УДК 378.147 КАЛИНИНА А. А.
старший преподаватель, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.147 KALININA A.A.
Senior lecturer technology psycho-pedagogical and special
education, Orel State University E-mail:[email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГОВ*
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE TRAINING OF SPEECH PATHOLOGISTS
В статье рассматриваются условия формирования компетенции у бакалавров-дефектологов в области мониторинга коррекционных программ реализуемых в рамках инклюзивного образования. Выдвигается предположение о результативности реализации модели формирования компетентности в области мониторинга при соблюдении технологии педагогической работы и четкости поставленной общей цели и задач. Формирование компетентности в области мониторинга качества реализуемых программ коррекционной работы предполагает разработку модели подготовки бакалавров и готовности к осуществлению этой деятельности.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, мониторинг инклюзивного образования, подготовка бакалавров.
The article deals with the conditions of formation of competence of bachelors-defectologists in the field of monitoring of correctional programs implemented within the framework of inclusive education. The author suggests the effectiveness of the model offormation of competence in the field of monitoring in compliance with the technology ofpedagogical work and clarity of the overall goal and objectives. The formation of competence in the field of quality monitoring of the implemented programs of correctional work involves the development of a model of training of bachelors and readiness to carry out this activity.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, monitoring of inclusive education, preparation of bachelors.
Значительное внимание уделяется изучению условий обеспечения инклюзивного образовательного пространства, разработке новых технологий взаимодействия, сопровождения и помощи детям с ОВЗ в решении задач, обозначенных в ФГОС ОВЗ. При этом вопросы, связанные с содержательной стороной организации инклюзивной практики, подготовке специалистов для ее реализации, оценки и роли мониторинга и качества получаемого детьми с ОВЗ образования остаются в тени пристального рассмотрения. Тем не менее, этот вопрос представляется нам исключительно актуальным, так как именно его решение позволит повысить инклюзивный потенциал любой образовательной организации и каждого педагога в частности.
Несмотря на достигнутый и подтвержденный успех инклюзии в зарубежных странах и личный успех детей, родителей и педагогов, прошедших практику инклюзивного обучения, проблемы и трудности внедрения данного опыта еще до конца не преодолены.
Анализируя исследования рассматривающие мониторинг кадрового состава обеспечивающего инклюзивные процессы, отмечаются следующие особенности данного показателя: недостаток квалификации, отсутствие специа-
листов, что в свою очередь ведет к отрицанию инклюзии и детей с ОВЗ в обществе, отсутствие системного подхода к организации повышения квалификации педагогов, низкую мотивацию педагогов к освоению новых технологий работы с детьми с ОВЗ, недостаток профессионально организованных мониторинговых исследований, что не дает адекватно оценить состояние реализации процесса инклюзивного обучения [2].
Подготовка компетентных специалистов для обеспечения инклюзивного образования занимает особое место в спектре рассматриваемых проблем данной области. Особенно актуальны вопросы, связанные с применением современных образовательных технологий, затрагивающие реализацию заданных образовательных целей, достижение которых и будет способствовать формированию самостоятельного, активно действующего, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни профессионала.
Развитие инклюзивного образования сопровождается острым дефицитом кадров, несмотря на то, что многие вузы обучают студентов по направлениям коррекционно-педагогической подготовки. Детские сады и особенно школы нуждаются не просто узко компетентных дефек-
* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.
© Калинина А. А. © Kalinina A.A.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018
тологах обеспечивающих сопровождение ребенка в образовательном пространстве, но и таких, кто способен правильно оценить коррекционные возможности и услуги, предоставляемые образовательными организациями. Необходимы специалисты умеющие удовлетворять особые образовательные потребности и обеспечивать оценку их эффективности.
Педагогические задачи при формировании компетентности в области мониторинга могут быть рассмотрены как ряд последовательных действий, операций, применяемых технологий педагогической деятельности, которые способствуют формированию мониторинговых умений. А умениям можно научить, решая типичные педагогические задачи и реализуя их на индивидуально личностном уровне в конкретной педагогической ситуации [1].
Для подготовки бакалавра в области мониторинга коррекционно-педагогической работы недостаточно только увеличение количества часов для отдельных направлений подготовки, углубление междисциплинарных связей дисциплин предусматривающих изучение качества образования, необходимо введение спецкурсов, практикумов, курсов по выбору предполагающих формирование компетентности в области мониторинга программ кор-рекционной работы, совершенствование форм, методов преподавания, использование интерактивных диалоговых технологий и практик для формирования компетентности в области изучения качества образования. Необходима модель формирования компетентности в области мониторинга, реализуемая в процессе получения высшего образования при использовании различных педагогических технологий.
Формирование компетентности в области мониторинга качества реализуемых программ коррекционной работы предполагает разработку модели подготовки бакалавров к осуществлению этой деятельности. Мы предполагаем, что оптимальная реализации модели формирования компетентности в области мониторинга и дальнейшая ее результативность будет зависеть от четкости поставленной общей цели и задач, на каждом из этапов, тщательной их разработке и соблюдения технологии педагогической работы на каждом из них.
