II. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.036(045)
Вартанова В. В.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
На сегодняшний день художественно-эстетическое воспитание студентов-бакалавров является актуальной проблемой иноязычного образования в связи с новыми требованиями, предъявляемыми выпускникам высших учебных заведений языковых специальностей. Согласно ФГОС и другим нормативно-правовым актам в сфере иноязычного образования, выпускник должен обладать не только профессиональными компетенциями и теоретической базой, но также общекультурными компетенциями, направленными на всестороннее развитие личности и помощь в ее дальнейшем самоопределении в профессиональной деятельности и в жизни в целом.
В статье описываются результаты анализа плана учебной и внеучебной деятельности ИИЯЛ за 2012-2015 гг., выявляется ряд недочетов в системе художественно-эстетического воспитания студентов Института, акцентируется внимание на новых подходах в организации учебной и внеучебной деятельности, а также предлагаются организационно-педагогические условия художественно-эстетического воспитания студентов бакалавриата языковых специальностей, способствующие формированию эмоционально-ценностного отношения студентов к учебной, внеучебной и будущей профессиональной деятельности; формированию художественно-эстетического отношения, вкуса, оценки, оригинальности мышления; стимулированию процесса самопознания и самоопределения; повышению уровня владения иностранным языком и открытости к восприятию других культур благодаря культурологическим и страноведческим знаниям.
Ключевые слова: студенты-бакалавры языковых специальностей, художественно-эстетическое воспитание, организационно-педагогические условия.
Vartanova V. V.
Udmurt State Univertsity, Izhevsk, Russia
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ART AND AESTHETIC EDUCATION OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN LINGUSTICS (PRACTICAL ASPECT)
Today bachelor art and aesthetic education is a topical issue of the foreign language education as a result of new requirements presented for the university graduates majoring in linguistics. According to the Federal State Educational Standard and other foreign language educational regulations a graduate is supposed to possess not only professional competences and the required theoretical knowledge but also some cultural competences aimed at a many-sided personal development and self-determination assistance in professional activities and in life on the whole.
The article describes the analysis results of the plan of educational and extra-curriculum activities of the Institute of Foreign Languages and Literature during the period from 2012 to 2015. Revealed are several shortcomings in the system of art and aesthetic education of students. Focused are the new approaches to the educational and extra-curriculum activities organization. Offered are the organizational and pedagogic conditions of the art and aesthetic education of linguistics-major bachelors contributing to the students' emotional and value attitude formation to their educational, extra-curriculum and prospective professional activity; to the formation of their artistic and aesthetic attitude to all activities, taste, estimation, originality of thinking; to the stimulation of self-knowledge and self-determination; to the increase of language proficiency level and openness in the cultures perception due to their cultural and cross-cultural knowledge.
Key words: bachelor students majoring in linguistics, artistic and aesthetic education, organizational and pedagogical conditions.
Современный этап развития российского общества характеризуется тенденцией гуманизации отечественного образования, проявляющейся в осознанном и сопереживающем отношении к человеку через его соотнесение с миром ценностей национальной культуры. Так, в Законе «Об образовании» Российской Федерации указано, что принципом государственной политики в области образования является «...воспитание гражданственности и любви к Родине, защита
национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства...» [7]. Особую роль в этом процессе играет художественно-эстетическое воспитание личности. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки «Филология» (от 2014 г.) и «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (от 2015 г.) также подчеркивается, что «выпускник вуза должен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся» [4, 5]. В этой связи возникает острая необходимость поиска новых технологий и методик художественно-эстетического воспитания (далее ХЭВ), направленного на гармонизацию и развитие духовных способностей человека.
В данной статье мы исходим из понимания ХЭВ как целенаправленного, систематического процесса развития человека, включающего освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей, развитие навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, воспитание эстетических взглядов, чувств, вкуса, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре, открытость к диалогу культур и наличие необходимых умений для осуществления компетентного межкультурного общения. Значимость роли художественно-эстетического воспитания в развитии творческих начал личности несомненна. Не случайно многие крупные мыслители прошлого подчеркивали необходимость привнесения художественно-эстетического начала в преподавание любого учебного предмета (Платон, И. Г. Песталоцци, Ф. Шиллер и др.).
Между тем, в организации ХЭВ в системе высшего образования отчетливо виден ряд серьезных недочетов: недостаточное количество или полное отсутствие в учебных планах языковых вузов предметов, направленных на духовное развитие студентов; отсутствие системы художественного и эстетического воспитания; практически невостребованным остается мощный эстетико-воспитательный потенциал многих вузовских учебных дисциплин.
Противоречивость ситуации, сложившейся в педагогической практике, в определенной степени объясняется недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы ХЭВ студентов языковых специальностей. В этой связи, целесообразным и плодотворным представляется решение данной проблемы в процессе обучения иностранному языку (ИЯ), так как эстетический потенциал этого предмета без преувеличения огромен. Преподаватель имеет возмож-
ность: формировать на занятиях по ИЯ художественную культуру личности студентов в единстве знаний, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов; влиять на повышение мотивации изучения ИЯ и повышение уровня эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности студентов.
