Научная статья на тему 'Организационно-правовые формы участия населения в обеспечении общественной безопасности в первой половине ХХ века'

Организационно-правовые формы участия населения в обеспечении общественной безопасности в первой половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коннов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые формы участия населения в обеспечении общественной безопасности в первой половине ХХ века»

2

со

I

со

о

§

С

>5

О

со

О.

Ф

С

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

0

1 I ф Е

о

ф

ю

0

1 Ф :т Ф С О ф ю о

§

I

0

<3

1

I

О

<3

&

•о-

0)

2

со

о

со

&

0

1 I

0

з-

<3

со

1

г

§

со

0

1 I §

И. А. Коннов

Коннов Иван Александрович — декан юридического факультета Нижегородского филиала Гуманитарного института (г. Москва), кандидат политических наук

Организационно-правовые формы участия населения в обеспечении общественной безопасности в первой половине XX века

Большинство из современных общественных субъектов правоохранительной направленности имеет глубокие исторические корни и опыт правового регулирования данного вида деятельности. Это относится прежде всего к различным общественным формированиям граждан, участвующим в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Еще в Киевской Руси, согласно основному нормативному акту того периода Русской Правде1, было предоставлено право потерпевшим, их родственникам, близким и всем желающим участвовать в охране правопорядка, в задержании преступника. В последующем создание в России специализированных полицейских структур уточнило порядок привлечения населения к правоохранительной деятельности. В Инструкции, данной Московской полицмейстерской канцелярии 10 декабря 1722 года, отмечается: «Для лучшего смотрения всякого... неисправления надлежит определить в каждой слободе или улице старосту и к каждым десяти дворам десятского из тех жителей, и дабы каждой десятской за своим десятком накрепко смотрел, чтоб не учинялось противно запрещению, и ежели за кем усмотрят, о том тотчас объявить старосте, а ему старосте определенному в той свободе офицеру, а ему тому офицеру обер-полицмейстеру, и будет, что будет касаться до купечества, о том ему иметь сношение с Магистром»2. Введенный в действие Екатериной II в 1782 году Устав благочиния впервые в отечественной истории заложил основы системы участия общественности в охране порядка. А принятый в 1876 году Устав о предупреждении и пресечении преступлений, наряду с регламентацией работы по профилактике подлежащих деяний, определял и некоторые вопросы тактики действий как органов полиции, так и населения. Созданные вследствие реализации названных уставов добровольные дружины, уже с конца XIX века активно обеспечивали правопорядок, вели борьбу с бандитизмом на дорогах и рабочих окраинах.

В начале XX века в городах России населением стихийно создаются отряды рабочих в целях поддержания общественного порядка. Показателен в этом опыт Нижегородской губернии. Так, 22 октября 1905 года на многолюдном собрании рабо-чихСормова, пригорода г. Нижнего Новгорода, по

поводу Манифеста от 17 октября 1905 года было принято решение о создании милиции для поддержания порядка и защиты от черносотенцев. В короткий срок 150—200 рабочих изъявили желание участвовать в милиции3.

В процессе создания милиции была выработана программа ее деятельности и структура этого органа. Основной целью милиции в соответствии с ее программой и уставом являлась защита граждан Сормова от всякого рода покушений на их личность и жилище, на право собраний и митингов. Милиционеры несли патрульную службу на улицах и охраняли помещения, в которых проходили собрания. Кроме того, милицейские группы («пятки», «десятки») получали особые задания.

По уставу в Сормовскую милицию могли вступать граждане в возрасте не моложе семнадцати лет. Они несли службу добровольно и бесплатно, беспрекословно должны были подчиняться выборному начальству и вести трезвый образ жизни. Милиционер за трехкратное нарушение устава подлежал исключению из состава милиции, оружие милиционеру выдавалось в милиции.