Рассмотрение аспектов реализации инклюзивного образования и особенности формирования компетентности в области мониторинга коррекционных программ в рамках адаптированной основной образовательной программы (далее АООП), собственная педагогическая деятельность позволили сформулировать организационно-педагогические условия, реализация которых будет способствовать формированию указанной компетентности:
1. Разработка и внедрение в педагогический процесс вуза модели формирования у студентов компетентности в области мониторинга программ коррекционной работы в рамках АООП, через спецкурс «Мониторинг инклюзивного образования»;
2. Включение компонентов формируемой компетентности в содержание дисциплин, реализуемых в рамках ООП по направлению подготовки: специальное (дефектологическое) образование в педагогический процесс;
3. Создание особой образовательной среды при подготовке бакалавров с целью активизации деятель-ностной позиции у студентов в качестве субъекта монито-
ринга с применением различных форм и видов оценочной деятельности;
4. Осуществление информационного и педагогического сопровождения процесса формирования компетентности в области мониторинга программ коррекционной работы в рамках АООП, на основе принципов индивидуализации и персонификации.
Особого внимания заслуживает рассмотрение первого условия. В рамках предлагаемого нами спецкурса «Мониторинг инклюзивного образования» направленного на формирования компетентности в области мониторинга программ коррекционной работы реализуемых в АООП создалась возможность реализации междисциплинарной связи способной обеспечить уточнение и расширение представлений о возможностях реализации инклюзивной политики, культуры и практики. Осуществление учебной деятельности в рамках спецкурса предусматривало раскрытие основных направлений реализации инклюзивного образования и особенностей проведения его мониторинга.
Реализуемая программа спецкурса разработана в рамках модели формирования готовности к мониторингу коррекционной программы в рамках АООП для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, а также может быть использована в рамках курса повышения квалификации для учителей-дефектологов, логопедов и руководителей образовательных организаций. Программа спецкурса имеет пояснительную записку, с указанием цели и задач, тематического плана, краткого содержания курса, примерных тем рефератов, рекомендуемой литературы. Основной целью спецкурса является формирование у бакалавров компетентности в области мониторинга коррекционного компонента АООП реализуемой в рамках инклюзивного образования. Решение следующих задач позволяет достичь цели предлагаемого спецкурса: формирование представлений о ценностях инклюзии и дифференцированной оценки достижений детей на уровне их потенциальных возможностей, формирование системы общих знаний, умений навыков для реализации технологии мониторинга коррекционного компонента АООП, формирование ценностно-мотивационного отношения к оценки деятельности субъектов коррекционной деятельности.
Поставленные задачи создают необходимость практической подготовки студентов, опираясь на полученные теоретические знания и предполагает использование традиционных и инновационных форм и методов обучения: «круглый стол», «мозговой штурм», индивидуальная и групповая работы, защита проектов; осуществление работы с программами и другими источниками информации; подготовка и проведение бесед с анализом конкретных проблемных ситуаций; подготовка рефератов и презентаций по проблемам инклюзивного образования. Спецкурс предусматривает посещение студентами в качестве наблюдателя-эксперта коррекционных занятий проводимых в рамках реализации АООП в общеобразовательных школах.
Для реализации цели спецкурса были предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: занятия-дискуссии, диспуты; занятия-семинары с решением проблемных ситуаций; конференции, практикумы по мониторингу коррекционных программ. Основными ме-
тодами реализации предлагаемого содержания спецкурса являются: метод проблемного изложения, репродуктивный метод (изучение ситуаций из опыта практической деятельности). В качестве средств обучения были использованы: программа спецкурса, АООП образовательных организаций, интернет-ресурсы. Тестирование и анкетирование, являлись основными методами, используемыми при диагностики уровня сформированности готовности студента к мониторингу коррекционно-развивающих программ.
В заключение необходимо отметить, что рассмотренное более подробно организационно-педагогическое условие, это лишь один из этапов процесса формирования профессиональной компетенции бакалавров дефектологов. Реализация и анализ всех организационно-педагогических условий в комплексе даст возможность на протяжении всего образовательного процесса увидеть динамику формирования компетенции в области мониторинга коррекционных программ реализуемых в образовательной организации.
Библиографический список
1. Алдошина М.И. Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки:Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2014. N4. C.173-176.
2. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета (на материале подготовки специалистов социального и гуманитарного профилей): автореферат дис. ... доктора педагогических наук / Орлов. гос. ун-т. Орел, 2009.
3. Методическое пособие для администраторов школ, педагогов и родителей учеников с особыми образовательными потребностями: Е. Ю. Головинская. Самара, 2016.С. 104
4. ШабунинаВ.А. и др. Теория и практика профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе: коллективная монография. М. 2018. 184с.
References
1. Aldoshina M. I. Sociocultural conditionality of problems of defectological education. Vestnik of Kostroma state University named after N.Ah. Nekrasov. Series Humanities:Pedagogy. Psychology. Social work. Acmeology. Juvenile. Sotsiogenetiki. 2014. N4. Pp. 173-176.
2. Aldoshina M.I. Formation of ethnoaesthetic culture of students in educational process of the university (on material of training of specialists of social and humanitarian profiles): abstract ... doctors of pedagogical sciences / Orel state. university. Orel, 2009.
3. Handbook for school administrators, teachers and parents of students with special educational needs: E. Y. Golovin. Samara, 2016. Pp. 104.
4. Shabunina V. A., Etc. The theory and practice of vocational training of students in agrarian higher education institution: collective monograph. M. 2018. 184 p.