© Т.Г. Садовская, Т.Н. Чернышева, М.В. Измайлова, 2010
Т.Г. Садовская, Т.Н. Чернышева, М.В. Измайлова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КОРПОРА ТИВНЫ1Х ОБРАЗОВАНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье разрабатываются методы организационно-экономического проектирования корпоративных образований в промышленности. Излагается подход к моделированию базовых организационных структур корпорации и определению связей между ними в процессе создания конкурентоспособной промышленной продукции. В статье предлагается методика оценки конкурентоспособности продукции на основе анализа технических и экономических параметров. Определяются типовые задачи и этапы организационноэкономического проекта и содержание его основных разделов.
Ключевые слова: Организационно-экономическое проектирование, корпорация, реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг, конкурентоспособность, синергетический эффект
Ту настоящее время отечественные наукоемкие предприятия находятся в центре преобразований, связанных с интеграцией экономики РФ в мировую систему производства и сбыта наукоемкой продукции. В стране осуществляется масштабное реформирование устаревшей отраслевой структуры промышленности, результатом которой должно стать создание крупных наукоемких корпораций, объединяющих разработчиков, производителей и поставщиков инновационной продукции военного и гражданского назначения. В условиях глобализации только такие интегрированные структуры способны выдержать жесткую конкуренцию с зарубежными промышленными компаниями-гигантами на мировом рынке высоких технологий.
Объединение наукоемких промышленных предприятий в крупные корпорации осуществляется в целях единого управления всеми стадиями жизненного цикла наукоемкой продукции, от фундаментальных научных исследований до рыночной реализации, сервисного обслуживания и утилизации по окончании эксплуатации. Создание корпораций путем слияний и поглощений наукоемких предприятий - не спонтанный процесс, а результат системного, четко обоснованного организационно-экономического проекта.
Методология организационно-экономического проектирования (ОЭП) обеспечивает систематизацию всего комплекса управленческих решений по созданию наукоемких корпораций - сложных организационно-экономических систем, обеспечивающих взаимодействие государственного и частного капитала для выполнения крупных проектов по разработке перспективных наукоемких технологий и их коммерциализации в новых видах конкурентоспособной промышленной продукции.
Методология ОЭП основана на моделировании базовых организационных структур наукоемкой корпорации: организационноправовой, организационно-управленческой и организационноэкономической.
Организационно-правовая структура позволяет раскрыть механизм формирования корпорации по схемам «основное-дочернее общество» или «преобладающее-зависимое общество», в соответствии с Гражданским кодексом РФ. На практике, такая структура формируется в процессе создания холдингов - при покупке управляющей компанией контрольных пакетов акций дочерних обществ, а также в процессе реорганизации крупных предприятий. В последнем случае, например, учреждаются подконтрольные юридические лица, отвечающие за определенные виды деятельности (производственные предприятия, фирмы логистики, торговые дома и пр.) или функционирующие в различных географических сегментах (регионах, странах).
Организационно-управленческая структура позволяет раскрыть внутренне строение юридических лиц - элементов организационноправовой системы с точки зрения осуществления управления. Она представляет собой описание корпорации в виде системы подразделений и должностных лиц, наделенных определенными полномочиями и подчиненных друг другу. Эта структура включает три уровня (горизонта) управления: стратегический, тактический и оперативный. Стратегический уровень ориентирован на создание ценности продукта для потребителя и определяет стратегию развития предприятия в условиях рынка. Для оценки его эффективности используется интегральный показатель рыночной стоимости предприятия
[1]. Процессы тактического уровня обеспечивают реализацию стратегии предприятия путем формирования годовых бюджетов и достижения целевых показателей рентабельности и финансовой устойчивости. Процессы операционного уровня моделируют каждоднев-
ную деятельность предприятия, связанную со снабжением, производством и сбытом продукции, и характеризуются соответствующими показателями производства и реализации продукции.
Организационно-экономическая структура позволяет описать функции подразделений в процессе создания и рыночной реализации наукоемкой продукции. Она представляет собой описание корпорации в виде системы бизнес-единиц (центров ответственности), отвечающих за формирование затрат, получение прибыли и осуществление инвестиций. Такая структура отражает механизм функционирования крупного объединения в виде корпоративного центра, определяющего единую стратегию, базовых бизнес-единиц, отвечающих за основные сегменты бизнеса, и производственносбытовых бизнес-единиц, реализующих текущие процессы финансово-хозяйственной деятельности. Разработка организационноэкономической структуры обеспечивает рациональное распределение ответственности за выполнение уникальных и типовых процессов по бизнес-единицам наукоемкой корпорации с разной степенью автономности.
