УДК 364:374 (371. 8)
DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-101-106
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МАЛОГО ГОРОДА
К. И. Буякова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Рассматривается волонтерская (добровольческая) деятельность детей и молодежи в контексте общеобразовательного учреждения малого города (на примере города Том -ска). Представлены результаты исследования проблем организации волонтерской деятельности в условиях общеобразовательного учреждения, проведенного на базе Центра социально-профессионального волонтерства Томского государственного университета. Рассмотрены организационно-педагогические условия эффективной организации волонтерской деятельности педагогами средних общеобразовательных школ.
Ключевые слова: молодежное добровольчество, волонтерство, общеобразовательные учреждения.
Томск по праву считается молодежным городом с большим количеством инициативных школьников и студентов: шесть государственных высших учебных заведений каждый год принимают абитуриентов Томска, области, других регионов страны и зарубежья. 2018 г. был объявлен Президентом РФ годом добровольчества, что послужило поводом для активного обсуждения феномена молодежного волонтерства. Исследователями обсуждаются вопросы системного взаимодействия волонтеров и некоммерческих организаций (НКО) региона, повышения престижа волонтерской деятельности [1], изучения мотивации участия волонтеров в добровольческой деятельности [2], потенциала волонтерства в гражданском воспитании, развития толерантности и пр. [3].
В центре внимания находится проблема правового регулирования добровольческой деятельности в России: вступивший в силу в 2018 г. Закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» уровнял понятия «добровольчество» и «волонтерство» и определил всех ключевых участников волонтерской деятельности в правовом поле [4].
Согласно рейтингу мировой частной благотворительности (World Giving Index) [5] Россия входит в общий тренд: по данным ежегодных отчетов, все больше людей в мире становятся волонтерами. Одной из ключевых специфик добровольчества в России является преобладание молодежного волонтерства. В Томской области доля молодежи (15-29 лет) в общей численности волонтеров составила 56 %, по данным Росстата на 2016 г. (в сравнении с волонтерами в возрасте 30-49 лет (16,3 %) и 50-72 лет (27,3 %)) [6].
В утвержденных Правительством РФ Основах государственной молодежной политики на период до 2025 г. и ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)» под молодежной добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается «добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат)» [7].
Волонтерство, в частности молодежное, в последние годы пользуется большим вниманием со стороны государства. Примером служит выделение одной из приоритетных задач
государственной молодежной политики - формирование системы поддержки молодежной волонтерской деятельности и, как следствие, появление разработанных Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России методических рекомендаций о порядке регистрации и учета достижений/опыта молодых волонтеров [8]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. развитие волонтерской деятельности молодежи и создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций также выделяются одной из ключевых задач молодежной политики [9]. Следует упомянуть и об учете добровольческой деятельности как индивидуального достижения абитуриентов, поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования (до 10 баллов за индивидуальные достижения в 2018 г.).
В связи с данной тенденцией деятельность волонтерских организаций и объединений при общеобразовательных учреждениях приобретает особую значимость и требует от педагогов проведения мероприятий, направленных на популяризацию и развитие добровольчества среди обучающихся. Другими словами, современный социальный заказ образовательным учреждениям направлен на подготовку высоконравственных граждан, готовых к совместной деятельности и сотрудничеству через активное использование образовательного потенциала добровольческой деятельности.
Волонтерские объединения при образовательных учреждениях, как правило, преследуют общую цель объединения детей и молодежи для их совместного участия в социально значимой деятельности. Волонтеры привлекаются к мероприятиям по защите животных и окружающей среды, оказанию помощи пожилым людям и социально незащищенным слоям населения, помощи в благоустройстве и очистке территории, к организации спортивных, культурных и других событий.
Однако несмотря на активное развитие молодежного добровольчества, уровень знаний и компетенций в специфике волонтерской деятельности молодежи, а также использовании технологий популяризации и вовлечения молодежи в добровольчество в России остается на невысоком уровне [10, с. 68-72, 11, с. 123-124]. Более того, многие граждане все еще относятся к волонтерской деятельности скептически. Такое отношение может быть следствием слабой информированности о целях и задачах волонтерской деятельности, подмены усилий оплачиваемых работников добровольчеством и др. Данные обстоятельства зачастую влияют на слабую информированность самих обучающихся о волонтерских организациях и проектах, в которых можно принять участие, о возможностях и перспективах волонтерской деятельности. Как следствие, наблюдается низкая заинтересованность школьников в добровольческой деятельности в целом.