В 1913 году в царской России чинам полиции была направлена Инструкция для организации народной дружины, впервые определившая основные принципы (включая принцип добровольности) вступления в ряды народной дружины, подчиненности ее органам государственной власти. А в 1915 году была принята первая Инструкция по организации добровольной дружины, где был изложен порядок формирования дружины, правила отбора дружинников, их учет, дисциплинарные требования и основные формы работы. В частности, инструкцией было определено, что для организации деятельности дружины высшим представителем местной административной власти назначалось особое лицо (офицер Отдельного корпуса жандармов или чиновник одного из учреждений).

Накануне Февральской буржуазно-демократической революции в Нижнем Новгороде рабочие завода «Фельзер» (ныне «Двигатель революции»), как и в ряде промышленных городов России, создали свою общественную милицию. В наказе Нижегородскому Совету рабочих депутатов рабочие завода писали, что для отстаивания демократических свобод «необходима организация народной милиции. Вооруженный народ сможет сделать все

для осуществления программы, невооруженный потерпит поражение и снова будет окован крепкими цепями»4. Рабочие Канавина 16 марта 1917 года организуют милицию на заводе Добровых и Набгольц (позже завод им. М.А. Воробьева) из 30 милиционеров, на молитовской фабрике Нижнего Новгорода из14 человек, затем и на других предприятиях Нижнего Новгорода. Численность рабочей милиции составляла несколько сотен человек. И так как в ее состав входили вооруженные группы, способные защищать требования рабочих, губернское начальство начинает считаться с этими требованиями. В Наказе общего собрания рабочих завода «Фельзер» членам Нижегородского Совета рабочих депутатов также говорилось о недопущении восстановления полиции, о вооружении рабочих милиционеров. Опыт нижегородских рабочих, создавших рабочую милицию, оплачиваемую владельцами заводов, изложенный С. Левитом в центральном периодическом органе большевиков газете «Правда» 14 апреля 1917 года, был оценен В.И. Лениным в известных«Письмах издалека»: «Пример нижегородских рабочих должен стать образцом для всей России»5.

Используя кризис власти, ухудшение продовольственного снабжения и организации охраны общественного порядка, 1-я Нижегородская губернская конференция большевиков, по примеру большевистских организаций страны, предложила организовать собственную вооруженную силу. В истории эта вооруженная организация получила наименование Красной гвардии. Красная гвардия в Нижнем Новгороде и на местах организуется с конца сентября 1917 года на базе рабочей милиции как вооруженная сила пролетариата.

Уже на четвертый день революции 1917 года, по теоретическому обоснованию В.И. Ленина и решению правительства, в целях обеспечения революционного порядка и законности в стране, защиты прав и интересов рабочего класса и всех трудящихся была создана советская милиция. Развивая идеи К. Маркса о необходимости ломки бюрократической машины в ходе революции, В.И. Ленин считал непременным условием создание демократической, но все же государственной армии и полиции по принципу «поголовного участия народа»6.

Правовым основанием организации новой советской милиции стало постановление НКВД от

28 октября (10 ноября) 1917 года «О рабочей милиции»7. Данное постановление не предусматривало какого-либо организационного построения милиции, поскольку в те времена широко были распространены лозунги и призывы о сплочении трудящегося населения страны вокругСоветов народных депутатов, об установлении революционного порядка и всемерном сбережении всенародной собственности. По мнению В.И. Ленина, «только добровольное и добросовестное, с революционным энтузиазмом производимое, сотрудничество массы рабочих и крестьян...» могло победить

пережитки капиталистического общества8. Как справедливо отмечала А.И. Долгова, уже тогда были выработаны такие принципы привлечения населения к борьбе с правонарушениями, как участие «на основе активности, сознательности и инициативы самих граждан, на основе их объединения, на основе действенного характера такого участия, на основе строгого соблюдения законности»9.

