Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (12). Март 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 373.1.02 ББК 74.262 Т666
А. Л. Третьяков Санкт-Петербург, Россия ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В статье автор и основоположник идеи организации школьных центров правовой информации акцентирует внимание читателя на некоторых организационно-педагогических условиях деятельности школьной библиотеки по вопросам правового просвещения современного подрастающего поколения (обучающихся). Описывается актуальность проблематики и нормативно-правовая основа, на которой строится идея организации школьных центров правовой информации. Выявлена философия деятельности подобных центров. Особая роль отводится педагогической деятельности школьного библиотекаря, который выступает посредником (провайдером) в формировании правовой культуры обучающихся. Отмечается значимая роль школьных центров правовой информации в формировании информационно-образовательной среды общеобразовательной организации и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: правовая культура, обучающиеся, школьная библиотека, организационно-педагогические условия, образование.
A. L. Tretyakov Saint Petersburg, Russia
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SCHOOL LIBRARY ACTIVITIES ON THE LEGAL EDUCATION OF STUDENTS
© Третьяков А. Л., 2017
The author and founder of the idea of school centers of legal information focuses the reader on some of the organizational and pedagogical conditions of the school library activities on issues of legal education of modern younger generation (students). The author describes the relevance of the issue and the legal basis on which the idea of school centers of legal information is built and reveals the philosophy of the activities of such centers. A special role is given to teaching activities of the school librarian, who acts as an intermediary (service provider) in the formation of legal culture of students. It is noted the significant role of the school centers for legal information in the arrangement of the information educational environment of educational institutions and implementation of Federal state educational standards.
Key words: legal culture of studying, students, school library, organizational and pedagogical conditions, education.
Современное общество, характеризующееся глобальными изменениями в развитии рыночной экономики, изменениями в правовой системе государства, обновлении законодательства и реформировании системы отечественного образования предполагает формирование граждански активной и социально развитой (гармонично развитой) личности, которая знает и умеет защищать свои права только средствами закона, а также понимает свои реальные интересы, уважает права и свободу окружающего социума. Но, несмотря на все положительные акценты в мировоззрении и сознании современных людей, к сожалению, отсутствует понимание идеи верховенства права и важности закона. В связи с этим, обуславливается необходимость в юридически грамотно мыслящем молодом поколении, способном самостоятельно выдвигать и решать различные социально-профессиональные и другие проблемы с помощью закона. Указанная выше ситуация требует от выпускника каждой общеобразовательной организации определённых знаний, умений, навыков и компетенций в области права, позитивного отношения к нему, то есть необходимо формирование уже со школьной скамьи информационно-правового самосознания обучающихся.
Обучающийся должен психологически принять происходящие в обществе и стране различные изменения и быть готовым ко всё более увеличивающейся нравственной и правовой ответственности, а также самостоятельности поведения в социально-профессиональной жизни.
В настоящее время у большинства представителей молодёжи Российской Федерации уровень правовой культуры не соответствует требованиям времени и социальному заказу общества. Среди препятствий, которые способствуют формированию правового нигилизма у подрастающего поколения, можно выделить, на наш взгляд: частичное противоречие нормативных и правовых документов реальной действительности, не развитие идеологии демократического правового государства. Данные доминанты, безусловно, способствуют более медленному развитию правового государства и гражданского общества, а также развитию преступности в молодёжной среде, употреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
О необходимости повышения роли образовательных организаций в формировании правовой культуры подрастающего поколения говорится в ряде нормативных и правовых документов, среди которых можно выделить: Конституцию Российской Федерации, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальную доктрину образования в Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты и ряд других.
На наш взгляд, решение приведённых выше проблем может осуществляться посредством научного, в том числе правового просвещения общества. Данный аспект становится в настоящее время актуальной задачей, которая, хотя уже и начинает осознаваться обществом, но на должном уровне практически не решается [Демидов, 2007, с. 1; Демидов, 2016, с. 22].
Среди основных провайдеров правовой информации для обучающихся, на наш взгляд, является школьная библиотека и организуемые на её базе школьные центры правовой информации, речь о которых пойдёт чуть позже.