В Удмуртском государственном университете (УдГУ) существует ряд структурных подразделений (Управление по внеучебной и воспитательной работе, Психологическая служба, Клубы УдГУ, Научная библиотека, Управление международных связей и др.), деятельность которых направлена на воспитание студентов вуза путем проведения мероприятий по основным направлениям. Цели и задачи работы подразделений детально представлены в «Концепции воспитательной и социальной работы со студентами в УдГУ на основе формирования гуманитарной среды вуза (2013-2018 гг.)». Согласно данной концепции, целью работы по воспитанию в вузе является «формирование идеалов, ценностных ориентаций на основе развития представлений об основных идейных установках, регулирующих воспроизводство, самореализацию наиболее значимых социальных групп, в которых предстоит жить и работать сегодняшнему студенту, а завтра - специалисту-профессионалу» [2]. Таким образом, используя возможности гуманитарной среды, вуз стремится сформировать социально активную, жизнеспособную, гуманистически ориентированную личность, которая будет адекватно относиться к культурным ценностям общества и творчески действовать в социальной и профессиональной среде.
Анализ 35 мероприятий, проводимых в Институте Иностранных Языков и Литературы (ИИЯЛ) УдГУ с 2012 по 2015 учебные годы показал, что только 18 из них проводятся на ИЯ (основные языки: английский, французский, немецкий, испанский; иногда с привлечением других иностранных и национальных языков: венгерский, удмуртский, итальянский, португальский, китайский, японский и др.). Мы разделили мероприятия на два блока (учебная и внеучебная деятельность) и три формы их организации: коллективная, групповая и индивидуальная. Так, в рамках учебной деятельности 6 из 10 мероприятий (60%) осуществляются в рамках коллективной работы; 9 мероприятий (90%) реализуются в группе, а 7 (70%) - индивидуально. В рамках внеучебной деятельности 2 мероприятия из 8 (25%) реализуется в коллективной форме, 8 мероприятий (100 %) - в группе
и одно мероприятие (12, 5%) индивидуально. Следует также отметить, что только 4 мероприятия (22, 2%) ориентированы на все три формы деятельности.
Таким образом, было обнаружено, во-первых, что мероприятия на ИЯ в рамках учебной деятельности по своему количеству превосходят мероприятия, проводимые в рамках внеучебной деятельности. Мы полагаем, что необходимо увеличить число мероприятий в рамках внеучебной деятельности, реализующихся в коллективной, групповой и индивидуальной формах работы.
Во-вторых, мероприятия в рамках внеучебной деятельности в Институте чаще всего проводятся отдельными кафедрами, и к их организации привлекаются студенты, обучающиеся только по профилю определенных кафедр, что ведет к существенному снижению потенциальной целевой аудитории мероприятий. В результате, мероприятия носят локальный характер, который не обеспечивает полноценный обмен опытом и идеями между студентами и преподавателями всех направлений обучения.
В-третьих, анализ плана внеучебной деятельности ИИЯЛ показал слабую связь между мероприятиями, проводимыми в рамках внеучебной и учебной деятельности. Так, только 4 мероприятия (Рождество, Фонетические конкурсы, Конкурс на лучшее публичное выступление «Public speaking» и лекции зарубежных преподавателей) являются продолжением таких учебных дисциплин, как «Вводный курс фонетики», «Практический курс первого и второго ИЯ», «Публичное выступление». Обозначенные нами мероприятия направлены непосредственно на отработку того материала, который был усвоен студентами на занятиях, например, основы публичного выступления, приемы написания текста публичного выступления, интонационные особенности изучаемого языка, правильная артикуляция звуков и др. На наш взгляд, целесообразным является увеличение количества мероприятий в рамках внеучебной деятельности, которые способствовали бы наиболее эффективному закреплению материала на завершающем этапе при овладении дисциплин в рамках учебной деятельности.
Проанализировав специальную психолого-педагогическую литературу, а также план учебной и внеучебной работы ИИЯЛ УдГУ, нами был сделан вывод о том, что для эффективного формирования художественно и эстетически развитой личности студента языковых
специальностей необходим комплекс организационно-педагогических условий, к которому мы относим:
1. Выявление преподавателем художественно-эстетического аспекта в содержании предмета.
2. Привлечение методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу.
3. Интеграция учебной и внеучебной деятельности в рамках учебного процесса.
4. Поддержка проявлений творческой инициативы и активизация самостоятельной творческой деятельности студентов.
5. Использование системы специально подобранных заданий и упражнений.
Рассмотрим более подробно обозначенные нами организационно-педагогические условия.
1. Выявление преподавателем художественно-эстетического аспекта в содержании предмета. Мы, вслед за И. В. Дерюгиной [1], считаем, что в процессе ХЭВ важное место занимает непосредственно определение художественно-эстетического аспекта в процессе преподавания ИЯ. Это подразумевает, что преподаватель целенаправленно отбирает тот материал, который, на его взгляд, содержит в себе художественно-эстетический аспект и поэтому является наиболее эффективным на занятиях в рамках учебной деятельности. На наш взгляд, использование такого материала направлено на формирование художественно-эстетических ценностей студентов, необходимых для их художественно-эстетического воспитания.
