4. Солдатова И.А. Исследовательские компетенции и их значение в подготовке менеджеров // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2013. №3 (12). С. 63 - 68.
5. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.
6. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013г. №464 (ред. от 15.12.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО)
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО)
12. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (НГПУ им. К. Минина, Мининский университет, Университет, вуз)
13. Правила внутреннего распорядка НГПУ им. К.Минина.
Педагогика
УДК:373.31
доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, кандидат медицинских наук Шурыгина Валентина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр факультета физической культуры профиля «Организация
и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» Терентьева Елизавета Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр факультета физической культуры профиля «Организация
и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» Гатауллина Алина Фаухатовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В настоящее время остается актуальной проблема низкой двигательной активности младших школьников и как следствие этого, снижение их функциональных возможностей. Рассматривая причины и факторы, приводящие к нарушению двигательной активности и способы повышения функциональных качеств, мы считаем, что особое внимание должно уделяться качественной оценки двигательных возможностей детей младшего возраста.
Важнейшая задача, стоящая перед учителями, тренерами, родителями, - создать условия, при которых дети школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеурочное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.
Ключевые слова: Физическая культура, двигательная активность, оздоровительная физическая культура, дети, школьники, физкультурно-оздоровительная деятельность, лечебная физическая культура, физическое развитие.
Annotation. Now there is relevant a problem of a low physical activity of younger school students and as a result of it, decrease in their functionality. Considering the reasons and factors leading to violation of a physical activity and ways of increase in the functional qualities we consider that special attention has to be paid quality standard of an athletic ability of children of a younger age.
The major task facing teachers, trainers, parents - to create conditions under which children of a school age will be able to be engaged in physical exercises during school day and after hours for the purpose of increase in a physical activity, strengthening of health, improvement of physical fitness.
Keywords: Physical culture, physical activity, improving physical culture, children, school students, sports and improving activity, medical physical culture, physical development.
Введение. Известно, что занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.
По имеющимся данным Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Научного центра здоровья детей РАМН, общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Даже у младших школьников произвольные движения, такие как ходьба, бег и подвижные игры занимают только пятую-шестую часть суток. По данным Роспотребнадзора, всего 12% от общего количества детей в России
абсолютно здоровы. За десятилетие у школьников стали выявлять вдвое больше хронических заболеваний, они диагностированы у 60 % старшеклассников.
Изложение основного материала статьи. Современному ребенку приходится выдерживать большие умственные нагрузки и перегрузки, ведя при этом малоподвижный образ жизни, подолгу находясь в сидячем положении на уроках в школе, дома за уроками и компьютером, порой у детей почти не остается времени, чтобы побыть (походить или побегать) на свежем воздухе. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка.
Не вызывает сомнений утверждение о наличии тесной зависимости между здоровьем детей и организацией физического воспитания. Еще в древности, о чем свидетельствуют памятники литературы и народного творчества, было подмечено и доказано влияние физических упражнений на здоровье и долголетие.
Особое развитие физическое воспитание получило в Древней Греции, приобретая характер государственной подготовки к выполнению гражданских обязанностей и несению военной службы.
Оздоровительная физическая культура своими корнями уходит в соревновательную деятельность, как неотъемлемую часть жизни человека вплоть до XX века. Этот стиль жизни предусматривал постоянное проявление и тренировку физических качеств, умений и навыков, отрабатываемых в процессе соревновательной деятельности, носившей прикладной спортивный характер: обрядовые и боевые танцы, ритуалы посвящения, древнеэллинские олимпийские игры, русские кулачные бои, русские народные подвижные игры, отражающие в своих сюжетах народные праздники и особенности времен года.
Оздоровление подрастающего поколения в процессе физического воспитания во все времена являлось неотъемлемой частью государственной политики.
В основу современной системы физического воспитания заложены теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии физического воспитания.
Особое место в образовательном учреждении должно уделяться физкультурно-оздоровительной деятельности образовательной организации, направленной на реализацию природных способностей и адаптационных возможностей организма ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности.
Задачами физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме образовательной деятельности любых учреждений образования являются: снижение негативных последствий учебной нагрузки, обеспечение достаточного объема двигательной активности обучающихся, обучение основам двигательной деятельности. Необходимо формировать систему знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Согласно имеющимся данным, наиболее оптимальными по своему содержанию для учащихся начальной школы являются комплексные уроки с моторной плотностью около 60-70%. Время восстановления после таких уроков относительно небольшое, что позволяет школьникам легко включаться в последующую учебную деятельность.
Вместе с тем, не только моторная плотность как таковая, но и величина физических нагрузок на уроке определяют его непосредственную направленность и эффективность. Опираясь на данное суждение, в методической литературе предлагается дифференцировать уроки физической культуры на основе сочетания параметров моторной плотности и величины значений частоты сердечных сокращений:
В отечественной теории и методике физического воспитания младший школьный возраст признается наиболее благоприятным для воспитания основных физических качеств. Вместе с тем, наиболее адекватным возрастным особенностям школьников на этом этапе онтогенеза является процесс целенаправленного воспитания у них таких физических качеств и способностей, как выносливость, координация и быстрота.
Так, при изучении особенностей реакции организма младших школьников на физические нагрузки А.П.Матвеевым было показано, что наибольшие приросты времени работы как у мальчиков, так и у девочек наблюдаются при выполнении ими физических нагрузок большой интенсивности (70% от максимальной). При этом пик прироста приходится на возраст от 8 до 9-10 лет. Поскольку эта нагрузка выполняется младшими школьниками в режиме энергообеспечения близком к максимальному потреблению кислорода (МПК), автор полагает, что за счет возрастного развития именно этих аэробных возможностей повышается в данном возрасте у школьников уровень развития качества выносливости.
