О
РГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ» В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
Л. Л. Васькова
Московская государственная академия хореографии
Статья посвящена рассмотрению организационно-педагогических условий совершенствования учебного процесса, способствующих развитию творческого мышления и представляющих собой систему взаимодополняющих мер психолого-педагогического характера.
Ключевые слова: учебный процесс, организационно-педагогические условия, современный танец, учащиеся хореографических училищ.
The article deals with the organizational and pedagogical conditions to improve the learning process, contributing to the development of creative thinking and representing a system of complementary measures of psychological and pedagogical character.
Key words: educational process, organizational and pedagogical terms, the modern dance students choreographic schools.
Организационно-педагогические условия учебного процесса в хореографических училищах представляют собой системообразующее образование, позволяющее осуществлять освоение учащимися современного танца в контексте профессиональной деятельности артиста балета.
Современный танец на протяжении длительной истории своего развития сложился в стройную систему движений, имеющих современную, художественно-эстетическую форму. Современный танец занимает важное место среди других специальных предметов в хореографической подготовке учащихся. Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Никитин считает, что «несмотря на требования времени, на изменение эстетической парадигмы современного искусства, в настоящее время отсутствует си-
стема профессиональной подготовки балетмейстеров для современного танца, хотя он занимает значительное место не только в искусстве, но и в социальной жизни общества. Система профессионального хореографического образования в нашей стране за последние десятилетия радикально не изменилась и продолжает воспитывать специалистов, основываясь на программах и методиках, которые были разработаны много лет назад и не отвечают потребностям настоящего времени, поскольку предназначены только для профессиональной подготовки балетмейстеров классического балета и народного танца» (3, с. 22).
В хореографических училищах необходимость создания организационно-педагогических условий для различных дисциплин как идея получила развитие в
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 167-171
167
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
трудах К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева. Неотъемлемыми организационно-педагогическими условиями эффективного обучения К.Д. Ушинский считал использование образного слова, формирование навыков «наблюдать верно», развитие логического мышления и умения выразить мысль в слове. П.Ф. Каптерев дополнил эти условия понятием «элементарное обучение» и показал, что организация эффективна лишь при изобретенной учителем активной умственной деятельности учеников, когда учитель умеет грамотно разложить сумму необходимых знаний на элементы, обосновывая важность и значение каждого, а уже затем из рассмотренных элементов построить форму целого.
В хореографических училищах уточнение и конкретизацию практического обучения актуально осуществлять в рамках положения психологии о «единстве сознания и деятельности» (С.Л. Рубинштейна), деятель-ностного подхода (А.Н. Леонтьева), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина).
В структуре организационно-педагогических условий учебного процесса в хореографических училищах целенаправленные действия, согласно теории поэтапного формирования умственных действий, подразделяются на ориентировочные, исполнительские, контролируемые действия. При освоении учащимся дисциплины «Современный танец» обучение двигательным действиям может быть осуществлено через систему ориентиров и указаний (состав и порядок выполнения операций), определяющих качество исполнения.
Современный танец - своеобразный феномен телесно-пластического движения. В педагогике показ движения на занятиях в хореографических училищах используют традиционные педагогические технологии.
Организационно-педагогические условия позволяют раскрыть возможности при обращении к творчеству, выявляющему его «бытийственные измерения» (Н.А. Кормин) и раскрывающему природные, витальные корни. Поэтому мы рассматриваем художественно-эстетическое мышление
в освоении современного танца как особый способ освоения жизни, в основе которого - эмоционально-образный, «телесно-практический» опыт человека.
Наиболее ярко иллюстрирует данный тезис теория творчества, где современный танец наиболее тесно, по сравнению с другими видами искусства, связан с эмоциональным переживанием мировоззренческих, этических ценностей. Стержнем теории творчества является представление об интонировании как об одной из форм проявления человеческого сознания, способа мышления (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.В. Медушев-ский, К.С. Станиславский, Е.А. Ручьевская, В.А. Цуккерман и др.).
В современных исследованиях современный танец предстает не столько знаковой структурой, сколько «живым» организмом, «открыто олицетворяющим духовную жизнь личности», а теория творчества является основой понимания принципов функционирования искусства как генератора и транслятора для личности духовно-ценностной информации, смысложизненных идей через их эмоционально-образное постижение.
Современный танец способен раскрыть и психологию образа, и его идейные устремления, ибо он постоянно несет эмоциональный заряд. Этим целям и служат все средства пластической выразительности в процессе создания хореографического образа.
