Организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение ординаторов в информационно-образовательной среде вуза
Гетман Наталья Александровна
кандидат педагогических наук доцент, ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" 644099, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12, оф. 357
Котенко Евгения Николаевна
кандидат педагогических наук доцент, ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" 644099, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12, оф. 358
Налов Юрий Владимирович
кандидат медицинских наук
доцент, кафедра неврологии и нейрохирургии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный медицинский
644099, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12, оф. 357 ЕЗ [email protected]
Статья из рубрики "Педагогика"
Аннотация.
Предмет исследования: конкретизиованная система организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов-неврологов средствами
электронного информационно-образовательного обучения. Целью исследования является выявление проблем и поиск способов их решения при организации образовательного процесса у ординаторов-неврологов в электронной информационно-образовательной среде вуза (средствами образовательного портала). Практической значимостью исследования, на наш взгляд, является обоснование компонентов организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов в виде системы, их описание и реализация в образовательной практике подготовки кадров высшей квалификации. В исследовании использовались следующие методы: 1)теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта работы с ординаторами-неврологами на образовательном портале, накопленного в образовательном процессе в медицинском последипломном образовании, наблюдение, анкетирование ординаторов-неврологов. Научная новизна исследования заключается в разработке и описании системы сопровождения ординаторов-неврологов при освоении программ подготовки кадров высшей квалификации в информационно-образовательной среде медицинского вуза по дисциплине «Педагогика», в выявлении проблем и определении способов их решения.Итогом исследования организационно-методического и психолого-
педагогического сопровождения ординаторов в информационно-образовательной среде вуза явилась система данного сопровождения, которая включает элементы: этапы сопровождения, принципы построения системы, методы и способы организации учебного процесса в ординатуре. Авторы доказывают, что организация сопровождения ординаторов с привлечением тьюторов и применением электронной информационно-образовательной среды вуза позволяет активизировать работу ординаторов, изменить их мотивацию к изучению дисциплины базового цикла «Педагогика».
Ключевые слова: мотивация к обучению, образовательный портал, организационно-методическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, система, ть ю то р , информационно-образовательной среды, учебный процесс, ординатор, медицинское образование
DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27714
Дата направления в редакцию:
18-10-2018
Дата рецензирования:
18-10-2018
На современном этапе развития информационного общества необходимость создания эффективной системы сопровождения ординаторов медицинского вуза в процессе подготовки кадров высшей квалификации становится все более актуальной. Обновляемая система организационно - методического и психолого-педагогического сопровождения ориентирована на профессиональное развитие и овладение технологиями электронного обучения, что позволяет обеспечить непрерывность повышения профессионализма будущих врачей. В этой связи становятся злободневными вопросы организации формы обучения в системе высшего образования с привлечением информационно-коммуникационных, дистанционных технологий -Ш.
В след за Я.И Завьяловой, С.С. Котовым, и др. мы определяеморганизационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение как целостный процесс внутри системы открытого, непрерывного образования, организационно-технологическая сущность которого обеспечивает получение образования вне зависимости от стационарной формы обучения (дистанционно, в сочетании с профессиональной трудовой деятельностью в медицинских учреждениях, при невозможности нахождения в стенах самого вуза). В этой связи можно говорить об обучении ординаторов в специально организованной и методически поддержанной информационно-
образовательной среде, обеспечивающей становление профессионала При этом данная форма является не только способом организации учебного процесса, но и открытой системой непрерывного профессионального образования.
Проведенное ранее исследования (об организации педагогического сопровождения
самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения) были описаны следующие риски, характеризующие процесс реализации системы «преподаватель-компьютер-обучающийся»: знаковый, тезаурусный, контрасуггестивный, ситуативный. Наиболее ярко это было выражено в процессе обучения ординаторов-неврологов, которые высказывали негативное отношение к организации процесса в электронной
информационно-образовательной среде вуза (ЭИОС)-Ш. В связи с этим, ординаторы-неврологи первого года обучения (2017-2019 г.г.) были включены в педагогическое исследование с привлечением преподавателей тьюторов. При анализе организации образовательного процесса (12 обучающихся в 2017-2019 г.г. по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) высшего образования по программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности
31.08.42 Неврология в медицинском вузе ^^ при изучении базовой дисциплины «Педагогика» были выявлены следующие проблемы:
- недостаточно высокий уровень мотивация ординаторов (33,3% имели низкий уровень; 41,6% средний уровень и 25% высокий уровень) к использованию информационно-образовательных ресурсов вуза;
- недостаточное насыщение курсов средствами информационно-коммуникационных технологий в последипломном образовании ординаторов;
- отсутствие тьютора, сопровождающего ординатора в межсессионный период;
- низкий уровень самостоятельности у ординаторов при выполнении заданий в ме ж с е с с ио нный пе рио д.
В российских вузах все более актуальной задачей становится «..изучение особенностей разработки и применения ЭИОС»-4,5!. По положению «Об электронной информационно-образовательной среде ОмГМУ» ЭИОС ОмГМУ рассматривается как< ...совокупность информационных и образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку и организацию учебного процесса, научных исследований обучающихся, внеучебных мероприятий»-6!.