Среди различных форм работы школьных библиотек по правовому просвещению можно выделить: формирование фонда документами правовой темати-
ки, проведение мероприятий по повышению правовой культуры обучающихся, подготовка наглядных и печатных материалов для повышения правовой культуры обучающихся и ряд других.
Основной целью научного, в том числе правового просвещения, является своевременное информирование общества в целом и подрастающего поколения в частности о важных и социально значимых достижениях и тенденциях развития научно-технического прогресса, а также о связанных с современным этапом развития цивилизации новых опасностях и угрозах.
Научное, в том числе правовое просвещение должно стать неотъемлемой частью гражданского образования подрастающего поколения, которое становится приоритетным фокусированием государственной системы общего образования и воспитания граждан, направленным на формирование современного научно-правового мировоззрения граждан и таких нравственных установок, которые необходимы для выживания в нашем обществе.
Современное научно-правовое мировоззрение необходимо также для формирования ценностных установок личности, которые определяют отношение человека к своей стране, другим людям, живой и неживой природе. Перед российским образованием сегодня поставлена жизненно важная стратегическая задача - готовить людей к жизни и деятельности в современном изменяющемся мире, помочь им осознать национальные приоритеты своего государства и активно участвовать в реализации региональных и национальных проектов социально-экономического и историко-культурного развития Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» установил развитие системы правового воспитания в качестве одного из основных элементов концепции правовой реформы и приоритетов правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности, и развития полноценного гражданского общества. В свою очередь,
в данном документе большое внимание уделяется правовому просвещению подрастающего поколения [Указ, 1995].
Отметим, что данная проблема актуальна и на сегодняшний день, о чём свидетельствуют принятые в 2011 году Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [5], в которых акцентируется внимание на правовом просвещении молодых россиян. В ст. 15 данного документа определены основные направления государственной политики в рассматриваемой области:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права и ряд других [Основы, 2011].
Рассмотрим некоторые аспекты правового просвещения, возложенные Президентом Российской Федерации на государство. «Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленное на обеспечение законности
и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи» [Основы, 2011].
Значимым для целей развития правового просвещения является ст. 19 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, определяющая развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [Основы, 2011].
Наряду с этим, принятая Стратегия развития воспитания на период до 2025 года призвана сформировать у подрастающего поколения информационно -правовую культуру и адекватное развитие правосознания [Стратегия, 2015].
Правовые механизмы реализации Стратегии включают среди прочих: развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми.
Вопросы нормативного регулирования рассматриваемой области были поставлены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция 2020) и в ряде других нормативных и правовых документов.
Согласно распоряжениям Правительства, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности, а органам исполнительной власти руководствоваться Основными направлениями при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Цель Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Для достижения этой цели в Концепции сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом: вызовов предстоящего периода; стратегии достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики; цели и задачи территориального развития [Концепция, 2008].
Среди приоритетных направлений, служащих достижению качественных результатов в культурной политике России, Концепция называет развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе библиотек, а, согласно «Основным направлениям», продолжится деятельность, нацеленная на развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации.
Среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе Концепция называет расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования.
Обратимся ещё раз к Основам государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан с целью формирования более целостного образа в значимости и необходимости организации правового просвещения именно в современной образовательной организации. Итак, «Согласно п. 15 Основ, государственная политика в рассматриваемой области осу-
ществляется по следующим основным направлениям: 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан; 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; 4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан; 6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи» [Основы, 2011].
Таким образом, следует зафиксировать, что Основы предписывают органам управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в соответствии с п. 15.2, развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях, а органам управления связи и массовых коммуникаций в сотрудничестве с органами управления культурой, в соответствии с п. 15.4 предписывается обеспечить формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан, что само собой предполагает использование визуальных средств передачи информации.
Основы в п. 18 определили меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения. «К ним относятся: 1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности; 2) развитие практики обучения основам права в
образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; 3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, а также; 5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования» [Основы, 2011].
