ЧИЛПКРО
УДК 378.091.398+004
Организационно-педагогические условия совершенствования навыков работы с информационными технологиями
З. К. Каргиева
https://orcid.org/0000-0002-2530-4874 [email protected]
С. Р. Хаблиева
https://orcid.org/0000-0002-5304-9997 [email protected]
Organizational and pedagogical conditions for improving the skills of working with information technology
Z. К Kargieva S. К Khablieva
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Федеральные государственные образовательных стандарты предъявляют требования к уровню подготовки современного учителя. Востребованность специалистов с высоким уровнем ИКТ-компетентности увеличивается. Они должны обладать навыками поиска информации, использования текстового редактора, электронной почты, ресурсов сети Интернет, разрабатывать авторские электронных образовательных ресурсов. Однако недостаточное знание теоретических и практических аспектов этой проблемы обусловили актуальность совершенствования у педагогических работников навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Цель исследования. Выявление организационно-педагогических условий и перспективных направлений применения информационных технологий, электронных образовательных ресурсов, облачных технологий в профессиональной деятельности.
Методология (материалы и методы). В исследовании применены методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта использования ИКТ учителями-предметниками.
Результаты. В статье актуализируется проблема эффективного использования учителями современных информационно-коммуникационных технологий, определены их достоинства, недостатки и дидактические возможности. Обозначены и аргументированы организационно-педагогические условия совершенствования у учителей общеобразовательных организаций навыков использования современных средств информационно-коммуникационных технологий. К числу таких условий отнесены: психолого -педагогические, материально-технические, организационно-методические.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Federal state educational standards impose requirements on the level of training of a modern teacher. The demand for specialists with a high level of ICT competence is increasing. They should have the skills to find information, use a text editor, e-mail, Internet resources, and develop copyright electronic educational resources. However, insufficient knowledge of the theoretical and practical aspects of this problem led to the urgency of improving the skills of teachers in working with information and communication technologies among teachers.
The goal of the research. Organizational and pedagogical conditions and perspective directions
of application of information technologies, web educational resources, cloud technologies in professional activity are revealed.
Methodology. The study uses the following methods: study and analysis of philosophical, psychological, pedagogical and methodological literature, regulatory documents, generalization of pedagogical experience of ICT use by subject teachers.
Results. The article actualizes the problem of effective use by teachers of modern information and communication technologies, identifies their advantages, disadvantages and didactic opportunities. The organizational and pedagogical conditions for improving the skills of teachers of general educational organizations in using modern means of information and communication technologies are identified and argued.
These conditions include: psychological and pedagogical, material and technical, organizational and methodological.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, электронно-образовательные ресурсы, облачные технологии, организационно-педагогические условия.
Keywords: Federal state educational standards, information and educational environment, information and communication technologies, web educational resources, cloud technologies, organizational and pedagogical conditions.
Введение
Концепция развития современного общества определяет новые задачи системы образования. Выпускники школ не должны теряться в многообразии информации; квалифицированно и творчески решать вопросы, связанные со здоровым образом жизни, экологией; ответственно использовать природные ресурсы; воспринимать каждое проявление жизни как ценность; использовать на практике приобретенные знания, умения и навыки.
Федеральные государственные образовательных стандарты (ФГОС) предъявляют требования к образовательным организациям, которые должны создать условия для формирования компетентной, социально адаптированной личности, соответствующей тенденциям информатизации общества.
В связи с растущим потоком информации, необходимостью цифрового представления информации возрастает значимость инструментов, осуществляющих поиск, классификацию, обработку данных. К ним относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), сеть Интернет. Необходимо организовать обучение учителей с применением современных инструментов ИКТ, дистанционных технологий, которые оказывают существенное влияние на методы и формы организации образовательной деятельности в современной информационной образовательной среде, которая является «системно-организованной совокупностью средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения» [1, с. 46].
«Быстрые темпы развития информационных технологий, непрерывная разработка и совершенствование аппаратных и программных средств приводят к тому, что руководители и специалисты системы образования должны иметь знания, умения и опыт ведения педагогической деятельности в условиях новой информационной образовательной среды школы. Поэтому возникает необходимость в непрерывной подготовке и переподготовке работников образования в области информатики» [2, с. 11-16].
