Ястребова Юлиана Игоревна
Организационно-правовое оформление Ейской таможни: 1848-1861 годы
В статье рассматриваются историко-правовые аспекты становления и развития Ейской таможни во второй половине XIX в. Показывается ее роль в развитии региона.
Ключевые слова: Ейск, застава, Кубань, порт, таможня, товарооборот, Уставы таможенные, Черномория.
Organizational and legal registration of the Yeysk customs: 1848-1861
In article historical and legal aspects of formation and development of the Yeysk customs in the second half of the 19th century are considered. It shows its role in the development of the region.
Key words: Yeysk, outpost, Kuban, port, customs, commodity turnover, Charters customs, Chernomoriya.
30 июня 1792 г. Екатерина II подписала указ о переселении Черноморского казачьего войска на земли Кубани и жалованную грамоту на вечное владение ими [1, с. 14]. Во время переселения часть войска осела на Ейской косе, в Ханском городке, бывшем укреплении крымских ханов. И вскоре здесь начинает активно развиваться скотоводство, хлебопашество, садоводство и рыболовный промысел. К 30 гг. XIX в. в районе Ейской косы появляется множество хуторов и рыбных заводов, начинается приток переселенцев из центральной России [2, с. 236-23].
Правительство, в свою очередь, также оценило выгодное военно-стратегическое и геополитическое расположение данной территории, и 6 марта 1848 г. император Николай I своим указом повелел: «На Азовском море, в пределах войска Черноморского, у так называемой Ейской косы, открыть порт и учредить город, который именовать "Портовый город Ейск''». Здесь же создается таможенная застава, которая должна была «очищать пошлиною Российские произведения, перевозимые в другие Российские и иностранные порты, а из иностранных товаров принимать только те, кои очищены пошлиною в других Российских таможнях» [3]. Ейская таможенная застава была передана в ведение наказного атамана Черноморского казачьего войска, но «под главным ведением Наместника Кавказского» [4], и в первом квартале 1850 г. [5, с. 135] в составе надзирателя канцелярского чиновника среднего разряда, писца, 10 досмотрщиков, на годовое содержание которых отводилось почти 1095 руб., начала свою деятельность [6]. Уже в первый год сумма таможенных сборов с «отвозных» товаров составила 1430 рублей серебром, включая пошлины [7].
Ейский порт развивался достаточно динамично. Так, в период навигации 1852 г. в него из иностранных и российских портов прибыло 164 судна, доставивших грузов на сумму более 93 тыс. руб. и вывезших товаров стоимостью около 123 тыс. руб. Уже на следующий год за границу и в отечественные порты отправлено 35 тыс. четвертей1 пшеницы, 12 тыс. четвертей льняного семени и 5 тыс. пудов шерсти. В 1858 г. из порта вывезено сельскохозяйственной продукции на сумму около 530 тыс. рублей [8, с. 153]. Успешное развитие товарооборота позитивно сказывалось и на городском бюджете. Так, после начала работы Ейской заставы, с августа 1850 по 1860 гг., в него поступило более 32 тыс. рублей [9].
В 1853 г. Наместник Кавказский (с 1844 по 1854 г.) князь М.С. Воронцов, «постигший основания развития и упрочения жизненных и промышленных сил портового города Ейска», ходатайствовал перед министром финансов
0 разрешении на ввоз в Ейский порт, помимо товаров, перечисленных в росписи тарифа под литерой «А» (сухих продуктов), еще и масла, вина, сахара, кофе и т.п., для очистки их пошлиной в Ейской таможенной заставе. Однако его прошение было отклонено, поскольку застава не относилась к таможням 1-го класса и ей «не могут быть присвоены права, не сообразные с общим ея назначением» [10].
В 1856 г. надзиратель Ейской таможенной заставы И.Д. Триндафилов вновь предпринял попытку изменить статус заставы. Проанализировав товарооборот и экономику Ейска за 6 лет, он пришел к выводу, что «при постепенном развитии коммерции, приманкой которой
1 Четверть - русская единица измерения объема сыпучих тел;
1 четверть составляла около 210 литров.
