Таким образом, нравственность понимается как механизм реализации духовности в отношениях с внешним миром и другими людьми и потому может служить показателем уровня духовного развития человека. Поэтому человек, вектор духовного становления которого имеет положительную направленность, в принципе не может быть безнравственным. В свою очередь, «нравственные упражнения», дела добродетели необходимы для позитивного духовного становления человека и для поддержания достигнутого уровня духовного развития.
Такое понимание духовности и нравственности позволяет сформулировать один из важнейших законов духовного становления человека - закон взаимной связи и взаимной зависимости духовности и нравственности. Этот закон дает педагогу возможность влиять на характер и направление духовного становления воспитанника с помощью формирования у него знаний, умений и отношений, связанных с нравственной сферой. Одновременно следует иметь в виду, что становление человека как духовного существа не ограничивается становлением его нравственности; духовное воспитание требует целенаправленной организации смыслотворческой деятельности воспитанников.
О.Г. ПРОХОРОВА (Москва)
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Организационная структура управления - упорядоченная взаимосвязь частей (элементов) системы управления. Решение проблемы построения организационно -кадровой структуры управления предусматривает совершенствование всех ее элементов как системного объекта, целостного образования с его потребностями, целями, функциями, техникой и технологией, информацией и т.д.
Современная российская школа нуждается в изменении характера и содержа-
ния функции администрации, основных участников управления воспитательной деятельностью. Школьным управленцам необходимо заботиться о создании внутри школы атмосферы и духа совместного понимания всеми участниками педагогического процесса тех изменений и тех задач, которые стоят перед всеми и каждым. Отстраненное, идущее извне проектирование будущего уступает место совместной работе большинства педагогического коллектива по переустройству школы.
Функциональные обязанности субъектов управления воспитательной деятельностью в общеобразовательных учреждениях, часто противопоставляемые в истории менеджмента, по сути дела взаимодо-полняют друг друга в плане понимания, рассмотрения и анализа управления. Функциональное понимание управления - это реализация множества общих и конкретных функций, рассматриваемых во взаимосвязи и в реальных управленческих циклах, в обстановке реального процесса. Директор образовательного учреждения
Руководит воспитательным процессом и всеми участвующими в нем подразделениями и структурами; хозяйственной и коммерческой деятельностью, связанной с привлечением средств; советами школы и других общественных организаций, способствуя демократизации воспитательного процесса; реализацией научно-педагогической продукции (учебники, методические пособия, обучающие программы); программами научных исследований, координируя деятельность научных подразделений, исходя из задач воспитания.
Создает научные лаборатории и временные коллективы для решения воспитательных и научно-педагогических задач; условия для исследовательской работы педагогов и учащихся.
Привлекает различные организации, необходимые для развития воспитательной работы - предприятия, спонсоров, научно-педагогические центры в стране и за рубежом; заключает договоры о сотрудничестве с различными организациями.
Намечает совместно с администрацией и руководителями подразделений перспективы развития, определяет этапы работы, контролирует результаты деятельности адаптивной школы.
Осуществляет подбор и расстановку кадров; постоянную связь с советом са-
моуправления микрорайона, депутатскими формированиями всех уровней; учитывает в своей деятельности реальные социально-педагогические условия разработки и внедрения экспериментальных программ и учебных пособий.
Отвечает за жизнь и здоровье воспитанников, выполнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований; укрепление и развитие материально-технической базы школы; организацию трудовой и досуговой деятельности, создавая соответствующие материальные условия, осуществляя подбор кадров, необходимых для этой деятельности.
Распоряжается финансовыми средствами, выделенными из государственного бюджета, и внебюджетными средствами (совместно с советом школы или попечительским советом).
1-й заместитель директора (по общим вопросам) отвечает за финансово-хозяйственную деятельность; формирует фонд внебюджетных средств; руководит работой попечительского совета при взаимодействии с руководителями подразделений, а также хозяйственной и секретарской службами; готовит документы по тарификации педагогических или иных работников; курирует работу аттестационных комиссий; готовит приказы; обеспечивает своевременную выдачу зарплаты привлеченным специалистам; курирует работу сопутствующих структур и подструктур (центра досуга и развития, медико-психологической лаборатории, компьютерного центра и т.д.).
Заместители директора - руководители подразделений отвечают за реализацию стратегии школы в своем подразделении, режим стабильного функционирования в вверенных им подразделениях, кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, выполнение государственных стандартов образования, работу по подготовке и проведению педагогических советов, консилиумов, взаимодействие с другими подразделениями комплекса по сквозным, интегративным проблемам, статистическую отчетность, расстановку кадров; издают распоряжения по школе.
Кроме того, реализуют инновационные воспитательные программы школы, обеспечивая гармонию образовательных и организаторских (управленческих) процессов.
