_Аннотация
В статье рассматриваются особенности управления системой дополнительного образования с организационно-правовыми формами в социально-ориентированных учреждениях с организационно-правовыми формами: некоммерческое партнерство, фонд, не имеющий членства, государственное, муниципальное бюджетное и автономное некоммерческое учреждения.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, организационно правовые формы субъекта управления
Лебедев Вячеслав Викторович
канд. экон. наук, докторант кафедры управления экономическими и социальными процессами,
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения [email protected]
за дополнительными знаниями...
Организационно-правовые формы субъекта управления
процессом дополнительного образования
Дополнительное образование в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» может быть получено, например, в таких учреждениях как общеобразовательные, профессиональные учебные заведения (за пределами статуса их основных образовательных программ), а также в специализированных образовательных учреждениях дополнительного образования, включая индивидуальную педагогическую деятельность. При этом управление текущим функционированием и перспективным социально-экономическим развитием процесса дополнительного образования может быть в существенной степени рационализировано и иметь возрастающие темпы увеличения экономи-
ческих, финансовых и социальных результатов (1).
Результативность учреждений дополнительного образования
Рост степени хозяйственной самостоятельности и экономической результативности учреждений дополнительного образования зависит в существенной степени от:
- форм собственности на имущественный комплекс, организационно-правового статуса;
- видов соединения, в рамках нормативно-правовой регламентации образовательной деятельности государственного учреждения в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан и социума в образовательных услугах с предпри-
образован
нимательскими видами деятельности, многоуровневого финансирования с многоканальным;
- мастерства профессорско-преподавательского состава, качества и многообразия материально-технических ресурсов, технологических и учебно-методических новшеств, их соответствия специализированным образовательным программам, курсам, направленных на закрепление и усвоение учебного материала студентами, слушателями, развития навыков, умений;
- качества учебно-методического комплекса, учитывающего образовательную направленность для различных курсов и дисциплин;
- профессионализма менеджеров, организующих, планирующих и регулирующих текущую деятельность и перспективное социально-экономическое развитие учреждения дополнительного образования (2),
Управление деятельностью учреждения с частичным видом деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг (например, повышение квалификации и профессиональной подготовки работников производственной или социальной сферы) характеризуется тем, что такого рода услуга, как правило, является платной, При этом, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 41, п, 8), образовательное учреждение вправе привлекать финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, В то же время образовательное учреждение, специализированное только на подготовке и переподготовке работников сфер народного хозяйства, имеющее разнообразные виды деятельности по непрерывному повышению
квалификации и профессионального мастерства рабочих, служащих, специалистов в связи с инновационными, техническими и технологическими изменениями процессов производства продукции, оказания услуг, требует новых знаний по эксплуатации основных фондов, управления ими и повышения эффективности использования материально-технических ресурсов, Кроме того, учреждение за счет платных образовательных услуг может полностью финансировать образовательный процесс, затраты на потребление всех видов его ресурсообеспечения либо привлекать дополнительные финансовые средства, используя и финансовые средств учредителей, выделяемые ими по нормативам федерального, регионального и муниципального характера, При этом самостоятельное привлечение учреждением дополнительного образования финансовых средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет средств учредителей,
Организация дополнительного образования
При организации государственных и негосударственных образовательных учреждений Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает различные организационно-правовые формы, В соответствии с действующим гражданским законодательством России для некоммерческих организаций, учреждения дополнительного образования могут создаваться, например, в форме фонда - некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, частного учреждения, государственного, муниципального автономного или бюджетного некоммерческого учреж-
российское предпринимательство, №2 (224) / январь 2013
Органпза ппонно-пра вовой ста тле а« ко мм ер чес ко □ организации дополнительного образования
Некоммерческая организация -фонд, не имеющий членства
Некоммерческое партнерство
Частное
учреждение
Государственное. муниципальное автономное, бюджетное некоммерческое учреждение
Спрос на образовательные услуги в форме непрерывного повышения квалификации и профессионального мастерства
Выбор организационно-правового статуса объекта управление
Формирование спроса на дополнительные образовательные услуги
У прав ленче скин состав мер в действпн по оказанию услуг дополнительного образования
Определение направленности а видов деятельности | учебных заведении дополнительного образования
Приведение в равновесность спроса н предложения