103
служит близость Кавказа через Черноморию и России через Волгу, умножатся и иностранные конторы». В своем докладе наказному атаману Черноморского казачьего войска генерал-майору Г.И. Филипсону глава Ейской таможенной заставы предлагал конкретные способы преобразования заставы в таможню 1 класса «как необходимый элемент, долженствующий способствовать развитию местной торговли и процветанию города». Для этого, в частности, необходимо было, по мнению таможенного чиновника, создать условия, выгодные иностранным торговым компаниям, которые: «а) откроют источники богатств Кавказской линии и Черномории, чуждых нам теперь по неводворении еще в Ейске прочных капиталов и истинных торговых домов; б) поощрят подвозы оттуда, - по ровным и плодородным степям, хлеба, льняного семени, сала, шерсти, кожи и пр. для отправлении за границу через Ейский порт; в) закроют тем рынок Ростова, где сбывались доселе огромные массы этих продуктов; г) сделают таким образом Ейск известным торговому миру Европы, дадут средства к жизни бедным обывателям и, независимо от оборотов привозными товарами, доведут, наконец, нашу доселе слабую отпускную торговлю до таких размеров вывоза, какие существуют в прочих Азовских портах» [11, л. 2, об. 3].
Перспективы развития Ейского порта и экономики Черномории в целом не показались Г.И. Филипсону «пустым прожектом», и он представил аналитическую записку руководителя Ейской таможенной заставы новому Наместнику Кавказскому (с 1856 по 1862 г.) князю А.И. Барятинскому. Во время пребывания в 1857 г. в Екатеринодаре князь заявил, что «Ейску будет даровано право очистки пошлиною всех привозных дозволенных товаров и что для этого имеет быть открыта первоклассная таможня». Присутствовавшие на встрече депутаты от Ейска восприняли сказанное как «дозволение привоза к Ейскому порту иностранных товаров», о чем уведомили торговцев, хотя на законодательном уровне вопрос пока не был урегулирован. В Ейск стали прибывать суда с иностранными товарами (турецкий табак, виноградные вина, масло и т.д.), но «как недозволенные еще к привозу в Ейск не могли быть приняты заставой» и поэтому подлежали возвращению за границу [11, л. 6-7об.]. Во избежание скандала 19 июля 1858 г. Г.И. Филип-сон разъяснил, что «желание Начальства учредить в Ейске первоклассную таможню еще не осуществилось и трудно предвидеть, когда оно может осуществиться. Объявление Намест-
ника Кавказского без определенного указания времени депутатам Ейска о представлении Ейскому порту права очистки пошлиною всех дозволенных в первоклассных таможнях к привозу товаров, не может служить оправданием преждевременной выписки из-за границы товаров, не дозволенных к привозу в Ейский порт» [11, л. 9-9 об.]. Однако и в администрации Черноморского казачьего войска, и в самом Ейске понимали, что учреждение портовой таможни -вопрос времени.
В соответствии с принятым в 1857 г. Сводом учреждений и Уставов таможенных Ейская застава продолжала «очищать пошлиною одни Российские произведения, перевозимые в другие Российские или иностранные порты». Вместе с тем, являясь таможенной заставой «для особого назначения» и ни к какому классу не причисленной, Ейской заставе было предоставлено право до 15 декабря 1858 г. очищать пошлиной в течение шести месяцев со времени привоза те иностранные товары, которые указывались в приложении к тарифу по росписи под литерой «А» [12, с. 12], т.е. она получила ограниченный статус таможни 1-го класса. Наконец, 20 января 1859 г. император Александр II утвердил указ, в котором повелел временную меру очистки пошлиной иностранных товаров до 15 декабря 1858 г. «обратить в меру постоянную» [11, л. 11-12]. В результате в 1860 г. товарооборот составил 1 млн 405 тыс. руб., в 1861 г. - 1 млн 414 тыс. руб., в 1862 г. -1 млн 023 тыс. руб. (снижение связано с «недостаточностью урожая хлеба в Черномории»). В этот период увеличился ввоз иностранных товаров: в 1860 г. - на сумму 11 тыс. руб., 1861 г. -13 тыс. руб., в 1862 г. - более 19 тыс. руб. Через Ейский порт экспортировали в основном пшеницу, льняное семя, шерсть, ячмень и др., а ввозили сельхозпродукты, лес, мануфактуру, алкогольную продукцию [13, д. 26, л. 7-7 об.; д. 113, л. 9-9 об.]. Можно утверждать, что план главы Ейской таможенной заставы по экономическому развитию региона, поддержанный администрацией Черномории, спустя пять лет начал претворяться в жизнь.