Указанный перечень мер предполагает создание механизмов мотивации, начиная с дошкольного образования, для целей внедрения визуальных средств передачи информации в контексте развития правового просвещения, как для самих дошкольников, так и для их воспитателей и родителей детей младшего возраста, но также и для всех участников образовательного процесса в формате общего, дополнительного образования и повышения квалификации педагогического состава.
На наш взгляд, организация правового просвещения в современной образовательной организации возможна посредством создания школьных центров правовой информации. Рассмотрим некоторые научно-теоретические основы организации данных центров. Необходимо отметить, что идея организации подобных центров принадлежит автору данной работы, и первые попытки описания теории данной проблематика отражены в работе исследователя [Третьяков, 2016, с. 262].
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался бурным расцветом отечественной философской мысли, в частности, в недрах Института человека РАН Николаем Александровичем Носовым была выдвинута и доказана теория, получившая позднее название - виртуалистика. Разработкой данной теории занимался спе-
циализированный Центр Института. Основными положениями теории являются:
• Базовой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея сосуществования виртуальных и реальных объектов и явлений, влияющих друг на друга, но не сливающихся в одной общей реальности.
• Мир меняется и меняется понимание мира человеком. Например, в последние 30 лет возникли новые подходы как в области осмысления бытия, так и научных данных. Например, синергетика, экология и др. Возникли и переживают бурный расцвет - информационные технологии, породившие новые профессии и изменившие многие виды научной и практической деятельности.
• Теория Н. А. Носова доказывает, что мир во многом виртуален. Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать её предметом научных исследований и практических преобразований.
• Виртуалистика - это не отрасль научного знания, а тип мировоззрения. Данное мировоззрение не отрицает традиционную философию и науку. Виртуалистика вводит в мировоззрение дополнительные реальности и, соответственно, предлагает новый взгляд на мир.
• Виртуальная реальность, независимо от её «природы» (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и проч.), имеет следующие свойства: порождённость, актуальность, автономность, интерактивность. Необходимо остановиться на комментариях, которые современные учёные (Михайлов А. Н., Генисаретский О. И., Носова Т. В.) дают каждому из свойств.
1. Порождённость. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Например, развитие компьютерной техники породило виртуальную реальность - Интернет.
2. Актуальность. Виртуальная реальность существует только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность. Любую виртуальную реальность, например, роман в письмах между двумя возлюбленными, можно прекратить. Закончится переписка, и эта виртуальная связь двух людей закончится вместе с перепиской. Например, американский фильм «Вам письмо» ре-
жиссёра Норы Эфрон может служить прекрасным примером. Два человека в переписке и в жизни имеют совершенно разные отношения. В анонимной переписке - это понимающие и уважающие друг друга люди, которые с каждым письмом становятся ближе друг к другу, а в реальной жизни - это конкуренты и враги. Их виртуальная жизнь существует совершенно автономно и во многом даже находится в противоречии с реальностью. По законам жанра мелодрама заканчивается хэппи-эндом - виртуальная и реальная жизнь сливаются и возникает новая реальность, где герои имеют совершенно отличные от прежних социальные и профессиональные роли.
3. Автономность. В виртуальной реальности своё время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»). Иллюстрацией этому положению может служить Facebook, а точнее его страницы, которые ведут библиотекари. Очень спокойные, можно сказать, тихие люди на страницах Facebook становятся пламенными борцами за идею. У них возникают сторонники и противники. В целом, идёт виртуальная жизнь в большинстве своих проявлений. Страницы разных библиотекарей и библиотечных сообществ имеют разную профессиональную, эмоциональную окраску, за счёт разных фотографий и рисунков - даже разный дизайн. Каждая страница на Facebook - это отдельное государство со своими законами и нормами.
4. Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, что подтверждается основами онтологии - учения об общих категориях и закономерностях бытия, о существовании в единстве закономерностей, теории познания и логики. Очень показательным примером в этом плане может служить федеральная целевая программа «Электронная Россия». В момент создания проекта данной программы предполагались определённые функции и направления деятельности, которые будут реализованы с её помощью. Однако, когда программа начала реализовываться, а в её реализации участвовало значительное количество людей из различных регионов - данная виртуальная реальность обрела иную жизнь и во многом иные функции, чем предполагали её идеологи и разработчи-
ки. Программа развивалась по программе, отличающейся от запланированной, что, по мнению экспертов - привело её в тупик.