Заместитель-координатор создает оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса; составляет табель заработной платы, гибкое расписание занятий в основной и старшей школе, учитывающее специфику организации учебно-воспитательного процесса (разноуровневость и многопрофильность обучения, наличие в школе системы компенсирующего обучения, большое количество специалистов, привлекаемых на работу из вузов и других научных учреждений, необходимость постоянной корректировки учебного плана и программ на основе психолого-педагогической диагностики); организует и учитывает замены уроков, лекций и семинаров в основной и старшей школе; отвечает за интеграцию и кооперацию различных подразделений школы в решении общих стратегических задач; контролирует поэтапную реализацию программы развития ОУ, выполнение годового плана, отрабатывает координационные механизмы образовательного учреждения.
Линейные заместители по статусу равны руководителям структурных подразделений школы. С учетом специфики и объемных показателей различных подразделений некоторым из них необходима дополнительная административная поддержка.
Так, например, начальная школа, где обучаются младшие учащиеся и работают педагоги дополнительного образования, не может обойтись лишь одним администратором. Практика подтверждает целесообразность функционирования иных управленческих звеньев.
Заместитель директора (руководитель модуля начальной школы):
• отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе, внедрение новых информационных технологий (совместно с заместителем директора по науке), работу педагогического всеобуча для родителей, укрепление материальной базы начальной школы, совместно с генеральным директором - за подбор и расстановку кадров в начальной школе;
• обладает распорядительными функциями директора в рамках начальной школы;
• координирует работу управленческого персонала и научных подразделений,
занятых проблемами начальной школы и детского сада;
• создает условия для проведения опытно-экспериментальной работы в начальной школе;
• привлекает к работе с учащимися специалистов для преподавания курсов, не имеющихся в типовых программах, за счет государственного финансирования и других привлеченных средств.
Заместитель директора по учебновоспитательной работе (начальная школа с пятыми классами):
• отвечает за набор детей в начальную школу, стажировку молодых специалистов, организацию методической работы, распространение опыта, накопленного в ходе работы в начальной школе;
• создает оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей данной модели: составляет расписание с учетом специальных предметов, учитывает в расписании оздоровительные программы школы, предусматривающие поэтапный переход к ежедневным занятиям физкультурой, организует замену уроков, составляет табель заработной платы;
• осуществляет контроль за результативностью учебно-воспитательного процесса начальной школы с учетом опытноэкспериментальной деятельности и преемственности в работе детского сада, начальной школы и среднего звена.
Заместитель директора по экспериментальной работе (начальная школа
с пятыми классами):
• осуществляет руководство всеми дидактическими экспериментами и отвечает за содержательную сторону экспериментальных программ, проводит сравнительный анализ в контрольных и экспериментальных группах детского сада и начальных классах школы, контролирует уровень физиологической, эмоциональной психической нагрузки детей, не допуская их перегрузки в ходе экспериментов (совместно с психологами и врачами), осуществляет связь с научными и учебными учреждениями, передовыми педагогическими коллективами страны, занятыми разработкой сходных проблем, своевременно информируя педагогический коллектив о современных научных достижениях, а также с научными подразделениями школы по проблемам начального и дошкольного обучения;
• отвечает за координацию экспериментальной работы, увязывая различные направления эксперимента в единое целое с учетом реальных учебных возможностей детей, за систему переподготовки педагогических кадров в условиях экспериментов (медицинский, валеологический, психологический и педагогический компьютерный всеобуч);
• руководит экспериментальной работой учителей начальных классов по разработке программ опережающего обучения детей с учетом результатов эксперимента по развитию детей 4-5 лет в детском саду;
• обеспечивает совместно со старшим воспитателем преемственность в педагогической работе: подготовку и проведение совместных педагогических советов сотрудников школы и детского сада, организацию работы микрогрупп учителей и воспитателей-экспериментаторов, объединенных проблемой преемственности образования в детском саду и школе;
• организует подготовку и проведение педагогических консилиумов с целью анализа хода эксперимента и его постоянной корректировки, вместе со старшим воспитателем детского сада - работу методических объединений учителей начальных классов и воспитателей детского сада, семинаров по изучению передового педагогического опыта;
• руководит процессом дифференцированного обучения и воспитания учащихся в школе с учетом индивидуальных карт развития детей, полученных из детского сада, продолжая работу с данными картами.
Двух последних заместителей можно условно назвать линейными. В других случаях линейный заместитель курирует проблемы, решаемые во всех подразделениях школы. Распределение функциональных обязанностей - процесс по-своему творческий. Любые эксперименты рано или поздно кончаются [4]. То, что еще вчера требовало тщательной проверки, сегодня с успехом используется в обычной, повседневной работе. Следовательно, отпадает необходимость в заместителе, курировавшем данные проблемы на стадии эксперимента.