В этот период на Кубани произошли кардинальные административно-территориальные преобразования: 8 февраля 1860 г. была создана Кубанская область [14]. В ее состав вошли территории от северо-восточного побережья Черного моря до верховья реки Малки, включая Черноморию, Старую Линию, Черноморское побережье, а также земли за рекой Кубань [15, с. 120].
104
19 ноября 1860 г. из Черноморского казачьего войска и шести бригад Кавказского линейного казачьего войска образовано Кубанское казачье войско. Звание наказного атамана войска присваивалось начальнику Кубанской области, в ведении которого находились Ейск, Темрюк и таможенные учреждения на восточных берегах Азовского и Черного морей. В этой сфере начальник Кубанской области подчинялся Наместнику Кавказскому, который одновременно являлся и главнокомандующим Кавказской армией [16].
В данный период также начинает активно развиваться система таможенных органов Кубанской области. 14 сентября 1860 г. «в виде опыта Наместник Кавказский преобразовал Ейскую заставу в Ейскую таможню 1-го класса 2-го разряда и утвердил ее штаты: управляющий; член таможни; секретарь, он же казначей; бухгалтер, он же выкладчик пошлин; пакгаузный надзиратель; корабельный смотритель, он же помощник пакгаузного надзирателя; переводчик; 15 досмотрщиков - всего 22 человека» [17, л. 2-4].
3 ноября 1860 г. для «ближайшего надзора» за деятельностью Ейской таможни из Кавказского наместничества, штаб-квартира которого дислоцировалась в Тифлисе, откомандирован в Ейск коллежский советник В.А. Новицкий, чиновник особых поручений [17, л. 9]. Его полномочия регламентировались «Инструкцией чиновнику, назначенному для ближнего надзора за действиями Ейской таможни в качестве таможенного ревизора» (далее - Инструкция), утвержденной Наместником Кавказским А.И. Барятинским. Согласно Инструкции В.А. Новицкий направлялся в распоряжение начальника Кубанской области для исполнения всех его поручений, касающихся таможенной сферы. При этом главной его обязанностью являлось постоянное наблюдение за правомерностью операционных действий Ейской таможни. В связи с этим он имел право присутствовать при досмотре товаров, проверять учетные книги, денежные и товарные документы, наличные суммы, дела и казенное имущество таможни, а также «наблюдать за действиями каждого из служащих лиц». Таможенный ревизор обязан был информировать начальника Кубанской области о результатах своих наблюдений, о мерах, «могущих служить к оживлению заграничной торговли Ейска», сотрудниках таможни, достойных поощрения за свою работу либо «нерадивых или не способных к должности». Таким образом, В.А. Новицкий докладывал в Екатеринодар
«вообще о всех предметах, к лучшему устройству Ейской таможни относящихся». В случаях, не терпящих отлагательства и требующих пресечения злоупотреблений или «других вредных для службы беспорядков», В.А. Новицкий имел право «давать Ейской таможне предложения об исполнении законного порядка», а также проводить «следствия о злоупотреблениях» (т.е. служебную проверку), о результатах которой докладывать начальнику Кубанской области. Все служащие таможни обязывались беспрекословно исполнять законные требования ревизора. В случаях, когда они признавали его требования «несообразными», таможенникам следовало «доносить начальнику области и ожидать разрешения» конфликтной ситуации [17, л. 7-9]. Комментируя положения указанной Инструкции, можно констатировать, что она наделяла таможенного ревизора широкими инспекционными полномочиями для анализа экономико-финансовой, управленческой, делопроизводственной и кадровой деятельности Ейской таможни.
Так, в ходе «обревизования» порядка ведения делопроизводства «за время бытности ея заставой» [17, д. 12, л. 2] (т.е. с 1850 по 1860 г.) В.А. Новицкий обнаружил ряд незначительных упущений, а при проверке катера, числящегося на балансе таможни, признал, что он находится в «ветхом положении». В связи с этим им было предложено руководству таможни «войти теперь же к начальнику Кубанской области с представлением об отпуске денег для постройки нового катера» [17, д. 12, л. 6-7]. О результатах проверки В.А. Новицкий доложил начальнику Кубанской области генерал-адъютанту Н.И. Евдокимову, который распорядился «открыть действия таможни тогда, когда Вы, по местным обстоятельствам, признаете это удобным» [18, л. 3].
