А.Б. Федин1, A.C. Самойлов1, И.Т. Выходец2, И.В. Круглова3
Организационно-методические и правовые основы медицинского и медико-биологического обеспечения лиц,
1 W W
самостоятельно занимающихся физическои культурой
и спортом
1 ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва 2 Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва 3 ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации»
ФМБА России, г. Москва
A.B. Fedin1, A.S. Samoylov1, I.T. Vykhodets2, I.V. Kruglova3
Organizational and Methodical and Legal Basis for Medical and Medical-Biological Support of Persons Who Do Physical Training
and Sports on Their Own
1 State Research Center Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency (SRC-FMBC), Moscow, Zhivopisnaya str., 46. 2 Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Rakhmanovskiy lane, 3. 3 Federal Research and Clinical Center of Sports Medicine and Rehabilitation of Federal Medical Biological Agency (FSMC), Moscow, Bolshaya Dorogomilovskaya str., 5.
Ключевые слова: спорт и физическая культура, нормативные акты, правовое регулирование, медицинское сопровождение, медико-биологическое обеспечение, триатлон.
Keywords: sports and physical training, regulatory acts, legal regulation, medical support, medical -biological support, triathlon.
В статье приведен анализ существующей нормативной документации, а также организационно-методические основы медико-биологического сопровождения лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом. На основании проведенного анализа нормативной правовой базы определено, что в настоящее время в Российской Федерации не в полной мере отражены вопросы, связанные с охраной здоровья лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, в том числе такими серьезными с точки зрения нагрузки на организм видами спорта, как любительский триатлон.
The article contains an analysis of the existing regulatory documentation, as well as the organizational and methodological basis for medical and medical-biological support for persons who do physical training and sports on their own. Based on the analysis of the legal and regulatory basis, it is determined that at present in the Russian Federation the issues related to health care of persons who do physical training and sportson their own are not fully addressed in these documents, including such kinds of sports that are serious and stressful enough to the body, for instance - amateur triathlon.
В согласии с общемировой тенденцией вопросы развития физической культуры и спорта являются приоритетной политикой любого государства, в том числе и Российской Федерации. Спортивная сфера в жизни общества направлена на сохранение и укрепле-
ние здоровья, увеличение продолжительности жизни граждан и ее качества, совершенствование физического развития и физической подготовленности человека [3; 5].
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместно-
го заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г., разработана Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
Кроме того, была разработана Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302.
Целью данных нормативных актов
было:
• увеличение доли населения Российской Федерации, занимающегося физической культурой и спортом, с 11% в 2012 г. до 25% к 2020 г.;
• увеличение доли населения Российской Федерации, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), до 40% к 2020 г.;
• увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов с 47% в 2012 г. до 80% к 2020 г.;
• увеличение удельного веса социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта.
Начиная с 2000-х годов в России активно развивается клубное движение, предлагающее населению спортивно-оздоровительные услуги, неуклонно увеличивается доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом самостоятельно, в том числе бегом на
средние и длинные дистанции, а также сочетающих несколько дисциплин — бег, плавание и велосипед, так называемый триатлон.
Триатлон — вид спорта, представляющий собой мультиспортивную гонку, состоящую из непрерывного последовательного прохождения ее участниками трех этапов: плавания, велогонки и бега, каждый из которых происходит из самостоятельного циклического вида спорта [2]. Всероссийские соревнования по триатлону проводятся в следующих спортивных дисциплинах в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта (ВРВС):
• триатлон: плавание + велогонка + бег;
• триатлон-спринт;
• триатлон-эстафета (3 человека);
• триатлон-эстафета (2 мужчин + 2 женщины);
• триатлон — длинная дистанция;
• триатлон зимний: бег + гонка на горном велосипеде (маунтинбайке (МТВ)) + лыжная гонка;
• триатлон зимний — эстафета (3 человека);
• дуатлон: бег + велогонка + бег;
• дуатлон-спринт;
• акватлон: бег + плавание + бег или плавание + бег;
• триатлон-кросс: бег + велогонка на горном велосипеде (MTB) + бег;
• дуатлон-кросс: бег + гонка (MTB) + бег.
После того как в сентябре 1995 г. решением Международного олимпийского комитета (МОК) триатлон был впервые включен в программу Олимпийских игр, Международный союз триатлона (ITU) принял следующее решение: триатлон — это плавание 1,5 км + велогонка 40 км + бег 10 км.