Современному учителю необходимо обладать навыками поиска нужной ему информации, использования прикладного программного обеспечения, электронной почты, ресурсов сети Интернет, а также конструирования авторских ЭОР.
Обзор литературы
Назначение и возможности ЭОР анализировались в работах А. А. Андреева [1], В. В. Гура [3], Л. Х. Зайнутдиновой [4], С. В. Зенкиной [5], О. Г. Петровой [6], Е. С. Полат [7], И. В. Роберт [8] и др.
«Личностно ориентированный электронный образовательный ресурс должен иметь три аспекта педагогического проектирования.
Когнитивный (содержательный): структура ЭОР, базисные категории ЭОР, многоуровне-вость, мультимедийность.
Коммуникативный: определение базисных действий, определение точек взаимодействия (диалога), определение места и формы комментариев системы.
Психолого-педагогической поддержки: способы повышения мотивации к учению, способы адаптации обучающей системы к личностным особенностям» [3, с. 167]. Проанализировав научно-методическую литературу и интернет-источники [4; 5; 8; 9; 10; 11; 12], мы определили преимущества использования облачных технологий: снижение системных требований к компьютеру, неограниченного объема хранимых данных, кроссплатформенность с большинством операционных систем, совместимость форматов документов, предоставление общего доступа к ним и к программам с различных устройств, устойчивость к потере данных.
В связи с этим актуальна значимость развития у учителей навыков работы с облачными технологиями, ЭОР, поскольку «компьютеры и интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании, все вместе это открывает широкие возможности для доступа к информационно-коммуникационным технологиям и расширения участия в использовании их в учебном процессе» [11, с. 6].
Некоторые авторы [12] отмечают, что подготовка учителей к конструированию и использованию ЭОР должна осуществляться в три этапа:
- базовый (обучение использованию программного обеспечения для решения образовательных задач);
- практико-ориентированный (разработка технологий для конструирования ЭОР и использования при решение практико -ориентированных учебных задач);
- профессионально ориентированный (использование и создание ЭОР для достижения образовательных целей).
Несмотря на то, что различные аспекты данной проблемы рассматривались многими авторами, необходимо отметить, что по -прежнему недостаточно работ, раскрывающих вопросы совершенствования у учителей общеобразовательных организаций навыков использования интерактивного оборудования, ЭОР, интернет-ресурсов, облачных технологий, образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» в системе повышения квалификации. «Учитель в модели «1 ученик:
1 компьютер» должен быть готов работать в ситуации повсеместного обучения. То есть он должен уметь создавать учебные ситуации как внутри, так и за пределами своего класса, ориентироваться в информационных потоках и владеть современными образовательными технологиями» [13, с. 70-71].
Методология (материалы и методы)
В исследовании использованы следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта использования ИКТ учителями-предметниками. Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования».
Результаты и их описание
Развитие облачных технологий ставит задачу интеграции облачных сервисов в учебный процесс. Облачные технологии предоставляют альтернативу традиционным формам организации учебного процесса.
Мы согласны с Г. А. Алексанян, который рассматривает облачные технологии как сервис, который обеспечивает удаленное использование информационных ресурсов и предоставляет разным группам пользователей доступ к информационным ресурсам с отдельными правами, используя только интернет-соединение и веб-браузер [14].
Они позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение посредством интерактивных и групповых методов работы. При этом значительная часть облачных сервисов, которые возможно использовать при организации образовательного процесса не используются учителями, так как они не имеют достаточных навыков для применения их в учебном процессе. Поэтому в процессе обучения педагогов необходимо учитывать предметную направленность.
Сервисы облачных вычислений предоставляют доступ к цифровым коллекциям, возможность создавать авторские образовательные ресурсы в интернете. Для конструирования ЭОР посредством облачных сервисов не требуется специальных знаний и навыков в области информатики. «Облачные технологии предоставляют пользователю ряд преимуществ, сре-
ди которых очевидно существенное снижение затрат, связанное, во-первых, с экономией на покупке программного обеспечения, во-вторых, - со снижением потребности в вычислительных мощностях, и, наконец, очевидная экономия на персонале, занимающемся сопровождением компьютерных сетей и программного обеспечения» [15]. Распространенными в этом направлении являются сервисы Веб 2.0, развитие которых повлияло на различные области учебной деятельности. Е. Д. Патаракин, Б. Б. Ярмахов [16] выделяют следующие результаты развития сервисов Веб 2.0:
1. Доступ к коллекциям цифровых ресурсов, которые можно использовать в образовательных целях.
