10 (103) - 2009
Инновации и инвестиции
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Е. Н. ЖУЙКов, и. о. генерального директора Федеральной сетевой компании Единой энергосистемы России, МЭС — Урала
Е. Г. КНЯЗЕВА, доктор экономических наук, профессор Уральский государственный экономический университет
Энергетическая отрасль является значимым сектором российской экономики. Реформирование электроэнергетики обусловлено рыночными преобразованиями, осуществляемыми в нашей стране. Результаты реформ находятся под воздействием ряда проблем, сформировавшихся в электроэнергетике. Социально-экономическая и политическая значимость энергетической отрасли, несбалансированность реализации экономических интересов, объемность отраслевых денежных потоков определяют актуальность научных и прикладных исследований финансово-организационных основ функционирования электроэнергетики. Разработка теоретических и методических рекомендаций должна обеспечить рациональное соотношение между реализацией социально-экономических интересов общества и экономической эффективностью отрасли и субъектов хозяйствования. Научно-прикладные исследования в сфере преобразования национальной энергетики должны содержать обоснование ресурсного и финансового потенциала электроэнергетического комплекса региона.
Электроэнергетика является базовым элементом национальной экономической системы. Как важнейшая часть топливно-энергетического комплекса энергетическая отрасль обеспечивает процесс создания валового внутреннего продукта
и жизнедеятельность населения страны. Значимость электроэнергетики в экономике и социальной политике обусловливает необходимость государственного регулирования этого базового сектора российской экономической системы. Энергетическая стратегия Российской Федерации предусматривает меры по развитию внутренних энергетических рынков, мероприятия по рационализации недропользования, решения по формированию топливно-энергетического баланса, задачи по реализации внешней, региональной и социальной энергетической политики [5]. Приоритетно предусматривается надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами, снижение рисков и кризисных ситуаций в сфере энергоснабжения, сокращение удельных затрат на производство и потребление энергоресурсов, минимизация техногенного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.
Энергетическая отрасль находится под воздействием широкой совокупности факторов, влияющих на результативность функционирования инфраструктурных элементов отрасли. Достаточно важным является действие природно-геологи-ческих, технологических, институциональных, экономических и финансовых факторов. Особое значение влияние этих факторов приобретает в процессе реформирования национальной элект-
роэнергетики. Последовательное удовлетворение общественных потребностей, необходимость формирования энергетического рынка, развитие конкурентных позиций участников требуют разработки и внедрения современных организационно-финансовых основ и инструментария оптимизации функционирования предприятий электроэнергетики.
Специфичность реформирования российской электроэнергетики была обусловлена общенациональной трансформацией экономики и формированием основ рыночного хозяйства. В этом проявлялось отличие реорганизации энергетических отраслей в экономически развитых странах, в которых действовала рыночная модель экономики, от российских условий трансформации электроэнергетики, где энергетический рынок проходил процесс становления.
Существенное влияние на результативность реформ в электроэнергетике оказывают проблемные ситуации, сформировавшиеся в отрасли. К их числу относятся:
• высокий конструктивный износ основного технологического оборудования;
• низкий уровень энергооборудования по сравнению с зарубежными аналогами по показателям удельных затрат на производство энергоресурсов;
• увеличение числа аварийных ситуаций;
• существенный рост затрат на освоение и введение в эксплуатацию новых месторождений углеводородов;
• ограниченность источников инвестиционных ресурсов и неоптимальное их использование;
• недостаточный уровень развития инфраструктурных элементов энергетического рынка. Необходимость решения этих проблем, широкая общественная значимость, острая противоречивость реализации экономических интересов, дискуссионность вопросов деятельности энергетических субъектов хозяйствования, объемность отраслевых денежных потоков определяют актуальность научных и прикладных исследований финансово-организационных основ функционирования электроэнергетики.
