к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. В формировании менталитета будущего сельского жителя
Библиографический список
особую роль играет то, что ребенок с молоком матери впитывает культуру крестьянства, ощущение красоты природы, деревенский уклад жизни, любовь к родному краю.
1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 9-12.
2. Зайцева, Т. М. Мониторинг реализации основных мероприятий концепции профориента-ционной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинска и Челябинской области [Текст] / Т. М. Зайцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 53-57.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 304 с.
УДК 377 И. С. Тихомиров, мастер ПО Южно-Уральского
многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, е-mail: [email protected] А. А. Соколова, старший методист ЮУМК, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОМ»
В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, созданный для преподавания междисциплинарного курса студентам, обучающимися по программам строительного профиля.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство.
Интеграционные процессы, происходящие в системе образования, приводят к необходимости модернизации образования в средних профессиональных организациях на основе компетентностного подхода. Появление новых отраслевых предприятий в результате постоянно обновляющихся технологий, увеличение объема научно-технической базы требуют от современного специалиста высококвалифицированной подготовки, способности быстро осваивать новые технологические процессы, сформирован-ности профессиональных компетенций и умений
Мне всегда была невыносима мысль, что после проверки моей продукции кто-то скажет, что я сделал что-то низкопробное.
Поэтому я всегда старался выпускать только то, что сможет выдержать любую объективную проверку, то есть будет лучшим из лучшего.
Роберт Бош, 1918 г. применять полученные знания в процессе дальнейшей профессиональной деятельности [1].
Для формирования профессиональных компетенций обучающихся на качественно высоком уровне необходимо создание организационно-педагогических условий, поскольку именно они составляют ту образовательную профессиональную среду, в которой необходимые явления и процессы возникают, существуют и развиваются. Под условиями принято понимать те обстоятельства и факторы, которые влияют на какой-либо процесс действительности. В педагогике
условия, не являясь сами по себе причинами событий, усиливают или ослабляют действие причины. С таких позиций условия выступают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. В современной дидактике условия выступают в качестве совокупности факторов, компонентов педагогического процесса, которые формируют успешность обучения. А педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на сознательное освоение обучающимися системы знаний и умений, формирование способности применять их на практике [2]. В основе эффективного формирования профессиональной компетентности конкретного специалиста лежит целый комплекс организационно-педагогических условий, которые должна определить и создать сама образовательная организация.
По укрупненной группе специальностей и профессий СПО 08.00.00 «Техника и технология строительства» в нашем колледже осуществляется подготовка по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и профессиям: 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», 08.01.06 «Мастер сухого строительства», 08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках данных профессиональных образовательных программ в качестве вариативной составляющей введен междисциплинарный курс «Технология работы с профессиональным электроинструментом», что предполагает освоение такой профессиональной компетенции, как «применение электроинструмента при строительно-монтажных, ремонтных работах и работах при реконструкции строительных объектов».
Для успешного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов строительной отрасли в процессе их обучения
мы выделяем следующие оптимальные организационно-педагогические условия:
1) определение содержания образования;
2) материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
3) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
4) кадровое обеспечение образовательного процесса.
Первое из организационно-педагогических условий — определение содержания образования — является самым важным компонентом педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах: федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной программе. Через содержание образования реализуются цели, определенные заказчиками системы профессионального образования (государством, работодателями, обществом). В содержании отражаются актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда. Определение содержания программы данного междисциплинарного курса относится к вариативным составляющим; при этом важно, что приоритет отдается интересам работодателей, а не нуждам образовательной организации. Также данный курс выступает как подготовительный этап к освоению последующих профессиональных модулей и участию обучающихся в профессиональных конкурсах.
В Южно-Уральском многопрофильном кол -ледже имеются аудитории и учебная мастерская для теоретических и практических работ по обучению работе с электроинструментами, что обеспечивает второе организационно-педагогическое условие — материально-техническое обеспечение образовательного процесса. На основе государственно-частного партнерства компания Bosch предоставила современный электроинструмент для обучения студентов. В настоящее время имеются все необходимые инструменты для обучения технологиям металлообработки, деревообработки и бетонообра-ботки, оснастка для электроинструментов.