2. Участие в сетевых сообществах с целью обмена опытом и формирование собственного сетевого контента.
3. Возможность использования ресурсов пользователями, не обладающими специальными знаниями в области информатики: поиск информации в сети, создание и редактирование цифровых ресурсов.
4. Участие обучающихся в профессиональных, научных и бизнес сообществах.
Таким образом, внедрение облачных технологий в образовательный процесс обеспечивает эффективное использование средств ИКТ, интерактивного оборудования, ЭОР, повышает уровень усвоения знаний, мотивацию к обучению, развивает информационную культуру всех участников образовательного процесса.
Рассматривая облачные технологии, отметим их дидактические возможности:
- совместная деятельность учителей и обучающихся с предоставлением общего доступа к информации разнообразного вида и назначения;
- организация обучения с использованием интерактивных и групповых методов;
- сетевое взаимодействие независимо от местонахождения;
- создание Web-ориентированных лабораторий для определенных предметных областей;
- использование различных форм контроля.
Облачные технологии создают возможность
для индивидуализации обучения. Внедрение облачных технологий предоставляет возмож-
ность снижения расходов на приобретение необходимого программного обеспечения, увеличения качества и результативности образовательного процесса, а также подготовки обучающихся к жизни в современном информационном мире.
Однако, обладая всеми своими преимуществами, облачные технологии имеют недостатки. Для работы с «облаком» необходимо стабильное интернет-соединение. В настоящее время не существует технологии, которая гарантирует 100%-ю конфиденциальность данных и, несмотря на то, что «облако» считается надежной системой, в случае сбоя правонарушителю станет общедоступно колоссальное число сведений.
Благодаря современному способу создания, учебных курсов, организации сетевого и дистанционного обучения учителя могут проводить образовательные мероприятия на основе облачных технологий без использования дополнительного оборудования и программного обеспечения и привлечения квалифицированных работников. Облачные технологии представляют собой современный способ конструирования образовательных ресурсов, обучающих систем; позволяют осуществлять обучение с использованием сетевого взаимодействия, дистанционных технологий без дополнительного аппаратного и программного обеспечения и привлечения специалистов в сфере ИКТ. Преимущество использования ЭОР, реализованных в виде облачных технологий, заключается в их доступности, крос-сплатформенности и возможности работать на облачном портале.
Создание ЭОР посредством облачных технологий является перспективным направлением использования ИКТ в педагогической деятельности. Необходимо отказываться от ЭОР на носителях и переходить на образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, в «облаке».
Таким образом, внедрение облачных технологий в образовательный процесс обеспечивает эффективное использование инструментов ИКТ, интерактивного оборудования и ЭОР. Они помогают повысить уровень усвоения знаний, мотивацию и развивают ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса.
Однако сложность разработки облачных технологий заключается не в решении технических проблем, а в умении учителей использовать их в урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим следует совершенствовать навыки, необходимые для разработки и использования ЭОР в облаке как у будущих учителей, так уже работающих.
Использование облачных технологий при создании современной ИОС отвечает требованиям, предъявляемым ФГОС к материально-технической оснащенности образовательной организации, и позволяет не только повысить усваивание теоретических знаний и практические умений, но и добиться новых образовательных результатов. Как показали наши наблюдения, повышение качества образовательного процесса требует реализации следующей закономерности: чем выше активность обучающихся, тем выше эффективность образовательного процесса.
Следует отметить, что потенциал облачных технологий недостаточно исследован, так как современная образовательная система, которая реализует ИКТ, включая ЭОР, электронные книги, интерактивные средства обучения, не получила широкого применения в образовательном пространстве. Организация обучения с использованием облачных технологий способствует реализации личностно ориентированных образовательных принципов и позволяет изменять образовательную парадигму в соответствии с требованиями и целями ФГОС. Использование ИКТ, ЭОР повышает качество образовательного процесса, мотивацию и формируют конкурентоспособную личность, обладаю-
щую новыми профессиональными компетенциями.