Функциональные обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе в общем виде определены квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Министерства
Российской Федерации № 405 от
11.11.1992 г.
Сущность, цели, задачи, функции, права, обязанности заместителя директора по воспитательной работе очень разнопла-новы - это представитель школьной администрации, главный педагог-воспитатель, организующий и направляющий воспитательную деятельность взрослых и внеурочную деятельность детей в школе. Главная его цель - создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися.
Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения можно разделить на составляющие [3]:
1.Аналитико-контролирующие функции: осуществляет анализ воспитательной деятельности в школе; анализирует характер развития школьного коллектива, уровень воспитанности учащихся, выявляет совместно с классными руководителями «группу риска»; осуществляет анализ и контроль работы классных руководителей с целью определения ее содержания и качества по общепринятым критериям; анализирует и контролирует работу школьных объединений (секций, студий).
2. Организационно -координационные функции: планирует и организует разнообразную воспитательную деятельность школьного коллектива; оказывает помощь классным руководителям, воспитателям ГПД, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования в составлении и координации планов воспитательной работы; совместно с заместителем директора по учебной работе координирует работу учителей-предметников по организации внеурочной воспитывающей деятельности; организует работу школьного ученического самоуправления; совместно с администрацией и учителями готовит и проводит педагогические советы и психо-лого-педагогические консилиумы; координирует работу педагогов дополнительного образования.
3.Методические функции: консультирует классных руководителей, воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования по методике проведения внеурочных мероприятий; составляет и подбирает методические разработки классных часов, сценариев праздников и других школьных мероприятий; участвует в разработке и утверждении критериев оценки
деятельности классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
4.Интеграционные функции: поддерживает связь и привлекает к совместной деятельности со школой различные учреждения и организации; осуществляет постоянную связь с муниципальными властями по организации воспитывающей деятельности с учащимися; привлекает родительский актив и общественные организации.
Заместитель директора по воспитательной работе имеет право: создавать воспитательную систему школы на основе теоретической концепции, разработанной педагогическим коллективом; участвовать в управлении школой, рекомендовать назначение творческих и опытных педагогов на должность классных руководителей, воспитателей, руководителей детских объединений; координировать воспитательную работу классных руководителей, воспитателей, вожатых, педагогов-организаторов; выбирать и свободно использовать в работе вариативные педагогические технологии (определять задачи, содержание, средства, формы и методы воспитания); принимать участие в аттестации учителей-воспитателей; иметь благоприятные условия для профессиональной деятельности (хорошие условия труда, возможность постоянного повышения квалификации, методический день, собственный кабинет, самостоятельное планирование рабочего времени в школе и вне ее); ожидать объективной оценки своей работы (на основе следующих критериев: соответствие профессиональных качеств квалификационным требованиям, ответственность за качественное выполнение задач и обязанностей, творческий подход и мастерство в организации деятельности).
Заместитель директора по воспитательной работе обязан: защищать интересы и права детей; знать нормативные документы вышестоящих органов управления образованием, основы управления, экономики и социологии, педагогику, педагогическую технологию, психологию, гигиену и физиологию детей, теорию и методику воспитания, правила и нормы охраны труда, технику безопасности; оказывать методическую помощь педагогам-воспитате-лям, родителям, ученическому активу в организации воспитательной работы; вовлекать родителей и общественность в про-
ведение воспитательной работы; поддерживать связи школы с внешкольными учреждениями, предприятиями, организациями и творческими коллективами для осуществления совместной деятельности по воспитанию учащихся; способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и ученическом коллективах; регулировать работу кружков, клубов и других детских объединений, координировать их деятельность; направлять создание и функционирование творческой лаборатории по воспитательной работе (методического комплекса материалов по организации воспитывающей деятельности).
Циклограмма деятельности заместителя директора по воспитательной работе включает ежедневный круг обязанностей и функций, а именно: организацию дежурства по школе и самообслуживания; повседневную работу с классными руководителями, с учащимися, входящими в школьный актив, а также с проблемными учащимися; самообразование и накопление методматериалов.
Еженедельно должен: посещать два - три урока с целью изучения воспитательной функции урока; два внеурочных мероприятия в классах или в объединениях дополнительного образования с целью изучения их организационного уровня, творческой направленности, воспитательного потенциала; проводить консультации с классными руководителями по вопросам воспитательной работы, с социальным педагогом, с педагогами дополнительного образования, с педагогами-организатора-ми по работе с проблемными учащимися; встречаться с родительским активом; участвовать в работе органов ученического самоуправления; организовывать экскурсии и культпоходы.