Применение Название инструмента
Электроинструменты для деревообработки Кромочный фрезер GKF 600
Торцовочная пила GCM 10 J
Торцовочная пила GCM 12
Торцовочная пила GCM 12GDL
Рубанок GHO 26-82
Вибрационная шлифмашина GSS 23 А
Таблица 1
Перечень применяемого в учебном процессе электроинструмента
Окончание таблицы 1
Применение Название инструмента
Эксцентриковая шлифмашина GEX 150 TURBO
Рубанок GHO 26-82
Погружная пила GKT 55 GCE
Рубанок GHO 15-82
Универсальный пылесос GAS 25
Электроинструменты для Отрезная пила GCO 2000
металлообработки Дисковая пила GKS 190
Дисковая пила GKS 55
Вибрационная шлифмашина GSS 23 А
Дрель GBM 16-2 RE
Дрель GBM 13-2 RE ЗВП
Угловая шлифмашина GWS 850 СЕ
Угловая шлифмашина GWS 12-125 CI
Угловая шлифмашина GWS 1000
Угловая шлифмашина GWS 15-150 СШ
Угловая шлифмашина GWS 22-230 LVI
Угловая шлифмашина GWS 24-230 LVI
Ударная дрель GSB 13 RE (БЗП)
Угловая шлифмашина GWS 7-115 Е
Универсальный пылесос GAS 50
Аккумуляторная отвертка GSR MX2DRIVE
Аккумуляторный шуруповерт GSR 14.4-2-LI
Электроинструменты для Перфоратор GBH 2-23 REA
бетонообработки Бороздодел GNF 35 СА
Шлифовальная машинка по бетону GBR 14 СА
Мешалка двухскоростная GRW 11 Е
Отбойный молоток GSH 16-28
Универсальный пылесос GAS 25
Для обеспечения третьего организацион- са для междисциплинарного курса при тесном но-педагогического условия — учебно-методи- сотрудничестве с представителями компании ческого обеспечения образовательного процес- Bosch создан учебно-методический комплекс.
Таблица 2
Учебно-методический комплекс междисциплинарного курса
Наименование раздела Учебное пособие Сборник тестовых заданий «Книга для преподавателя» Методические разработки уроков Методические рекомендации к самостоятельным работам
Электроинструменты Bosch для деревообработки + + + +
Электроинструменты Bosch для металлообработки + + + +
Электроинструменты Bosch для обработки камня, бетона и плитки + + + +
Выполнение строительно-монтажных работ аккумуляторными инструментами Bosch + + +
Измерительная техника Bosch + +
Учебный процесс обеспечен дидактико-ме-тодическими материалами в виде комплекта из 86 цветных плакатов. Они позволяют наглядно изучить геометрию оснастки (режущего инструмента), кинематику и технические характеристики моделей инструмента. Имеются как электронные плакаты (для сопровождения теоретического процесса), так и настенные (для сопровождения практического обучения).
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами педагогические работники должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), и получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. В 2013 и 2014 гг. преподаватели и мастера производственного
Библиографический список
обучения колледжа проходили стажировку на площадке учебной мастерской Роберта Боша в г. Ульяновске в региональном учебно-техническом центре по программе «Технология использования ручного электроинструмента Bosch в строительстве» с выдачей сертификатов, что явилось реализацией четвертого организационно-педагогического условия.
Педагогический процесс — это целостное педагогическое явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны. Поэтому важным для обеспечения процесса качественного профессионального обучения является создание комплекса организационно-педагогических условий, отвечающих современным требованиям. Только учитывая все условия, влияющие на формирование профессиональных компетенций обучающихся, возможно обеспечить качество профессиональной подготовки будущих специалистов, соответствующее требованиям ФГОС и работодателей.
1. Кузнецова, Е. Н. Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Кузнецова // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. — 2014. — № 2 (09). — Режим доступа: http://ce.if-mstuca.ru/.
2. Синкина, Е. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Е. А. Синкина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. — 2012. — Вып. № 1. — Т. 14. — Режим доступа: http://vestnik.pstu. ru/mm/archives/?id=&folder_id=940.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 11.08.2014 № 965]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70632872/.