Специальная педагогика и специальная психология
УДК 377.5
В.В. Мануйлова
Организационно-методические аспекты деятельности ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования
В статье рассмотрены ключевые аспекты организации деятельности ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, направленной на совершенствование механизмов сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного профессионального образования; раскрываются вариативные модели ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования; механизмы реализации деятельности ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, требования к административной и функциональной структуре ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование; ресурсный центр; профессиональное образование; инвалидность; ограниченные возможности здоровья.
Одной из актуальных проблем реформирования системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам является доступность среднего профессионального образования и профессионального обучения для социальных групп, имеющих невыгодные стартовые возможности. Среди таких групп особое место занимают группы лиц с ограниченными возможностями здоровья [2].
Ресурсный учебно-методический центр (далее — РУМЦ) — это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, в котором сконцентрированы ресурсы, необходимые для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего профессионального образования, востребованным региональным рынком труда. Коллективное использование данных ресурсов образовательными организациями, входящими в сетевое взаимодействие
© Мануйлова В.В., 2018
с РУМЦ, происходит при реализации основных профессиональных образовательных программ по данному направлению (отрасли) подготовки. РУМЦ может быть создан как в профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации, так и в базовой профессиональной образовательной организации.
Целью деятельности РУМЦ является модернизация региональной системы инклюзивного профессионального образования посредством совершенствования образовательной, инновационной, методической деятельности в процессе консолидации базовых профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и эффективного использования их ресурсов (образовательных, кадровых, научно-методических, информационных, материально-технических, финансовых и др.).
РУМЦ осуществляет следующие задачи:
1. Экспертно-консультационная деятельность:
- консалтинг профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО), в том числе базовых профессиональных образовательных организаций (далее — БПОО) по вопросам организации и осуществления ими профориентации, обучения, сопровождения, содействия в трудоустройстве обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- экспертиза программ, проектов и других материалов по инклюзивному профессиональному образованию;
- проведение маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг с целью анализа потребности субъектов РФ в тех или иных специалистах и оптимизации перечня профессий и специальностей, реализуемых в профессиональных образовательных организациях субъектов РФ при обучении лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ.
2. Методическая деятельность:
- разработка и апробация в ПОО и БПОО адаптированных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения инвалидов и (или) лиц с ОВЗ для использования в системе инклюзивного профессионального образования региона;
- разработка и апробация в ПОО и БПОО учебно-методического обеспечения адаптированных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения инвалидов и (или) лиц с ОВЗ для использования в системе инклюзивного профессионального образования региона;
- разработка контрольно-измерительных материалов и фондов оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации по соответствующему направлению подготовки;
- разработка методических рекомендаций по вопросам организации и сопровождения инклюзивного профессионального образования;
- разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования по решению отраслевых проблем инклюзивного профессионального образования;
- консультирование и методическое сопровождение ПОО и БПОО в процессе разработки онлайн-курсов (с использованием дистанционных технологий) для обучения лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ по программам инклюзивного профессионального образования по выбранному направлению;
- консультирование ПОО и БПОО по вопросам содержания полигонов производственного обучения (мастерские, лаборатории, учебные хозяйства и т. д.), в том числе адаптированных под возможности и потребности обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ;
- методическое сопровождение ПОО и БПОО по вопросам разработки программы развития социального партнерства с работодателями, общеобразовательными организациями, психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее — ПМПК), бюро медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ), службами занятости и др.;
- нормативно-правовое обеспечение взаимодействия ресурсного учебно-методического центра и социальных партнеров (работодателей, общеобразовательных организаций, ПМПК, МСЭ и др.);
- разработка методических рекомендаций по вопросам организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ;
- расширение доступа к информации через размещение ее на сайте ресурсного учебно-методического центра.
3. Организационная деятельность:
- организация деятельности рабочих групп по разработке программно-методического оснащения реализации адаптированной программы подготовки специалистов среднего звена (АППССЗ) или адаптированной программы подготовки квалифицированных рабочих кадров (АППКРК);
- организация деятельности ПОО и БПОО по формированию профильной медиатеки, адаптированной под потребности обучения лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
- организация работ по распространению методических материалов по базовым профессиональным образовательным организациям и профессиональным образовательным организациям субъектов РФ, входящих в федеральный округ;
- организация мероприятий межведомственного характера (конференции, семинары, совещания, круглые столы, фестивали и т. д.).
