Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты оказания помощи при огнестрельных ранениях гражданского населения '

Организационно-правовые аспекты оказания помощи при огнестрельных ранениях гражданского населения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огнестрельные ранения / чрезвычайная ситуация / гражданское население / правовые аспекты оказания помощи / организационные вопросы оказания помощи / gunshot wounds / emergency situation / civilian population / legal aspects of assistance / organisational issues of assistance

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Полиданов Максим Андреевич, Масляков Владимир Владимирович, Адамянец Валерия Дмитриевна, Корнеев Дмитрий Александрович

В статье анализируются организационно-правовые аспекты оказания помощи при огнестрельных ранениях гражданского населения. Актуализируется проблема, связанная с обеспечением безопасности при чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации и описываются меры по спасению жизни, имеющие первостепенное значение. Как показывает опыт правовой практики, юридическая оценка правильного оказания помощи больному продолжает сохранять свою актуальность, а организация оказания данной помощи занимает лидирующие позиции в системе современного российского здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Полиданов Максим Андреевич, Масляков Владимир Владимирович, Адамянец Валерия Дмитриевна, Корнеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and legal aspects of care for civilian guns hot wounds

The article analyzes the organizational and legal aspects of providing assistance in case of gunshot wounds of the civilian population. The problem of ensuring safety in emergency situations in the Russian Federation is actualized and life-saving measures of paramount importance are described. As the experience of legal practice shows, the legal assessment of the correct provision of care to a patient continues to remain relevant, and the organization of this assistance occupies a leading position in the modern Russian healthcare system.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты оказания помощи при огнестрельных ранениях гражданского населения »

doi: 10.47576/2949-1878.2024.6.6.021 УДК 340

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ РАНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Полиданов Максим Андреевич,

специалист научно-исследовательского отдела, ассистент кафедры медико-биологических дисциплин, Университет «Реавиз», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Масляков Владимир Владимирович,

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия, [email protected]

Адамянец Валерия Дмитриевна,

студент 6 курса лечебного факультета, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия, [email protected]

Корнеев Дмитрий Александрович,

студент 6 курса лечебного факультета, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия, [email protected]; ORCID: 0009-0000-0954-9815

В статье анализируются организационно-правовые аспекты оказания помощи при огнестрельных ранениях гражданского населения. Актуализируется проблема, связанная с обеспечением безопасности при чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации и описываются меры по спасению жизни, имеющие первостепенное значение. Как показывает опыт правовой практики, юридическая оценка правильного оказания помощи больному продолжает сохранять свою актуальность, а организация оказания данной помощи занимает лидирующие позиции в системе современного российского здравоохранения.

Ключевые слова: огнестрельные ранения; чрезвычайная ситуация; гражданское население; правовые аспекты оказания помощи; организационные вопросы оказания помощи.

ORGANISATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF CARE FOR CIVILIAN GUNSHOT WOUNDS

Polidanov Maxim A.,

research department specialist, assistant of the Department of Biomedical Disciplines, University «Reaviz», Saint Petersburg, Russia, maksim.polidanoff@ yandex.ru

Maslyakov Vladimir V.,

Doctor of Medicine Sciences, Professor, Professor of the Department of Mobilization Preparation of Public Health and Disaster Medicine, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saratov, Russia, [email protected]

Adamyanets Valeria D.,

6-th year student of the Faculty of Medicine, State Medical University named after V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saratov, Russia, valeria. adamyanets@yandex. ru

Korneev Dmitry A.,

6-th year student of the Faculty of Medicine, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saratov, Russia, [email protected]

The article analyzes the organizational and legal aspects of providing assistance in case of gunshot wounds of the civilian population. The problem of ensuring safety in emergency situations in the Russian Federation is actualized and life-saving measures of paramount importance are described. As the experience of legal practice shows, the legal assessment of the correct provision of care to a patient continues to remain relevant, and the organization of this assistance occupies a leading position in the modern Russian healthcare system.

Keywords: gunshot wounds; emergency situation; civilian population; legal aspects of assistance; organisational issues of assistance.

В структуре причин смертности огнестрельные ранения занимают лидирующие позиции, только за 2016 год в мире число погибших составило 251 000 (от 195 000 до 276 000) человек, при этом на 6 стран (Бразилию, Мексику, Колумбию, Соединенные Штаты Америки, Венесуэлу и Гватемалу) пришлось около 50,5 % (42,2 % - 54,8 %) этих смертей. В 1990 году, по оценкам, от огнестрельные ранения погибло около 209 000 (от 172 000 до 235 000) человек.