Здесь особое место занимает пластика рук. Работая над ней, педагог совершенствует тело ученика в целом, развивает его музыкальность, чувство ритма, координацию.
В большинстве стран всего мира в движении рук наиболее ярко проявляется сущность человеческого характера, его деятельность и профессия. Свободные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру, которая помогает дать наиболее полную характеристику танцующим, раскрывает содержание танца, придает неповторимость его выразительным средствам, характерным для современного танца.
Специфика творчества артиста балета заключается в том, что мысли, чувства и переживания своего героя он выражает
в движениях тела, жестах рук, мимике лица без помощи человеческой речи. Ею здесь является сам танец. От степени его наполненности содержанием зависят масштаб и сила его выразительности.
Деятельность педагогического состава хореографического училища формальна целиком, ибо, с одной стороны, эта деятельность проходит в организационно-педагогических условиях государственного учреждения со всеми требованиями, которые к ним предъявляются, а с другой -педагоги выступают как творческие люди, сущность деятельности которых состоит в том, чтобы свободно и творчески проявлять и актуализировать свой творческий и педагогический опыт.
Проведенное исследование показывает, что организационно-педагогические условия обучения современному танцу в хореографических училищах требуют учета индивидуальных особенностей учеников, их особой эмоционально-выразительной системы личности. Включение в учебный процесс в хореографическом училище позволяет вызывать у ученика состояние сотворчества. Здесь сливаются воедино познание действительности и чувственно-предметное отображение мира, мысль и чувство, в сознании учеников происходит реконструкция целостного образа современности, что является механизмом глубокого и разностороннего познания мира, эмоционального развития личности учащегося хореографических училища.
Понятие «организация» в учреждениях образования не сводится только к организаторскому виду деятельности, а дополняется педагогикой творчества. Организационно-педагогические условия есть процесс, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам и каждый этап, в свою очередь, представляет собой возможность для целенаправленных учебных и воспитательных действий, осуществляемых субъектами в определенной последовательности.
Организационно-педагогические условия позволяют выстраивать реальный учебный процесс по дисциплине «Современный танец» в хореографических училищах.
В ее содержание входит прослеживание общественного становления и развития учащихся, которое выражается в характере всей жизнедеятельности и поведении; расширение ценностного пространства; педагогическая поддержка учеников в ситуациях сложного выбора и педагогическая коррекция - в ситуациях, выходящих за рамки сложившихся организационно-педагогических условий. Поскольку современный танец на занятиях проживается учащимися во взаимодействии с реалиями мира, когда выявляется личностный смысл ценностного восприятия или умений и навыков, обретается опыт культуры общения, понимания и принятия ценностей, передающих содержание танца, постольку возникает эмоциональная реакция у всех участников процесса.
Но главная задача профессорско-преподавательского состава состоит в организации учебного процесса таким образом, чтобы была выполнена программа по учебному плану дисциплины «Современный танец».
Успешное выполнение учебной программы складывается из комплекса необходимых организационно-педагогических условий и требований. Специфика преподавания современного танца требует от педагога эрудиции и высокой культуры.
Педагог современного танца должен быть основательно вооружён знаниями методики обучения танца, актерского мастерства, истории балета, театра и музыки, педагогики, эстетики, психологии, анатомии и других учебных дисциплин, а концертмейстер является помощником педагога, музыкальным воспитателем учеников. Поэтому педагог и концертмейстер работают в творческом контакте и тщательно отбирают музыкальный материал, включая в него произведения отечественных и зарубежных танцев, лучшие образцы современной музыки.
Предлагая музыкальный материал, концертмейстер может оказать педагогическое воздействие на воспитание художественного вкуса, помогает понимать значение музыкального оформления на уроках современного танца, исходя из целей и задач данного вида обучения.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
По мере перехода учащихся из одного семестра в другой используемый на уроках музыкальный материал усложняется для усвоения в соответствии с программой, планами работы, задачами класса, построением и содержанием комбинаций, учитывая, что осмысленное восприятие современной музы-кии учащимися, проникновение в её содержание рождает одухотворённость исполнения, но в то же время проходит на фоне освоения дисциплины «Классический танец».
Качественное освоение учебной программы зависит от умения педагога планировать свою работу. Зная основные задачи, кратко сформулированные в преамбуле программы каждого года обучения, педагог определяет конкретные задачи на каждую четверть.