Используя введенные понятия базовых организационных структур, следует рассмотреть типовые задачи и этапы организационноэкономического проектирования.
Реорганизация представляет собой изменение организационноправовой структуры и является правовым способом прекращения деятельности существующих и возникновения новых юридических лиц. При слиянии прекращается существование юридических лиц, а на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо «вливается» в другое и перестает существовать как самостоятельная организация, обычно этот процесс также называют поглощением. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. При преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование и на его базе возникает новое. Очевидно, что реорганизация влечет за собой реструктуризацию - изменение внутреннего строения юридических лиц.
Реструктуризация представляет собой изменение организационно-управленческой структуры путем системного упорядочивания подразделений, входящих в создаваемую корпорацию, определения решаемых ими задач и установления прямых и обратных управлен-
ческих связей между ними. По степени роста автономии подразделений корпорации выделяют следующие типовые организационноуправленческие структуры: иерархическую, матричную и сетевую
[2].
Иерархическая структура подразумевает, что каждый нижестоящий уровень управления контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему, а полномочия и ответственность подразделений и должностных лиц соответствуют их месту в иерархии. Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства. Вертикальное направление - управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное - управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании. Сетевая структура представляет собой объединение подразделений корпорации, имеющих значительную степень автономности, и является «плоской» иерархией, в которой сокращается вертикальное администрирование. Для того, чтобы построить эффективную организационно-управленческую структуру, необходимо изучить механизмы осуществления подразделениями корпорации функций и бизнес-процессов. Эту задачу решает следующий этап организационно-экономического проектирования -реинжиниринг.
Реинжиниринг означает изменение организационно-экономической структуры путем оптимизации функций корпоративной политики и реализуемых бизнес-процессов.
Функции корпоративной политики охватывают следующие взаимосвязанные области: финансовую, маркетинговую, научнотехническую, производственно-технологическую, инвестиционную и кадровую. Они обеспечивают тотальное управление предприятием как единым объектом и обеспечивают группировку решаемых подразделениями задач по функциональному признаку. Бизнес-процессы моделируют деятельность предприятия в виде цепочки создания продукции или услуг, обладающих конкурентоспособностью и качеством.
Бизнес-процесс представляет собой последовательность решения задач, которые преобразуют входы (ресурсы) в выходы (продукцию и услуги) [3, 4]. Таким образом, бизнес-процессы «пронизывают» все функциональные области корпоративной политики и груп-
пируют задачи подразделений корпорации по их месту и роли в создании продукции и услуг. Особую разновидность бизнес-процесса представляет собой инновационный проект. Если традиционные бизнес-процессы операционной деятельности (производство продукции, взаиморасчеты с контрагентами и т.п.) можно рассматривать как непрерывно повторяющиеся во времени типовые задачи, то инновационный проект является однократным процессом, он имеет четкое начало и окончание, и обеспечивает получение уникальных результатов.
В ходе выполнения организационно-экономического проекта разрабатываются две модели бизнеса: исходная и целевая.
Исходная модель бизнеса (модель «как есть») - это «снимок» положения дел на исследуемых предприятиях, позволяющий понять, как они функционируют, выявить проблемные ситуации и сформулировать предложения по созданию корпорации. Построение исходной модели означает разработку схем действующих базовых организационных структур для каждого предприятия.
Целевая модель бизнеса (модель «как должно быть») интегрирует перспективные предложения руководства по созданию корпорации, позволяет сформировать видение ее новой рациональной организационной структуры. Построение целевой модели означает разработку схемы новых базовых организационных структур для создаваемой корпорации.
Исходное и целевое состояние бизнеса фиксируется с помощью системы показателей [1], которые в компактной форме отражают основные результаты организационно-экономичес-кого анализа фактического состояния исследуемых предприятий и прогнозного состояния корпорации. В качестве интегрального показателя эффективности бизнеса используется рыночная стоимость, которая рассчитывается и анализируется по каждому из реорганизуемых предприятий и по корпорации в целом.
Разработка организационно-экономического проекта завершается исследованием процесса формирования синергетического эффекта от создания корпорации.
Синергетический эффект [5, 6] является основным критерием эффективности организационно-экономического проекта. Он характеризует превышение прогнозной рыночной стоимости корпорации над суммарной стоимостью вошедших в нее предприятий-участников с учетом затрат на осуществление проекта.