С целью уточнения основных трудностей, возникающих у педагогов общеобразовательных учреждений в организации волонтерской деятельности детей и молодежи, на базе Центра социально-профессионального волонтерства Томского государственного университета было проведено полуструктурированное интервью 15 учителей 10 различных общеобразовательных учреждений города Томска, заинтересованных в развитии волонтерского движения в рамках внеучебной деятельности.
Все респонденты согласились с утверждением о том, что волонтерская деятельность актуальна для современных подростков и молодежи в целом. Большинство (60 %) подтвердило наличие волонтерской команды/объединения в своем образовательном учреждении. При этом заинтересованность детей и подростков, которых они привлекают к добровольческой деятельности, по их мнению, не высока (для оценки заинтересованности была пред-
ложена 7-балльная шкала, где 1 балл - очень низкая заинтересованность, а 7 баллов - очень высокая).
Основные проблемы, выделенные респондентами, указывают на недостаточный уровень информированности о возможностях для волонтеров в городе и области, недостаток знаний о технологиях организации волонтерского движения в учреждении и методах поддержания мотивации волонтеров.
В своей работе с добровольцами педагоги выделяют следующие методы и подходы поддержания мотивации: презентации «историй успеха» опытных волонтеров, организация мастер-классов от авторитетных личностей, формальные поощрения (занесение выполненных задач в волонтерскую книжку, вручение сувенирной продукции) и неформальные (проведение досуговых мероприятий). При этом никто из респондентов не упомянул о такой форме неформального поощрения, как словесное выражение благодарности, которая подразумевалась респондентами как «само собой разумеющееся». При организации волонтерской команды школьников педагоги используют также игры на командообразование, дискуссионные встречи, систему рейтинга волонтеров и социальное проектирование.
Потребность педагогов в технологиях организации волонтерской деятельности связана с высоким объемом учебной нагрузки и недостатком знаний о специфике молодежного добровольчества в регионе, компетенций в организации работы волонтеров и информационной поддержки. Педагоги отмечают сложность в организации внеучебной добровольческой деятельности обучающихся при невозможности сокращения часовой нагрузки в организации основного учебного процесса.
На втором этапе, среди десяти принявших участие в исследовании общеобразовательных учреждений, был проведен опрос обучающихся в возрасте от 7 до 16 лет (выборка составила 213 человек), результаты которого указывают на слабую вовлеченность молодежи в волонтерскую деятельность. Детям и подросткам была предложена анкета, включающая в себя 3 вопроса (для детей от 7 до 10 лет) и 5 вопросов (для подростков от 10 до 16 лет). Данные опроса показали, что 33 % опрошенных не знают, есть ли в их школе волонтерская организация/команда, другая треть опрошенных знает о наличии волонтерской организации/команды в своей школе, 25 % уверены в отсутствии волонтерской организации/команды при учебном заведении. На вопрос об участии в волонтерской организации только 20 % опрошенных сказали, что участвуют в школьной волонтерской организации и 17 % участвуют в волонтерской организации вне школы. Оставшиеся 63 % не участвуют в добровольческой деятельности.
Среди обучающихся в возрасте от 10 до 16 лет (112 чел.) 36 % утверждают, что достаточно информированы о различных волонтерских организациях в городе; 51 % считают, что в городе довольно много добровольческих организаций; 10 % уверены, что в городе недостаточно подобных организаций и только 3 % не знают ни о каких волонтерских организациях в городе. Из этой возрастной категории респондентов только 11 % указали, что часто занимаются добровольческой деятельностью, 44 % - редко занимаются волонтерст-вом и 45 % указали, что никогда не были вовлечены в волонтерскую деятельность.
По завершении опроса для респондентов была проведена образовательная интерактивная игра, целью которой стало просвещение об определении волонтерства, его видах и формах и информирование школьников и педагогов о самых крупных и медийных молодежных добровольческих проектах и НКО, реализующих деятельность по работе с волонтерами. Взаимодействие с обучающимися в рамках позволило благодаря методу включенного наблюдения подтвердить то, что понятие волонтерства на слуху у большинства детей и подростков и они слышали или знают как минимум об одном добровольческом проекте
или мероприятии города. Однако обучающиеся не идентифицируют различные проявления форм помощи как добровольческую деятельность, что говорит о слабом понимании определения и видах волонтерства.
Многие из обучающихся участвуют в добровольческой деятельности (взаимодействуя с некоммерческими организациями, реализуя собственные проекты) на базе образовательных учреждений дополнительного образования, которые обладают большими человеческими и организационными ресурсами для реализации функции продвижения и развития добровольчества.