• В виртуалистике рассматривается два вида реальностей - константная реальность, например, научно-технический прогресс, развитие электроники и виртуальная реальность - Интернет, порождённый развитием прогресса. Данные реальности рассматриваются как самостоятельные философские категории, которые не вступают в оппозицию друг с другом, то есть реальность, породившая виртуальный мир не конфликтует с ней. В свою очередь, виртуальный мир не ставит цели повлиять на создавшую его реальность. Некоторые социологи полагают, что виртуальный мир во многом повлиял на реалии мира естественного, особенно на его молодёжный сектор, но это явление совершенно иной природы, оно существует, его никто не отрицает, но сказать, что Интернет повлиял на развитие научно-технического прогресса, в частности, электроники -нельзя. Здесь можно говорить только об одностороннем влиянии. Развитие научно-технического прогресса, в частности электроники, влияет на виртуальную среду Интернет, в свою очередь, виртуальная среда Интернет на развитие научно-технического прогресса прямого воздействия не оказывает. Неверно понимать виртуальность как нереальность (возможность, иллюзорность, потенциальность, воображение и т. п.), виртуальность есть другая реальность. В виртуалистике полагается существование двух типов реальности: виртуальной и константной, - каждая из которых одинаково реальна.
С позиций виртуалистического мировоззрения центры правовой информации являются той сущностью, которая способна породить виртуальные миры школьников, отвечающие их духовным, познавательным и эстетическим потребностям. И как это не парадоксально звучит - стать серьезной альтернативой Интернету и иным привычным развлечениям школьников. При этом необходимо ещё раз подчеркнуть, что «виртуальные» в данном контексте означает не дистанционные, а временные и не зафиксированные жестко какой-либо традиционной формой внутришкольной работы.
Современные школьники взрослеют в эпоху активного использования разнообразных гаджетов, уводящих их в виртуальные миры. Школьники, которые в рамках урочной системы отвечают на заданные учителем вопросы, а выражение собственного мнения должны оставить на перемены или внешкольное время, эти школьники могут положительно отнестись к появлению многофункциональной, в том числе коммуникационной и рекреационной площадки внутри школы.
Подтверждениям данного предположения являются школы с развитым ученическим самоуправлением. Например, школы, где школьный парламент, школьный пресс-центр, школьный клуб - являются комфортной средой для самовыражения и взросления, дают возможность предположить, что и центры правовой и иной социально значимой информации (если их назвать более привлекательным для учащихся именем), то тоже могут стать средой межличностного общения, местом получения новых социальных знаний и умений.
Если оторваться от шаблонов, то можно не превращать деятельность центров правовой информации в обязательные дополнительные занятия для учащихся по правовым дисциплинам. Из традиционного направления работы с электронными ресурсами - центр правовой информации может стать актуальным киноклубом, школой неформального лидера, центром информального образования, то есть тем местом, где школа предоставляет обучающимся дополнительные возможности для саморазвития и самообразования, коммуникаций. Именно так представляли себе правовое просвещение Д. С. Лихачёв и Н. И. Элиасберг.
Саморазвитие человека редко протекает лишь в академической тиши урока или библиотечного зала. «В век стремительно меняющихся технологий, оно быстро нацеливается на освоение новых знаний, новых форм и моделей развития. Это требует от системы образования совершенно новых моделей организации и управления. В частности, быстрого, зависящего от скорости смены технологий, формирования контента и обеспечения к нему доступа вех участников
образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей и надзорных органов» [Комарова, 2013, с. 66].
Популярность или непопулярность центра правовой и иной социально значимой информации и его деятельности по правовому просвещению зависит, на наш взгляд, только от двух моментов:
1. Если у школьного библиотекаря и педагогов, заинтересованных в правовом просвещении, собственные или заимствованные идеи, как традиционное, обыденное сделать интересным и личностно важным.
