предоставления для использования ведомственной информации с учетом обеспечения установленных требований защиты информации;
- повышение производительности труда сотрудников и создание условий для перехода на современные технологии, сокращение документооборота;
- предоставление возможности комплексного использования методов и способов сбора, обобщения и обмена информационными ресурсами (телефония, передача данных, видеоконференцсвязь);
- снижение трудоемкости процедур сбора, накопления и обработки информации за счет их автоматизации на основе унификации требований к источникам первичной информации и оптимизации ведомственных информационных ресурсов;
- выполнение требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации по организации деятельности правоохранительных органов.
Задачами автоматизированной системы информационного обеспечения при взаимодействии ФСИН России с другими правоохранительными органами являются:
- получение достоверной информации о состоянии оперативной обстановки на подведомственных участках работы с целью оперативности принятия решений и повышение эффективности служебной деятельности;
- быстрое получение персонифицированной и статистической информации;
- быстрое установление места нахождения нужной пользователю информации и ее оперативное получение;
- предоставление пользователю полной и достоверной информации об интересующих объектах учета;
- возможность анализа сущности и создания условий для постоянной актуализации информационной базы аналитической работы и ее отдельных элементов;
- возможность изучения процессов, динамики и тенденций, происходящих в криминогенной среде,
с целью предупреждения преступлений и иных противоправных действий;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в СИЗО и ИУ (задача решается путем взаимного обмена информацией между правоохранительными органами и оперативными аппаратами УИС) для планирования совместных оперативно-розыскных мероприятий;
- возможность планирования и проведения ОРМ в отношении лиц, разрабатываемых в рамках дел оперативного учета;
- возможность организации ОРМ в отношении осужденных, состоящих на профилактических учетах;
- надежная защита информации от несанкционированного доступа в процессе получения, обработки и передачи данных.
Основными объектами информационного обмена между ФСИН России и другими правоохранительными органами при противодействии преступности могли бы являться: «смотрящие» за учреждением; «воры в законе»; лидеры, «авторитеты» организованных преступных группировок (на свободе и в учреждениях), а также лица, влияющие на состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении; участники организованных преступных группировок, отбывающие наказание в исправительных учреждениях; лица, состоящие в оперативном подразделении на особом контроле, а также лица, состоящие на профилактическом учете с разбивкой по категориям; степень влияния организованных преступных группировок на состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении и регионе; финансовая поддержка лидеров отрицательной направленности со свободы с разбивкой, посредством предоставления гуманитарной помощи; состояние преступности в исправительных учреждениях; нераскрытые преступления на территории исправительного учреждения; статистические показатели; оперативная информация; персональный учет осужденных и иных физических лиц.
Организация информационного взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными органами по противодействию преступности должна быть направлена на изыскание в существующей структуре скрытых организационно-управленческих и правовых резервов борьбы с преступностью в Российской Федерации.
Список литературы
1. Бажанов С. А., Горяинов К. К., Исиченко А. П. Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе: расширенный комментарий к ст. 84 УИК РФ. М., 2011. 54 с.
2. Смирнова И. Н., Щербаков А. В. Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 14-16.
3. Князева Е. Г. Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Рос. следователь. 2009. № 6. С. 33-35.
4. Терехин В. И., Харюшин Д. В. О системной оценке результативности и эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 15-18.
5. Киселев А. М. О психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 42-45.
6. Барабанов Н. П., Журавлев А. Н. Теоретические и организационные основы анализа и оценки оперативной обстановки в исправительных учреждениях : лекция. Рязань, 2006. 40 с.
SERGEY ALEKSANDRO VICH KUTUKO V, PhD in law (Kandidat Nauk), associate professor, associate professor of the organization of criminal investigation department;
SERGEY NIKOLAYEVICH SMIRNOV, PhD in law (Kandidat Nauk), associate professor, associate professor of the organization of criminal investigation department
(Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].
ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF THE INFORMATION FEDERAL PENITENTIARY SERVICE INTERACTIONS WITH OTHER LAW ENFORCEMENT AGENCIES
ON COUNTERACTION CRIME
Annotation: in this article topical issues and problems of interaction of institutions and bodies of criminal and executive system with other law enforcement agencies for the solution of problems of fighting against crime and providing order, and also finding the most effective ways of their decision are considered.
For preparation of this article and identification of existing problems in the considered sphere the method of the comparative analysis of activity of various subjects of law-enforcement activity was used.
The carried-out analysis of scientific sources, statistics and results of practical activities allows to draw the following conclusions:
1) information exchange on counteraction of crime represents the continuous, joint or coordinated process of collecting, the analysis, transfer, processing, storage and use of information necessary for creation of the functional and organizational mechanism in this sphere of law-enforcement activity;
2) in the sphere of information exchange of law enforcement agencies on counteraction of crime there is a number of problems of organizational and legal character:
- lack of an accurate legal regulation of the mechanism of counteraction of crime, including questions of interaction of various subjects of this activity;
- regulation of questions of interaction including information, between various subjects, either is absent in general, or is dispersed in numerous departmental normative legal acts which are available to acquaintance only to one of subjects and regulation of the matters has unilateral, narrowly targeted character;
- absence or inefficiency of legal regulation of work with information resources of law enforcement agencies, including questions of access to departmental local information systems of other subjects of law-enforcement activity;
- absence of united information base of law enforcement agencies;
- structurally functional uncertainty in the law-enforcement sphere;
- interdepartmental isolation and dissociation;
- inefficiency of administrative activity.
The problems revealed and investigated in the article and their proposed solutions can be used as in scientific activity of students, the graduated in a military academy, the faculty, and for increase of efficiency of administrative activity of law enforcement agencies.
Key words: information exchange, crime, databases, coordination, information support, analytical work, prevention, organizational structure, law enforcement agencies, information space.
References
1. Bazhanov S. A., Goryainov K. K., Isichenko A. P. Operativno-rozysknaya deyatelnost v ugolovno-ispolnitelnoy sisteme: rasshirennyy kommenta-riy k st. 84 UIK RF [Operational search activity in criminal and executive system: the expanded comment to article 84 WICK the Russian Federation]. Moscow, 2011, 54 p.
2. Smirnova I. N., Shcherbakov A. V. Sovershenstvovaniye organizatsion-nogo obespecheniya bezopasnosti ugolovno-ispolnitelnoy sistemy [Improvement of the organizational security penitentiary system]. Ugolovno-ispolnitelnoye pravo - Penal law, 2014, no. 1, pp. 14-16.
3. Knyazeva Ye. G. Koordinatsionnaya deyatelnost pravookhranitelnykh organov po borbe s prestupnostyu [Coordination activities of law enforcement agencies for fight against crime]. Rossiyskiy sledovatel - Russian investigator, 2009, no. 6, pp. 33-35.
4. Terekhin V. I., Kharyushin D. V. O sistemnoy otsenke rezultativnosti i effektivnosti funktsionirovaniya ugo-lovno-ispolnitelnoy sistemy [About a system assessment of productivity and efficiency of functioning of criminal and executive system]. Chelovek: prestupleniye i nakazaniye - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 1, pp. 15-18.
5. Kiselev A. M. O psikhologicheskoy gotovnosti sotrudnikov i podraz-deleniy ugolovno-ispolnitelnoy sis-temy k deystviyam v ekstremalnykh situatsiyakh [Psychological readiness of employees and departments of the penitentiary system to act in extreme situations]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya - Applied legal psychology, 2014, no. 1, pp. 42-45.
6. Barabanov N. P. Zhuravlev A. N. Teoreticheskiye i organizatsionnyye osnovy analiza i otsenki operativ-noy obstanovki v ispravitelnykh uchrezh-deniyakh [Theoretical and organizational bases of the analysis and assessment of an operational situation in correctional facilities]. Ryazan, 2006, 40 p.