ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
О.В.САРАДЖЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета;
Е.Н. БАРИКАЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, начальник Контрольно-ревизионного управления МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблему устойчивого развития предприятия следует рассматривать как методологию, аналитический аппарат оценки факторов устойчивости развития и функционирование предприятия и как организационно-методическое обеспечение устойчивого развития предприятия. Предложено организационно-методическое решение анализа и обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.
Ключевые слова: организационно-методическое обеспечение, устойчивое развитие, эффективность деятельности, функционирование предприятия, организационно-экономическая система.
ORGANIZATIONAL-METHODICAL MAINTENANCE ENTERPRISE SUSTAINABLE DEVELOPMENT
O.V. SARADJEVA,
candidate economic science, the senior lecturer of chair «the Finance and the credit»
ehe Moscow state industrial university;
E.N. BARIKAEV,
candidate economic science, the senior lecturer, the chief of Kontrolno-auditing management
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The problem of a sustainable development of the enterprise should be considered as methodology, as the analytical device of an estimation of factors of stability of development and functioning of the enterprise and as organizational-methodical maintenance of a sustainable development of the enterprise. The purpose of given article consists in offering organizational-methodical decisions of the analysis and maintenance of steady functioning and enterprise development.
Keywords: organizational-methodical maintenance, a sustainable development, efficiency of activity, enterprise functioning, organizational-economic system.
Устойчивость как процесс есть либо переход из одного состояния равновесия в другое, либо отклонение от устойчивости состояния или развития с последующим возвращением в первоначальное состояние без потери целостности. Равновесие и устойчивость связаны с управлением состоянием и развитием системы, которая находится под влиянием входных и выходных параметров и их трансформации. Современный рынок действует в условиях широкого распространения новых информационных технологий, что усиливает тенденции неопределенности, связанные с конкуренцией, как на национальном, так и на глобальном рынках. В связи с глобализацией мировой экономики и рынков резко усилились
конкуренция и темп изменений во всех сферах экономики. Все это поставило перед конкретным предприятием проблему выживаемости как повседневную задачу.
Система обеспечения устойчивости (организационно-экономический механизм) представляет собой замкнутый контур регулирования, является информационно-управленческим процессом и имеет следующую структуру:
♦ диагностика состояния и динамики значимых параметров деятельности предприятия;
♦ оценка состава и масштаба рисков и угроз для равновесия;
♦ применение типового механизма уклонения, ослабления или подавления угроз;
♦ оценка успешности действий системы обеспечения устойчивости предприятия по определенным критериям;
♦ решение о необходимости и характере коррекции системы обеспечения устойчивости.
Устойчивое развитие предприятия является чаще не столько прямо формулируемой (например, успех, максимизация прибыли, расширение объемов деятельности, увеличение активов), сколько предполагаемой целью любого предприятия, т.е. его сверхзадачей. Однако дело не только в интересах самого предприятия. В его устойчивом развитии заинтересованы потребители, поставщики, кредиторы, акционеры, государство и т.п. Это означает, что в центре интересов находятся не только цели или сверхцель предприятия (устойчивость), но и условия (процесс) их достижения. В системном виде основные параметры процесса целеориентированной деятельности, направленной на устойчивость, представлены в виде модели на рис. 1.
Устойчивость развития предприятия есть результат противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Будучи открытой системой, предприятие, непрерывно совершенствуясь, должно постоянно поддерживать свою стабильность. Принцип работы механизма
поддержания устойчивости состоит в том, что, получив сигнал об изменениях, угрожающих системе, включается устройство противодействующих факторов, которое работает до тех пор, пока система не возвращается в равновесное состояние, к определенным количественным значениям параметров деятельности предприятия, соответствующим определению устойчивости. То есть осуществляется саморегулирование на основе обратных связей, которая основывается на принципе «каждая система стремится к сохранению своей стабильности».
Задача обеспечения устойчивого развития методологически опирается на модели организационного развития предприятия. В общем виде организационное развитие представляет собой процесс позитивных, качественных изменений в организации, затрагивающий способы, средства деятельности и взаимодействия и отражающийся в трансформации организационной структуры.
