УДК 37.01.39
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
ФШМухаметзянова, Л.Р.Храпаль, КШШарифзянова
В статье показано, что дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения, а новые информационные образовательные технологии с применением глобальной сети Интернет позволяют достаточно хорошо организовать образовательный процесс. Широкое применение информационно -телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов позволяет перейти к новой парадигме «Образование на месте проживания».
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная образовательная среда, дидактическая модель, дистанционное образование, педагогические условия совершенствования информационно-коммуникативной компетентности.
Стратегической целью государственной образовательной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; стратегическими целями и задачами модернизации образования. Это выражается, прежде всего, реализации идей непрерывности образования в течение всей жизни человека; развития дистанционного образования (ДО); создания программ, реализующих информационные технологии в образовании. Перечисленные направления, отраженные в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., соответствуют рекомендациям ЮНЕСКО и тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая, в частности, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. Поскольку затяжной кризис современного образования заключается в том, что современная информационная культура сформировала новый социально-
педагогический идеал, а система образования функционирует, подчиняясь заказу индустриального общества, то в этой связи дистанционное образование может рассматриваться как основной путь его преодоления. Вступают в действие ФГОС ВПО, ориентированные не только на передачу знаний, но и на формирование компетенций. Ведется разработка модели «Российское образование-2020», отличительной чертой которой является указание на необходимость получения образования в течение жизни.
К переходу на новые стандарты должны быть готовы все участники образовательного процесса, но наиболее важной является подготовка именно педагогических кадров. В ходе реализации нового стандарта педагог должен не только передать свои знания, но и максимально участвовать в развитии личности обучаемых, без чего невозможно быть успешным на всех ступенях образования и в будущей профессиональной деятельности. Новые стандарты предусматривают активное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Поиск эффективных форм коммуникации является серьезной движущей силой в современном обществе, доминирующим фактором в его развитии и обновлении. Дистанционное образование в сочетании с расширением областей применения информационных технологий позволяет достаточно эффективно решать проблемы совершенствования информационно-коммуникативной компетентности учителей в системе непрерывного образования и повышения их квалификации.
Согласно «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России», ДО должно содействовать решению таких социально значимых задач, как: повышение уровня образованности общества и качества образования; реализация потребностей населения в образовательных услугах; удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах; повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора; сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной
высшей школой; развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения стандартизированного образования в любой точке образовательного пространства. Изучение педагогической литературы, существующего положения и специально проведенные исследования позволили выявить ряд существенных недостатков в процессе внедрения дистанционного образования как эффективного средства совершенствования информационно-коммуникативной компетентности учителей в системе повышения квалификации:
- отсутствие системного подхода в организации дистанционного образования и совершенствовании информационно-коммуникативной компетентности учителей в системе повышения квалификации;
- формы, методы, содержание обучения и средства подготовки учителей не соответствуют особенностям технологий дистанционного образования, не ориентированы на использование ИКТ в профессиональной деятельности; в учебных курсах;
- использование ИКТ в учебном процессе зачастую приводит к усложнению коммуникаций, отказу учителей от устного общения.
Устранению указанных недостатков мешают существующие в современных социально-экономических условиях противоречия между:
- интенсивным развитием информационных технологий (аппаратных и программных средств), значительным потенциалом вузов в техническом обеспечении и отставанием соответствующих педагогических технологий;
- необходимостью решения профессиональных задач с привлечением современных информационно-коммуникативных технологий и низким уровнем информационно-коммуникативной компетентности учителей, владеющих этими технологиями;
- стремлением большинства учителей школы овладеть технологиями дистанционного обучения и отсутствием методики их подготовки к деятельности в системе дистанционного обучения;
- накопленным опытом организации дистанционного обучения в зарубежных и отечественных образовательных учреждениях и отсутствием результатов теоретико-методического обобщения этого опыта для использования его в подготовке учителей в системе повышения квалификации;
- особенностями требований к подготовке учителей в системе повышения квалификации к деятельности в системе дистанционного образования и отсутствием диагностического инструментария оценки уровня их информационно-коммуникативной компетентности.