Активное сотрудничество правоохранительных органов с населением продолжалось и в послереволюционные годы, и в последующем периоде восстановления народного хозяйства (1921 — 1925 годы)10. В частности, оно реализовывалось в форме создания групп граждан по оказанию помощи милиции. В различныхрегионахстраны они носили различные наименования: в Сибири — Дружины содействия милиции, в Петрограде — Комиссии общественной помощи милиции и т. д. Так, в 1918 году в Петроградском районе г. Ленинграда была создана добровольная организация «Друзья общественного порядка», представители которой совместно с милицией осуществляли наблюдение за порядком в общественных местах. В члены организации принимались трудящиеся только по рекомендации районного Совета, партийной организации или фабрично-заводского комитета11. В конце 20-х годов на территории страны при местных Советах народных депутатов создавались общественные формирования правоохранительной направленности. Их наименование в тех или иных регионах страны несколько разнилось, но все они занимались активной борьбой с антиобщественными проявлениями, прежде всего, с хулиганством и пьянством. Например, в 1926 году в г. Саратове были созданы комиссии общественного порядка, действующие при местных Советах народных депутатов. Партийными и советскими органами вменялось в обязанность всем начальникам отделений милиции оказывать всемерное содействие данным формированиям12.

Деятельность милиции советского периода постоянно находилась в центре внимания органов партийно-государственного контроля, которые непрерывно следили за ее работой. Проведенное по заданию партийныхорганов в 1928 годуобсле-дование состояния дел на местах показало, что, «несмотря на ряд мероприятий партии и правительства по улучшению кадрового состава, организационной структуры и деятельности милиции, в ее работе было много серьезных недостатков»13. Проведенное обследование также показало необходимость реформирования милиции, а назначенный весной 1928 года новый нарком внутренних дел В. Толмачев представил общий план реформирования милиции с введением «милиционной системы», общий смысл которой сводился к ликвидации штатных органов милиции и передаче ее функций общественности14.

Сторонники введения милиционной системы обосновывали данную необходимость стремлени-

ка

е

в

е

I

и

в

о

§

п

>5

о

в

р

е

п

с

о

I

с

а

п

о

3 е б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>5

о

I

I

е

тве

с

е

ю

о

и

и

I

е

4 е п с е б о

ия

I

е

е

с

а

I

тия

с

а

ор

ф

в

о

в

а

-пра

о-

I

I

о

и

3-

а

з

и

I

г

§

.А.

И.

в

о

I

I

§

ка

е

со

е

X

и

со

о

§

с

й

о

со

р

е

с

с

о

I

с

а

с

о

со

е

ю

й

о

I

I

е

е

с

е

Ю

о

и

и

I

е

е

С

с

е

ю

о

1

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

с

а

I

I

с

а

ор

•о-

е

2

со

о

со

а

&

0

1 I

о

и

3-

а

<0

и

I

г

§

х

ш

о

I

I

ем установить истинно общественный контроль над милицией. По их замыслу, этот контроль должен был существенно оздоровить работу милиции изнутри, поскольку смысл введения милиционной системы сводился к созданию смешанной организации милиции: небольшой штатный состав и основной состав из представителей общественности, поочередно исполняющих функции сотрудников милиции15.

Несмотря на принятие Вторым Всероссийским съездом административных работников резолюции по переходу на милиционную систему, последующим ее одобрением со стороны партийных органов и подготовкой НКВД РСФСР перспективного (на 15—20 лет) и пятилетнего планов работы органов внутренних дел с полным переходом к концу выполнения перспективного плана на милиционную систему, данный переход осуществить не удалось. Причиной этому стало осуждение в апреле 1929 года со стороны делегатов XVI съезда ВКП(б) идеи создания милиционной системы. Вместе с тем, данная идея продолжала существовать, и осенью 1929 года руководство НКВД внесло в СНК РСФСР проект постановления «О мерах по улучшению работы милиции и уголовного розыска», согласно которому предполагалась реализация милиционной системы в отдельных регионах страны в 1929—1930 годах16. Проектвыступил основой принятого в 1930 году постановления СНК РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска», согласно которому был одобрен постепенный переход милиции и уголовного розыска на милиционную систему17.

С упразднением в декабре 1930 года НКВД РСФСР в центре и на местах прекратились всякого рода разговоры о создании милиционной системы18. И уже в «Положении о рабоче-крестьянской милиции», утвержденном постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 года, милиция провозглашалась как административно-исполнительный орган, призванный стоять на страже общественного порядка19.