2. Школьники в центре правовой и иной социально значимой информации активно участвуют в выборе форм работы, а не только выполняют заранее приготовленные задания или поручения.
Они являются равноправными участниками обсуждения и выбора самых интересных тем и направлений, и на основе коллективного выбора определяют вектор развития центра правовой и иной социально значимой информации. Например, правовая и иная социально значимая информация может иметь название «Обсуждение. Дискуссия. Дебаты». В подобном центре, возможно даже с привлечением студентов или молодых специалистов из вузов, а также общественных организаций, можно научиться проводить дебаты, быть рефери (судьёй), научиться организовывать дебаты в среде младших школьников и т. д. А тематика тех или иных дебатов или дискуссий будет этико-правовой, а это означает, что очень широкой.
Важность создания сети центров правовой и иной социально значимой информации на базе школьных библиотек состоит в том, что:
а) школьные библиотеки подготовлены к работе с информацией;
б) они, как правило, осуществляют мониторинг информационной среды с целью формирования требуемого контента;
в) они давно объединяют обучающихся на межпредметном уровне.
Школьные библиотеки могут предложить и ресурс, позволяющий объединить Центры в единую сеть. Это разработанный в 2015 году Конструктор библиотечных сайтов Научно-технического центра «Система».
«Цель разработки конструктора состояла в создании социальной сети библиотек. С этой целью были разработаны портал для библиотек, участвующих в проекте и их читателей, созданы конструкторы сайтов для муниципальных и школьных библиотек, а также формируется информационно-образовательная среда для развития библиотек» [Комарова, 2015, с. 27; Образование, 2014, с. 146].
Конструктор сайтов позволяет автоматизировать следующие виды работ:
• создание страниц сайта в соответствии с выбранным шаблоном дизайна;
• создание разделов и заголовков страниц;
• создание закрытых разделов сайта;
• информационное наполнение сайта;
• управление доступом к содержимому сайта.
Партнерская сеть библиотек через портал bibl.systema.ru осуществляет следующие виды деятельности: просветительская, воспитательная, культурная, создание и обслуживание сайтов, консультационная, проведение экспертиз, исследовательская и аналитическая, проведение российских и международных конкурсов, организация стажировок, проведение и организация семинаров, конференций, игр, тренингов и международная деятельность.
Используя эту сеть, объединение будет накапливать не только ресурсы, которые можно получить в наше время вне любого центра, но и будет передаваться опыт, методики, подходы, решения педагогических задач, то есть всё то, что составляет суть педагогической деятельности.
Когда у школьников получится информационный, развлекательный или какой-либо иной продут (фильм, концерт, спектакль, дебаты), можно провести конкурс между центрами, объединёнными в сеть на одну заданную тему, которую каждый центр будет раскрывать специфическими для него средствами.
Нельзя забывать, что центр правовой информации создан на базе школьной библиотеки. Поэтому первой темой может стать «Читать - это модно» или наоборот - «Это модно - читать», которая может послужить инструментом для
того, чтобы познакомить учителей и школьников из разных центров и из разных школ.
Постепенно круг участников подобных конкурсов может расширяться за счёт школ, которые могут даже не иметь центров, но иметь установки ви-деоконференцсвязи. Общение в режиме реального времени со сверстниками из других городов и даже городских и сельских ребят, учителей из самых разных образовательных организаций может послужить началом к дальнейшему развитию центров правовой и иной социально значимой информации.
«Состязательность очень важна в жизни подростка и именно это является основой для реализации ещё одной функции центра - командообразующей. Невольно, готовясь к тому или иному мероприятию (акции) в центре будут собираться дети из разных возрастных групп, которым на практике придётся научиться уметь слушать и уважать друг друга, так как это те условиях, без которых победить нельзя» [Третьяков, 2016, с. 218].
Таким образом, правовое просвещение обучающихся в современной школьной библиотеке в настоящее время является просто жизненно необходимым и обусловлено требованием времени, а также информационно-образовательным правовым полем Российской Федерации.
Предполагается, что создаваемые на базе школьных библиотек центры правовой информации станут новым направлением в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, а также выступят опорными инфраструктурными элементами для решения задач информационного обеспечения одарённых обучающихся и учителей.
