P.F. Lesgafta, Vol. 1GG, No. 6, pp. 12-16.
5. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2G13), “Dynamics of quantity of the weight categories in Olympic Games on wrestling”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1G1, No. 7, pp. 13-1S.
6. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2G13), “Evolution and tendencies of development of the wrestling in modern Olympic movement”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1G2, No. S, pp. 7-12.
7. Goranov B., Apojko R.N., Nerobeev N.J., Tarakanov B.I. (2G11), “Technical and tactic actions effectiveness of top level wrestlers in modern Greece-Roman wrestling”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 35-4G.
S. Karelin, A.A. (2GG2), Sports preparation of fighters of high qualification: Monograph, “Mangazeya”, Novosibirsk.
9. Krikukha, Yu.A. (2GG3), Planning and correction of training loading on the basis of an individual complex assessment of special readiness of fighters, dissertation, St. Petersburg.
1G. Nelyubin, V.A. (2GG5), Specifics of competitive activity of highly skilled fighters of the Greek-Roman style in connection with changes of conditions of its realization, dissertation, St. Petersburg.
11. Nerobeev, N.Yu. (2GG3), Specifics of technical and tactical preparation of young athletes in Greco-Roman wrestling taking into account current trends of its development, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: apojkorn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.10.2013.
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ
АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Александра Владимировна Токарева, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Анна Алексеевна Паульс, доцент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению организационнопедагогических условий, необходимых для успешной адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе. В качестве основных организационно-педагогических условий, для успешной адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности, во время обучения в вузе, авторы отмечают необходимость включения в процесс подготовки студентов отдельных планов, программ по формированию нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности в МЧС России. При этом большое внимание должно уделяться применению физических упражнений для формирования навыков коллективного взаимодействия у студентов, а также средств физической подготовки для развития физических и морально-волевых качеств у студентов. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у студентов к занятиям, а также на формирование у них установки на физическое и профессиональное саморазвитие. Важными организационно-педагогическими условиями являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств у студентов; выработка объективных критериев оценки развития личностных качеств у студентов; разработка педагогических
мер для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по сокращению сроков адаптации студентов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия; адаптация; профессиональная деятельность; вузы; студенты; средства профессиональной подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p23-27
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR
ADAPTATION OF EXPERTS IN PROTECTION IN EMERGENCIES TO PROFESSIONAL ACTIVITY WITHIN THE PERIOD OF TRAINING IN HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexandra Vladimirovna Tokareva, the competitor,
St. Petersburg State Polytechnical University, St. Petersburg,
Anna Alekseevna Pauls, the senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Results of researches of authors on identification of the organizational and pedagogical conditions necessary for successful adaptation of future experts in protection in emergencies to professional activity during training in higher education institution have been presented in the article.
Among the main organizational and pedagogical conditions for successful adaptation of the future experts in protection in emergencies to professional activity, during training in higher education institution, the authors note the need in separate plans inclusion into the process of preparation of students, both with programs on formation of neuroemotional stability to influence of adverse factors of office activity in Emercom of Russia. Thus, much attention has to be paid to application of physical exercises for training of the skills of collective interaction at students, and also the means of physical preparation for development of physical and moral and strong-willed qualities among the students. The great importance in the course of preparation of students has to be given to the orientation on continuous search for the ways of increase of level of motivation to occupations at students, and to formation among them the focus on physical and professional self-development. The important organizational and pedagogical conditions are: development of the complex of actions for control over the level of development of personal qualities at students; development of objective criteria for the assessment of development of personal qualities at students; development of the pedagogical measures for increase in level of the methodical readiness of teachers to reduction of terms of adaptation to professional activity among the students.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, adaptation, professional activity, higher education institutions, students, means of vocational training.
Важным направлением совершенствования образовательного процесса при подготовке специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, на этапе адаптации к профессиональной деятельности является обоснование необходимых для этого организационно-педагогических условий [1-5]. Процесс адаптации к профессиональной деятельности в вузе, тесно связан с формированием личностных качеств у будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. [4-11]. К организационно-педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в процессе формирования личностных качеств у будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности в вузе и должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что решение проблемы формирования личностных качеств у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности, возможно при обеспечении двух видов условий:
1) организационных - при организации адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе;
2) педагогических - при взаимодействии субъектов образовательного процесса на этапе адаптации студентов к профессиональной деятельности.
В связи с этим необходимо создание организационно-педагогических условий для успешного протекания процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности.
С целью определения организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного формирования личностных качеств у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности в вузе был проведен опрос опытных преподавателей и специалистов, имеющих стаж службы в МЧС России более 10 лет. В опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура организационно-педагогических условий, необходимых для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной
деятельности во время обучения в вузе (п=78)
Ранговое место (значимость) Организационно-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Включение в процесс профессиональной подготовки отдельных планов, программ по формированию нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности в МЧС России 17,5
2 Применение физических упражнений для формирования навыков коллективного взаимодействия 16,1
3 Активное применение средств физической подготовки для развития физических и морально-волевых качеств 15,9
4 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к занятиям 13,7
5 Формирование установки на физическое и профессиональное саморазвитие 11,4
6 Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств 8,8
7 Выработка объективных критериев оценки развития личностных качеств 7,6
8 Разработка педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по сокращению сроков адаптации к профессиональной деятельности 4,7
Для повышения эффективности адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, к профессиональной деятельности в вузе, были намечены следующие пути:
- выявление специфики процесса профессиональной подготовки и формирования личностных качеств у студентов на этапе адаптации к службе в МЧС России;
- определение сущности адаптации студентов к профессиональной деятельности;
- определение системной характеристики процесса формирования личностных качеств у студентов на этапе адаптации к профессиональной деятельности;
- выявление возможностей системного и личностно-профессионального подходов к формированию необходимых качеств у студентов на этапе адаптации к профессиональной деятельности.
В качестве основных организационно-педагогических условий, для успешной адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе необходимо включение в процесс подготовки студентов отдельных планов, программ по формированию нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности в МЧС России. При этом большое внимание должно уделяться применению физических упражнений для формирования навыков коллективного взаимодействия у студентов, а также средств физической подготовки для развития физических и морально-волевых качеств у студентов. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться
направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у студентов к занятиям, а также на формирование у них установки на физическое и профессиональное саморазвитие. Важными организационно-педагогическими условиями являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств у студентов; выработка объективных критериев оценки развития личностных качеств у студентов; разработка педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по сокращению сроков адаптации студентов к профессиональной деятельности.
Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия жизненно необходимы для успешной адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности. Создание этих условий позволит в значительной степени повысить уровень адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных организационно-педагогических условий, для успешной адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -
С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А. Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.
5. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-
A. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80).
- С. 185-187.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
8. Болотин, А.Е. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Е. Болотин,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).
- С. 35-41.
9. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 1 (71) - С. 35-41.
10. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ /
В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 224-230.
11. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
9. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011), "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
10. Pashuta, V.L. (2010), “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation” Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.
11. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.10.2013.