По итогам проведенных интервью, опроса и включенного наблюдения были сделаны выводы об актуальности методической поддержки педагогов общеобразовательных учреждений в технологиях организации волонтерской деятельности и потребности в площадке обмена опытом работы с добровольческими инициативами в школе.
Сегодня все больше преподавателей вузов проводят исследования на базе школ, разрабатывая новые формы обучения, тем самым имея возможность привлекать студентов к организации исследований, способствуя приобретению ими опыта научной и профессиональной деятельности. Школы, в свою очередь, заинтересованы в научно-методической поддержке вузов [12, с. 179].
Не менее актуальной является информационная поддержка учителей об организаторах добровольческой деятельности, привлекающих на постоянной или временной основе волонтеров-школьников. Педагоги заинтересованы в сотрудничестве с вузами, которые обладают большей мобильностью, ресурсами и готовы к открытому обмену знаниями и практиками, реализуя свою исследовательскую и социальную миссию.
В целом школьникам интересна добровольческая деятельность, однако лишь небольшой процент обучающихся знает, где может быть реализована инициатива. Результаты опроса школьников коррелируют с низкой оценкой педагогов заинтересованности обучающихся в участии в волонтерской деятельности.
Системное взаимодействие общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений как носителей «третьей» или социальной миссии, предполагающей активное участие высшей школы в жизни общества, способно частично удовлетворить запросы педагогов на образовательно-методическую и информационную поддержку в организации добровольческого движения и его развития в школе. Что также повлияет на уровень заинтересованности самих обучающихся в волонтерской деятельности. Примером одной из возможных форм образовательной и информационной поддержки Томским государственным университетом является программа проведения образовательного интенсива для педагогических работников образовательных учреждений и представителей НКО как площадки для обмена опытом, результатом которой стало методическое пособие по актуальным технологиям организации волонтерской деятельности молодежи Томска [13].
Список литературы
1. Миронова М. В. Актуальные проблемы организации подготовки к волонтерской деятельности в условиях крупного города // Дискуссия. 2015. № 5 (57). С. 91-95.
2. Что вдохновляет волонтеров? / ВЦИОМ. 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116375 (дата обращения: 01.02.2019).
3. Ревякина В. И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 73-77.
4. Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&las tDoc=1&nd=102460002 (дата обращения: 15.01.2019).
5. CAF World giving index 2017, pp. 24-26. URL: https://vk.cc/8mL0RJ (accessed 02 March 2019).
6. Труд и занятость в России. 2017: стат. сб. / Росстат. M., 2017. С. 99-100. URL: https://vk.cc/4QHP0n (дата обращения: 28.02.2019).
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://vk.cc/8mKZlJ (дата обращения: 01.02.2019).
8. Письмо Минобрнауки России от 21.03.2017 N 09-607 «О методических рекомендациях (вместе с „Методическими рекомендациями о порядке регистрации и учета достижений/опыта молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации")». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223564/ (дата обращения: 13.02.2019).
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 10.02.2017). URL: https://vk.cc/8nbavq (дата обращения: 13.02.2019).
10. Ресурсы российского добровольческого движения: аналитический доклад по результатам исследований Фонда «Общественное мнение». URL: https://goo.gl/eQPFmY (дата обращения: 15.02.2019).
11. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учеб.-метод. пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.
12. Поздеева С. И. Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования // Вестн. Томского гос. ун-та. 2012. № 358. C. 179-181.
13. Буякова К. И., Журавлева А. В., Горшкова Е. Г., Паршукова М. С., Попов Д. В. Технологии организации волонтерской деятельности молодежи. Томск, 2018. URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000631862 (дата обращения: 15.02.2019).
Буякова Кристина Игоревна, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, 634050). E-mail: buyakovachristina@mail.tsu.ru
Материал поступил в редакцию 19.11.2018.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-101-106
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF VOLUNTEER ACTIVITY IN A SECONDARY SCHOOL OF A TOWN
K. I. Buyakova
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
The article analyzes statistical data and regulations confirming the relevance of support for youth volunteer initiatives in Russia. Volunteer activities of children and youth in a general educational institution of the city (for example, the city of Tomsk) are discussed. Research methods of a semi-structured interview of 15 teachers from 10 different general educational institutions of Tomsk, and school students aged from 7 to 16 years poll (a sample was 213 people), and method of included observation were used. The results of student surveys indicate a weak involvement of youth in volunteering. This also correlates with a low assessment of student teachers' interest in volunteering. The presented results of organizing volunteer activities in a general educational institution problem study are obtained on the basis of the Center for Social and Professional Volunteering at Tomsk State University.
