Вместе с тем, действующая сегодня практика управления, на наш взгляд, не отвечает главной задаче образовательного учреждения художественно-эстетической направленности -удовлетворению запросов общества в получении качественного образования, реализации образовательного пространства, где ребенок может удовлетворить свое личностное право, выбрать цели и содержание художественно-эстетической деятельности.
Решение данного вопроса в значительной степени определяется способом понимания проблемы управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, изучения и выстраивания на этой основе педагогической модели управления качеством.
Рассматривая вопрос управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности (как педагогической проблемы), мы относим к числу актуальных задач необходимость: 1) рассмотрения запросов потребителей услуг художественно-эстетической направленности, а также возможностей образовательного учреждения художественно-эстетической направленности; 2) внедрения обновленных решений, направленных на демократический характер управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей; 3) разработки комплекса организационно-педагогических условий, направленных на эффективность управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.
Необходимо отметить, что наибольший интерес сегодня вызывают частные проблемы в управлении: проблемы деятельности отдельных учреждений дополнительного образования, муниципальной системы дополнительного образования, управления педагогическим коллективом или определенными аспектами личностного развития детей в дополнительном образовании и т.д. Целостных же исследований, посвященных проблеме управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, рассмотрению его методологических и теоретических оснований на современном этапе нами не обнаружено.
Констатируя проблему, мы говорим о наличии противоречия между необходимостью адекватного развития самой системы дополнительного образования детей и не разработанностью соответствующей модели управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.
Анализируя работу образовательных учреждений художественно-эстетической направленности важно отметить, что в настоящее время она предоставляет возможности вариативного обучения, разработки и реализации новых специальностей в процессе обучения. Учащийся, включенный в систему дополнительного образования художественно-эстетической направленности, становится более культурным, мобильным, ориентированным на свободный выбор творческой деятельности.
Наш практический опыт работы в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности, опыт изучения деятельности учреждений дополнительного образования детей Пензенской области, Республики Мордовия свидетельствуют о том, что в оценке качества деятельности и результатов деятельности образовательных учреждений художественно-эстетической направленности можно выделить следующие позиции оценивания:
- профессиональный рост коллектива всего учреждения, конкретного преподавателя (уровень организации учебно-воспитательного процесса, положительные тенденции деятельности учреждения художественно-эстетической направленности в целом, педагогическое мастерство коллектива, повышение творческого, методического и научно-исследовательского потенциала каждого преподавателя и т.д.);
- индивидуальные показатели личности ученика (общие показатели освоения программ художественно-эстетической направленности, творческая профессиональная направленность выпускников, общая мотивация и успешность социализации, изменение ценностных ориентиров учащегося);
- изменение отношений в обществе, семье (активизация родительской общественности, помощь в становлении коллектива, формирование личности каждого учащегося учреждения художественно-эстетической направленности).
Исходя из вышеизложенного, вопрос управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности как проблема системы дополнительного образования детей является в настоящее время одной из актуальных задач, решение которой должно затрагивать интересы не только тех, кто занимается управленческой деятельностью профессионально, но также методистов, преподавателей и других специалистов образовательных учреждений художественно-эстетической направленности.
Библиографический список
1. Кобозева, И.С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта, как средства обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - 2013. - № 3. - Т. II.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149753/
Bibliography
1. Kobozeva, I.S. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga-muzihkanta, kak sredstva obespecheniya kachestva neprerihvnogo obrazovaniya // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. Psikhologo-pedagogicheskie nauki: nauchnihyj zhurnal. - 2013. - № 3. - T. II.
2. Federaljnihyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149753/
Статья поступила в редакцию 11.11.13
УДК 378.096 : 371.26 (045)
Kobozeva I.S., Karpova L.G. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS, PROMOTING EFFECTIVE MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATION IN ESTABLISHMENT OF THE ART AND AESTHETIC ORIENTATION.
In article the organizational and pedagogical conditions promoting effective management of quality of education in establishment of an art and esthetic orientation that creates a basis for strong administrative ability, free information orientation at the solution of pedagogical tasks, optimization of search of their decision are considered, promotes improvement of process and has productive impact on education quality management in establishment of additional education.
Key words: conditions, pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, quality management, management efficiency, increase of management efficiency by quality of education in establishment of an art and esthetic orientation, a complex of organizational and pedagogical conditions.
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Мордовский гос. педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]; Л.Г. Карпова, заместитель директора по УВР Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская школа искусств «Гармония», г. Пенза, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, что создает основу для прочного управленческого умения, свободной информационной ориентации при решении педагогических задач, оптимизации поиска их решения, способствует совершенствованию процесса и оказывает продуктивное влияние на управление качеством образования в учреждении дополнительного образования.