Говоря об ЭИОС можно подчеркнуть, что она формирует такое обеспечение образовательного процесса, которое соответствует требованиям ФГОС, а также создает личное информационное пространство обучающегося с помощью средств информационных технологий, что позволяет самостоятельно строить ординатору индивидуальный образовательный маршрут путем расширения доступа к образовательной информационной среде, реализованной в электронной форме
Среди основных функций, которые выполняет ЭИОС, наиболее значимыми для ординаторов являются следующие:
-обеспечение доступа всех участников образовательного процесса ко всем компонентам реализуемых образовательных программ (учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, расписанию, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, оценочным средствам);
- обеспечение фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной
аттестации, результатов освоения образовательной программы;
- обеспечение реализации современных информационно-коммуникационных образовательных технологий;
- обеспечение взаимодействия между субъектами образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного взаимодействия посредством сети Интернет;
- обеспечение эффективного мониторинга индивидуальных достижений обучающихся.
Последние три года в вузе для организации ЭИОС используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment)
Учитывая специфику обучения ординаторов в вузе, мы разработали модель организации процесса обучения по педагогике и психологии в условиях электронного обучения. На сегодняшний день в данной среде для ординаторов организовано обучение по модулям:
1. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача;
2. Психолого-педагогические аспекты врачебной деятельности;
3. Особенности деятельности андрогога как организатора деятельности взрослых;
4. Основные подходы к управлению коллективом организации;
5. Технологии организации образовательного процесса в вузе;
6. Технология оценки образовательных результатов в рамках дисциплины «Педагогика».
Цель построения данной модели обучения ординаторов в форме модульного обучения -совершенствование организации учебного процесса за счет интерактивного взаимодействия в электронной среде, поддержки онлайн и офлайн в межсессионный период.
Ординаторы регистрируются в системе Moodle на образовательном портале ОмГМУ. Попадая на страницу портала вуза ординатор выбирает представленные модули по-своему усмотрению, согласно своим образовательным потребностям, возможностям и профессиональным интересам. В рамках моделей представлены задания инварианта, вариатива и творческие (исследовательские) задания. Инвариант ординаторы выполняют в полном объеме, в строго ограниченном временном промежутке. Вариатив предполагает
выбор заданий и более длительный период их выполнения [4,8]. Исследовательские задания выполняют, как правило, ординаторы, которые планируют поступать в аспирантуру и осуществлять в дальнейшем преподавательскую деятельность.
В работе Гришкевича Н.Ю., Ильенковой Н.А. и др. отмечается:«...партнерство преподавателя и обучающегося предполагает, что последний также становится активным субъектом процесса обучения. Роль преподавателя качественно меняется: из транслятора знаний он превращается в организатора успешного учебного процесса и
создателя эффективной обучающей среды»-^. Реализуя данную модель, мы подразумеваем осуществление тьюторского сопровождения ординаторов, что означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. В настоящее время в вузе сложились разные формы сопровождения ординаторов: организационно-методическое и психолого-педагогическое.
Основой для организации сопровождения является системный подход, согласно которому сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных последовательных, взаимосвязанных элементов: этапы, принципы построения, методы и
способы организации учебного процесса -10, 11].
Организационно-методическое сопровождение ориентировано на обеспечение непрерывности профессионального образования ординаторов и состоит из следующих компонентов:
- планирование и организация сессионной и межсессионной двухгодичной подготовки ординаторов;
- поддержание взаимодействия с преподавателями;
- обеспечение электронными учебно-методическими материалами, доступом к информационно-образовательному порталу университета;
- формирование банка фонда оценочных средств;
- организация установочных лекций, практических занятий, очных (заочных) групповых и индивидуальных консультаций, зачетов;
- организация самостоятельной деятельности ординаторов.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие компоненты:
- изучение уровня мотивации ординаторов в освоении Moodle, комплексной системы оценивания знаний, новых форм подачи материала и т.д.;
- анализ эффективности самостоятельной работы ординаторов;
- изменение функций преподавателя в сторону тьюторской деятельности;
- анализ результатов взаимодействия преподавателя и ординаторов, их сопровождения в освоении педагогики.
В исследованиях Спиридоновой Е.А., с чем мы полностью согласны, отмечается, что «... позитивное восприятие студентов преподавателем и самого себя является важнейшим фактором эффективности его работы. Это способствует развитию у обучающихся
позитивной самооценки и внутренней учебной мотивации» [121. Таблица 1
Сопровождение ординаторов-неврологов при освоении программ подготовки кадров высшей квалификации в информационно-образовательной среде медицинского вуза
№ п/п Проблемы Способы решения
Организационно -методическое сопровождение
1. Несогласованность этапов организации занятий ординаторов по базовым дисциплинам, изучаемым в ординатуре. С ос та в ля е тс я график ра бо ты с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Готовится единое расписание занятий. Выполнение заданий систематически
контролируется преподавателями на портале . Организационно-методические материалы опубликованы на сайте и находятся в авторизованном доступе.