The organizational and pedagogical conditions of the organization of volunteer activities of teachers of general education organizations are considered.
Conclusions are drawn on the relevance of methodological and informational support to teachers of general educational institutions in the city in organizing volunteer activities and sites for exchanging experience in organizing volunteer initiatives in school technologies. The practical value of the research is a methodological manual on technologies of organizing volunteer activities of youth on the example of Tomsk.
Keywords: youth volunteering, volunteer activity, general educational institution.
References
1. Mironova M. V. Aktual'nye problemy organizatsii podgotovki k volonterskoy deyatel'nosti v usloviaykh krupnogo goroda [Actual problems of organizing preparation for volunteering in a large city]. Diskussiya, 2015, no. 5 (57), pp. 91-95 (in Russian).
2. Chto vdokhnovlyayet volonterov? [What inspires volunteers?]. Moscow, VTslOM Publ., 2017 (in Russian). URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=116375 (accessed 1 February 2019).
3. Revyakina V. I. Grazhdanskaya znachimost' molodezhnogo volonterskogo dvizheniya [Civil significance of the youth volunteer movement]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 73-77 (in Russian).
4. Federal'nyy zakon ot 05.02.2018 N15-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoy Federatsii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)" [RF Federal Law dated 5 February 2018, No 15-FZ "About changes to certain legislative acts of the Russian Federation on volunteering issues"] (in Russian). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102460002 (accessed 15 January 2019).
5. CAF World giving index 2017, pp. 24-26. URL: https://vk.cc/8mL0RJ (accessed 2 March 2019).
6. Trud i zanyatost' v Rossii [Labor and employment in Russia]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, pp. 99-100 (in Russian). URL: https://vk.cc/4QHP0n (accessed 28 February 2019).
7. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 N 2403-r "Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiiskoy Federatsii do 2025 goda" [RF Government Order dated 29 November 2014, No 2403-r "About the statement of bases of the Russian Federation State Youth Policy for the period till 2025"] (in Russian). URL: https://vk.cc/8mKZlJ (accessed 01 February 2019).
8. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 21.03.2017 N 09-607 "O metodicheskikh rekomendatsiyakh (vmeste s "Metodicheskimi reko-mendatsiyami o poryadke registratsii i ucheta dostizheniy/opyta molodykh grazhdan, prinimayushchikh i izyavivshikh zhelaniye prinyat'uchastiye v dobrovol'cheskoy (volonterskoy) deyatel'nosti na territorii Rossiiskoy Federatsii')" [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "About methodological recommendations (with "Methodological recommendations about the procedure for registration of achievements / experience of young citizens who accept to participate in voluntary activities in the Russian Federation") (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223564/ (accessed 13 February 2019).
9. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-p (red. ot. 10.02.2017) "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-economicheskogo razvitiya Rossiiskoy Federattsii na period do 2020 goda" [RF Government Order dated 17 November 2008, No 1662-r (Ed. 10 February 2017) "About the Concept of the Russian Federation long-term social and economic development for the for the period till 2020"] (in Russian). URL: https://vk.cc/8nbavq (accessed 13 February 2019).
10. Resursy rossiyskogo dobrovol'cheskogo dvizheniya: analiticheskiy otchet Fonda "Obshchestvennoye mneniye" [Resources of the Russian Volunteer Movement: analytical report on the results of research of the Public Opinion Foundation]. Moscow, 2012-2013 (in Russian). URL: https://goo.gl/eQPFmY (accessed 15 February 2019).
11. Bondarenkova G. P. Sistemnoye razvitiye dobrovol'chestva v Rossii: ot teorii k praktike: uchebno-metod. posobiye [Systemic development of volunteering in Russia: from theory to practice: the methodological manual]. Moscow, SPO SOTIS Publ., 2013. 320 p. (in Russian).
12. Pozdeyeva S. I. Potentsyal vzaimodeystviya shkoly i vuza v realizatsii novogo FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Potential interaction of school and university in implementation of the new Federal State Educational Standard of elementary general education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2012, no. 358, pp. 179-181 (in Russian).
13. Buyakova K. I., Zhuravleva A. V., Gorshkova E. G., Parshukova M. S., Popov D. V. Tekhnologii organizattsii volonterskoy deyatel'nosti molodezhi [Technology organization of youth volunteer activities]. Electronnaya biblioteka Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018 (in Russian). URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000631862 (accessed 15 February 2019).
Buyakova K. I., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: buyakovachristina@mail.tsu.ru