При этом в России в 1990 году от огнестрельного оружия погибли около 4970 (от 3450 до 8320 человек, а в 2016 - около 4380 (от 2690 до 7890). Совокупная смертность от ОГ в 2016 году была самой высокой среди лиц в возрасте от 20 до 24 лет (для мужчин -34 700 смертей [от 24 900 до 39 700]), а для женщин - 3580 смертей [от 2810 до 4210]). В последние годы происходит увеличение, как количества, так и тяжести повреждений, полученных в результате чрезвычайных ситуаций (ЧС). Остроту проблемы предает тот факт, что огнестрельные ранения могут привести к повреждениям различных систем органов.

Вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС являются составной частью государственной функции по осуществлению выездных форм работы медицинских организаций на федеральном, региональном и межрегиональном уровнях. Главная роль при оказании экстренной медицинской помощи отводится бригадам скорой медицинской помощи при чем, бригады данной службы, в период военного времени, а также при ЧС

переходят в ведомство Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) [1].

Медицинские формирования и организации ВСМК функционально объединяют на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях силы и средства: СМК Минздрава России; СМК Минобороны России, ФМБА, МЧС России, МВД России, иных ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области спасения жизни и сохранения здоровья населения, пострадавшего при ЧС.

В основные задачи ВСМК согласно 41 статье Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» входит организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществление решений задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам,

в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях [2; 3].

Руководитель ВСМК вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях. Следует отметить, что в правила организации деятельности полевого многопрофильного госпиталя (ПМГ) ВСМК согласно Федеральному Закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» входит: создание органа повседневного управления в качестве структурного подразделения медицинской организации ВСМК, который возглавляет главный врач, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, на базе которой создан [4].

Структура и штатная численность ПМГ устанавливаются руководителем медицинской организации на базе, которой создан ПМГ и определяются с учетом рекомендуемых штатных нормативов полевого многопрофильного госпиталя на 50 коек, предусмотренных приложением №2 к Порядку, утвержденному настоящим приказом [5].

Оснащение ПМГ осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к данному Порядку, утвержденному настоящим приказом. Перечень оснащения может быть расширен (в зависимости от характера ЧС) по отдельному распорядительному документу руководителя медицинской организации. В состав ПМГ, направляемого в зону ЧС, решением руководителя медицинской организацией по мере необходимости могут временно включаться иные медицинские специалисты.

Для предварительной оценки медико-санитарных последствий любого характера ЧС, в том числе и травм, связанных с огнестрель -ными ранениями, числа пострадавших лиц и их состояния, определения путей их медицинской эвакуации и районов развертывания ПМГ, мест для сбора и погрузки пострадавших лиц на транспорт для эвакуации в медицинские организации, расположенные за пределами зоны ЧС, в зону ЧС выдвигается бригада экстренного реагирования ПМГ

При осуществлении функций ПМГ обеспечиваются способность развёртывания функциональных подразделений с возможностью оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также возможность

применения модульного принципа составляющих модуля между собой и оснащение структурных подразделений системами и устройствами жизнеобеспечения; создание необходимого запаса лекарственных препаратов, медицинских изделий, дезинфицирующих и антисептических средств, что особенно важно при организации медицинской помощи в условиях локальных военных конфликтов [6].

Остроту проблемы оказания медицинской помощи как при огнестрельных ранениях, так и при различного рода ЧС передает также Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 ноября 2020 г. 202н «Об утверждении Порядка организации и оказания ВСМК медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации», в котором утвержден порядок организации и оказания ВСМК медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.

Настоящий порядок устанавливает правила организации и оказания ВСМК медицинской помощи лицам, пострадавшим при ЧС и находящимся в зоне ЧС, в том числе медицинской эвакуации. ВСМК является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и осуществляет свою деятельность в повседневном режиме, режиме повышенной готовности, а также в режиме чрезвычайной ситуации при различных ЧС, а также осуществляет организацию и оказание медицинской помощи (лечебно-эвакуационное обеспечение) пострадавшим при ЧС, в том числе при массовых случаях инфекционных заболеваниях, на основе системы этапного лечения пострадавших с их эвакуацией по назначению. Система этапного лечения предусматривает последовательное и преемственное оказание медицинской помощи в зоне (вблизи зоны) поражения и на этапах медицинской эвакуации в медицинские организации, способные обеспечить оказание необходимой медицинской помощи [7].