4 декабря 1860 г. таможенный ревизор докладывал в Екатеринодар, что фактически деятельность Ейской таможни «может осуществляться только с прибытием в порт зарубежных судов, однако, принимая в соображение, что торгующее здешнее купечество находится по разным городам и известие об учреждении здесь таможни может дойти до них не скоро, а между тем сведение об этом им необходимо до прихода еще первых кораблей», В.А. Новицкий решает открыть таможню 1 января 1861 г. Информация об этом «для сведения всех торгующих» была «прибита к дверям» таможни [18, л. 4-4 об.].
«По этому случаю были приглашены в дом, занимаемый бывшей заставой, все местное
105
духовенство, а равно и служащие здесь и все граждане». В связи с этим В.А. Новицкий, управляющий Ейской таможней А.Д. Трин-дафилов, член таможни В.В. Котовский (оба титулярные советники) и пакгаузный надзиратель Д.К. Триновитов составили акт. В нем, в частности, отмечалось, что «по прочтении распоряжения Кавказского Наместника об открытии Ейской таможни и по совершении собором молебствия, с провозглашением долголетия Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Николаевичу, всему Августейшему дому и всем Начальствующим в крае, окроплены святою водою все комнаты здания» [18, л. 8-9]. Из этого следует, что открытие в Ейске таможни стало не только значимым событием для всего города, но и побудило городскую Думу разработать проект «об усилении коммерции при Ейском порту», суть которого заключалась в предоставлении ейскому купечеству преференций для привоза из-за границы иностранных товаров. Депутаты предлагали поступающую в бюджет Ейска долю
дохода от таможенных операций «употреблять в виде приза» (своеобразных премий) купцам для «оживления заграничной торговли» в городе. «Ейское купечество ... неминуемо откроет заграницей торговые сношения, которые, год от года увеличиваясь, привлекут и других иностранных торговцев, кои могут приносить Ейску и жителям пользу своими требованиями в покупке необходимых к отправлению заграницу произведений, не только здешних, но и соседних мест Кавказского края». В результате развития торгово-экономических отношений, по мнению депутатов, значительно возрастут таможенные сборы и пошлины за ввозимые и вывозимые товары [9, л. 27-28 об.]. И хотя проект Думы так и не был реализован, в последующие годы Ейский порт стабильно развивался, а таможня достаточно успешно функционировала вплоть до 1920-х гг.
Таким образом, наличие морского порта и учреждение при нем таможенной заставы, а затем таможни, способствовало быстрому экономическому развитию Ейска и Кубани в целом.
1. Рассказов Л. П. и др. Кубань и казачество (конец XVIII в. - 1920 г.) (историко-правовое исследование / под ред. Л. П. Рассказова. Ростов н/Д, 2003.
2. Стефанов Т. Город Ейск. Статисти-ко-этнографическое описание // Кубанский сборник. Труды Кубанского областного статистического комитета /под ред. Е.Д. Фели-цына. Екатеринодар, 1883. Т. 1.
3. О открытии на Азовском море в пределах войска Черноморского портового города Ейска: именной указ, данный Сенату 6 марта 1848 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 2. Т. 23. № 22058.
4. О подчинении Ейской таможенной заставы Наказному Атаману Черноморского казачьего войска. Именной указ, объявленный Министром Юстиции 5 июня 1848 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. 23. № 22329.
5. Андреев А.О. История таможенных учреждений на Кубани с начала XIX в. // Научное наследие Ф.А. Щербины: Казачество и история Кавказа: сб. материалов XV Международной научно-практической конференции / отв. ред. И. А. Харитонов. Краснодар, 2015. Т. 1. Ч. 1.
6. ПСЗ. Собр. 2. Т. 23. Штаты и табели к № 22058.
7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 636. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.
8. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до Октября 1917 года/ науч. ред. Б.А. Трехбратов. Краснодар, 1997.