Основной причиной, по которой милиционная система не прижилась в нашей стране, явилось отсутствие экономической, политической и духовной стабильности развития общества и государства. Путь организационного объединения милиции с одним из правоохранительных органов оказался для руководящих работников партийных и советских органов более привлекательным. «Именно он и был реализован в начале 30-х годов посредством передачи милиции в ведение ОГПУ, что соответствовало общей тенденции развития общества и государства»20.

Идея введения всеобщей милицейской повинности стимулировала увеличение масштаба добровольных обществ содействия милиции. К концу 1930 года в РСФСР их насчитывалось около 2500, охватывающих около 30 тысяч человек. Только в Москве в подобные общества вступило около 4500 человек21. Спустя несколько лет в обществах со-

действия милиции состояло более 45 тысяч человек, их представителям выдавались удостоверения и нагрудные знаки, а в отдельных случаях и оружие на период операции. Они пользовались правами должностных лиц и могли составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений местных Советов22.

Руководство НКВД, выполняя рекомендации партии, стремилось максимально привлечь трудящихся к охране общественного порядка, в том числе в формах, которые предлагались и самой общественностью. Так, в сельских регионах был создан институт сельских исполнителей, в обязанности исполнителей входило обеспечение установленного законами и подзаконными актами порядка. В 1924 году данный институт получил нормативное закрепление23. В 1940 году численность сельских исполнителей составила 183 294 человека, ими было задержано 4300 спекулянтов, 11 861 хулиган и скотокрад, 1899 бежавших из мест заключения и дезертиров, предупреждено 7519 преступлений, отконвоировано 41 799 арестованных24. Помимо исполнителей, существовали такие общественные формирования, как крестьянские отряды самообороны, комиссии общественного порядка, дружины по борьбе с хулиганством, ночная охрана, комиссии внутреннего управления и т. д.

29 апреля 1932 года постановлением СНК РСФСР общества содействия органам милиции и уголовного розыска были преобразованы в бригады содействия милиции, в состав которых входили передовые рабочие, служащие, колхозники, рассматривавшие работу в данных бригадах как гражданский долг и именуемые «бригадмильца-ми». Руководство данными формированиями осуществлялось управлениями и отделениями милиции, а в сельской местности — участковыми инспекторами (уполномоченными) милиции25. В 1940 году в стране насчитывалось 408 тысяч членов «бригадмила», которые задержали 80 150 преступников, 252 500 хулиганов и других нарушителей общественного порядка26.

Таким образом, в конце 20-х и начале 30-х годов прошлого века руководство органов внутренних дел придавало огромное значение участию общественности в деятельности милиции. Именно этот период характеризуется широким стремлением вовлечь широкие массы трудящихся в охрану общественного порядка. Это стремление являлось обоюдным как со стороны руководства органов внутренних дел, так и со стороны самих трудящихся масс, открывших для себя дотоле новую и неизвестную возможность участия в управлении делами общества через выполнение функций в государственных органах охраны общественного порядка. Этому процессу, как мы видим, были приданы и существенные правовые условия.

Во время Великой Отечественной войны (1941 —1945 годов) активность участия населения

в обеспечении общественной безопасности, по сравнению с довоенным уровнем, возросла и генерировала новые формы индивидуальной и общественной активности в охране общественного порядка. Великая Отечественная война в целом характеризовалась именно такой всеобщей активностью людей, независимо от их социального статуса, этнической принадлежности, пола и возраста. Известный ученый А.М. Синицын в числе основных выделил следующие группы социальных инициатив военного времени: добровольческие народные формирования, помощь населения фронту, патриотические движения по самозащите от противника и др.27 На первом этапе войны значительную роль по защите населенных пунктов от противника и обеспечению правопорядка сыграли отряды народного ополчения, запись в которые происходила весьма интенсивно. Показателен в этом опыт Горьковской области. Как следует из справки военного отдела Горьковского обкома ВКП(б) о формировании народного ополчения по районам г. Горького от28 июля 1941 года, общее количество поданных от трудящихся заявлений о зачислении в отряды народного ополчения только за первые дни войны превысило 60 тысяч, из которых более 13 тысяч — заявления от членов(кандидатов)партии,более 9 тысяч — членов ВЛКСМ. Наиболее действенной формой участия комсомольцев в охране общественного порядка в военный период явились бригады содействия милиции. По официальным данным, только в Кировском районе Москвы в бригадмилы за первый месяц войны поступило более тысячи комсомольцев. Ежедневно на улицах города в две смены дежурили около 400 помощников милиции, участвуя в ночном патрулировании, охране объектов, регулировке транспортаи т. д. Кроме того, для борьбы с диверсантами, вражескими лазутчиками, шпионами и террористами в прифронтовых городах создавались истребительные батальоны (от 100 до 200 человек) в основном из работников милиции и бригадмильцев28.