Научные основы и прикладные направления функционирования и реформирования организационно-экономической и финансовой базы электроэнергетики представлены в широком круге экономических публикаций. Зачастую проблемы реформирования энергетической отрасли рассматриваются разобщенно с представлением необхо-
димости повышения социальной ответственности государства и экономической эффективностью деятельности предприятий энергетики. Дальнейшая разработка теоретических и методических подходов, принципов и инструментария обеспечит рациональное соотношение между реализацией социально-экономических интересов общества и экономической эффективностью отрасли в целом и каждого элемента в отдельности.
Российская Федерация провозглашена как социальное государство. Государственная политика должна быть направлена на создание достойных условий жизнедеятельности человека [2]. Это положение напрямую обусловливает значимость социальной ответственности государства в сфере электроэнергетики. В процессе совершенствования основ функционирования российской электроэнергетики должна быть достигнута согласованность между национальными общественными интересами и устремленностью на эффективную деятельность каждого предприятия отрасли.
Представление цели энергетической стратегии нашей страны демонстрирует сочетание как социальной ответственности государства посредством поддержания экономического роста и повышения уровня жизни граждан, так и обеспечения экономических интересов в виде повышения организационно-финансового потенциала электроэнергетики. Государственная энергетическая политика должна строиться на основе единства данного целевого направления. В процессе формирования цивилизованного энергетического рынка необходима сбалансированность экономических и финансовых отношений между государством, отраслевыми субъектами хозяйствования и населением страны.
Проявлением государственной политики в сфере функционирования электроэнергетики выступают различные формы защиты социальных общественных интересов. К их числу относятся регулирование спроса и содействие социально незащищенных слоев населения страны, финансовое обеспечение региональных программ развития объектов электроэнергетики, поддержка мероприятий по экологии территории при загрязнении окружающей среды в результате нарушений технологических процессов на предприятиях электроэнергетики, ежегодное субсидирование приобретения определенных видов топлива.
Производственный процесс в электроэнергетике стандартизирован по интегрированным этапам. Начальным является этап генерирования,
затем транспортировка (передача), распределение и сбыт электроэнергии потребителям. В ходе реформирования отрасли ранее действовавший монопольный механизм трансформируется в поэтапном режиме. Так, в рыночных условиях хозяйствования генерирование и сбыт становятся конкурентными видам деятельности, передача и ее координация остается в ранге естественных монополий.
Реформирование энергетической отрасли представляется в качестве закономерной тенденции мировой экономики в эпоху глобализации. Универсальный механизм реструктуризации не выработан, для каждой национальной системы используется типологический подход со значительными корректировками, учитывающими трансформацию экономики страны. В ходе реформирования российской электроэнергетики применяется достаточно жесткий тип реструктуризации, характеризующийся снижением стандарта координации энергосистемы, существенными технологическими, инфраструктурными и транзитными рисками, ограниченными внутренними инвестиционными перспективами, не просчитанным регулированием цен на электроэнергию.
При определении дальнейших направлений совершенствования функционирования электроэнергетики и их методическом обосновании целесообразен комплексный подход в ходе выяснения текущих проблем и их решения. Максимальному использованию и расширению ресурсного и финансового потенциалов электроэнергетики послужит внедрение рационального механизма и совокупности инструментария энергетической политики.
Основное содержание государственной энергетической политики представляется в качестве систематизированного процесса многостороннего воздействия объективных закономерностей и прогрессивных направлений развития электроэнергетики. Реализация положений энергетической политики должна осуществляться по четко обоснованным организационным, финансовым и управленческим решениям, по планомерным позициям с обязательным контролем за их выполнением.