В связи с чем видится мотивированной и логичной последующая активная деятельность территориальных центров ВСМК в системе организации и оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП). Основная задача данных центров заключается во взаи-

модействии по вопросам, связанных с повышением доступности и качества оказания экстренной медицинской помощи при огнестрельных ранениях с последующей медицинской эвакуации (МЭ) [8].

Так, совершенствование технологий МЭ, организации маршрутизации больных и пострадавших определяет необходимость более четкого определения формулировки и содержания МЭ и связанных с этим понятий статей Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В настоящее время проведение МЭ больных и пострадавших осуществляется не только в рамках оказания СМП, ССпМП, в том числе федеральными научно-клиническими медицинскими центрами, ЛМО всех уровней, территориальными и региональными ЦМК. Достаточно широкое распространение получила плановая и неотложная межбольничная МЭ, а также МЭ из-за рубежа [9].

Согласно статьи 35.1 «МЭ», п. 1 - «МЭ представляет собой комплекс организационных, медицинских, в том числе санитарно-гигиенических, противоэпидемических и технических мероприятий, выполняемых в целях транспортировки граждан для спасения жизни и сохранения их здоровья в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи для перевода их в медицинские организации вышестоящего уровня, с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи»; п.2. «МЭ выполняется выездными бригадами скорой медицинской помощи, а также специализированными бригадами лечебных медицинских организаций Всероссийской службы медицины катастроф»; п.3. «Для выполнения МЭ применяется наземный, водный, авиационный (санитарноавиационная эвакуация) и другие виды транспорта»; п.4 «Медицинские организации, подведомственные федеральным, региональным органам исполнительной власти, вправе осуществлять МЭ в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным, региональным органом исполнительной власти» [10]. Проведение МЭ в догоспитальном периоде вызывает необходимость планирования достаточного количества вылетов на основании оцен-

ки соответствующих потребностей системы здравоохранения территории (субъекта) в целом.

Объем внутрирегиональных МЭ весьма значителен, что связано со многими причинами, среди которых: наличие значительного количества труднодоступных территорий; невозможность и экономическая нецелесообразность организации в каждом населенном пункте 269 условий для оказания СпМП; достаточно высокий уровень дорожнотран-спортного травматизма и др. Представляется значимым определить возможные подходы к оценке потребности территории (субъекта) во внутрирегиональных МЭ медицинскими вертолетами [11; 12].

Таким образом, планирование и непосредственная организация оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС осуществляется с учетом особенностей и условий ЧС, усложняющих процесс организации и оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС: в труднодоступных и отдаленных местностях; вне крупных населенных пунктов с большим числом пострадавших при ЧС; с нарушениями транспортной доступности; с повреждением (разрушением) объектов здравоохранения (при которых временно невозможен доступ медицинских работников к пострадавшим и при которых сохраняется воздействие опасных и неблагоприятных факторов.

При организации и оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС, согласно Порядку организации и оказания ВСМК медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, принимаются меры к выполнению следующих условий: своевременное оказание медицинской помощи в экстренной форме в зоне (вблизи зоны) ЧС; проведение в кратчайшие сроки медицинской эвакуации пострадавших при ЧС, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в медицинские организации, имеющие соответствующие лечебно-диагностические возможности для оказания необходимой медицинской помощи; сокращение количества этапов медицинской эвакуации. А в целях организации оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется информационное взаимодействие в рамках ВСМК и РСЧС.

Список литературы _

1. Массовое одновременное поступление пострадавших в чрезвычайных ситуациях в лечебные медицинские организации: организационные проблемы и возможные пути их решения / Масляков В.В., Сидельников С.А., Барачевский Ю.Е., Куркин К.Г, Пименова А.А., Полиданов М.А., Поликарпов Д.А., Барулина М.А. // Медицина катастроф. 2023. № 2. С. 51-55.

2. Масляков В. В., Полиданов М. А., Волков К. А., Дягель А. П. Юридическая ответственность за неоказание первой помощи: авторский взгляд на проблему // Журнал прикладных исследований. 2024. № 5. С. 131-134.

3. Гончаров С. Ф. Основные понятия и определения медицины катастроф. М.: ВЦМК «Защита», 1997, 246 с.

4 Жианну К., Балдан М., Молд А. Военно-полевая хирургия // Международный комитет Красного Креста, Женева, 2010, Т. 1. 379 с.

5. Семенов А. В., Сороковиков В. А. Шкалы оценки тяжести и прогнозирования исхода травм // Политравма, 2016. № 2. С. 80-90.