Повышение качества, конкурентоспособности и технического уровня выпускаемой продукции является важнейшим фактором увеличения синергетического эффекта. Это достигается за счет интеграции всех стадий жизненного цикла наукоемких изделий в рамках единой корпоративной системы управления, устранения избыточных и дублирующих подразделений, перехода на инновационные, ресурсосберегающие технологии и внедрения систем менеджмента качества.
Конкурентоспособность (КС) продукции характеризует способность отвечать требованиям рынка данного вида продукции. Оценка КС продукции осуществляется на основе сопоставления технических и экономических параметров изделий предприятия с изделиями конкурентов. КС продукции выражается соотношением «цена-качество», где под ценой понимают затраты покупателя на приобретение и эксплуатацию изделия в течение его жизненного цикла:
К = СQ, (1)
где C - показатель затрат жизненного цикла изделия; Q - показатель
качества изделия.
Затраты на жизненный цикл изделия (ЗЖЦ) характеризует величину всех затрат, осуществляемых покупателем в течение всего жизненного цикла изделия, приведенную к расчетному году, как правило, к году ввода изделия в эксплуатацию [7].
Качество продукции характеризует степень соответствия ее характеристик требованиям потребителя. Для оценки качества необходимо выделить те характеристики изделия, которые являются наиболее важными для потребителя, а затем сравнить их с соответствующими характеристиками конкурирующих изделий, представленных на рынке.
Расчет показателя качества осуществляется на основе принципа «эталонной модели». Эталонная модель - это, как правило, несуществующее изделие, характеристики которого выбираются как наилучшие среди имеющихся реальных изделий. Таким образом, эталонная модель имеет максимальную степень соответствия своих характеристик требованиям потребителя. Качество исследуемых изделий рассчитывается относительно этого эталона.
Блок схема методики расчета КС приведена на рис. 1. На схеме показаны используемые исходные данные и порядок их преобразования в процессе расчета показателей качества и КС (нумерованные стрелки 1-6).
В качестве исходных данных для расчета используются два информационных массива.
Массив технических характеристик содержит значения показателей назначения, надежности, безопасности и др. по всем исследуемым изделиям. Эти значения образуют матрицу X = (хі/), где і = 1...п - порядковый номер изделия, / = 1.. .m - порядковый номер характеристики.
Коэффициенты зависимости вводятся для того, чтобы показать, как влияет увеличение значения какой-либо характеристики на качество изделия:
dj = + 1 означает, что при увеличении /-ой характеристики качество растет;
dj = - 1 означает, что при увеличении /-ой характеристики качество снижается.
Весовые коэффициенты вводятся для оценки важности характеристик с точки зрения потребителя. Их значения определяются экспертно, при этом сумма значения всех весовых коэффициентов равняется единице.
Массив экономических характеристик содержит основные показатели затрат на жизненный цикл изделия.
Затраты на приобретение продукции включают ее закупочную цену, затраты на транспортировку и монтаж; затраты на средства обслуживания и эксплуатации; затраты на обучение обслуживающего и ремонтного персонала, в том числе стоимость специального обучающего оборудования и учебнометодической документации. Это - однократные затраты покупателя, которые отражаются в финансовой отчетности в виде приобретенного объекта внеоборотных активов, а за тем амортизируются в течение жизненного цикла изделия.
Затраты эксплуатацию, включают затраты на содержание персонала, энергоносители, расходные материалы, запасные части, эксплуатационную документацию; затраты на техническое обслуживание и ремонты (ТОР).
Затраты на утилизацию изделия включают затраты на транспортировку, на трудовые ресурсы, энергоносители и пр., за вычетом остаточной стоимости деталей и материалов, остающихся для последующего полезного использования.
Ресурс характеризует расчетную длительность эксплуатации изделия, измеряемую в определенных единицах в зависимости от
типа изделия (например, кол-во летных часов для самолета, кол-во километров пробега для автомобиля, кол-во циклов заряда-разряда для электрических элементов питания и т.п.). К этим единицам ресурса приводятся затраты на эксплуатацию изделия.
Расчет показателей КС осуществляется поэтапно в соответствии с нумерацией на схеме на рис. 1.
1. Формируется эталонная модель путем выбора наилучших значений технических характеристик по всем изделиям с учетом коэффициентов зависимости dj.
2. Рассчитываются удельные затраты покупателя на изделие, приведенные к единице ресурса.
3. В эталонную модель включается минимальный показатель удельных затрат.