Дистанционное образование обеспечивает совершенствование информационно-коммуникативной компетентности учителей в процессе повышения их квалификации при соблюдении педагогических условий:
• субъектно -личностных (удовлетворение образовательных и профессионально-личностных потребностей педагогов; развитие их субъектно-творческого опыта по созданию информационно-коммуникативной образовательной среды (ИКОС); проявление субъектной активности в выполнении поисково-исследовательской деятельности по моделированию ИКОС и др.);
• организационно-педагогических (ознакомление с современными образовательными дистанционными технологиями; развитие мотивационного, операционального и рефлексивного компонентов информационно-коммуникационной компетентности учителей; построение образовательного процесса в логике проектной деятельности; использование корпоративно-модульной технологии обучения и др.)
•ресурсных (моделирование программно-методического обеспечения в компетентностном формате; материально-техническое обеспечение; развитие кадрового потенциала системы повышения квалификации и др.) [2].
Создание информационно-телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов предусматривает создание единой сети электронных учебных (рабочих) мест повышающих квалификацию учителей и сотрудников учебного центра, которая связана с
потребительским сервером. Данная информационная система и база данных позволяют осуществлять администрирование и контроль за учебным процессом, охватывают все основные педагогические процессы и представляют информацию для принятия управленческих решений. Достоинствами ИТОС являются географическая автономность, индивидуальный характер обучения, эксплуатационная дешевизна. Широкое применение ИТОС в системе повышения квалификации педагогов позволяет перейти к новой парадигме «Образование на месте проживания».
Под информационно-телекоммуникационной образовательной средой (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые участниками образовательного процесса для развития эффективной коммуникации. Соответственно, современный педагог, учитель-новатор должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, а отсутствие компетенций в использовании информационно коммуникативной образовательной среды ограничивает его профессиональные возможности, оставляя на «обочине» прогрессивных тенденций в области дистанционного образования. Информационно-телекоммуникационная образовательная среда (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов должна удовлетворять потребности личности педагога в успешной социальной адаптации, профессиональном становлении, поскольку ее существование вне коммуникации учителей, преподавателей, тьюторов, сетевых администраторов и образовательных объектов невозможно [1].
На наш взгляд, ИТОС должна стать средой повышения профессиональной квалификации учителей, формируя у них устойчивую потребность в ее использовании и интерес к познанию ее педагогических и технологических возможностей. В частности, использование информационно-телекоммуникационной образовательной среды (ИТОС) в системе повышения квалификации педагогов представляет собой абсолютно новую модель
непрерывного повышения квалификации, которая опирается на функциональную эффективность технологий информации и коммуникации, формирует культуру и формируется на основе особой культуры обучения, включающая как обучаемого, так и обучающего.
Целью опытно-экспериментальной работы выступало повышение уровня подготовки и уровня информационно-коммуникативной компетентности педагогов, обучающихся в традиционном и дистанционном режиме путем внедрения условий. В ходе опытно-экспериментальной работы остро обозначилась необходимость индивидуализации процесса дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава учебных заведений для работы по дистанционной форме обучения, а также организации взаимодействия со слушателями в послекурсовой период. В связи с этим
актуализировалась потребность новой структурной организации курсового обучения (см. Табл. 1).
_Таблица 1. Содержание курсового обучения педагогов_
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
I этап самоопределение профессорско-преподавательского состава учебных заведений для работы по дистанционной форме обучения первичная диагностика (уровня подготовки к работе по дистанционной форме обучения), разработка учебно-тематического плана работы учебной группы и индивидуальных учебных планов слушателей.
II этап усвоение теоретических знаний информационные лекции, психологический тренинг
III этап промежуточный анализ результатов, коррекция групповых и индивидуальных учебных планов диагностика промежуточных результатов
IV этап осмысление и апробация полученных знаний проблемные лекции, социально-психологические тренинги, практические занятия
V этап анализ результативности курсового обучения и прогнозирование процесса самообразования итоговая диагностика, разработка планов самообразования
VI этап послекурсовой оценка эффективности курсового обучения, помощь в организации самообразовательной деятельности диагностика, собеседования, консультации
Разработанная нами программа специального курса «Основы подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения»
предназначалась для подготовки профессорско-преподавательского состава учебных заведений для работы по дистанционной форме обучения. Несмотря на то, что программа содержит два основных раздела (лекционные и практические занятия), каждый из этих разделов предполагает теоретическую подготовку и самостоятельную практическую деятельность слушателей курсов и может быть варьирован (индивидуально или в группе) по различным параметрам - должности, стажу работы, индивидуальным запросам и т.д. Дополнением к массовым формам работы являлась самостоятельная образовательная деятельность слушателей - тематическое реферирование педагогической, психологической и методической литературы по вопросам работы в дистанционной форме обучения; самодиагностика и самоанализ; подготовка презентации собственного опыта.