Сложность управления устойчивым развитием предприятия связана с тем, что в экономике сосуществуют динамические и статические процессы, предельно изменчивые и предельно инерционные, однородные и смешанные. Решение задачи управления развитием предприятия зависит от того, что характерно для внешней среды предприятия: ста-
Рис. 1. Устойчивость развития как целевая функция предприятия
1. Миссия и цели организации: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
2. Оценка и анализ: внешней среды, внутренней среды, альтернатив, стратегий, результатов
3. Разработка обеспечивающих планов: расчеты, графики, процедуры, правила, бюджеты
Рис. 2. Система стратегического планирования предприятия
бильность, предсказуемость, что предполагает системно-рациональный подход или спонтанную изменчивость, непредсказуемость, что требует внесистемного, сетевого подхода.
Можно выделить следующие три основных типа моделей организационного развития:
1) селекционная — описывает развитие в логике естественного отбора и селекции образцов;
2) балансовая — объединяет адаптивные и адаптирующие модели, построенные на основе принципа обеспечения равновесия с внешней средой;
3) саморазвития — организационное развитие описывается как результат действия множества слабо контролируемых факторов, а результаты этого процесса слабо коррелируют как с поставленными целями, так и с требованиями внешней среды.
Устойчивость нельзя рассматривать как вариант бесконечного существования предприятия в качестве определенной организационно-технологической системы, которая, как и всякая другая система, неизбежно проходит путь от создания через эффективное использование до момента нецелесообразности ее использования.
Оценка современной экономической ситуации как эпохи скачкообразных перемен, дробления рынков до минимальных размеров и максимального разнообразия, массового производства на заказ приводит к выводу о том, что развитие предприятия связано с его способностью к самоприспособлению, самовосстановлению на основе сети, обеспечивающей максимально быстрый отклик. Долгосрочное планирование и прогнозы не всегда эффективны, поскольку современная экономика непредсказуема и определяется скоростью, гибкостью и нововведениями. Основным направлением развития становится переход к созданию и постоянному расширению способностей реагирования на все возможные варианты будущих ситуаций независимо от их вероятности, готовности действовать в любых условиях
Стратегию как инструмент обеспечения устойчивости предприятия можно рассмотреть одновременно как перспективу развития и образец, как модель реагирования на изменения внешней среды, в рамках которой действует предприятие. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала (система стратегического планирования предприятия представлена на рис. 2).
Процесс стратегического управления устойчивостью рассматривается как стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль. Общий стратегический план рассматривается как программа, в соответствии с которой направляется деятельность предприятия в течение продолжительного периода. Управление предприятием — важнейший ресурс обеспечения устойчивости. Даже финансовая устойчивость, которая является, казалось бы, исчерпывающей и самодостаточной составляющей всех прочих ресурсов устойчивости, все-таки является недостаточной. Управленческий ресурс обладает тем несомненным преимуществом, что может использоваться как при отсутствии финансовой устойчивости, так и при наличии ее. Следовательно, управленческий ресурс есть ресурс особенный, и эта особенность заключается в том, что его использование зависит от самого предприятия.
Управление должно оцениваться не только в традиционных схемах и показателях, но и с позиции того, насколько само управление как процесс обладает качествами, сопоставимыми с показателями устойчивости (организованность, универсальность, результативность и управляемость).
Функционирование предприятия — это взаимодействие информационных, материальных и финансовых потоков с точки зрения их влияния на его состояние и развитие, на бизнес-процессы, совершенствование системы управления и контроля основных параметров деятельности.
Аналитическая модель устойчивого функционирования предприятия включает в себя следующую структуру взаимосвязанных элементов: специфику продукта; основные характеристики взаимоотношений с потребителями; состав и специфику потоков; возможность контроля качества потребителем; параметры качества и обеспечивающий их потенциал (рис. 3).
Основные функциональные процессы должны быть ориентированы на решение задачи устойчивого развития. С этой точки зрения система информации должна не только включать аналитическую, прогнозную и фактическую информацию, но и удовлетворять таким требованиям, как целевая направленность, интегрированность вокруг принципа устойчивости и соответствие критериям целостности, полноты, гибкости и устойчивости (сохранение основных выходных параметров при возмущающих влияниях). Информационная система при этом должна быть соединена с информационной распорядительной системой, в которой наряду с общими задачами управления должны присутствовать задачи информация по регулированию бизнес-процессов в случае нарушения контрольных параметров устойчивости.
