ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДНЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
В. А. ПОПЛЕВИНА
В статье представлены основные организационно-педагогические особенности функционирования модных любительских объединений в современной социокультурной ситуации. Проанализированы основные особенности каждого любительского объединения в частности. Выведено заключение об организации и функционировании модных любительских объединений. Представлены схемы любительских объединений, основанных на моде и функции модных любительских объединений.
Ключевые слова: мода, модные любительские объединения, досуг, клуб.
Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Г. Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо, наряду с основной работой, иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подобное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков [4].
Стремление проводить время с единомышленниками приводит любителя в досуговые объединения. В таких объединениях любительская деятельность в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности. Человек реализуется здесь по всей целостности своих созидательных сил, усваивает новые знания о природных и социальных объектах окружающей действительности, приобретает новые навыки, умения и привычки, лучше узнает самого себя. Здесь решаются разнообразные и многочисленные проблемы творческого плана, удовлетворяется стремление создавать продукты, неизменным свойством которых является уникальность, которые ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.
В условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успешно формируется и
совершенствуется коммуникативный потенциал личности.
Речь идет о таком личностном свойстве, как общительность, о системе практических умений и навыков общения, способности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т. д. [5].
Результаты анализа функционирующих объединений, основанных на моде представлены на рисунке 1. Попытаемся охарактеризовать каждое из выделенных нами модных досуговых объединений.
Прежде всего, подобные объединения представлены молодежными субкультурами. В современной отечественной науке под субкультурой понимается «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» [2]. В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей. Такие объединения не что иное, как форма самовыражения и са-мовысказывания молодых. Участники таких объединений ставят перед собой цели: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением. Можно сделать вывод, что субкультура - явление временное, особая форма жизненного поиска.
Рис. 1. Досуговые объединения, основанные на моде
Вначале была выставлена возрастная категория субкультур, но изучая эти объединения, выясняется, что жизненный путь можно искать всю жизнь, поэтому в субкультурах встречаются и более взрослое поколение. В настоящее время субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Каждая из субкультур создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты. Для нашей работы такая особенность субкультур представляет большой интерес, так как это все имеет связь с феноменом моды. Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Они могут быть иного направления. Им подходит название «неформальное объединение», нежели «субкультура». Неформальные объединения, как и субкультуры, также являются массовым явлением. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже пожилые люди. В таких объединениях возраст не ограничен. Число их измеряется десятками тысяч, а количество участников - миллионами.
В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, люди стали объединяться в так называемые неформаль-
ные группировки, которые было бы правильнее назвать «самодеятельными любительскими объединениями». Отношение к ним неоднозначное. \ В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией -сейчас такие направления пользуются спросом и являются модными объединениями. Стихийно возникающие подобные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин «модное самодеятельное движение». Это объясняется тем, что: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Причины возникновения объединений:
- вызов обществу, протест;
- вызов семье, непонимание в семье;
- нежелание быть, как все;
- желание утвердится в новой среде;
- стремление привлечь к себе внимание;
- не развитая сфера организации досуга в стране;
- копирование западных структур, течений, культуры;
- религиозные идейные убеждения;
- дань моде;
- отсутствие цели в жизни;
- влияние криминальных структур, хулиганство;
- возрастные увлечения.
Мода и субкультура занимают важное место в современном обществе. Оба эти понятия являются довольно сложными и интересными для изучения и являются составляющими культуры в целом. Молодежь - та группа, на которую она в основном и направлена мода, поскольку молодые люди - самая активная, творческая часть населения. Мода динамична - она постоянно меняется. В этом также отражаются потребности и интересы молодежи. Модным может быть все, что угодно: одежда, обувь, прическа, журналы, каналы, тот или иной стиль, предметы, профессии, музыка, фильмы и т. д. Даже поведение или стиль жизни некоторые люди выбирают под влиянием модных тенденций. В таком случае можно говорить о существовании моды на определенные субкультуры, а также о взаимном влиянии друг на друга этих феноменов. Каждая субкультура стремиться создать свое, как-то отгородиться от общепринятого, сохранить свою оригинальность и самобытность. Но если взглянуть на ситуацию в целом, можно сделать вывод, что все связано.
