Е. В. Михайлова
(Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена опыту Санкт-Петербурга в построении и организации работы региональной системы оценки качества образования (РСОКО); рассматриваются ее основные задачи, модель, уровни функционирования и направления дальнейшего развития
Достижение высокого качества - ключевая идея развития образования. Современная система образования, многопрофильная и многофункциональная, непрерывно изменяется в соответствии с теми требованиями, которые к ней предъявляют государство и общество. Динамичность системы - это, с одной стороны, реакция на меняющуюся социальную реальность, обеспечивающая ее жизнедеятельность и жизнеспособность, а с другой, - существенный риск, связанный с потерей ориентиров и разрушением.
Именно вследствие этого противоречия система образования испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния и перспектив развития. Таким интегральным критерием является качество. Идея качества актуальна для всех компонентов и уровней системы. Ее можно использовать для оценки ресурсов (кадровых, материально-технических и др.], результата, процесса деятельности. Кроме того, при определенных условиях она позволяет определить вклад всех субъектов образовательной деятельности в общий результат. Проводимая нами на протяжении почти десяти лет в Санкт-Петербурге работа по формированию региональной системы качества общего образования основана на понимании качества образования как интегральной характеристики системы образования, отражающей степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [1].
В петербургской системе оценки качества как важнейшие характеристики рассматриваются адекватность (насколько удовлетворяются потребности заинтересованных лиц], эффективность (насколько соответствуют
друг другу цели и результаты, достигаются ли цели] и рентабельность (эффективно ли используются имеющиеся ресурсы].
При построении петербургской региональной модели учитывались тенденции изменения сущностного понимания качества образования, проявляющиеся в процессе модернизации системы образования: комплексное рассмотрение проблемы оценки ее качества, возможность появления новых элементов этой системы, необходимость широкого представления образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и др. [2].
В исследовании по построению региональной системы оценки качества образования решались такие задачи, как:
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений;
- установление эффективной обратной связи между участниками образовательного процесса; обеспечение единого образовательного пространства;
- принятие обоснованных управленческих решений, содействие устранению субъективизма и авторитаризма;
- повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучающихся на основе создания многоуровневой системы мониторинговых исследований;
- осуществление адресного сопровождения участников образовательного процесса на основе анализа показателей образовательной деятельности и др.
В ходе исследования по разработке региональной системы оценки качества образования была организована научно-исследовательская работа по обоснованию критериев и
процедур оценки индивидуальных достижений выпускников учреждений общего образования разных типов, уровней и профилей; разработке и внедрению новых форм итоговой и промежуточной аттестации учащихся учреждений общего образования; отбору содержания и способов оценки ключевых компетентностей выпускников общеобразовательных учреждений; повышению объективности и независимости процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений; подготовке аналитических заключений, экспертиз, выявлению причин позитивных и негативных изменений в области образования, тенденций и прогнозов развития; формированию общественной экспертизы качества образования.
В системе образования Санкт-Петербурга в сфере управления качеством на всех уровнях (региональном, субрегиональном, конкретного образовательного учреждения] принят программно-целевой подход, являющийся теоретической основой стратегического управления. Этот подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей [3].
При программно-целевом подходе цели увязываются с ресурсами (кадровыми, организационными, материально-техническими] при помощи конкретных программ. Осуществляется этот подход на уровне «линейки»: концепция (стратегия) развития системы образования ^ целевые программы регионального и субрегионального уровней ^ программы развития конкретных образовательных учреждений. При реализации этого подхода программа развития образовательного учреждения становится важнейшим документом, в котором закладываются критерии и показатели оценки качественных результатов и планируются необходимые для достижения заданного уровня качества ресурсы.
Инновационная модель РСОКО является иерархической и строится на трех управленческих уровнях, функции управления качеством образования на каждом из которых имеют свои особенности, обусловленные целями и задачами соответствующего уровня [4].
1. Региональный уровень - формирование единого образовательного пространства; анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в обра-
зовании на основе мониторинга; стимулирование образовательной и педагогической деятельности; организация научных исследований и внедрение их результатов в образование; разработка и использование целевых программ развития образования.
2. Районный уровень - организация образования; охрана прав и здоровья обучаемых; создание благоприятных условий деятельности ОУ; интеграция района в единое региональное информационное образовательное пространство; разработка и выполнение районных программ развития образования.
3. Уровень образовательного учреждения - проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса; определение цели образовательной деятельности ОУ; разработка проектов (программ] деятельности по достижению поставленной цели; организация внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и руководителей; использование текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, системы стимулирования качества образования на всех уровнях: учитель
- ученик - руководитель и др.