Отличительными функциями РУМЦ являются:
- консультационное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по данному направлению;
- разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведение учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;
- разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки, обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ по данному направлению, в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства;
- разработка методических рекомендаций;
- трансляция лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ различных нозологических групп по программам среднего профессионального образования (далее СПО) по данному направлению;
- формирование программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах [1];
- межведомственное взаимодействие по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);
- повышение квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;
- мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования по данному направлению с учетом различных групп нозологий.
При реализации деятельности РУМЦ необходимо соблюдение следующих требований к административной и функциональной структуре:
- направление информационно-коммуникационного сопровождения должно соответствовать следующим требованиям, определяющим наличие:
а) специализированного портала РУМЦ, адаптированного к потребностям и особенностям студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
б) отдела дистанционных технологий (наличие методического обеспечения сопровождения электронного и дистанционного обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ по всем направлениям подготовки) [5].
Организация содействия трудоустройству, профориентации и сопровождения приема включает реализацию следующих требований:
- создание отдела профориентации и сопровождения приема (отдел должен осуществлять профдиагностику и профконсультирование, организацию сопровождения приема лиц с инвалидностью и ОВЗ);
- создание отдела по содействию трудоустройству (главная цель среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и обучающихся с ОВЗ — трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией и освоенной профессией и/или специальностью);
- организация консультирования по развитию предпринимательства (организация регистрации выпускников из числа выпускников с инвалидностью и ОВЗ в качестве частных предпринимателей как возможность реализации профессиональной деятельности на дому из-за ограничения мобильности данных категорий выпускников);
- организация сетевого взаимодействия с предприятиями — партнерами, общественными организациями в вопросе инклюзивного профессионального образования и трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
- создание банка данных работодателей (должен быть создан банк вакансий предприятий региона, готовых предоставить рабочее место выпускнику из числа выпускников с инвалидностью и ОВЗ) [4].
Организация инклюзивного профессионального образования включает реализацию следующих требований:
- консалтинг базовых профессиональных образовательных организаций по вопросам консультирования родителей (законных представителей) по вопросам обучения, а также по вопросам профессиональной подготовки, последующего трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
- осуществление мониторинга потребностей субъектов Российской Федерации в инклюзивном профессиональном образовании.
Организация повышения квалификации включает реализацию следующих требований:
- создание отдела РУМЦ (функционирование данной структуры позволит осуществить повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, расширить профессиональные компетентности, связанные с профессиональной подготовкой студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ);
- наличие постоянного консультационного пункта для руководителей ПОО и БПОО, преподавателей и мастеров производственного обучения (данный организационный и функциональный блок необходим для своевременного устранения трудностей, возникающих у данных групп специалистов при реализации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ);
- стажировочная площадка (функционирование данной организационной структуры позволит обеспечить формирование профессиональных компетенций у преподавателей, мастеров производственного обучения, с одной стороны,
и студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, с другой стороны, что позволит подготовить их к участию в конкурсах профессионального мастерства).
Модели РУМЦ:
- компетентностная модель (РУМЦ создается на базе профессиональной образовательной организации и (или) базовой профессиональной образовательной организации, являющейся лидером по подготовке специалистов по данному направлению/отрасли подготовки (ряду компетенций) в Российской Федерации);
- централизованная модель (РУМЦ создается в структуре профессиональной образовательной организации и (или) базовой профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации, являющейся лидером в организации и осуществлении профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в федеральном округе).
В основу организации и функционирования РУМЦ, реализующего компе-тентностную модель, положен отраслевой принцип.