В качестве самостоятельного вида любительских объединений можно рассматривать модные вечеринки и тусовки. В сравнении с субкультурами и неформальными объединениями они представляют собой кратковременные досуговые объединения, где происходят модные события в жизни современного общества, которые становятся для многих посетителей жизненно необходимым явлением (они этим живут и дышат): модные показы, презентации модных коллекций, журналов, парфюма, дорогих автомобилей. Возрастная категория таких мероприятий - 18-35 лет, в основном, это элита общества. Вечеринки и тусовки в основном происходят в ночных клубах. Каждый ночной клуб имеет свою публику и обладает определенной клубной концепцией, политикой.
К другой категории модных объединений относятся театры моды - симбиоз театра, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, нестандартным восприятием и осмыслением тенденций в новых направлениях моды, в основном в одежде. Это своеобразное модельное агентство с яркими театрализованными показами коллекций на определенные темы.
Еще одним субъектом создания любительских объединений являются модные дома, которые включают в себя дизайнерский центр, экспе-
риментальный цех и непосредственное производство. В дизайнерском центре собраны квалифицированные работники в области дизайна одежды, получившие высшее профессиональное образование, с огромным опытом работы в этой области. Экспериментальный цех занимается не только индивидуальным изготовлением заказов на одежду по оригинальным эскизам дизайнеров, но и решает технические вопросы по изготовлению образцов корпоративной одежды для ее дальнейшего тиражирования.
В заключительной стадии производство изготавливает высококачественный конечный продукт, который отвечает всем требованиям заказчика. На всех этапах производства заказа ведется строгий авторский контроль таким образом, что предприятие работает как единый организм, который объединил в себе только профессионалов своего дела. Модные дома осуществляют заказы фирменной, современной, практичной, отвечающей всем функциональным, гигиеническим, эстетическим требованиям одежды для персонала от профессиональной разработки дизайна до его воплощения. По аналогии с профессиональными модными домами существуют любительские коллективы, которые полностью повторяют специфику деятельности Модных домов. Коллективы (названные как «школа моды», «студия моды», «лаборатория моды») занимаются разработкой коллекций одежды и их показом на фестивале, конкурсах, подиумах. Участники таких коллективов интересуются модой, создают костюмы и аксессуары к одежде, графические проекты (роспись стен в школьных рекреациях), костюмы для театральных постановок. В коллективе занимаются в основном дети любого возраста, интересующиеся художественным творчеством или дизайном костюмов. В дни работы коллективов участникам читаются лекции по теории и истории моды, проводятся семинары и уроки в игровой форме. Программы Театра моды и Модного дома представляют широкие возможности для проявления талантов и дарований участника общества: выявляют модельеров, художников, конструкторов, стилистов и артистов; формируют чувство прекрасного, развивают эстетический вкус; способствуют бережному отношению к культуре, народному творчеству; изучают традиции и историю национального костюма; открывают уникальные возможности для формирования у детей современного мировоззрения.
Работа в таких коллективах построена на сотрудничестве детей и взрослых. К каждому участнику находится свой подход, создаются самые
благоприятные условия для развития и творческого раскрытия. Здесь каждый из коллектива стремится к самоутверждению и самореализации. В каждой «Студии моды», «Театре моды» и «Доме моды» существует трудовая деятельность. Одной из форм деятельности является производительный и общественно-полезный труд. Члены модных объединений проходят трудовую практику в детском ателье, а летом - в трудовых бригадах. Многочисленные заказы, поступающие от населения, заявки на изготовление концертных и сценических костюмов для организаций ближайших городов и районов места нахождения общества - все это позволяет участникам быть конкурентно способными в сфере бытового обслуживания населения, иметь финансовую стабильность. Политика большого количества модных домов базируется на идее коммуникации, способствующей обмену идеями и расширению связей с общественностью в области моды как социокультурного феномена.
Клубные модные объединения пропагандируют соответствующие знания, здесь присутствует целенаправленный обмен культурной информацией, создаются благоприятные условия для живого человеческого общения, формируется мировоззрение, воспитывается эстетический вкус, приобретаются навыки самоуправления, развиваются инициатива и предприимчивость.