Дистанция менее дистанции триатлона называется спринтерской (0,75 км + 20 км + 10 км), а более — сверхдлинной (2—4 км + 50-180 км + 15-42 км).
Первые соревнования по «триатлону» были проведены 25 сентября 1974 г. в США (штат Калифорния). Последовательность видов, в которых соревновались атлеты, и длина дистанций были следующими: бег 5,3
мили (8,5 км) + велогонка 5 миль (8 км) + плавание 600 ярдов (549 м). Идея появления классического триатлона возникла в 1977 г. В 1981 г. соревнования были перенесены на Гавайи, и в 1982 г. было изменено время проведения гонки с февраля на октябрь.
С течением времени популярность Гавайского триатлона стремительно росла, и ежегодные гонки на Большом острове стали чемпионатом мира Ironman, для попадания на который нужно выступать на отборочных стартах. Профессиональные спортсмены отбираются на Гавайи через систему квалификационных очков, которые они получают, выступая на соревнованиях серии Ironman и Ironman 70.3. 50 мужчин и 35 женщин, набравших наибольшее количество очков, попадают на чемпионат.
«Спортсмены-любители» могут попасть на Гавайский триатлон, заняв определенные места в своих возрастных категориях также на серии Ironman и Ironman 70.3.
Существует также более короткая гонка, известная как Half Ironman. Она состоит из 1,9 км плавания, 90 км велогонки и 21,1 км бега.
Триатлон на длинной дистанции — именно такое название носит данная дисциплина по правилам ITU: дистанция считается длинной, если она содержит следующие отрезки: плавание от 1000 до 4000 м, велогонка от 80 до 180 км, бег от 10 до 42,2 км.
Ультратриатлон — классическая дистанция, увеличенная в 2, 3, 4, 5, 10, 20 раз.
В Советском Союзе 28 июля 1985 г. в Перми прошел первый триатлон на классической дистанции. Соревнования на классической дистанции проводились в Перми (28.07.1985, 27.06.1986, 26.07.1987, 31.07.1988), Уфе (3.07.1988), Эстонии (12.07.1987, 17.07.1988), Одессе (31.07.1988), а также в Минске и Донецке.
Первый официальный чемпионат России по триатлону на длинной дистанции состоялся 21 августа 1994 г. в городе Ярославле. К настоящему дню популярность триатлона вышла на совершенно иной уровень. В России ежегодно проводятся различные старты, марафоны, гонки серии Ironman, Ironstar, Титан, Гром и проч.
Триатлон неуклонно популяризируется среди любителей спорта и на данный момент принял значительные масштабы. Ежемесячно по всей России и за пределами проходят разнообразные старты, и даже профессиональные спортсмены считают это испытание тяжелым для организма. Но если лица, занимающиеся спортом в организациях, а также спортсмены сборных команд находятся под наблюдением врача и один или два раза в год в обязательном порядке проходят медицинское обследование, то, к сожалению, в любительском спорте и физической культуре дела обстоят не так хорошо.
В ряде случаев на старт участников допускают на основании личных заявок, а предстартовый медицинский осмотр не проводится вовсе.
Недооценка необходимости проведения предстартовых медицинских осмотров порой приводит к печальным последствиям. Например, во время соревнований по кросс-кантри-триатлону «Баринова роща — 2015» в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области умер 41-летний мужчина, и соревнования были прекращены [4]. В дальнейшем установлено, что медицинский допуск к указанным соревнованиям не выдавался, а участие подтверждалось по личной заявке участника.
К сожалению, большинство лиц, самостоятельно занимающихся спортом, не придают значения медицинским обследованиям на досоревновательном и соревновательном этапах, в их спортивной подготовке отсутствует систематический контроль за состоянием собственного здоровья (функциональной готовности организма).
И это притом, что во время прохождения дистанции и занятий спортом организм человека испытывает колоссальные нагрузки на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы [1].
Принимая во внимание анализ обращений за медицинской помощью во время спортивного мероприятия и после прохождения дистанции (опыт медицинского обеспечения работниками ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России состязания среди лиц, занимающихся физической культурой и спортом, «Зеленый марафон — Бегущие сердца», 28 мая 2017 г.),
мы приняли решение провести анализ нормативной документации, обеспечивающей в Российской Федерации правовое регулирование в сфере медицинского обеспечения лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, а также определить критерии допуска к спортивным мероприятиям и выдачу соответствующей разрешительной документации.