Отмечая в целом значительный вклад и высокий уровень активности населения в решении задач обеспечения общественной безопасности в годы Великой Отечественной войны, необходимо подчеркнуть, что безусловная доминанта в реализации актуальных в этой области задач все-таки принадлежала государству и его уполномоченным органам.

Таким образом, в первой половине XX столетия российское общество приобрело определенный опыт привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. В целом данный период характеризовался поиском и оптимизацией деятельности по обеспечению общественной безопасности каксо стороны государственных, таки негосударственных субъектов правоохранительной направленности в соответствии с идеологическими приоритетами развития советской государственности.

Примечания

1. См.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / Пер. М.Н. Тихомирова. — М., 1960. — С. 202—205.

2. Инструкция, данная Московской полицмейстерской канцелярии 10 декабря 1722 года. — П. 32 // Си-зиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. — М., 1998. — С. 293—306.

3. См.: Нижегородская милиция. История и современность / Кол. авт. — Н. Новгород, 2005. — С. 12.

4. Там же. — С. 11.

5. См.: Ленин В.И. Письма издалека // ПСС. — Т. 31. — С. 36.

6. См.: Ленин В.И. ПСС. — Т. 33. — С. 100.

7. Постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 года // Собрание узаконений РСФСР. — 1918. — № 55. — Ст. 608.

8. Ленин В.И. ПСС. — Т. 35. — С. 202—203.

9. ДолговаА.И. Социально-правовая активность в сфере борьбы с преступностью и проблемы ее реформирования // Проблемы участия общественности в борьбе с преступностью: Сборник научных тудов. — М., 1978. — С. 6.

10. См.: Мулукаев Р.С. Исторический опыт развития организационных форм участия трудящихся СССР в охране общественного порядка // Участие трудящихся в охране общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. — М., 1986. — С. 130.

11. См.: Петроградская правда (Вечерний выпуск). — 1918. — 11 апреля.

12. См.: Байтин М.И. Народные дружины / М.И. Байтин, В.С. Гольдман. — Саратов, 1969. — С. 11.

13. Желудкова Т.И. Некоторые проблемы участия трудящихся в охране общественного порядка в конце двадцатых годов // Участие трудящихся в охране общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. — М., 1986. — С. 135.

14. См.: Второй Всероссийский съезд административных работников. 23—30 апреля 1928 года: Сокращенная стенограмма. — М., 1929. — С. 18, 127.

15. Желудкова Т.И. Указ. соч. — С. 136—137.

16. Административный вестник. — М., 1929. — № 11. — С. 4.

17. Постановление СНК РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» от 25 мая 1930 года // Собрание узаконений РСФСР. —

1930. — № 31. — Ст. 404.

18. См.: Постановление ЦИК и СНК СССР «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик» от 15 декабря 1930 года // Собрание законодательства СССР. — 1930. — № 60. — Ст. 640.

19. См.: Положение о рабоче-крестьянской милиции. Утверждено постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 года // Собрание законодательства СССР. —

1931. — № 33. — Ст. 247.

20. См.: Полиция и милиция России: Страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. — М., 1995. — С. 129.

ка

е

в

е

I

и

в

о

§

С

й

о

в

О.

е

с

0

о

1

0 а

с

о

з

е

ю

й

о

1 I

е

тве

0

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

о

и

и

1

е

е

С

о

е

ю

о

§

I

е

е

0 а

1 §

о

а

&

•о-

в

о

в

а

&

о-

I

I

о

и

3-

а

з

и

I

г

§

.А.