2. Привлечение методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу. Мы исходим из принципа, что ХЭВ каждой конкретной личности представляет собой сложный многоэтапный процесс. На наш взгляд, привлечение определенных методов и технологий обучения подразумевает под собой внедрение в образовательный процесс детально продуманных элементов, направленных, прежде всего, на создание комфортных учебных условий для преподавателей и студентов, а также реализацию идей целенаправленного управления учебным процессом при ХЭВ.
Для активизации эстетического отношения студентов бакалавриата языковых специальностей к учебному процессу мы предлагаем использовать следующие методы обучения: а) активные (ситуационные,
проблемные, дискуссионные, деловая игра, творческие и др.);
б) пассивные (информационно-иллюстративные, перцептивные и др.);
в) практические (упражнения); г) наглядные (демонстрационные, иллюстрационные, использование аудио-, видео-, компьютерной техники и др.); д) игровые и е) проектные.
3. Интеграция учебной и внеучебной деятельности в рамках учебного процесса. На наш взгляд, ХЭВ в вузе будет осуществ-ляться наиболее эффективно при системной интеграции учебной (аудиторной) и внеучебной (внеаудиторной) деятельности. Так, учебная деятельность рассматривается нами в качестве деятельности студентов, направленной на овладение теоретическими зна -ниями, в то время как внеучебная деятельность способствует все -стороннему развитию личности во внеучебное время. Оба вида деятельности имеют свои специфические черты и особенности, которые обуславливают применение особых приемов, методов и технологий при их реализации. Несмотря на то, что цель вне-учебной деятельности разными исследователями трактуется по-разному (Т. А. Арутюнова, Е. В. Мещерякова, В. А. Сластенин и др.) [3; 6], опыт свидетельствует о том, что любая программная тема может быть продолжена в рамках внеучебной деятельности, что ведет к углубленному усвоению материала, расширению сведений по предмету, повышает мотивацию студентов при изучении ИЯ, формированию всесторонне развитой личностии и т. д.
4. Поддержка проявлений творческой инициативы и активи-зация самостоятельной творческой деятельности студентов. Данное педагогическое условие предполагает уделять пристальное внимание преподавателя развитию творческой инициативы и самостоятельной творческой деятельности студентов, а также целенаправленной их потребности в саморазвитии. Смысл этого педагогического условия заключается в том, что преподаватель целенаправленно организует художественно-эстетическую деятельность обучающихся, направленную на стимулирование их творческой деятельности, на развитие умений творить само -стоятельно, а также на формирование инициативы и потребности в творческой деятельности. При этом воспитание личности протекает в условиях ее постоянного обогащения и развития, в ходе которого происходит переход обучающегося с роли объекта на субъект образовательной деятельности.
5. Использование системы специально подобранных заданий и упражнений. В процессе реализации данного педагогического условия мы предлагаем использование преподавателем на занятиях по ИЯ системы заданий и упражнений, которые могут быть разбиты на следующие блоки: а) интонационный аспект (развитие у обучающихся способности передавать смысл слов и высказываний и их эмоциональную окрашенность при помощи интонации, например, с использованием театральной деятельности и т. д.); б) лингвокультурологиче-ский аспект (определение обучающимися связей между языковыми явлениями или культурными феноменами в изучаемом языке - материал, связанный с фразеологическими оборотами, пословицами, фразовыми глаголами и т. д.); в) коммуникативный аспект (развитие коммуникативных навыков и умений - ролевые игры, дебаты, коммуникативные бои, дискуссии, круглые столы и т. д., направленные на решение и обсуждение проблемных вопросов в искусстве и культуре); г) полихудожественный комплексный подход к развитию студента (воспитание личности с помощью художественно-эстетического потенциала разных видов искусства - музыка, изобразительное искусство, хореография, театр, пантомима и др., которые стимулируют творческую деятельность обучающихся); д) самостоятельное создание творческих «продуктов» по дисциплине (творческие проекты, постановка спектаклей и сценок, подготовка презентаций и докладов на ИЯ на завершающем этапе в рамках освоения дисциплины).
Таким образом, для успешного художественно-эстетического воспитания студентов языковых специальностей должны быть обеспечены особые организационно-педагогические условия, которые приведут к сформированности эмоционально-ценностного отношения студентов к учебной, внеучебной и будущей профессиональной деятельности; сформированности художественно-эстетического отношения, вкуса, оценки, оригинальности мышления; стимулированию процесса самопознания и самоопределения; повышению уровня владения иностранным языком и открытости к восприятию других культур, благодаря культурологическим и страноведческим знаниям.
Литература:
1. Дерюгина И. В. Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 244 с.
2. Концепция воспитательной и социальной работы со студентами в Удмуртском государственном университете на основе формирования гуманитарной среды вуза (2013-2018 гг.). (Протокол от: 04.06.2013 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //uvvr.udsu.ru/docs.
3. Мещерякова Е. В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: дис. канд. п. н. Волгоград, 1994. 179 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 181 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика (уровень бакалавриата).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 947 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата).
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика: учеб. пособие для вузов. Изд. 4-е. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n= 182943.