Ежемесячно участвовать в заседании административного совета, в работе школьной аттестационной комиссии и семинара для заместителей директоров по воспитательной работе; встречаться с сотрудниками местной администрации и инспекции по делам несовершеннолетних, занимающимися вопросами воспитательной деятельности в социуме; проводить совещания с классными руководителями по параллелям и с членами администрации - по
планированию работы на месяц; курировать выпуск общешкольной газеты (радиопередачи); участвовать в заседаниях родительского комитета, попечительского совета, благотворительного общественного фонда и т.п.; заниматься организацией генеральной уборки классных помещений и т.д.
Один раз в четверть проводить семинар (учебу) классных руководителей, смену материалов в блоке информации, классные собрания по итогам учебы, самообслуживания и внеурочной работы в течение четверти, сбор рапортичек; подводить итоги по классам, оформлять стенд «Старший дежурный»; анализировать работу, корректировать и составлять план воспитательной работы; организовывать генеральную уборку школьных помещений; составлять план работы на каникулы и проверять его исполнение; организовывать экскурсии и турпоездки в каникулы; организовать дежурства и общественно полезный труд в каникулы, проводить собеседование с классными руководителями по итогам работы в предыдущей четверти и по планированию работы на новую четверть.
Один раз в год составлять социальный паспорт школы и карты уровня воспитанности учащихся школы; готовить и проводить педсовет по вопросам воспитательной работы; организовывать и проводить конкурс «Лучший классный руководитель»; обобщать опыт работы лучших классных руководителей, членов педагогического коллектива, педагогов дополнительного образования, принимающих активное творческое участие в воспитательном процессе; инициировать премирование и награждение наиболее активных и творческих участников воспитательного процесса; анкетировать учащихся по итогам внеурочной работы; проводить собеседование с классными руководителями по итогам работы за прошедший учебный год и ее анализ; определять воспитательные задачи и планировать работу на следующий учебный год; готовить выставки по итогам воспитательной работы за год и материалы к итоговому педсовету (анализ работы, доклад, выступления) [4].
Профессиональный портрет заместителя директора по воспитательной работе включает черты административные, менеджерские, педагогические, психологические,
коммуникативные и просто человеческие; обобщенно можно сказать, что это администратор и педагог-воспитатель, отличительными чертами личности которого являются высокая гражданская ответственность и социальная активность, подлинная интеллектуальность, духовно-нравственная культура, широкий научный и художественный кругозор, любовь к детям, потребность в саморазвитии высокий профессионализм в сочетании с общей педагогической культурой (составными частями которой являются устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, педагогическая позиция, культура педагогического мышления), общительность и педагогический такт; педагогическое мастерство, способность к инновационной деятельности.
Функциональное поле деятельности заместителя директора по воспитательной работе включает работу со взрослыми и детьми.
Работа со взрослыми предполагает руководство и помощь педагогам (классным руководителям, родителям и общественности) в планировании, организации и оценке эффективности воспитательного процесса; помощь в повышении «воспитательной» квалификации; создание условий для реализации способностей педагогов; координацию воспитательной работы в школе и социуме; обобщение передового педагогического опыта; проведение конкурса «Самый классный классный».
Для заместителя директора по воспитательной работе важно знать и разграничивать функции и направления деятельности педагогов-воспитателей. С этой целью он изучает должностные обязанности воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-органи-заторов, педагогов дополнительного образования.
Работа с детьми направлена на развитие личности школьника; на создание, укрепление и развитие общешкольного коллектива, органов самоуправления; сотрудничество с ученическим активом, формирование и укрепление общешкольных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел.
Литература
1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 160 с.
2. Степанов, Н.Е. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учеб.-метод. пособие /Н.Е. Степанов. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 224 с.
3. Фриш, Г.Л. Образовательные нормативно-правовые документы общеобразовательной школы / Г.Л. Фриш. М.: ТЦ «Перспектива», 2005. 124 с.
4. Ямбург, Е.А. Управление развитием адаптивной школы /Е.А. Ямбург. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. 367 с.
Т.И.КОНДАУРОВА
(Волгоград)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Существуют различные подходы к определению экологической культуры. По мнению И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, Г.Д. Сидельниковой (2003), экологическая культура - важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.
Философ Е.В. Никанорова (1996) подчеркивает, что экологическая культура означает новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма связи с природой, а Э.В. Гирусов (1989) определяет экологическую культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности». И.Д. Зверев (1995) также полагал, что экологическая культура есть динамическое единство экологических знаний, ответственного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде. С.Н. Глазачев (1998) определяет экологическую культуру как цель новой образовательной парадигмы, формирующей новую экологическую парадигму мировоззрения как личности, так и общества и выделяет компоненты экологической культуры: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, эстетический, волевой, ва-леологический.