2. Н е с в ое в ре ме нно сть доведения до ординаторов необходимой учебной информации от кураторов групп ординатур. В начале семестра преподаватель знакомит ординаторов с целями модулей курса, объемом изучаемого материала, сроками выполнения заданий, формами контроля и самоконтроля самостоятельной учебной работы, которые также выставлены в системе Moodle.
3. Неготовность ординаторов, бывших студентов, проектировать собственные индивидуальные образовательные маршруты. Занятия организованы таким образом, чтобы обеспечить возможность самостоятельного выбора модулей в с е ми о рдина тор а ми и предусматривают усложнение заданий для обучающихся, подготовленных лучше (за счет уровневых заданий) и ориентированных на обучение в аспирантуре.
4. Организационные трудности в поддержании взаимодействия с пре по да в а те ля ми б а з о в ых дисциплин. Личное педагогическое общение преподавателя с ординаторами при индивидуальных и групповых консультациях (очные, e-mail, форум на образовательном портале и др.).
5. Недостаточная готовность ординаторов к использованию информационных технологий в образовательной деятельности. Проведение обучающих семинаров, позволяющих в полной мере использовать ЭИ ОС, регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы в дистанционном режиме.
Психолого-педагогическое сопровождение
1. Мотивация. Изучение уровня мотивации ординаторов в освоении Moodle, комплексной системы оценивания знаний, новых форм подачи материала и т.д.
2. Недостаточные навыки рефлексии собственной учебной деятельности. Мониторинг эффективности самостоятельной работы ординаторов на портале, развитие рефлексивных умений.
3. Психологические затруднения при работе в информационно-образовательной среде («боязнь потери информации»). Увеличение времени работы на портале и предоставление учебной информации только в ЭИОС. Индивидуальные консультации по решению проблем ординаторов.
4. Отсутствие тьюторского Анализ результатов общения
сопровождения, преподавателя и ординаторов в ЭИОС ,
неготовность преподавателя сопровождения ординаторов тьютором
сменить свою позицию на в рамках субъект-субъектного
тьюторскую. взаимодействия в освоении
педагогики.
Таким образом, разработанное организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в ЭИОС позволило решить ряд вышеперечисленных проблем, обеспечивая ординаторам возможность оставаться постоянно включенными в образовательный процесс, предоставляя доступ к электронным учебно-методическим материалам и поддерживая их взаимодействие с преподавателями (тьютором).
Библиография
1. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Феттер И.В. Структура педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения // Современное образование. — 2018.-№ 1.-С.41-50. DOI: 10.25136/24098736.2018.1.25047. и^: http://e-notabene.ru/pp/article_25047.html
2. Завьялова Я. И., Котова С. С., Хасанова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса студентов в контексте реализации ФГОС ВО https://core.ac.uk/download/pdf/94150797.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.42 Неврология
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310842_Nevrologiya.pdf
4. Артюшкин О.В., Артюшкина Т.А. Особенности разработки и использования электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде вуза/ Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2018. С. 150154.
5. Котенко В. В., Котенко Е. Н. К вопросу об информационно-коммуникационной компетентности преподавателя медицинского вуза./Котенко В. В., Котенко Е. Н. /Информатизация образования: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 17-18 ноября 2017 года) Омск: Издательство ОмГПУ. 2017. С.243-246
6. Положение «Об электронной информационно-образовательной среде ОмГМУ» http://omsk-osma.ru/podrazdeleniya/otdel-menedzhmenta-kachestva
7. Котенко Е. Н., Гетман Н. А. Медиаобразовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании/Информатизация образования: теория и практика/Котенко Е. Н., Гетман Н. А./ Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 17-18 ноября 2017 года) Омск: Издательство ОмГПУ. 2017. С.131-135
8. Сергеев А.Н. Разработка веб-платформы оценки компетенций студентов вуза в электронной информационно-образовательной среде/ Приоритетные направления развития современного образования. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С.116-119.
9. Гришкевич Н.Ю., Ильенкова Н.А., Прокопцева Н.Л., Шитьковская Е.П., Нейман Е.Г.,
Чикунов В.В. Педагогическое сопровождение и поддержка студента в процессе обучения в медицинском вузе//В сборнике: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика Материалы конференции. Главный редактор С.Ю. Никулина. 2016. С. 140-142.
10. Мошкина Е. В., Смолянинова О. Г. Организационно-методическое сопровождение учебного процесса студентов-заочников в условиях электронного обучения //Научный аспект №1-2013-Самара:Изд-во ООО «Аспект» С.84-90 1п«р://па-journal.ru/1-2013-gumanitarnye-nauki/229-organizacionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-uchebnogo-processa-studentov-zaochnikov-v-uslovijah-jelektronnogo-obuchenij'a
11. Васин Л.А. Применение социальных сетей в электронной информационной образовательной среде вуза// Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. 2018. № 1 (6). С. 57-60
12. Спиридонова Е.А. Роль учебной мотивации в педагогическом сопровождении личности студента/ Гуманизация образовательного пространства. Сборник материалов международной научной конференции [Электронное издание]. 2016. С. 524-530.