Ряд экономических исследований государственную политику в сфере электроэнергетики представляют как совокупность сложноподчиненных элементов. В состав этой совокупности включены:
• определение институциональной структуры;
• распределение собственности с выделением
общественного, смешанного и частного секторов отрасли;
• прямое государственное управление общественным сектором;
• определение требований к производственной деятельности частного сектора;
• поддержание конкуренции в целях достижения общественно значимого результата;
• регулирование рынка;
• рационализация топливно-энергетического баланса;
• развитие внутренних топливно-энергетических рынков;
• координация форм государственного вмешательства;
• разработка социальной, структурной, антимонопольной, ценовой, налоговой и таможенной политики;
• формирование энергетической политики в региональном масштабе [1]. Теоретико-практического обоснования требует
определение экономической эффективности. В энергетической отрасли данное положение может рассматриваться как формирование определенных условий, способствующих оптимизации использования ресурсного и финансового потенциалов, снижению издержек производства, рационализации распределения монопродукта — электроэнергии. Традиционно для экономики определение экономической эффективности связано с результативностью инвестиций, строительством современных объектов электроэнергетики.
Инструментарий экономических и технических преобразований в электроэнергетике включает две основные группы. В состав первой группы входят государственные решения в сфере институциональных преобразований отрасли; второй: отраслевые организационные, технические и финансовые стандарты, регламенты и нормы; система контроля за их соблюдением; стратегические решения в области инвестиций и инноваций предприятий отрасли.
Периодизация процесса реструктуризации национальной электроэнергетики позволяет выделить три этапа. Начальный этап преобразований (1992—2002 гг.) характеризуется созданием федерального холдинга РАО «ЕС России» и региональных вертикально интегрированных компаний. В совокупности эти предприятия характеризуются как вертикально интегрированные монополистические субъекты хозяйствования. Одновременно был сформирован Федеральный рынок электроэнергии. Целевое назначение государственных решений в этом периоде было направлено на
внедрение рыночных механизмов хозяйствования в отрасли, стимулирование внутриотраслевой конкуренции. Необходимо отметить, что результаты преобразований не продемонстрировали рационализацию и повышение эффективности как отрасли в целом, так и отдельных ее составляющих.
Последующий этап преобразований (2003— 2007 гг.) характеризуется реструктуризацией монопольных видов деятельности в сфере электроэнергетики; созданием горизонтально интегрированных субъектов хозяйствования, имеющих специализированное назначение в производственном отраслевом цикле и региональный масштаб. Кардинально реорганизуется система регулирования в сфере электроэнергетики — переход от прямых методов к рыночным.
Современный этап преобразований (2008 г. и далее) предусматривает окончательное формирование конкурентного рынка в производстве и сбыте электроэнергии. В текущем периоде регулирование осуществляется в виде норматизации (нормативы рентабельности, предел цены), тарификации (предельные, экономически обоснованные тарифы), стандартизации (регулируемые договора между продавцом и покупателем электроэнергии). Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации до 2015 г. предусматривается совершенствование механизмов государственного контроля за функционированием внутрироссийского и региональных энергетических рынков.
В перспективе предусматривается создание дополнительных мощностей с целью увеличения предложения электроэнергии по сравнению со спросом. Долгосрочная реформа в результате обеспечивает полный перевод отрасли на рыночные условия хозяйствования и либерализацию отношений между государством, производителями и потребителями электроэнергии. Развитие электроэнергетики России в период до 2015г. будет направлено на существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства. Для обеспечения ввода энергетических мощностей за период 2006—2015 гг. необходимо инвестировать 1222,6—1681,5 млрд руб. Производство электроэнергии возрастет и составит 1111-1158 млрд кВт. ч. [4].
Реформы в энергетике напрямую связаны с гармонизацией тарифной политики. Тарифная политика представляется как совокупность мер по реализации государственной энергетической стратегии в сфере экономического и социального
развития посредством регулирования и контроля тарифов на энерго - и теплоэнергию. При помощи тарифной политики решаются задачи обеспечения экономических условий функционирования энергопредприятий и удовлетворения спроса потребителей на электроэнергию.
Ряд научно-прикладных исследований посвящены анализу тарифной политики с разработкой методов ее совершенствования. В Российской Федерации энергетические тарифы формируются на основе ценовых ставок расчетов за электроэнергию. Двухуровневая тарифная политика осуществляется на федеральном уровне путем установления тарифов оптового рынка и их предельного значения в рамках индексного подхода; на региональном уровне соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируют ценообразование на розничных рынках в рамках методов обоснования затрат и нормы прибыли на инвестированный капитал.