6. Характеристика видов первой помощи при ранениях малого таза у женщин, полученных в условиях локального военного конфликта / Масляков В.В., Салов И.А., Сидельников С.А., Барачевский Ю.Е., Паршин А.В., Полиданов М.А. // Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2023. Т. 12. № 4. С. 601-606.

7. оптимизация хирургического лечения огнестрельных ранений малого таза с повреждением внутренних половых органов у женщин / Масляков В.В., Салов И.А., Сидельников С.А., Урядов С.Е., Паршин А.В., Барсуков В.Г, Полиданов М.А., Пападопулос Х.Д., Петрич А.В. // Политравма, 2023. № 4. С. 13-19.

8. Масляков В. В., Полиданов М. А., Высоцкий Л. И., Дягель А. П. Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на доврачебном этапе // Журнал прикладных исследований. 2024. № 5. С. 146-149.

9. Ахмадуллина И. А. Необходимость оказания первой помощи пострадавшим сотрудниками дорожно-па-трульной службы // Вестник НЦБЖД. 2014. № 3. С. 5-7.

10. Особенности нормативно-правового регулирования оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях / Ветлугин И.Г, Закурдаева А.Ю., Дежурный Л.И., Дубров В.Э., Шойгу Ю.С., Колодкин А.А. // Здравоохранение Российской Федерации. 2018. № 5. С. 265-273.

11. Дежурный Л. И., Бояринцев В. В., Неудахин Г В. Система первой помощи в России и ее взаимодействие со службой скорой медицинской помощи // Скорая медицинская помощь. 2013. № 14. С. 44-50.

References _

1. Maslyakov V.V., Sidelnikov S.A., Barachevsky Y.E., Kurkin K.G., Pimenova A.A., Polidanov M.A., Polikarpov D.A., Barulina M.A. Mass simultaneous admission of victims in emergency situations to medical treatment organizations: organizational problems and possible ways of their solution. Medicine of catastrophes. 2023. № 2. Рр. 51-55. (In Russ).

2. Maslyakov V.V., Polidanov M.A., Volkov K.A., Dyagel A.P. Legal responsibility for failure to provide first aid: author's view of the problem. Journal of Applied Research. 2024. № 5. Рр. 131-134. (In Russ).

3. Goncharov S.F. Basic concepts and definitions of disaster medicine. Moscow, VSMC «Protection», 1997, 246 p. (In Russ).

4. Zhiannou K., Baldan M., Mold A. Military field surgery. International Committee of the Red Cross, Geneva, 2010, Vol. 1, 379 p. (In Russ).

5. Semenov A.V., Sorokovikov V.A. Scales for assessing the severity and predicting the outcome of injuries. Polytrauma, 2016, №2, рр. 80-90 (In Russ).

6. Maslyakov V.V., Salov I.A., Sidelnikov S.A., Barachevsky Y.E., Parshin A.V., Polidanov M.A. Characterization of the types of first aid for pelvic wounds in women received in a local military conflict. Journal named after N.V. Sklifosov. Emergency Medical Care, 2023, Vol. 12, № 4, рр. 601-606 (In Russ).

7. Maslyakov V.V., Salov I.A., Sidelnikov S.A., Uryadov S.E., Parshin A.V., Barsukov V.G., Polidanov M.A., Papadopoulos H.D., Petrich A.V. Optimization of surgical treatment of gunshot wounds of the small pelvis with damage to internal genital organs in women. Polytrauma, 2023, № 4, рр. 13-19 (In Russ).

8. Maslyakov V.V., Polidanov M.A., Vysotsky L.I., Dyagel A.P. Organisational and legal aspects of assistance to victims in emergency situations at the pre-hospital stage. Journal of Applied Research. 2024. № 5. рр. 146-149 (In Russ).

9. Akhmadullina I.A. Necessity of rendering first aid to the injured by road patrol officers. Bulletin of NCBZhD. 2014. № 3. рр. 5-7 (In Russ).

10. Vetlugin I.G., Zakurdaeva A.Y., Dezhurny L.I., Dubrov V.E., Shoigu Y.S., Kolodkin A.A. Peculiarities of normativelegal regulation of first aid in emergency situations. Zdravookhranenie RF. 2018. № 5. рр. 265-273 (In Russ).

11. Dejurny L.I., Boyarintsev V.V., Neudakhin G.V. System of first aid in Russia and its interaction with the emergency medical aid service. Ambulance service. 2013. № 14. рр. 44-50 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.