Нами проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих в Российской Федерации вопросы охраны здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Принципы и основополагающие нормы об охране здоровья и медицинском обеспечении охраны здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, отражены в следующих документах:
• Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — 323-ф3);
• Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — 329-Ф3);
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016 № 134н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий) , включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и ( или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"» (далее — приказ Минздрава России № 134н);
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.05.2001 № 176 «О совершенствовании системы
расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.2012 № 911н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях»;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.04.2012 № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний»;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры ( обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров ( обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 № 282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»;
• законодательство субъектов Российской Федерации;
• нормативные правовые акты (регламенты, положения) спортивных организаций.
Основным законом, дающим определения, необходимые для понимания организационных процессов, является Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте». Данным законом определены основные понятия:
• спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
• физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Следовательно, определены основные
пути деятельности:
1) в спорте:
• спортивные мероприятия — спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов;
• спортивное соревнование — состязание ( матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту);
• спортивная подготовка — тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;
2) в физической культуре:
• физическое воспитание — процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей челове-
ка, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;
• физкультурные мероприятия — организованные занятия граждан физической культурой;
• физическая подготовка — процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.
Исходя из представленных определений понятно, что спорт и физическая культура тесно переплетены между собой, а это зачастую приводит к недостаточно правильному подходу в выдаче медицинского «допуска» лицам, занимающимся физической культурой и спортом, со стороны медицин -ских работников и в свою очередь не позволяет разграничить описанные понятия с медицинской точки зрения.
В ст. 39 329-Ф3 определено содержание медицинского обеспечения физической культуры и спорта с указанием задач:
1) системный контроль за состоянием здоровья;
2) оценка адекватности физических нагрузок состоянию здоровья;
3) профилактика и лечение заболеваний и полученных травм, медицинская реабилитация;
4) восстановление здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.
При этом законодательного определения понятий «медицинское и медико-биологическое обеспечение» нет ни в 329-Ф3, ни в 323-Ф3. В настоящее время подготовлен и проходит чтения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», в соот-
ветствии с которым будет дано определение понятию «медико-биологическое обеспечение», но лишь в части спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:
«Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — комплекс мероприятий по систематическому контролю за состоянием здоровья спортсменов и медицинских вмешательств, направленный на восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающий в том числе психологическую помощь, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами, проведение научных исследований в области спортивной медицины и осуществляемый в соответствии с установленными законодательством о физической культуре и спорте требованиями общероссийских антидопинговых правил, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями».
В приказе Минздрава России № 134н определено, что систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется врачом по спортивной медицине постоянно в целях оперативного контроля за состоянием их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам и включает предварительные и периодические медицинские осмотры, в том числе по углубленной программе медицинского обследования, этапные и текущие медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения.
Основанием для допуска лица, занимающегося физической культурой, к физкультурным мероприятиям, выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО является наличие у него медицинского заключения о допуске соответственно к занятиям физической культурой, выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
При этом в приказе определен порядок медицинского осмотра лиц, желающих прой-
ти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы ГТО.
Также в указанном приказе четко обозначены задачи углубленного медицинского обследования (далее — УМ О) спортсменов. Прежде всего, УМО спортсменов направлено на получение наиболее полной и всесторонней картины о здоровье, функциональном состоянии, хронических заболеваниях. После проведения такого обследования каждый спортсмен получает справку о допуске или не допуске к соревнованиям. Приказом определены программы УМО лиц, занимающихся спортом, на различных этапах спортивной подготовки, т.е. спортсменов, занимающихся в организациях на этапах спортивной подготовки, утвержденных федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
Что касается допуска лиц, занимаю -щихся физической культурой в организациях и (или) желающих выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, то основу обследований составляют результаты диспансеризации или профилактических медицинских осмотров, программы которых установлены следующими нормативными правовыми актами:
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными граждански -ми служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013
№ 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» ( вместе с «Порядком проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»);
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.04.2013 № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
• приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2012 № 1011н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра».
В дополнение к программам обследований, установленным перечисленными приказами, для решения о допуске или не допуске лица обязательно должны быть проведены:
• антропометрия;
• оценка типа телосложения;
• оценка уровня физического развития;
• оценка уровня полового созревания;
• электрокардиография;
• функциональные (нагрузочные) пробы.