Итоги обучения по программе дополнительной подготовки говорят о том, что слушатели курсов повышения квалификации повысили свой уровень подготовленности для работы в дистанционной форме обучения. На завершающем этапе исследования проводилось тестирование по диагностической тестовой карте для определения и оценки уровня педагогической подготовленности преподавателей. Таким образом, наблюдалась положительная динамика формирования подготовленности педагогов по программе повышения квалификации (на протяжении занятий она составила более 50% в сторону повышения оценки) (см. Табл. 2).
Таблица 2. Динамика уровня сформированности профессионально-
педагогических умений и навыков контрольных и экспериментальных групп
Профессионально-педагогические умения и навыки КГ (%) ЭК (%)
- умение работать с первоисточниками и научной литературой 75,3 76,3
- умение рассматривать педагогические факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них, по возможности близкие к своей профессиональной деятельности 54,2 68,4
- умение анализировать влияние исторических фактов и явлений на культурное и социально-экономическое развитие общества 54,1 65,8
- умение использовать полученные теоретические знания в решении конкретных педагогических задач 78,2 81,6
- умение выразить свое собственное мнение по той или иной педагогической проблеме 68,1 92,1
- владение методом конкретного исторического анализа педагогических фактов и идей 41,2 57,9
- владение навыками критического подхода к анализу педагогических 54,5 65,8
идеи и концепции
КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа
Анализ особенностей и отличий повышения квалификации педагогов по дистанционной форме обучения позволяет выделить объект деятельности специалиста в системе «человек-человек» как живую, мыслящую личность, находящуюся в многомерной непредсказуемой обстановке. Этот фактор в условиях использования электронного ресурса существенно ограничивает результативность общения обучаемого и обучающего. Другой особенностью, непосредственно вытекающей из первой, является содержание процесса дистанционной гуманитарной подготовки - обучение воздействию на человека: информационному, активизирующему, настраивающему на определенные действия или результаты. Третьей наиболее важной специфической особенностью подготовки специалистов гуманитарных профессий по дистанционной форме обучения является то, что телекоммуникационные технологии в данной ситуации не вытесняют бумажные носители информации. Такое утверждение можно обосновать исходя, во-первых, из свободного выбора режима получения образовательных услуг, который предоставляет дистанционное обучение; во-вторых, учитывая тот факт, что педагогически спроектированный, личностно спроектированный электронный образовательный ресурс может выступать в качестве интеграционного механизма; в-третьих, представление о перечне склонностей, предпочтений, выраженных способностей, наконец, о профессионально важных качествах, предмете труда социономических профессий неотделимо от осознания необходимости обращения к всякого рода печатной продукции.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов и возникновению новых форм обучения.
Источники:
1. Храпаль Л.Р. Теория и практика формирования профессиональной компетентности в контексте информатизации образования [коллективная монография] / Д.В.Гулякин, В.П.Валова. Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. 148 с.
2. Шарифзянова К.Ш. Дидактические особенности подготовки специалистов гуманитарного профиля в системе дистанционного обучения // Образование и саморазвитие, 2011. №4 (26). С.23-28.
References:
1. Hrapal' L.R. Teoriya i praktika formirovaniya professional'noy kompetentnosti v kontekste informatizacii obrazovaniya [kollektivnaya monografiya] / D.V.Gulyakin, V.P.Valova. Georgievsk: Georgievskiy tehnol. in-t (filial) GOU VPO «Severo-Kavkazskiy gosudarstvenny'y tehnicheskiy universitet», 2010. 148 s.
2. SHarifzyanova K.SH. Didakticheskie osobennosti podgotovki specialistov gumanitarnogo profilya v sisteme distancionnogo obucheniya // Obrazovanie i samorazvitie, 2011. №4 (26). S.23-28.
Зарегистрирована: 05.09.2013