На основе анализа опыта деятельности любительских домов моды можно сделать вывод о широком использовании ими таких форм и технологий индустрии моды, как показы, выставки, акции, мероприятия по открытию бутиков, ориентированные на развитие социокультурной коммуникации в обществе. В этих объединениях любителей проходят встречи по темам, приуроченным к ближайшим праздникам (например, определенный день «модный четверг»); участники клуба проводят викторины по истории моды, показы и небольшие чтения о зарождении моды; проходят мастер-классы по прикладному искусству, семинары, конкурсы.
Существуют модные ретро-клубы, объединяющие коллекционеров, изготовителей копий старинной одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров, аниматоров, актеров, музыкантов, моделей. Такие клубы проводят выставки, участвуют в парадах с собственной программой, содействуют обмену идеями, образцами, лекалами, выкройками, ретро-одеждой и просто общаются, помогают друг другу в своем хобби.
Музеи организуют и проводят различные по тематике экскурсии, музейные уроки, лекции. Постоянные экспозиции дополняются временными
выставками. Выставки предполагают отражение истории моды и ее проявления. Профиль и коллекции музеев обусловливают определенный ракурс подачи тем и отбора экспонатов. Выставки моды преследуют следующие задачи:
- наглядно показать, как коренные перемены в обществе, господствующие в данный период времени, влияли на изменение внешнего облика человека в зависимости от его статуса, положения в обществе и его окружения;
- отразить влияние определенного периода времени на приход в Россию мировой моды.
В сети Интернет присутствуют сетевые проекты о моде - социальная сеть моды. Общество объединяет людей, интересующихся модой, дизайном, стилем, красотой. Участники «из первых уст» узнают о модных тенденциях, новинках и трендах непосредственно от профессионалов моды. Фактически, проекты являются открытой площадкой индустрии моды, с функционалом социальной сети, что позволяет участникам давать друг другу рекомендации, консультации, обмениваться материалами, искать друзей и партнеров, размещать и презентовать свои творческие работы на форумах. Теле-радиопередачи транслируют дискуссии, шоу, конкурсы, поддерживающие тему «мода». В данном случае возрастная категория не ограничена. Через призму культурно-исторического прошлого мода понимается как совокупность культурных форм в определенных социальных и исторических условиях. М. И. Долженкова в своей монографии пишет: «Современные цивилизационные процессы характеризуются обращением к культурно-историческому прошлому... -это стимулирует коммуникационные и интеграционные процессы на глобальном уровне, направленные в том числе на поиск путей и механизмов сохранения и передачи культурноисторического и этнокультурного наследия подрастающим поколениям» [1].
Можем сказать, что мода - не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Она связана с основными социальными механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.
Потребность в смене деятельности - одна из самых характерных особенностей функционирования личности в сфере свободного времени и важнейшее условие отдыха людей [6].
В свободное время люди инстинктивно стремятся:
- к смене социальной роли и служебного статуса (руководитель производственного подразделения играет роль рядового участника группы, чтобы снять напряжение от постоянного чувства повышенной ответственности, от необходимости активизировать других);
- к смене условий или характера деятельности (человек, уставший в процессе работы от многочисленных контактов с людьми, может предпочитать индивидуальные формы досуга и наоборот);
- к смене круга общения (стремление включиться в группу не сослуживцев, а других людей, с которыми у них общие досуговые интересы и симпатии) [6].
Потребность в творчестве, осознанное или неосознанное стремление к духовному обогащению, интеллектуализации жизни, ее разнообразию и приводит людей в клубные любительские объединения. Потребность в положительных эмоциях проявляется во всех сферах человеческой жизни. Создание хорошего настроения, радостного мироощущения, психологически комфортных условий - важная задача организации коллективной жизни. В свободном времени потребность в положительных эмоциях настолько велика, что формы досуга, рождающие отрицательные эмоции, личностью вообще отвергаются. Человек включается в любительское объединение, чтобы получить радость от деятельности, обстановки, общения с единомышленниками. Излишняя серьезность, отсутствие игровых, развлекательных моментов, обыденность обстановки и действия в какой-то мере объясняют недостаточную популярность и привлекательность некоторых клубов. В клубные объединения люди приходят, осознанно или неосознанно предполагая, что здесь эти потребности можно удовлетворить, и удерживаются только тогда, когда эти ожидания оправдываются. Досуговые модные объединения обладают широкими возможностями в формировании установки личности на творчество и в развитии ее творческих способностей. То, что установка на творчество проявляется в любительстве, не означает ее узкого, несерьезного значения для личности в целом. Еще в прошлом веке доказано, что в какой бы сфере ни формировались такие качества личности, как самостоятельность, критичность мышления, способность к собственной ориентировке и самореализации, они превращаются в общую установку, обусловливающую творческую позицию личности и в других сферах. Механизм генерализации (обобщение, подчинение частных явлений общему принципу) отдельных качеств,
превращающихся в черты характера, был обоснован С. Л. Рубинштейном [3].