Так как облачные технологии являются перспективным направлением в развитии ИКТ, то уже в настоящее время необходимо переходить от материальных носителей информации (диски, флешки и многое другое) к использованию образовательных интернет-ресурсов.
Методологические и практические аспекты использования ИКТ и ЭОР должны быть изменены.
После определения перспективных областей использования ИКТ и ЭОР, мы определили перспективные организационно-педагогические условия для совершенствования навыков работы с ИКТ. Изучение данного аспекта, основанное на анализе психолого-педагогической и методической литературы и на нашем опыте, позволило выделить следующие организационно-педагогические условия (рис. 1).
1.Психолого-педагогические:
- создание положительной мотивации к применению ИКТ, осознание значимости конструирования ЭОР, использование ИКТ и ЭОР в педагогической деятельности;
- совершенствование навыков работы с ИКТ, ЭОР и облачными технологиями в зависимости от базового уровня владения ИКТ;
- осуществление повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий с применением личностно ориентированного подхода;
- подготовка слушателей к изменяющимся условиям жизни и требованиям, связанным с профессиональной деятельностью.
Рис. 1. Организационно-педагогические условия
2. Материально-технические: формирование современной информационно-образовательной среды (интерактивные доски, комплекты оборудования для оснащения класса программирования, робототехники, 3D-печати, компьютеры, сетевое оборудование, учебное лабораторное оборудование для химии, физики и биологии).
3. Организационно-методические:
- организация образовательного процесса с применением современных средств ИКТ, мультимедиа, ЭОР, дистанционного обучения;
- ориентация повышения квалификации учителей на региональные потребности и индивидуальные особенности слушателей» [17, с. 53];
- учет базового уровня ИКТ-компетентности слушателей при разработке программ повышения квалификации;
- диссеминация опыта применения современных средств ИКТ в педагогической деятельности;
- организация практико-ориентированных семинаров, мастер-классов, тренингов, повышающих уровень компетентности преподавателей в области ИКТ.
Выявленные нами организационно-педагогические условия были использованы в качестве основы для разработки модели совершенствования у учителей навыков работы с ИКТ. При этом необходимо учитывать особенности функционирования системы дополнительного профессионального образования, включающего вопросы организации и осуществления повышения квалификации и переподготовки работников образования: предметно-методическое содержание, своевременность прохождения обучения; добровольность или традиционный административный подход, который требует от учителей регулярно совершенствовать свои навыки [13].
Таким образом, использование информационных технологий позволяет «совершенствовать методологию отбора содержания профессиональной подготовки специалистов; улучшить планирование, организацию, управление, контроль качества учебного процесса; повысить качество обучения, его индивидуализацию; использовать новые формы взаимодействия педагога и обучаемого в процессе обучения» [18, с. 769].
Обсуждение
Наше исследование позволяет нам сделать следующие выводы.
Перспективными направлениями повышения квалификации учителей, как показал проведенный нами эксперимент, являются ЭОР, облачные технологии, использование модели обучения «1 ученик: 1 компьютер». Обучение учителей в системе повышения квалификации необходимо организовать таким образом, чтобы они овладели навыками использования и создания ЭОР для достижения образовательных целей.
Эффективность совершенствования у учителей навыков работы с ИКТ в системе повышения квалификации обеспечивается организационно-педагогическими условиями, учитывающими потребности региона и индивидуальные особенности учащихся, их базовый уровень владения современными информационными технологиями. Практическая ориентация является главным принципом непрерывного обучения в этой области. Необходимо не только обучить учителей использовать современное программное обеспечение образовательного назначения и использовать его в педагогической деятельности, но и мотивировать к применению современных информационных технологий для решения практико-ориентированных задач и совершенствования профессиональных навыков в этой области. Необходимо не только обучать учителей применению современного программного обеспечения, но и его использованию в педагогической деятельности, но и мотивировать их использовать современные информационные технологии для решения образовательных задач с целью создания профессиональных компетенций в этой области.
Заключение
Следовательно, совершенствование у учителей навыков в области информационных технологий представляет собой целенаправленный, самостоятельный педагогический процесс обучения и подготовки, который соответствует принципам непрерывного образования и способствует развитию навыков, востребованных в современном информационном мире.
Библиографический список:
1. Андреев, А. А. Определимся в понятиях / А. А. Андреев. - Текст : непосредственный //
Высшее образование в России. - 1998. - № 4. -C.44-48.