Для РУМЦ, реализующего компетентностную модель, основные направления деятельности можно представить следующими блоками:
1. Координация деятельности по реализации профессионального образования по данному направлению/отрасли подготовки (ряду компетенции), в том числе инклюзивного, на всей территории Российской Федерации:
- обеспечение концентрации ресурсов для эффективной реализации образовательных инновационных технологий подготовки кадров, в том числе обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, по данному направлению/ отрасли подготовки (ряду компетенций);
- обеспечение взаимодействия между РУМЦ, ПОО и БПОО субъектов РФ при разработке локальных нормативно-правовых актов и методических материалов по проблемам инклюзивного среднего профессионального образования по данному направлению/отрасли подготовки (ряду компетенций);
- осуществление мониторинга потребности регионального рынка труда в рабочих кадрах, лиц с инвалидностью и ОВЗ в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении по данному направлению/отрасли (ряду компетенций), работодателей в специалистах, в том числе с инвалидностью и ОВЗ;
- координация деятельности ПОО и БПОО по разработке и апробации адаптированных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и адаптированных профессиональных образовательных программ подготовки рабочих кадров и служащих по данному направлению/отрасли (ряду компетенций);
- изучение и распространение опыта работы ПОО и БПОО субъектов Российской Федерации по данному направлению/отрасли подготовки (ряду компетенций) обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
2. Учебно-методическое обеспечение данного направления/отрасли подготовки кадров из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
- разработка методических рекомендаций по вопросам трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО данного направления/ отрасли; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию в вопросах профориентации, профессионального образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, освоивших программу СПО по данному направлению/ отрасли, и др.;
- методическое сопровождение процесса организации и осуществления разработки ПОО и БПОО аудиовизуальных средств обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ для совершенствования организационно-методического обеспечения учебного процесса при формировании компетенции в данном направлении/отрасли, в том числе в условиях инклюзивного профессионального образования;
- разработка алгоритмов написания адаптированных профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств и др. по данному направлению/отрасли подготовки (ряду компетенций) [3];
- разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО данного направления/отрасли (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства).
3. Дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников ПОО и БПОО по данному направлению/отрасли подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
- консалтинг ПОО и БПОО по вопросам организации, осуществления, методического сопровождения инклюзивного профессионального образования в рамках подготовки кадров по данному направлению/отрасли (ряду компетенций);
- организация и координация разработки программ повышения квалификации и переподготовки сотрудников ПОО и БПОО субъектов Российской Федерации, реализующих подготовку кадров, в том числе обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, по программам СПО по данному направлению/отрасли;
- проведение региональных конференций, семинаров и совещаний по проблемам инклюзивного профессионального образования, студенческих олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по данному направлению/отрасли (ряду компетенций);
- создание и методическая поддержка единой информационной платформы — портала инклюзивного среднего профессионального образования (копилка материалов по организации и сопровождению среднего профессионального образования по данному направлению/отрасли подготовки (ряду компетенций)).
Для реализации компетентностной модели РУМЦ в обязательном порядке должно быть предусмотрено создание в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, в том числе и в ПОО, на базе которой создан РУМЦ, специальных условий, необходимых для формирования компетенций в рамках данного направления/отрасли подготовки у обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.
В профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, в том числе и в ПОО/БПОО, на базе которой создан РУМЦ, необходимо материально-техническое обеспечение для формирования данной компетенции, а именно: наличие архитектурной доступности, мастерских и лаборатории, учебных корпусов, специализированного учебного оборудования, учебно-производственных участков, базы практик, оборудованных рабочих мест, кабинета адаптационных дисциплин, специально оборудованного спортивного зала, специально оборудованного общежития, медицинского пункта.
В основе организации и функционирования РУМЦ, реализующего централизованную модель, положен территориальный принцип.
Для РУМЦ, реализующего централизованную модель, основные направления деятельности можно представить следующими блоками:
1. Координация деятельности ПОО и БПОО по вопросам инклюзивного профессионального образования в федеральном округе:
- обеспечение взаимодействия между базовыми профессиональными образовательными организациями субъектов РФ, входящих в данный федеральный округ, при разработке локальных нормативно-правовых актов и методических материалов по проблемам инклюзивного среднего профессионального образования;
- осуществление мониторинга потребности регионального рынка труда в рабочих кадрах, лиц с инвалидностью и ОВЗ в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении, работодателей в специалистах, в том числе с инвалидностью и ОВЗ;
- трансляция и распространение лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО в федеральном округе.
2. Учебно-методическое обеспечение подготовки кадров из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в федеральном округе:
- разработка методических рекомендаций по вопросам трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных
нозологических групп по программам СПО в федеральном округе; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах в федеральном округе; по межведомственному взаимодействию в вопросах профориентации, профессионального образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в федеральном округе и др.;
- разработка алгоритмов написания адаптированных профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств и др.
3. Дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников ПОО и БПОО по вопросам подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в федеральном округе:
- консалтинг ПОО и БПОО по вопросам организации, осуществления, методического сопровождения инклюзивного профессионального образования;
- организация и координация разработки программ повышения квалификации и переподготовки сотрудников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, входящих в данный федеральный округ;
- проведение региональных конференций, семинаров и совещаний по проблемам инклюзивного профессионального образования, студенческих олимпиад и конкурсов профессионально мастерства;
- методическое сопровождение сайта/портала по инклюзивному профессиональному образованию федерального округа.