По результатам проведенных обследований определяется принадлежность лица к функциональной группе и решается вопрос о его допуске или не допуске к занятиям физической культурой в организациях и (или) выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
Приказом определены программы УМ О лиц, занимающихся спортом, на различных этапах спортивной подготовки, т.е. спортсменов, занимающихся в организациях на этапах спортивной подготовки, утверж-
денных федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
Таким образом, порядок выдачи указанным лицам «медицинского допуска» четко не определен, и существует реальная угроза жизни и здоровью таких лиц.
Что же касается оказания медицин -ской помощи участникам физкультурных и спортивных мероприятий непосредственно при их проведении, то все необходимые процедуры организации и оказания такой помощи законодательно достаточно подробно регламентированы.
До сих пор действующим приказом Минздрава России от 20.08.2001 № 337 утверждена программа медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой, которая включает перечень видов, объемов, динамики и кратности медицинских обследований, обязательных для обеспечения медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся, оценки физического развития и функционального состояния, определения адекватных физических нагрузок и оптимальных форм физического воспитания и закаливания в целях укрепления здоровья населения. Медицинские обследования всех категорий граждан, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой, включают предварительные (при определении допуска к занятиям) и периодические (один раз в год) и проводятся по полной программе. Приказом № 337 утверждены:
• Программа медицинского обследования учащихся образовательных учреждений для занятий физическим воспитанием;
• Программа медицинского обследования спортсменов, входящих в состав сборных команд административных территорий, учащихся детско-юношеских спортивных школ и школ-интернатов спортивного профиля;
• Программа медицинского обследования лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся оздоровительными формами физической культуры.
При этом в соответствии с 329-Ф3 массовый спорт — это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физиче-
ское развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Таким образом, представляется актуальным определение понятия спортсмена-любителя ( лица, самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом) , поскольку в существующих нормативных документах такого определения в настоящее время нет.
Также весьма актуальным вопросом, не нашедшим отражения в нормативных актах, является отсутствие утвержденных программ медицинских осмотров (предварительных, периодических, УМО) для лиц, индивидуально занимающихся физической культурой и спортом и не состоящих в спортивных организациях, т.е. занимающихся самостоятельно. Исходя из этого, представляется достаточно проблематичным решение вопроса о допуске указанных лиц к спортивным соревнованиям.
Заключение
На основании проведенного анализа нормативной правовой базы определено, что в настоящее время в Российской Федерации не в полной мере отражены вопросы, связанные с охраной здоровья лиц, самостоя -тельно занимающихся физической культурой и спортом, в том числе такими серьезными с точки зрения нагрузки на организм видами спорта, как любительский триатлон (1гоптап).
В связи с изложенным целесообразно:
1. определить понятие лица, систематически и самостоятельно ( индивидуально) занимающегося физической культурой и спортом;
2. установить порядок и программы медицинского осмотра лиц, занимающихся физической культурой и спортом самостоятельно, т.е. не состоящих в спортивных организациях;
3. утвердить единую форму «допуска» (справки) для участия в спортивных мероприятиях лицам, занимающимся физической
культурой и спортом индивидуально (вне специализированной организации);
4. разработать методические рекомендации по медицинскому и медико-биологическому обеспечению (включая программы проведения медицинских осмотров, в том числе углубленных медицинских обследований) лиц, самостоятельно занимающихся триатлоном.
Литература
1. Межман И.Ф., Перепечин А.А. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов // Молодой ученый.
2015. № 18. С. 425-427.
2. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 1354.
3. Сергеев А.А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России 2016 г. // Интерактивная наука. 02.12.2016. Доступ: https://inter active-science.media/ru/article/115029/ discussion_platform (дата обращения: 24.04.2017).
4. Спортсмен погиб во время соревнований по триатлону во Владимирской области // ТАСС. 12.07.2015. Доступ: http:// tass.ru/proisshestviya/2113158 (дата обращения: 24.04.2017).
5. Тиосова Т.Н. Пути развития физической культуры и спорта в современной России.
2016. Доступ: https: //cyber leninka. r u/ article/n/puti-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 24.04.2017).
Контакты:
Федин Алексей Борисович,
доцент кафедры восстановительной медицины, спортивной медицины, курортологии и физиотерапии института последипломного профессионального образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, кандидат медицинских наук. Тел. моб.: +7 (965) 421-88-88. E-mail: AFedin67@mail.ru