2. Комелина, Е. В. Реализация компетентност-ного подхода в процессе повышения квалификации, организованном для педагогов по информатике в условиях информационной образовательной среды школы / Е. В. Комелина. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2012. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetent
nostnogo-podhoda-vprotsesse-povysheniya-kvalifika
tsii-organizovannom-dlya-pedagogov-po-informatike-v-usloviyah (дата обращения: 12.02.2020).
3. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В. В. Гура. - Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с. - Текст : непосредственный.
4. Зайнутдинова, Л. X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) : монография / Л. Х. Зайнутдинова. - Астрахань : Изд-во «ЦНТЭП», 1999. -364 с. - Текст : непосредственный.
5. Зенкина, С. В. Возможности и проблемы использования сетевых технологий в образовательной деятельности / С. В. Зенкина, Н. Я. Са-лангина. - Текст : непосредственный // Информатика и образование. - 2015. - № 8 (267). -С.16-18.
6. Петрова, О. Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования / О. Г. Петрова. - Текст : непосредственный // Информатика и образование. - 2012. - № 9. -С.19-23.
7. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособи для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / под ред. Е. С. Полат. - Москва : Академия, 2004. - 416 с. - Текст : непосредственный.
8. Роберт, И. В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования / И. В. Роберт. - Текст : непосредственный // Ученые записки. - 2010. - № 33 - С. 3-21.
9. Лобанов, Ю. И. Самообразование в открытой сетевой информационной среде / Ю. И. Лобанов, О. А. Ильченко. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 99-103.
10. Крюкова, О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе / О. Ю. Крюкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - Ч. 1. -С. 8-10.
11. Образовательная Галактика Intel. Методические рекомендации к построению учебного занятия с использованием возможностей модели мобильного обучения - 1 ученик: 1 компьютер. - 2014. - 161 с. - URL: https://yar-sale.do.am/onetoonemetodic.pdf (дата обращения: 23.09.2019). - Текст : электронный.
12. Шамало, Т. Н. Формирование информационной компетенции будущих учителей / Т. Н. Шамало, Н. В. Александрова. - Текст : непосредственный // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2007. - № 5 (47). - С. 63-69.
13. Ильясов, Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 64-69.
14. Алексанян, Г. А. Педагогические условия использования облачных технологий в обучении математике студентов СПО / Г. А. Алексанян. -Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11 860 (дата обращения: 14.09.2016).
15. Демин, И. С. Облачные технологии в экономическом образовании / И. С. Демин. -Текст : непосредственный // Информационные технологии в финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее : материалы международной научной конференции / под ред. О. В. Голосова, Д. В. Чистова. - Москва : 1С-Паблишинг, 2013. - 308 с.
16. Патаракин, Е. Д. ВЕБ 2.0 - управление, изучение и копирование / Е. Д. Патаракин, Б. Б. Ярмахов. - Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество. -2007. - № 2. - Т. 10. - C. 245-258.
17. Хаблиева, С. Р. Основные направления и организационно-педагогические условия формирования навыков конструирования электронных образовательных ресурсов / С. Р. Хаблиева, Л. Т. Зембатова. - Текст : непосредственный // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 3. - С. 51-56.
18. Тайлаков, У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов / У. Н. Тайлаков. - Текст : непосредственный // Молодой ученый - 2013. - № 5. - С. 768-772.
References:
1. Andreev A. A. Define in terms [Opredelim-sya v ponyatiyah], Higher education in Russia, 1998, No. 4, pp. 44-48.
2. Komelina E. V. The implementation of the competency-based approach in the process of advanced training organized for teachers in computer science in the conditions of the educational information environment of the school [Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v processe pov-ysheniya kvalifikacii, organizovannom dlya peda-gogov po informatike v usloviyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy shkoly], Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education, 2012, No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7realizatsiya-kompe tentnostnogo-podhoda-v-protsesse-povysheniya-kvali fikatsii-organizovannom-dlya-pedagogov-po-informa tike-v-usloviyah (accessed date: 02/12/2020).
3. Gura V. V. Theoretical Foundations of the pedagogical design of personality-oriented electronic educational resources and environments [Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proek-tirovaniya lichnostno-orientirovannyh elektronnyh obrazovatel'nyh resursov i sred], Rostov-on-Don, 2007.320 p.