4. Формируется массив показателей качества qij, которые рассчитываются относительно характеристик эталонной модели с учетом коэффициентов зависимости dj.
5. Рассчитываются интегральные показатели качества исследуемых изделий путем свертки показателей qij,с учетом весовых коэффициентов wj.
6. Рассчитываются показатели ЗЖЦ изделий относительно эталонной модели.
7. Рассчитываются показатели конкурентоспособности исследуемых изделий по формуле (1).
Для сравнительного анализа КС продукции могут быть использованы следующие диаграммы (см. рис. 2 и 3).
Диаграмма показателей качества позволяет наглядно сравнить технические характеристики исследуемого изделия и изделий-конкурентов (см. рис. 2). По осям диаграммы откладываются значения показателей qij. Каждое анализируемое изделие отображается в виде некоторой зоны, при этом близость зоны изделия к границам диаграммы показывает его близость к эталону.
Диаграмма конкурентоспособности позволяет выявить направления повышения КС продукции (см. рис. 3). По осям диаграммы откладываются значения интегрального показателя
Массив техн и чес ких характеристик
Изделие п
Изделие 2
Изделие 1
Массив э коном и чес ких характеристик
Затраты на приобретение
Затраты на эксплуатацию
Затраты на утилизацию
Ресурс
</ = < '■ > ■
Массив показателей качества
^11 ^21 ... ЧггХ
^12 ^22 ... <7^2
... ... ... ...
Я 1т ^2^ ... Яггт
| Характеристика 1 | ЛГц X 21 ... X пі
| Характеристика 2 | ^12 Л>>2 ...
... ... ... ...
| Характеристика т | л-2 ... Ху
Коэффициенты
зависимости
<*1
СІГ>,
Весовые | коэффициенты
Уу = тах(л'і7, • при сі, = 1
ХлХ
Эталонная
модель
Уу = тіп(хі., ЛГ2/, • • .ХфУ при сі7 = —1
1>\ ... 1>п
^2 ... Єп
Ы\ ы2 ... Ып
Г\ /‘2 ... Гп
Удельные затраты
С\ <-2. ... Сп
У\
У 2
: 1^/1
Х5Г
Сі с2 ... С7„
Єї Й2 ... е»
Интегральные показатели качества
Изделие п
Рис. 1. Блок-схема оценки конкурентоспособности промышленной продукции
9з
94
----Изделие 1 — - Изделие 2
Рис. 2. Диаграмма показателей качества
0,5
III 1 К
N 111
0,5
1 О
Рис. 3. Диаграмма конкурентоспособности
качества Q и относительного показателя ЗЖЦ С. , при этом увеличение Q от 0 до 1 означает повышение качества, а увеличение С от 0 до 1 означает снижение ЗЖЦ. Каждое анализируемое изделия представляет собой точку в пространстве координат С и Q и попадает в одну из следующих областей диаграммы:
А - точка абсолютной КС, которая соответствует эталонной модели;
К - область конкурентоспособности, в которую попадают изделия, опережающие конкурентов по соотношению «цена-качество», их показатели С и Q равны или более 0,5;
N - область «неконкурентоспособное™», в которую попадают те изделия, для которых С и Q менее 0,5;
КС -область компромиссной конкурентоспособности по С, в которую попадают изделия, обеспечивающие меньшую ЗЖЦ по сравнению с конкурентами, но проигрывающие им по качеству;
Кд - область компромиссной конкурентоспособности по Q , в которую попадают изделия с высоким качеством и высокой ЗЖЦ.
Типовой организационно-экономический проект создания конкурентоспособного промышленного предприятия содержит четыре основных раздела.
В первом разделе проводится анализ и систематизация организационно-правовых основ создания корпорации. В начале подробно обосновывается актуальность выбранной проблемы для государства, отрасли и предприятий, исследуются организационно-экономические проблемы, которые стоят перед ними, рассматриваются пути их решения на базе реорганизации, слияний и поглощений. Далее проводится анализ и обобщение статистических материалов, характеризующих тенденции развития отрасли, в которой работают исследуемые предприятия. Дается краткая характеристика видов экономической деятельности, товаров, продукции, работ и услуг, а также описание сегментов рынка предприятий, которые могут войти в корпорацию. В завершение обосновывается целесообразность создания корпорации на базе выбранных предприятий, определяются пути повышения качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий за счет образования корпорации.