И.

в

о

I

I

§

ка

е

в

е

х

и

в

о

§

с

й

о

в

р

е

с

с

о

I

с

а

с

о

3 е б й о

I

I

е

тве

с

е

б

о

и

и

£

е

4 е

С

с

е

б

о

ия

£

е

с;

с

а

і

тия

с

а

ор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

е

2

в

о

в

а

&

о-

і

і

о

и

ц

а

з

и

і

г

§

.А.

И.

в

о

Ї

Ї

§

21. См.: Байтин М.И. Указ. соч. / М.И. Байтин,

B.C. Гольдман. — С. 11.

22. См.: Административные органы в новых условиях. — М., 1930. — С. 101.

23. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О сельских исполнителях» от 27 марта 1924 года // Собрание узаконений РСФСР. — 1924. — № 28. — Ст. 266; Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О сельских исполнителях» от 10 мая 1932 года // Собрание узаконений РСФСР. — 1932. — № 44. — Ст. 194.

24. См.: Мулукаев Р.С. Указ. соч. — С. 131.

25. См.: Мулукаев Р.С. Указ. соч. — С. 130; Байтин М.И. Указ. соч. / М.И. Байтин, В.С. Гольдман. —

С. 12—13; Яблоков Н.П. Взаимодействие народных дружин и милиции. — М., 1977. — С. 5.

26. ГА РФ, ф. 9415, оп. 3, д. 778, л. 7—8.

27. См.: Кондакова Н.И. Война, государство, общество. 1941 — 1945 годы. — М., 2002. — С. 420.

28. Ветров Н.И. Оперативный отряд действует. — М., 1977. — С. 16.

B.A. Кислухин, A.H. Макаров

Кислухин Владимир Александрович — доцент Кировского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Макаров Аркадий Николаевич — доцент Кировского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат

филологических наук

Правовые аспекты экологической безопасности Королевства Нидерландов

Состояние окружающей среды в начале третьего тысячелетия закономерно вызывает тревогу у международного сообщества и обоснованно определяется в качестве одного из главных условий выживания человечества. Население каждого из государств нашей планеты должно ясно осознавать, что благополучие настоящего и будущих поколений напрямую зависит от политики их государства, направленной на выработку и реализацию комплекса мер по предотвращению глобального экологического кризиса, повышения эффективности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическую безопасность можно определить как состояние защищенности природной среды от различного рода угроз, представляющих опасность для устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов1, и как совокупность научных знаний и принципов, определяющих модели общественного сознания и поведения, способные противодействовать негативным антропогенным воздействиям на окружающую среду2, и как защиту экологических прав человека от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванной антропогенным воздействием на нее, а также последствий экологических аварий и катастроф3.

Обеспечение экологической безопасности — одна из приоритетных задач любого государства в

современном мире. Среди стран, которые на протяжении последних десятилетий смогли установить на своей территории надежный контроль за состоянием окружающей среды и вместе с госу-дарствами-соседями принимают активное участие в кампаниях по предотвращению и ликвидации загрязнения атмосферы, морей, рек, других компонентов природной среды, следует назвать Королевство Нидерландов.

Еще четыре десятилетия назад перед Нидерландами стояли, казалось бы, неразрешимые задачи в области обеспечения экологической безопасности. Это были не локальные проблемы нанесения ущерба определенной территории, а глобальный экологический кризис целых регионов Западной Европы и бассейнов международных рек, протекающих по ней. Мощный экологический и индустриальный подъем, использование каменного угля в качестве основного энергоресурса вызвали тотальное загрязнение окружающей среды, оказали вредное воздействие на растительный и животный мир.

Быстрые темпы индустриализации, нехватка свободных территорий, критический уровень населения стали причиной высокого уровня шума в городах, загазованности, шума от уличного, железнодорожного транспорта,аэропортов.

В сельском хозяйстве значительную угрозу представляли кислотные дожди, летучие углеводороды, места депонирования навоза в результате интенсивного разведения крупного рогатого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.