Предложение дополнительных образовательных услуг для специалист об, квалифицированных работников, экономически активных
граждан
Направления п виды дополнительных образовательных услуг
Повышение квалификации специалистов, квалнфнпнр ованных работников
Переподготовка специалистов. квалифицированных работников
Стажировка
Пр о ф ее сноиальная ориентация
Индивидуальная педагогическая деятельность
Рис. Схема выбора организационно-правового статуса, направленности, видов деятельности и обеспечения равновесности спроса и предложения дополнительных образовательных услуг субъектом управвления образовательным учебным заведением
управление деятельностью по оказанию дополнительных образовательных услуг характеризуется тем, что такого рода услуга, как правило, является платной
дения (см. рис. на с. 109), но с учетом того, что права и обязанности учреждения дополнительного образования должны корреспондироваться с их социальной ориентированностью на осуществление деятельности по оказанию гражданам услуг в соответствии с дополнительными образовательными программами (3),
Выбор учредителями организационно-правовой формы для субъекта управления процессом дополнительного образования, на наш взгляд, связан
- с экономическими и социальными интересами учредителей;
- обеспечением образовательного процесса такими объемами финансовых, трудовых, материально-технических и информационных ресурсов,
Это позволяет субъекту управления системой дополнительного образования достигать планово-расчетных экономических и социальных результатов в текущем и перспективном периодах времени,
Некоммерческую образовательную организацию - фонд, не имеющий членства учреждают граждане и (или) юридические лица на основе добровольных имущественных взносов, с социальными, благотворительными, культурными, образовательными целями, Имущество, переданное фонду его учредителями, является его собс-
твенностью, Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей, В учреждении дополнительного образования, создаваемого в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (рис,), общность всех видов интересов укрепляется членством ее учредителей, а экономические интересы обеспечиваются тем, что имущество, переданное некоммерческому партнерству в области дополнительного образования, является собственностью данной некоммерческой организации, Часть имущества или его стоимости, внесенного членом некоммерческого партнерства при его учреждении, может быть им получена в случае выхода из некоммерческого партнерства, А так как учреждение дополнительного образования в форме некоммерческого партнерства имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых оно создано, то учет каждым из членов некоммерческого партнерства своих собственных экономических интересов может осуществляться в процессе участия в управлении образовательной и хозяйственной деятельностью некоммерческого партнерства (3), Организационно-правовая форма учреждения, оказывающего услуги дополнительного образования гражданам, соответствует экономическим интересам отдельного гражданина или юридического лица, создающего частное учреждение, Осуществление предпринимательской деятельности, приобретение и эксплуатация за собственные средства имущественного комплекса без образования уставного капитала, формирование
юссийское предпринимательство, №2 (224) / январь 2013
состава персонала и управление им, а также оперативное управление имуществом при этом ориентированы на получение финансовых средств, как удовлетворяющих собственника, так и работников частного учреждения дополнительного образования,
Вывод
Особенностью соблюдения экономических интересов учредителей (граждан и/или юридических лиц) хозяйствующего субъекта дополнительного образования с организационно-правовой формой государственного, муниципального бюджетного, автономного некоммерческого учреждения является то, что имущество, добровольно переданное учредителями автономной некоммерческой организации, хотя и является их общей собственностью, не сохраняет каждым из них прав на это имущество, Вместе с этим экономические и социальные интересы учредителей автономной некоммерческой организации удовлетворяются в процессе осуществления предпринимательской деятель-
ности, соответствующей целям, для достижения которых создана данная некоммерческая организация, Управление текущей деятельностью и перспективным развитием социально-ориентированной некоммерческой организацией, оказывающей гражданам услуги дополнительного образования, проявляется с учетом влияния положительных и негативных факторов как макро-, так и микросреды,
Литература
1, Кураков А,Л, Управление социально-экономическим развитием профессиональным образованием: теоретические подходы и организационно-экономические основы, - СПб: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2011,
2, Смирнов С,Б,, Голубев А,А, Рационализация механизма планирования высшего профессионального образования, - СПб: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012,
3, Федеральный закон от 12,01,1996 № 7-ФЗ (ред, от 20,07,2012) «О некоммерческих организациях»,
Vyacheslav V. Lebedev
Candidate of Economics Sciences (Ph.D. in Economics),
Doctoral Applicant of Chair of Economics and Social Processes Management,
Saint Petersburg State University of Film and Television
Organizational and Legal Forms of Management Process Entity of Additional Education
_Abstract
The features of the control system of additional education with legal forms of socially-oriented non-profit partnership of institutions, foundations, non-membership, state, municipal and autonomous non-budgetary institutions are analyzed.
Keywords: institutions of additional education, organizational form in the subject of management
образование