Анализ материальных потоков применительно к предприятию основывается на так называемом балансовом методе, который является моделью устойчивости товародвижения для частного случая. Эта модель позволяет путем количественной оценки сравнивать товарные остатки на начало периода, поступление в процессе периода, реализацию и остатки на конец периода и принимать решение о пополнении товарных запасов по объему и ассортименту. Несомненна направлен-
ность этого метода на обеспечение устойчивого развития предприятия в плане материальных потоков. Как это очевидно из предложенной модели, состояние равновесия и тенденция к нему есть лишь одно из трех возможных состояний.
Финансовые потоки являются также одной из трех фундаментальных составляющих, на которых базируется устойчивое развитие предприятия. Исходному состоянию равновесия, которое теоретически допускает и предполагает отклонения в ту или иную сторону (например, «прибыль — убытки»), соответствует система показателей, исчисляемых на основе так называемой модели безубыточности, — «затраты — объем — прибыль», а именно маржинальная прибыль (разность между выручкой и переменными затратами); коэффициент выручки (процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли); точка безубыточности, или критический объем (выручка равна суммарным затратам); точка закрытия предприятия (выручка равна постоянным затратам); эффект операционного рычага (отношение маржинальной прибыли к собственно прибыли).
С точки зрения обеспечения устойчивого развития предприятия выделяются следующие три функциональных уровня:
1) общая способность системы обеспечивать адаптивность, мобильность, гибкость и надежность;
2) наличие предпосылок внутреннего характера, позволяющих вырабатывать и поддерживать способность организации обеспечивать такие качественные характеристики, как организованность, универсальность, результативность и управляемость;
3) обеспечение нормативных параметров технологического, финансового и социального раз-
вития предприятия, т.е. таких, как бизнес-процессы, формы и методы обслуживания, безубыточность, ликвидность, доходы, социальное и медицинское страхование сотрудников.
Применительно к состоянию и динамике спроса и предложения в конкретном предприятии по каждой ассортиментной позиции неравновесие более характерно, чем равновесие. Неравновесие есть состояние, когда равновесие не достигнуто, или, будучи достигнутым, нарушается. Если тенденция развития направлена к равновесию, соотношение определяется как устойчивое, и наоборот. Главным является процесс развития и его направленность, а не исходное состояние. Модель движения спроса и предложения в зависимости от исходного состояния и соотношения темпов роста (снижения) представлена в табл.
Комплекс финансовых рычагов, методов и инструментов управления устойчивостью включает в себя собственно финансовые инструменты; комбинированные организационно-финансовые формы (стратегия, бизнес-планы, бюджетирование) и си-нергетические, поскольку они формируют (создают) новые активы, используя не собственно финансовый, но и виртуальный ресурс взаимодействия (системы добавленной стоимости, стратегические альянсы, слияния, поглощения, лизинг, аутсорсинг и т.п.).
Следует выделить задачу управления дебиторской задолженностью, решение которой подразумевает особое направление деятельности (оценка надежности и устойчивости клиентуры, разработка политики коммерческого кредита, планирование
дебиторской задолженности, корректировка дебиторской задолженности через кредиторскую, ускорение сокращения дебиторской задолженности через финансово-кредитную помощь, программу сотрудничества, переуступку долга, факторинг).
В настоящее время не в полной мере исследовано содержание категории «развитие предприятия». Большинство исследователей рассматривают проблему развития, ограничиваясь лишь техническими и технологическими системами. Кроме того, четко не разделяется рост и развитие предприятия.
Для конкретного предприятия общесистемным условием его устойчивого функционирования и развития является рынок как организационно-экономическая и организационно-правовая система. Предприятие действует в определенной материальной и организационно-правовой инфраструктуре, системе информации, разных формах торгово-промышленной интеграции, обеспечивающих маркетинговую ориентацию производителей, и т.п.