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что модное объединение - это группа людей, общими усилиями которых создается искусство. Оно предназначено для обмена опытом людей, работающих или интересующихся миром моды, где каждый может поделиться своими достижениями и помочь другому в реализации его задумок, желаний и. мечты. Помимо этого человек получает удовлетворение от своего дела, чувствует себя хорошо; разнообразные интересы предохраняют ум от негативных мыслей и эмоций. Порой простое усилие, направленное на развитие интереса к какой-либо деятельности, в состоянии преодолеть депрессию, печаль, чувство гнева, беспокойство, чрезмерное волнение или ощущение вины. Привычка искать новые интересы и увлечения надежно оберегает нас от появления отрицательных эмоций. В поисках общих интересов с другими людьми мы закладываем основу для семейной и общественной жизни. Многосторонние интересы и разнообразная деятельность способствуют умению общаться с окружающими, ведь теперь появляется возможность вести разговор о самых разных приятных и интересных вещах, и человеку не придется уклоняться от общения. Новые интересы и увлечения повышают самоуважение и приносят ощущение радости и полноты жизни, кроме того, становится проще найти себе хорошего друга или будущего партнера для брака. И наоборот, наличие небольшого числа интересов не способно предотвратить возникновение депрессии. Более того, у людей проявляется тенденция к тому, чтобы закрепить этот минимальный набор интересов и увлечений, тем самым ограничив свою жизнь, сделав ее неинтересной и скучной. Только имея широкий кругозор, человек может постоянно ощущать радость от жизни, наслаждаясь большим разнообразием интересов и действий. Можно составить схему «Функции модных объединений» (рис. 2) [4]. В настоящее время любительское движение во всех его разновидностях становится важным фактором социальной активности и социального настроения масс. Классификация любительской деятельности имеет немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения людей к разнообразным формам досуга.
Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы люби_______телей в целом_________
Организация общения людей по интересу
Рис. 2. Функции модных объединений
В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение. Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей каждого человека и на уровень его удовлетворения услугами культурнодосугового учреждения.
В сфере работы по предоставлению культурно-досуговых услуг населению на данный момент отсутствует перечень всего спектра услуг по решению интересов населения, связанных с историей и развитием моды, а также творческих мероприятий. Весь возможный полный перечень предоставляемых услуг не определен и на местах представляет собой набор традиционных форм клубной работы с населением. Культурные потребности людей могут быть удовлетворены с помощью новых форм, характерных именно для любительства, направленных на изучение моды, ее истории и прикладных модных направлений.
Литература
1. Долженкова М. И. Моделирование этнохудо-жественного образования на основе российских и региональных традиций. Тамбов, 2004.
2. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М., 2004.
3. Рубинштейном С. Л. Пути и принципы развития психологии. М., 1969.
4. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Алтайский государственный институт культуры (Омский филиал), 1992.
5. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2003.
6. Смирнова Е. И. Клубные объединения: учеб. пособие для студентов институтов культуры. М., 1997.
* * *
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FASHIONABLE AMATEUR ASSOCIATIONS FUNCTIONING IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SITUATION
V. A. Poplyovina
In article the main organizational and pedagogical features of fashionable amateur associations functioning in a modern social and cultural situation are presented. The main features of each amateur association in particular are analyzed. It is inferred about the organization and functioning of fashionable amateur associations. Schemes are presented: the amateur associations based on a fashion and function of fashionable amateur associations.
Key words: fashion, fashionable amateur associations, leisure, club.