В каждой первой четверти (кроме первого года обучения) необходимо выделить время для повторения и закрепления материала, пройденного в предыдущем году. Прохождение нового материала рекомендуется распределить так, чтобы осталось время для закрепления проработанной за год учебной программы и подготовки экзаменационного урока, который проходит в виде публичного показа.
В каждом классе необходимо закреплять ранее пройденный материал, включая его в комбинации в сочетании с более сложными новыми движениями. Это позволит вырабатывать у учащихся мышечную силу, устойчивость, координацию, а также профессиональную память и выносливость.
Успех деятельности каждого педагога и класса во многом зависит и от умения выстраивать как отдельные комбинации, так и весь урок. Важно умело сочетать учебные комбинации с танцевальными, не увлекаясь «балетмейстерством» за счёт качества исполнения.
Построение урока по дисциплине «Современный танец» в целом и содержание отдельных комбинаций должны строго соответствовать программе задачам каждого этапа обучения, без завышения или занижения возможностей учащихся.
С первого года обучения современному танцу необходимо вырабатывать у учащих-
ся навык сознательной работы, внимание и сосредоточенность на уроках, прививать любовь к профессии.
Для лучшего усвоения пройденного материала рекомендуется использовать аудиовизуальные средства учебной информации - кинофильмы, кинофрагменты из современного репертуара и танцевального наследия. Особенно эффективно применение в учебном процессе видеозаписей уроков современного танца. На просмотрах видеозаписей педагог совместно с учащимися ведёт методический анализ исполнения движений, это могут быть также просмотры уроков параллельных классов, уроков старших курсов, государственных экзаменов и концертов профессиональной практики.
Актуально в создании оптимальных организационно-педагогических условий знакомить учащихся с творчеством крупнейших мастеров русского и зарубежного балета.
Росту и совершенствованию педагогического мастерства способствуют тщательное и целенаправленное изучение специальной литературы, взаимное посещение уроков и их методический анализ, участие в научных исследованиях и методической работе кафедры современного танца Московской государственной академии хореографии, где высоко ценятся межпредметные связи и осуществляется творческий контакт с педагогами других профилирующих предметов, согласование прохождения материала данной программы с репертуаром профессиональной сценической практики.
Следовательно, педагог современного танца должен уметь создать творческую атмосферу в классе, пробуждать инициативу учащихся, учить их размышлять, анализировать явления искусства и окружающей действительности.
Экзамены по современному танцу проводятся в соответствии с учебным планом в конце учебного года во всех классах. На экзамене должны быть показаны результаты освоения учащимися программы соответствующего года обучения.
Примечания
1. Айласмазьян, А. М. Выразительность в танце и метод музыкального движения / А.М. Айласмазьян // Актуальные проблемы хореографического образования. - М.: МГУКИ, 2008.
2. Мащуков, А. В. Организация и проведение мастер-классов : методические рекомендации / А.В. Мащуков; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007.
3. Никитин, В. Ю. К вопросу о подготовке специалистов-хореографов современных направлений танца / В.Ю. Никитин // Актуальные проблемы хореографического образования. - М.: МГУКИ, 2008.
4. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития. Метод. Техника : учебник / В.Ю. Никитин. - М.: Издательский дом «Один из лучших», 2004.
ЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕГИОНА
Н. С. Привалова
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
В статье актуализируется значение информационной компетентности педагога-музыканта. Приводятся результаты диагностики ее уровня у студентов и преподавателей музыкально-педагогического профиля учреждений профессионального образования Хабаровска. Подчеркивается роль активности педагога и осознанности им необходимости использования различных информационных средств, каналов и источников.
Ключевые слова: информационная компетентность педагога-музыканта, роль педагога в информационном развитии студента, исследование информационной компетентности педагогов и студентов музыкально-педагогического профиля.
The article emphasizes the role of teacher-musician information competence and shows the research results of its standard among musical-pedagogical teachers and students of Khabarovsk vocational training educational establishments. The article stresses the importance of teacher's activity and necessity of using various informational means, channels, and sources.
Key words: information competence of teacher-musician; teacher's role in student's information development; research of information competence of musical-pedagogical teachers and students.
Профессиональные образовательные учреждения в области искусств и культуры нацелены на формирование художественно-творческого типа личности. Однако в условиях глобальной информатизации современного общества одной
из важнейших компетенций любого профессионала, в том числе и художественно-творческой направленности, является его способность своевременно находить, получать, правильно воспринимать и использовать необходимый объем информации
171
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 171-174