4. Zainutdinova L. H. Creation and use of electronic textbooks (based on the example of general technical disciplines): monograph [Sozdanie i primenenie elektronnyh uchebnikov (na primere obshchetekhnicheskih disciplin): monografiya], Astrakhan, 1999. 364 p.
5. Zenkina S. V., Salangina N. Ya. Opportunities and problems of using network technologies in educational activities [Vozmozhnosti i problemy ispol'zovaniya setevyh tekhnologij v obra-zovatel'noj deyatel'nosti], Informatics and education, 2015, No. 8 (267), pp. 16-18.
6. Petrova O. G. Information and educational environment of a modern school as a condition for the implementation of the FSES of general education [Informacionno-obrazovatel'naya sreda sov-remennoj shkoly kak uslovie realizacii FGOS ob-shchego obrazovaniya] Informatics and Education, 2012, No. 9, pp. 19-23.
7. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V. Theory and practice of distance learning: Textbooks for students of higher pedagogical educational institutions [Teoriya i praktika distancion-nogo obucheniya: Uchebnoe posobi dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij], Moscow, 2004. 416 p.
8. Robert I. V. Development of didactics in the context of informatization of education [Razvitie didaktiki v usloviyah informatizacii obrazovaniya], Moscow, Scientists' notes, Vol. 33, 2010, pp. 3-21.
9. Lobanov Yu. I., Ilchenko O. A. Self-education in an open network information environment [Samoobrazovanie v otkrytoj setevoj in-formacionnoj srede], Higher education in Russia, 2009, No. 8, pp. 99-103.
10. Kryukova O. Yu. Use of the "word cloud" when working with social science terminology in the history lessons in elementary school [Ispol'zovanie "oblaka slov" pri rabote s ob-shchestvovedcheskoj terminologiej na urokah isto-rii v nachal'noj shkole], Young scientist, 2014, No. 11, Vol. 1, pp. 8-10.
11. Intel Educational Galaxy. Guidelines for building a training lesson using the capabilities of the mobile learning model - One student: One computer [Obrazovatel'naya Galaktika Intel. Metodicheskie rekomendacii k postroeniyu uchebnogo zanyatiya s ispol'zovaniem vozmozhnostej modeli mobil'nogo obucheniya - 1 uchenik: 1 komp'yuter], 2014. 161 p. Available at: https://yar-sale.do.am/onetoonemetodic.pdf (accessed date: 09/23/2019).
13. Ilyasov D. F., Solodkova M. I. Features of continuing education of teachers in the institution of additional professional and pedagogical education [Osobennosti povysheniya kvalifikacii peda-gogov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo profession-al'no-pedagogicheskogo obrazovaniya], Pedagogical education and science, 2010, No. 1, pp. 64-69.
14. Aleksanyan G. A. Pedagogical conditions for the use of cloud technologies in teaching mathematics to students [Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya oblachnyh tekhnologij v obuchenii matematike studentov], Modern problems of science and education, 2014, No. 1. Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=11 860 (accessed date: 09/14/2016).
15. Demin I. S. Cloud technology in economic education [Oblachnye tekhnologii v ekonomich-eskom obrazovanii], Information technology in the
financial and economic sphere: past, present, future. Materials of the international scientific conference, ed. by O. V. Golosova, D. V. Chistova, 2013.308 p.
16. Patarakin E. D., Yarmakhov B. B. WEB 2.0 -management, study and copying [WEB 2.0 - up-ravlenie, izuchenie i kopirovanie], Educational Technologies and Society Publisher: Kazan National Research Technological University, 2007, No. 2, Vol. 10, pp. 245-258.
17. Khablieva S. R., Zembatova L. T. The main directions and organizational and pedagogical conditions for the formation of skills in the design
of electronic educational resources [Osnovnye napravleniya i organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya navykov konstruirovaniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov], Economic and humanitarian studies of regions, 2017, No. 3, pp. 51-56.
18. Taylakov U. N. The unified information and educational space of the school as a factor in improving the quality of educational processes [Edi-noe informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo shkoly kak faktor povysheniya kachestva obrazovatel'nyh processov], Young scientist, 2013, No. 5, pp. 768-772.