Еще одним фактором устойчивого развития национальной экономики является стабилизирующая роль государства. Восстановление экономической роли государства как главного стабилизирующего фактора развития экономики должно осуществляться в следующих трех основных направлениях:
1) восстановление государственного сектора как доминирующей и наиболее рентабельной части экономики, действующей на основе государственного индикативно-директивного планирования;
2) утверждение государства не только в качестве хозяйствующего субъекта, управляющего госдарст-
Таблица
Аналитическая модель устойчивости материальных потоков
Наименование продукции (услуг) Соотношение спроса и предложения Соотношение динамики спроса и предложения (темпов роста) Тенденция соотношения спроса и предложения
1 Равновесие Равенство Сп > Пр Сп < Пр Равновесие Недостаточность Избыточность
2 Избыточность Равенство Сп > Пр Сп < Пр Избыточность Равновесие Избыточность
3 Недостаточность Равенство Сп > Пр Сп < Пр Недостаточность Недостаточность Равновесие
венной собственностью, но и в качестве экономического субъекта, т.е. субъекта регулирования национальной экономики, на основе действий как административного, так и нормативного характера;
3) восстановление роли государства как гаранта единого информационного, экономического и хозяйственного пространства на всей территории России, т.е. обеспечение национального рынка как целостного и устойчивого образования.
Организационно-методическое взаимодействие предприятия с потребителями включает в себя принципы системности, качества, партнерства, а также инструменты управления.
Организационным принципом качественной деятельности является системность, т.е. интеграция всех элементов коммерческого цикла в единый процесс.
Принцип качества означает соответствие действий ожиданиям потребителя или превышение этих ожиданий. Более конкретно это означает совокупность особенностей и характеристик продукта или услуги, способных удовлетворять потребности клиента.
Партнерство как принцип взаимодействия (обслуживания) включает в себя консультирование и предоставление потребителям информации, касающейся технических описаний товара или услуги, а также послепродажные услуги и процедуры и определяется как взаимодействие всех тех факторов, которые влияют на процессы создания товаров и обслуживания, доступных покупателю. Кроме того, оно подразумевает качество товара как соответствие спецификациям, качество услуг, послепродажное обслуживание.
Основной инструмент обеспечения развития предприятия как системы взаимодействия:
♦ наличие стратегии развития предприятия, ориентированной на постоянную связь с потребителями с целью выявления их требований к обслуживанию и персоналу;
♦ строгое соблюдение функциональных процедур при творческом подходе к удовлетворению потребностей клиентов;
♦ постоянное повышение квалификации персонала предприятия.
Стратегия как инструмент управления развитием предприятия в современных условиях должна быть направлена на трансформацию предприятия,
основанной на принципах иерархии, бюрократии и автократии, в самоуправляемую демократическую организацию.
Эффективность деятельности предприятия является лишь одной из ее целей, которые должны достигаться как совокупный результат, имея в виду доставку нужного (заказываемого) товара; доставку товара (ресурса) необходимого качества; обеспечение товаром в требуемом количестве; обеспечение товаром в нужное (установленное) время; поставку товаров в назначенное место; поставку товаров с минимальными затратами (эффективность).
Логистическая цепочка создания стоимости — это концептуальное представление всей деятельности, связывающей предприятие и его покупателей в единый процесс со своими целями. Цепочка создания стоимости включает в себя материальный поток с добавленной стоимостью; покупателей; участников канала (оптовиков); физическое распределение; производственную логистику; снабжение; поставщиков; покупателей (торговых партнеров); интегрированную логистику на предприятии; информационный поток запросов. Общий смысл цепочки создания стоимости состоит в том, что процесс добавления стоимости начинается с отправки материалов или комплектующих от фирмы-поставщика и заканчивается, когда произведенный или обработанный продукт доставляется покупателю.
Основная задача управления формированием добавленной стоимости состоит в координации всего движения материалов и уменьшении экономических потерь. При интегрированном подходе к логистике в расчет принимается управление материалами, полуфабрикатами и готовой продукцией на всем пути следования между поставщиками, производителями, оптовыми торговцами и покупателями фирмы. Здесь логистика выступает как стратегическое управление движением и хранением товаров и материалов с позиций добавленной стоимости.
Литература
1. Войнова Ю.С. Принципы устойчивости предприятия в условиях кризиса // Логистический менеджмент: стратегический и операционный: Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция. 2009. № 3. С. 28—32.
2. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М., 1979. 296 с.