Принципиально тарифная политика должна строиться на сбалансированности экономических интересов поставщиков и потребителей, рационализации и обоснованном покрытии затрат при производстве электроэнергии, формировании прибыли в целях осуществления инвестиционных вложений в материально-техническую базу предприятий отрасли. Перспективы развития электроэнергетики должны предусматривать снижение политического воздействия при реализации тарифной политики: устранение практики сдерживания тарифов; сокращение перекрестного субсидирования предприятиями населения; выравнивание затратно-ценовых пропорций по различным группам потребителей электроэнергии; уменьшение дисбаланса в финансовом и ресурсном обеспечении деятельности энергопредприятий.
Реформирование энергоотрасли напрямую взаимосвязано с функционированием регионального энергетического комплекса. Это один из значимых элементов энергосектора национальной экономики, так как его доля в совокупном производстве электроэнергии составляет более 70 %. Региональный энергетический комплекс является частью национальной энергетической системы. Энергетический комплекс региона - это производственно-технологическая организация предприятий, обеспечивающих энергией территориальное сообщество. Основной функцией регионального энергетического комплекса как базовой инфраструктурной компоненты народного хозяйства является предоставление комплекса ус-
луг по энергоснабжению потребителей топливом, электрической и тепловой энергией. Региональный энергетический комплекс формируется как многоуровневая технологическая, экономическая, институциональная и административная система, в которой постоянно воспроизводятся отношения, складывающиеся между субъектами определенной территории, обусловленные процессами энергоснабжения и энергопотребления [3].
Отраслевые преобразования, принимаемые институциональные новации, проектируемые инвестиционные решения должны строиться с учетом сбалансированности интересов энергопредприятий и региона. Недостаточность разработанности научно-прикладных исследований в сфере преобразования национальной энергетики наиболее ярко проявляется в обосновании ресурсного и финансового потенциала электроэнергетического комплекса региона.
Теоретическое содержание понятия электроэнергетического комплекса региона должно отражать его организационно-экономическую природу как сложнопараметральную систему в соответствии с ресурсно-финансовым потенциалом и функциональным назначением на основе сбалансированности интересов производителей и потребителей электроэнергии в масштабах территории. Электроэнергетический комплекс региона многозначен и объединяет процессы организации и управления производством на энергопредприятиях, планирования и контроля за потреблением электроэнергии, тарифного регулирования, внедрения систем энергосбережения и укрепления энергетической безопасности производственных и непроизводственных объектов, инвестирования в целях устойчивого и поступательного развития экономики и социальной сферы региона. Масштабность электроэнергетического комплекса региона в комплексе объединяет отраслевой уровень функционирования предприятий электроэнергетики, административный уровень управления экономикой и регулирования энергетики, деятельность бизнеса
и социальных субъектов — энергопотребителей. Оценка уровня функционирования и прогнозов развития электроэнергетического комплекса региона обусловливает перечень параметров деятельности, направлений регулирования, институциональных, инновационных и финансово-экономических отношений, формирующихся между участниками воспроизводства в электроэнергетике.
Трансформация электроэнергетического комплекса региона должна основываться на системном моделировании экономических отношений между энергопредприятиями (производство, транспортировка, сбыт), потребителями и органами власти региона. Модель развития электроэнергетического комплекса региона предусматривает инновационные элементы организационно-финансового содержания, так как его функционирование осуществляется в рыночных и конкурентоориенти-рованных условиях хозяйствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богачкова Л. Ю. Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. экон. наук. — Волгоград. 2007. — 50 с.
2. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г. Ст. 7.
3. Малышев Е. А. Теория и методология эффективного функционирования регионального энергетического комплекса. — УрО РАН: Институт экономики. — Пермь: Изд-во Перм. гос. тех. ун-та, 2007. — 380 с.
4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг. ) . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01. 2006 № 38-р.
5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р.