Нами было проведено исследование с целью повышения функциональных возможностей младших школьников, повышения их физических качеств в условиях образовательной организации.
В эксперименте приняли участие ученики средней общеобразовательной школы с. Чесноковка в количестве 40 человек в возрасте 7 - 8 лет. Были определены контрольная и экспериментальная группе где 10 девочек и 10 мальчиков в каждой группе. Эксперимент проводился с врачебно-педагогическим наблюдением, которое необходимо для оптимизации двигательной активности и повышения функциональных возможностей младших школьников.
В ходе эксперименте были проведены следующие измерения функциональных возможностей: антропометрические измерения (рост, вес, обхват грудной клетки), жизненный объем легких, измерялась мышечная сила кисти.
При проведении экспериментальной работы были подобраны специальные физические упражнения для повышения функциональных возможностей.
В частности, использовалась дыхательная гимнастика по Стрельниковой с целью увеличения дыхательных объемов легких. С целью развития меткости и координации движений, мы включи упражнение - броски набивного мяча весом 1кг.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Жизненный объем легких 1,5 л ± 0,1 в экспериментальной группе и 1,4± 0,1 л в контрольной группе составлял в начале проведения эксперимента; к концу эксперимента результаты улучшились в экспериментальной группе, в контрольной отмечался незначительный рост показателей (1,7 л ± 0,1и 1,5± 0,1, соответственно).
Мышечная сила рук у младших школьников после проведения эксперимента составила в экспериментальной группе 16, 2 ± 0,2 - правая рука, 15,5 кг. ± 0,4 -левая рука и контрольной группе 13,9 ± 0,26 - правая рука и 13,0 ± 0,33 -левая рука. Мы определили ведущую руку и провели динамометрию. Был проведен корреляционный анализ между показателями силы мышц и длины тела.
При систематических занятиях специальными физическими упражнениями функциональные возможности младших школьников возросли в несколько раз.
Для повышения эффективности занятий физической культурой оздоровительной направленности необходим индивидуальный подход к повышению физических нагрузок, так как в группах были школьники с различным уровнем физической работоспособности.
Соответственно мы распределили младших школьников на высокий, средний и низкий уровни физической подготовленности.
Следует отметить, что физическая нагрузка и возрастные нормы двигательной активности, школьные программы по физическому воспитанию и спорту опираются в основном на здоровых детей, относящихся к основной группе здоровья для посещения занятий по физической культуре. Детям, относящихся к подготовительной группе необходим индивидуальный подход для дозирования физических нагрузок, в специальной медицинской группе необходимы занятия лечебной физической культурой.
Выводы. В заключении, следует отметить, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей в период их обучения в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и врачей. На наш взгляд, объективность правильно выбранного физкультурно-оздоровительного направления для оптимизации функциональных показателей и формирования здорового образа жизни помогают сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения, народа и нации в целом.
Наличие положительной динамики в ходе проведенного исследования по тестированию педагогических и спортивных результатов является закономерным при использовании физкультурно-оздоровительных методик в образовательном процессе.
Литература:
1. Гуро, О. А. Оценка физического здоровья школьников / О. А. Гуро // Медицина, физкультура и спорт: итоги и перспективы развития: мат. науч.-практ. конф. - Ижевск:УдГУ, 2000. - С. 114.
2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
3. Погудин, С.М. Регламентация физической нагрузки в укреплении здоровья детей и подростков: метод, разработка / С.М. Погудин. - Чайковский: ЧГИФК, 1999. - 98 с.
4. Курысь, В. Н. Основы силовой подготовки: учеб.пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по специальности 022300 - Физическая культура и спорт / В.Н. Курысь. - М.: Совет.спорт, 2004. - 264 с.
5. Чуктурова Н.И., Шурыгина В.В., Едренкина А.А., Гатауллина А.Ф., Веникова Е.А. Сущность и значение валеологического сопровождения образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 257-264.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Яковлева Наталья Николаевна
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, директор Александрова Елена Анатольевна ГБОУ № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); заместитель директора по УВР Даморатская Ирина Анатольевна
ГБОУ № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье представлены результаты первого этапа экспериментального исследования по разработке программно-методических материалов для обучающихся с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: программно-методические материалы, учебно-методические комплексы, инновационная деятельность, ресурсное обеспечение, диагностика развития, направления деятельности, дети с задержкой психического развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Annotation. The article presents the results of the first stage of an experimental study on the development of program-methodical materials for students with mental retardation in the context of the implementation of the GEF of primary education for students with disabilities in school No. 432 of the Kolpinsky district of St. Petersburg.
Keywords: program-methodical materials, educational-methodical complexes, innovative activity, resource provision, development diagnostics, areas of activity, children with mental retardation, children with disabilities.
Введение. С сентября 2016 года началась реализация двух стандартов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разработаны и одобрены примерные адаптированные основные образовательные программы для разных категорий обучающихся, но не подготовлены учебно-методические комплекты (учебники, дидактические материалы и др.), позволяющие сделать полноценным процесс обучения детей с ОВЗ.
Изложение основного материала статьи. Практически не существует учебно-методических комплексов для коррекционных курсов, являющихся обязательными в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, в инклюзивном классе, так как именно они позволяют учащимся полноценно осваивать содержание учебных предметов, формировать метапредметные навыки.
Разработка учебников не является компетенцией образовательного учреждения, а вот создание программ коррекционных курсов является его непосредственной задачей. От того, как будут учитываться