Ключевые слова: условия, педагогические условия, организационно-педагогические условия, управление качеством, эффективность управления, повышение эффективности управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, комплекс организационно-педагогических условий.
Процесс управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности в настоящее время испытывает поиск современных средств, педагогических условий, способствующих повышению эффективности управления. Управление качеством образования должно обеспечиваться оптимальной мотивацией, применением ресурсов, максимальным наличием условий, для получения положительного результата. Ряд теоретических исследований дает обоснование понятию «эффективности управления» как характеристики, которая отражает отношения между достигнутой и возможной продуктивностью [1; 2].
Ю.К. Бабанским, научно доказано, что любая система может успешно функционировать при соблюдении определенных условий, поэтому в рамках нашего исследования необходимо выявить ряд условий, которые аргументируют свою эффективность при управлении качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности. Рассмотрим понятийный аппарат и условия, которые продуктивно влияют на процесс принятия управленческих решений.
Понятие «условие» (по С.И. Ожегову) освещается в нескольких вариантах: во-первых, как обстановка, в которой что-нибудь происходит, осуществляется; во-вторых, как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; в третьих, как правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности [3, с. 1099].
Анализ философской литературы раскрывает понятие «условие» как: 1) отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [4, с. 380]; 2) среду, в которой пребывают и без которой не могут существовать [5, с. 98]. Таким образом, объединяющее звено нескольких понятий позволило нам трактовать «условие» как отношение предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.
Условия в педагогике понимаются многими учеными (П.И. Пидкасистый, А.М. Столяренко, Ю.М. Корниенко и др.) как обстоятельства, факторы, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования всей педагогической системы [6].
Научная литература дает нам возможность проанализировать определение «педагогические условия». Так, по мнению И.Я. Лернера - это факторы, обеспечивающие успешное обучение [7, с. 76]. К такому же мнению приходят Л.П. Качалова,
Н.М. Яковлева, считая, что педагогические условия это то, что способствует успешному протеканию чего-либо [8]. По мнению Ю.К. Бабанского, это обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии [9, с. 125]. В.Г. Максимов трактует педагогические условия как «совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы» [10, с. 115].
Учитывая специфику работы в учреждении дополнительного образования, под педагогическими условиями в учреждении художественно-эстетической направленности мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания художественноэстетической направленности, результат отбора и применения методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению художественно-эстетических задач.
В исследованиях теории управления каждый автор резюмирует свои предложения. Так, в работах ученого Т.И. Шамо-вой, организационно-педагогические условия трактуются как:
1) предоставление возможности участия как всего коллектива, так и каждого члена в реализации управленческих решений; 2) повышение управленческой компетентности и профессионального мастерства всех участников управления учреждением [11, с. 47].
Две группы условий управления школой выделяет В.А. Сла-стенин: общие (культурные, социальные, экономические, национальные и географические) и специфические (местонахождение школы, материальные возможности школы, особенности социально-демографического состава учащихся, воспитательные возможности окружающей среды) [12, с. 494]. Однако совсем иные условия повышения эффективности управления предлагают Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. В разработке их понятий мы видим совершенствование должностных обязанностей преподавателя, стимулирующей системы в педагогическом процессе; активное повышение педагогического мастерства, обновление организации работы всех структур в комплексе [2].
Мы полагаем, что к условиям эффективности управления качеством образования учреждений художественно-эстетической направленности можно отнести:
- создание четкой организационной структуры и координацию ее функционирования;
- высокую организационно-педагогическую и управленческую подготовленность руководителей учреждения;
- повышение теоретического и профессионального уровня преподавателей детской школы искусств;
- эффективно выстроенную модель управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности,
- высокую мотивацию и стимулирование педагогического труда, мониторинг образовательного процесса;
- обеспечение инновационного развития и стратегического планирования учреждения художественно-эстетической направленности.
На основе анализа научно-педагогической литературы установлено, что повышение управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности является одним из приоритетных направлений развития в сфере педагогики дополнительного образования и напрямую зависит от создания соответствующих организационно-педагогических условий в процессе управления им.
Вышеизложенное позволяет нам рассмотреть организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности. Под организационно-педагогическими условиями, в контексте нашего исследования, можно понимать совокупность необходимых мер, способствующих эффективному управлению качеством образования учреждения художественно-эстетической направленности.
Полагаем, что управление качеством образовательного учреждения художественно-эстетической направленности будет происходить более эффективно при создании специального комплекса организационно-педагогических условий, их мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня эффективности управления качеством образования учреждения художественно-эстетической направленности.