В заключение отметим, что правовое просвещение подрастающего поколение необходимо осуществлять со школьной скамьи, где важную роль будут играть школьные центры правовой информации, созданные на базе библиотек образовательных организаций регионов России.
Библиографический список
1. Демидов А. А. Формирование правовой и информационной культуры личности - важный фактор построения гражданского общества в России // Информационные ресурсы России. 2007. № 4. С. 1.
2. Демидов А. А. Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Ме-диаобразование. 2016. № 2. С. 21-33.
3. Комарова И. И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / И. И. Комарова, А. В. Туликов. Изд-е 2-е, испр. и доп. Москва: Мозаика-Синтез, 2013. 192 с. (Современный образовательный стандарт).
4. Комарова И. И. Роль общественных объединений в развитии образования в России / И. И. Комарова// Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 26-29.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. (Дата обращения: 22.01.2017).
6. Образование для процветания: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / И. И. Комарова [и др.]. Москва: Изд-во Агентства стратегических инициатив, 2014. 320 с.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г. № Пр-1168). Электрон. дан. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/, свободный. (Дата обращения: 22.01.2017).
8. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.01.2017).
9. Третьяков А. Л. Инновационная модель школьного центра правовой и иной социально значимой информации [Электронный ресурс] / А. Л. Третьяков // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4. С. 261-267. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/#!tretiakov/d2pws. (Дата обращения: 22.01.2017).
10. Третьяков А. Л. Правовое просвещение в современной школьной библиотеке: организационный аспект / А. Л. Третьяков // Актуальные проблемы современного образования:
опыт и инновации: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28-29 ноября 2016 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 216-221.
11. Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/8041, свободный. (Дата обращения: 22.01.2017).
References
1. Demidov A.A. (2007). Formation of legal and personal information culture - an important factor in building a civil society in Russia // Informatsionnye resursy Rossii, 2007. no. 4. P. 1. (In Russian).
2. Demidov A.A. (2016). Centers of ethical and legal information and media education based on school library - an innovation in the implementation of the Federal standards and the infrastructure for the development of information-legal culture of children and young people // Mediaobra-zovanie. 2016. no. 2. P. 21-33 (In Russian).
3. Komarova I.I., Tulikov A.V. (2013). Information and communication technologies in preschool-education: a manual for teachers of preschool institutions, professionals and teaching resource centers, education authorities. Moscow, Publ. Mozaika-Sintez. 2013. 192 p. (In Russian).
4. Komarova I.I. (2015). The role of public organizations in the development of education in Russia //Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2015. no 3. P. 26-29. (In Russian).
5. Long-Term Socio-Economic Development Concept of the Russian Federation for the period up to 2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. (Accessed 22.01.2017). (In Russian).
6. Komarova I.I. (2014). Education for prosperity: exemplary educational program children of preschool foot education. Moscow: Publishing House of the Agency for Strategic Initiative. 2014. 320 p. (In Russian).
7. Principles of State Policy of the Russian Federation in the sphere of the legal literacy and legal awareness of citizens: approved by President of the Russian Federation of 28.04.2011 № Pr-1168. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 113761/ (Accessed 22.01.2017). (In Russian).
8. Strategy of development of education for the period up to 2025. URL: http://government.ru/docs/18312/, svobodnyi. Zagl. s ekrana. (Accessed 22.01.2017). (In Russian).
9. Tret'iakov A.L. (2017). Innovative model of school the center of legal and other social-but significant information. URL: http://www.bulletennauki.com/tfltretiakov/d2pws. (Accessed 22.01.2017). (In Russian).
10. Tret'iakov A.L. (2016)/ Legal education in modern school library: a organizational aspect. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniia: opyt i innovatsii: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 28-29 noiabria 2016 g. / otv. red. A. Iu. Nagornova. Ul'ianovsk, 2016, pp. 216-221. (In Russian).
11. Presidential Decree of 06.07.1995, № 673 «On the development of a concept of legal reform in the Russian Federation». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/8041 (Accessed 22.01.2017). (In Russian).