При внедрении разработанных моделей функционирования ресурсных учебно-методических центров необходимо использовать следующие механизмы:
1. Нормативные:
- органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают правоустанавливающий документ, регламентирующий создание РУМЦ на базе профессиональной образовательной организации;
- разработка программы РУМЦ, дорожной карты мероприятий РУМЦ, направленных на модернизацию системы инклюзивного профессионального образования;
- создание и актуализация регионального банка типовых нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по вопросам организации и осуществления обучения в профессиональных образовательных организациях лиц с инвалидностью и с ОВЗ;
- обновление локальной нормативной базы;
- механизм технологий социального партнерства как перспектива развития профессионального образования, в том числе инклюзивного.
2. Методические:
- расширение ресурсной базы профессиональных образовательных организаций в соответствии с планируемым контингентом обучающихся и имеющимся ресурсом (модернизация и адаптация материально-технической базы: зданий, сооружений, оборудования);
- расширение программ повышения квалификации педагогических кадров (работников СПО и ПО, а также мастеров производственного обучения) в соответствии с планом развития системы профессионального образования.
3. Информационные:
- создание официальной страницы РУМЦ в сети Интернет;
- адаптация официальных сайтов профессиональных образовательных организаций, курируемых РУМЦ, к потребностям различных нозологических групп обучающихся;
- организация работы «горячей линии» по вопросам профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, реализация мероприятий, направленных на создание базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации и профильных ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, будет способствовать эффективной модернизации системы инклюзивного среднего профессионального образования.
Литература
1. ЛевченкоИ.Ю., Приходько О.Г., МануйловаВ.В., Гусейнова А.А., ХолодноваЛ.Ф. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 6. С. 34-40.
2. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 2 (38). С.23-30.
3. Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 2 (72). С. 40-53.
4. Мануйлова В.В. Учебная лаборатория педагогического колледжа в системе подготовки воспитателей для специального дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук / Московский государственный педагогический университет. М., 2010. 168 с.
5. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 46-51.
Literatura
1. Levchenko I.Yu., Prixod'ko O.G., Manujlova V.V., Gusejnova A.A., Xolodnova L.F. Rezul'taty' monitoringa special'ny'x uslovij inklyuzivnogo obrazovaniya obuchayushhixsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Standarty' i monitoring v obrazovanii. 2017. T. 5. № 6. S. 34-40.
2. Manujlova V.V. Aktual'ny'e voprosy' organizacii inklyuzivnogo srednego professional'nogo obrazovaniya // Gumanitarny'e nauki (g. Yalta). 2017. № 2 (38). S. 23-30.
3. Manujlova V.V., GusejnovaA.A. Innovacii v sisteme professional'nogo obrazovaniya invalidov i licz s ogranichenny'mi vozmozhnostyami: konkursy' professional'nogo masterstva // Korrekcionnaya pedagogika: teoriya i praktika. 2017. № 2 (72). S. 40-53.
4. Manujlova V.V. Uchebnaya laboratoriya pedagogicheskogo kolledzha v sisteme podgotovki vospitatelej dlya special'nogo doshkol'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk / Moskovskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet. M., 2010. 168 s.
5. Prixod'ko O.G., Levchenko I.Yu., Gusejnova A.A., Manujlova V.V. Usloviya dlya po-lucheniya kachestvennogo obrazovaniya liczami s invalidnost'yu v usloviyax bazovoj professional'noj obrazovatel'noj organizacii // Srednee professional'noe obrazovanie. 2016. № 10. S. 46-51.
V.V. Manuilova
Organizational-Methodical Aspects of the Activity of Resource Training and Methodical Centres of Secondary Vocational Education
The article considers the key aspects of the organization of activity of resource training and methodical centres of secondary vocational education aimed at improvement of mechanisms of support of students with disabilities and limited opportunities of health in the system of inclusive vocational education. Variable models of resource training and methodical centres of vocational education, mechanisms for the implementation of activities of resource training and methodical centres of secondary vocational education, the requirements for administrative and functional structure of the resource training and methodical centres for vocational education are revealed.
Keywords: inclusive education; resource centre; vocational education; disability; limited opportunities.