Четкое разграничение функций по уровням позволило построить организационноинформационную модель РСОКО, схематично представленную на рисунке. Ключевым звеном системы является Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, в функции которого входят организация всех основных процедур, ведение баз данных, поддержание автоматизированных информационных систем, обеспечение горизонтальных и вертикальных связей внутри РСОКО, поддержка портала «Петербургское образование».
Региональный центр оценки качества образования организует взаимодействие всех элементов системы, включающей органы исполнительной власти, учреждения дополнительного профессионального образования педагогов, которые не только участвуют в сборе информации и подготовке кадров, но и ведут большую научно-аналитическую работу с получаемыми в рамках РСОКО данными.
В качестве Web-интерфейса РСОКО выступает портал «Петербургское образование», находящийся в настоящее время в стадии тестирования, через который будет осуществляться полноценное взаимодействие с за-
Потребители
информации
Единые индикаторы качества
Ґ л Уполномоченные организации
V СПб АППО РЦОКОиИТ У
Мониторинги
Исследования
Тестовые
материалы
Лицензирование
Аккредитация
ЕГЭи ГИА
Формирование баз данных
Образовательные учреждения
Источники первичных данных
Региональная информационная система - портал «Петербургское образование»
------~Г\-------
>
АИС РСОКО
АИС «Параграф»
АИС РОД АИС «Экзамен»
АИС «Олимпиады»
АИС «Педагогические кадры» АИС «Знак»
Рис. Организационно-функциональная схема РСОКО.
казчиками системы образования от учащегося до работодателей.
Эксперимент показал, что несомненными достоинствами этой модели являются ее открытость, широта и заложенная возможность к саморазвитию и совершенствованию, многообразие связей. По нашим наблюдениям, наиболее существенные составляющие РСОКО в эксперименте уже вошли в штатный режим работы, однако многие важные элементы нуждаются в отработке, а их роль и
возможности - в научно-педагогическом осмыслении.
Выделим основные направления развития региональной системы оценки качества образования.
Содержательно-аналитическое направление предусматривает разработку:
- разноуровневой и многоаспектной системы показателей оценки качества, включающей в себя оценку результатов, процесса, условий и оценку управления на основе разных
источников (ведомственная и общественная экспертиза, результаты аттестации и лицензирования, государственная аттестация];
- способов анализа и оценивания полученной информации;
- системы принятия управленческих решений по результатам аналитической деятельности.
Процедурное направление предполагает:
- научное обоснование отбора процедур сбора информации о результатах, процессах и условиях деятельности региональной системы образования;
- увеличение возможностей имеющихся процедур сбора информации за счет оптимизации имеющихся баз данных и создания новых баз данных;
- апробацию и коррекцию (оптимизацию] процедур получения информации;
- разработку соответствующих нормативных документов.
Координационное направление:
- совершенствование способов взаимодействия различных ОУ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов] в ходе реализации программы развития оценки качества образования;
Литература
1. Письмо Рособрнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-01 «Основные положения построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО)».
2. Шадриков В. Д. В фокусе. Качество образования: панорама взглядов (Краткая публикация) // Качество образования. - 2009.
- № 1-2, февраль. - С. 4-5.
3. Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга / под ред. д.э.н., проф. Л. В. Ивановского. - СПб.: ООО «Агентство ВиТ-Принт», 2007.
4. Региональная система оценки качества образования (Опыт Санкт-Петербурга) : учеб.-методич. пособие. - СПб.: Изд-во «Агентство ВиТ-Принт», 2009.
5. Ефремова Н. Ф., Маркарова И. Г., Стребкова Е. В. Региональная система оценки качества образования // Педагогика. - 2007.
- №7. - С. 10-16.
6. Третьякова Т. В. Модель региональной системы оценки качества образования в Республике Саха (Якутия) / / Наука и образование. - 2008. - №4. - С. 121-124.
7. Фомицкая Г. Н. Концептуальные основы построения региональной системы оценки качества образования // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №1. - С. 190-192 .
- совершенствование способов взаимодействия государственной и общественной оценки качества образования.
Образовательно-методическое направление включает в себя:
- подготовку управленческих и педагогических кадров к эффективному использованию возможностей РСОКО в целях развития личности учащегося, развития образовательного учреждения и системы образования в целом.
- определение и обеспечение реализации возможностей и условий эффективной работы РСОКО.
Таким образом, региональные СОКО, строящиеся в настоящее время практически во всех регионах России, возникали из практической необходимости развития систем образования [5, 6]. Научно-теоретические исследования при их создании в основном сводились к обоснованию необходимости тех или иных компонентов и процедур. В современных условиях модернизации образования РСОКО становятся объектом серьезного научно-педагогического осмысления и исследования как полноценной организационно-педагогической структуры [7]. Указанные научноисследовательские направления развития РСОКО являются ключевыми.