1. Rasskazov L.P., et al. Kuban and the Cossacks (the end of the XVIII century of 1920) (historical and legal research / ed. by L.P. Rasskazov. Rostov-on-Don, 2003.
2. Stefanov T. City of Yeysk. Statistiko-etnografichesky description // Kuban collection. Works of the Kuban regional statistical committee / ed. by E.D. Felitsyn. Ekaterinodar, 1883. Vol. 1.
3. About opening on the Sea of Azov within army of the Black Sea seaport of Yeysk: personalized decree given to the Senate on March 6, 1848 // Complete collection of laws of the Russian Empire (PSZ). Coll. 2. Vol. 23. № 22058.
4. About subordination of the Yeysk customs outpost Nakaznomu Atamanu Chernomorskogo of the Cossack army. The personalized decree announced by the Minister of Justice on June 5, 1848 // PSZ. Coll. 2. Vol. 23. № 22329.
5. Andreyev A.O. The history of customs offices in Kuban since the beginning of the 19th century // Scientific heritage of F.A. Shcherbina: Cossacks and history of the Caucasus: proc. of XV Intern. academic and research conf. /resp. ed. I.A. Kharitonov. Krasnodar, 2015. Vol. 1. Pt. 1.
6. PSZ. Coll. 2. Vol. 23. States and sheets to № 22058.
7. Public records office of Krasnodar region (SAKR). F. 636. Op. 1. 3. L. 1.
8. The encyclopedic dictionary on the history of Kuban from the most ancient times to October, 1917/sci. ed. B.A. Trekhbratov. Krasnodar, 1997.
106
9. ГАКК. Ф. 452. Оп. 1. Д. 115. Л. 26-26 об.
10. ГАКК. Ф. 638. Оп. 1. Д. 390. Л. 1-2.
11. Таможенное Учреждение и Устав по Европейской торговле. Книга 1 // СЗРИ. Т. 6. СПб., 1857.
12. ГАКК. Ф. 452. Оп. 1. Д. 26. Л. 7-7об, 18-20.
13. О том, чтобы правое и левое крылья Кавказской линии именовать Кубанскою и Терскою областями, а все пространство к северу от главного хребта Кавказских гор - Северным Кавказом. Именной указ, объявленный Сенату Министерством Юстиции 8 февраля 1860 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. 35. № 35421.
14. Екатеринодар - Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях / ред.-сост. И.Ю. Бондарь. Краснодар, 1993.
15. О некоторых изменениях в Положениях казачьих войск Черноморского и Кавказского линейного, переименованных в Кубанское и Терское казачьи войска: именной указ, объявленный Сенату Военным Министром 19 ноября 1860 г. //ПСЗ. Собр. 2. Т. 35. № 36327.
16. ГАКК. Ф. 636. Оп. 1. Д. 9.
17. ГАКК. Ф. 766. Оп. 1. Д. 1. Л. 8-9.
9. SAKR. F. 452. Op. 1. 115. L. 26-26 ob.
10. SAKR. F. 638. Op. 1. 390. L. 1-2.
11. Customs office and the Charter on the European trade. Book 1 // SZRI. T. 6. St. Petersburg, 1857.
12. SAKR. T. 452. Op. 1. 26. L. 7-7ob., 18-20.
13. About that the right and left wings of the Caucasian line to refer to as Kuban and areas Terskoyu, and all space to the north from the main ridge of the Caucasus Mountains - the North Caucasus. The personalized decree announced to the Senate by the Ministry of Justice on Febr. 8, 1860 // PSZ. Coll. 2. Vol. 35. № 35421.
14. Ekaterinodar - Krasnodar: Two centuries of the city in dates, events, memoirs / ed.-comp. I.Yu. Bondar. Krasnodar, 1993.
15. About some changes in Provisions of the Cossack troops Black Sea and Caucasian linear, renamed into the Kuban and Tersky Cossack troops: the personalized decree announced to the Senate by the Minister of War on Nov. 19, 1860 // PSZ. Coll. 2. Vol. 35. № 36327.
16. SAKR. F. 636. Op. 1. D. 9.
17. SAKR. F. 766. Op. 1. D. 1. L. 8-9.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ястребова Юлиана Игоревна, аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Yu.I. Yastrebova, Postgraduate of the Chair of Theory and History of State and Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: [email protected]
107