Во втором разделе осуществляется разработка организационно-экономического проекта по созданию корпорации. Первым этапом выполнения проекта является разработка общей концепции построения корпорации, в которой формулируется цель ее созда-
ния и определяются основные задачи по реорганизации, реструктуризации и реинжинирингу предприятий-участников, формулируются предложения по совершенствованию корпоративной системы управления. На втором этапе осуществляется разработка комплекса системных структурных моделей, описывающих текущее состояние предприятий, на базе которых предлагается создать корпорацию. Это — модели «как есть», они представляют собой схемы базовых организационных структур каждого предприятия-участника. При разработке этих схем рекомендуется указать, какие именно юридические лица, подразделения и бизнес-единицы предприятий-участников будут реорганизованы в процессе создания корпорации. На третьем этапе разрабатывается комплекс системных структурных моделей создаваемой корпорации «как должно быть». Они представляют собой схемы базовых организационных структур формируемой корпорации и отражают новое, перспективное видение ее внутренних и внешних бизнес-процессов и бизнес-единиц. Для разработки схем рекомендуется использовать стандартные инструменты АЯК, Ушо и др.
В третьем разделе осуществляется исследование показателей качества и конкурентоспособности продукции реорганизуемых предприятий. Анализируются технико-экономические характеристики изделий предприятий и их основных конкурентов, рассчитываются показатели КС и проводится их анализ с использованием диаграмм показателей качества и конкурентоспособности. Дается прогнозная оценка изменения конкурентоспособности за счет разрабатываемого организационно-эконо-мического проекта по созданию корпорации. Приводятся перспективные предложения по внедрению и системной интеграции типовых модулей SAP Я3, Огас1е, Ахар1а и других автоматизированных систем управления [8, 9]. Исследуются возможности реализации управленческих технологий и методов: ЕЯР/МЯР, CALS, систем менеджмента качества, интегрированной логистической поддержки наукоемких изделий и т.п. В этой главе также исследуются возможности перехода на ресурсосберегающие технологии и перспективы вывода инновационной продукции корпорации на международные рынки.
В четвертом разделе проводится оценка экономической эффективности проекта, исследуются перспективы его дальнейшего развития. В этой главе проводится исследование результатов организационно-экономического анализа по каждому
предприятию до и после реорганизации, а на их основе осуществляется расчет и анализ показателей рыночной стоимости реорганизуемых предприятий и создаваемой корпорации. Исследуется процесс формирования синергетического эффекта от создания корпорации. Осуществляется комплексное исследование изменения показателей качества и конкурентоспособности изделий за счет образования корпорации и оценка влияния этих изменений на величину синергетического эффекта.
Предлагаемая методология ОЭП позволяет дать емкое структурное описание типовых и уникальных бизнес-процессов наукоемкой корпорации в виде рассмотренных выше базовых организационных структур. Важной особенностью методологии ОЭП является инвариантность базовых организационных структур относительно используемых в них механизмов управления. Выбор той или иной модели описания процесса НИОКР, принятия решений, постановки оптимизационных задач будет определяться спецификой конкретной наукоемкой корпорации, но общая методологическая база обеспечивает их интеграцию по принципу замены одного системного элемента на другой. Таким образом, проектирование наукоемкой корпорации представляет собой процесс «восхождения от абстрактного к конкретному»: базовые организационные структуры конкретизируются в соответствии с индивидуальными особенностями определенных видов экономической деятельности, а затем воплощаются в правилах, процедурах и технологиях корпоративного управления.
Такой подход обеспечивает универсальность методологии ОЭП и ее применимость к решению широкого круга актуальных задач реорганизации и реструктуризации отечественных наукоемких предприятий и формирования на их базе крупных корпоративных объединений, адаптированных к условиям современной экономики.
--------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса: В 4 ч. Ч. 4. Организационно-экономический анализ бизнеса / Под ред. Т.Г. Садовской. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 288 с.: ил.
2. Быкова А. Организационные структуры управления. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. - 160 с.
3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.
4. Шеер А.-В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с англ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Весть-МетаТехнология, 2000. - 171 с.
5. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: Оценка и управление. (Серия «Мастерство»). - 2-е изд., стер.: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 576 с.
6. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм, 2-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 416 с.
7. Применение ИПИ-технологий в задачах обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Методические рекомендации. - М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2004. - 103 с.
8. О’Лири Д. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация: Пер. с анг. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 272 с.
9. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с. ШХЗ
— Коротко об авторах -----------------------------------------------
Садовская Т.Г. - доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана
Чернышева Т.Н. - аспирант кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Измайлова М.В. - аспирант кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана іЬт6@іЬт. bmstu. ги