Следует подчеркнуть, что управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности отличается от других подсистем образования: условия управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности нацелены на индивидуальный характер оценки, здесь отсутствует строгая регламентация видов деятельности и управленческого подхода при составлении программ. Работа преподавателей нацелена на раскрытие уникальности, индивидуальности каждого учащегося и поэтому включает элементы воспитания и развития, обучения и творчества, культуры и искусства. Поэтому возникает необходимость создания именно комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности. К данному комплексу организационно-педагогических условий мы относим:
1) реализацию комплексных (общеобразовательных, пред-профессиональных) и индивидуальных программ дополнительного образования,
2) нацеленность управленческой деятельности на комплексное решение общеразвивающих задач воспитания и обучения детей в образовательном учреждении художественно-эстетической направленности;
3) комплектование учреждения руководящим, педагогическим, вспомогательным персоналом, имеющим специальную подготовку; обеспечение роста профессионального мастерства и квалификации руководителя и сотрудников;
4) использование разработанной модели управления, способствующей эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.
Также результативность управления качеством образовательного учреждения художественно-эстетической направленности определяется и комплексом организационно-педагогических условий, основанных на идее соотношения внешнего и внутреннего в процессе профессиональной подготовки: мотивацией преподавателя на профессиональную деятельность; разработкой индивидуальной траектории подготовки учащегося; организацией взаимодействия между руководителем и преподавателем, преподавателем и учеником; созданием эмоционального комфорта на уроке.
Основными условиями управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности также выступают: применение модели управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности; создание управленческих структур детской школы искусств, ориентированных на обеспечение образования художественно-эстетической направленности; профессиональная подготовка преподавателей в сфере дополнительного образоБиблиографический список
вания художественно-эстетической направленности; осуществление педагогического мониторинга, необходимого для своевременного выявления и коррекции процесса управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.
Управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности представляет собой целенаправленный, планомерный процесс, включающий организацию художественно-эстетического образовательного пространства посредством организованного комплекса организационнопедагогических условий, управленческих функций, применяемых руководителем, преподавателем в образовательном процессе. Поэтому, именно совокупность организационно-педагогических условий и соответствующая выстроенная модель управления качеством образования учреждений дополнительного образования будет способствовать более эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.
Следовательно:
1. Повышение эффективности управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности обеспечивается специальным образом подобранными педагогическими условиями, каждое из которых представляет собой существенный компонент педагогического процесса, непосредственно связанный с исследуемым явлением и необходимый для его функционирования. Управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности предполагает наличие определенных организационнопедагогических условий, способствующих его эффективности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, создает основу для прочного управленческого умения, свободной информационной ориентации при решении педагогических задач, оптимизации поиска их решения, способствует совершенствованию процесса и оказывает продуктивное влияние на управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, повышая эффективность данного процесса.
Таким образом, эффективное управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности обеспечивается на основе комплекса организационно-педагогических условий, что в значительной мере представляет собой закономерный процесс и определяет конечный результат. Выявление организационно-педагогических условий, способствующих эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, составляет актуальность современной педагогической теории и обусловливает ее практическую ценность.
9.
10
11.
12
Иванов, Д.А. Качество образования и управление качеством // Директор школы (приложение). - 2007. - № 6.
Кабанина, Л.А. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. - Балашов, 2005. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2008.
Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 1981.
Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 2000.
Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.
Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.
- Челябинск, 1992.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М., 1982.
Максимов, В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. - Чебоксары, 1996.
Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И Шамова, П.И Третьяков, Н.П. Капустин. - М., 2002.
Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М., 2002.
Bibliography
9.
10
11.
12
Ivanov, D.A. Kachestvo obrazovaniya i upravlenie kachestvom // Direktor shkolih (prilozhenie). - 2007. - № 6.
Kabanina, L.A. Upravlenie obrazovateljnihmi sistemami: ucheb. posobie / L.A. Kabanina, N.P. Tolstoluckikh. - Balashov, 2005.
Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 2008.
Filosofskiyj slovarj / pod red. I.T. Frolova. - M., 1981.
Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / E.F. Gubskiyj, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. - M., 2000.
Pedagogika: ucheb. posobie / pod red. P.I. Pidkasistogo. - M., 1995.
Lerner, I.Ya. Process obucheniya i ego zakonomernosti. - M., 1980.
Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.
- Chelyabinsk, 1992.
Babanskiyj, Yu.K. Optimizaciya processa obucheniya: obthedidakticheskiyj aspekt. - M., 1982.
Maksimov, V.G. Tekhnologiya formirovaniya professionaljno-tvorcheskoyj lichnosti uchitelya. - Cheboksarih, 1996.
Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihmi sistemami / T.I Shamova, P.I Tretjyakov, N.P. Kapustin. - M., 2002.
Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 11.11.13