УДК 378.147
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
С.С. Радченко
Подготовлена реальная возможность быстро, легко и без больших финансовых и трудовых затрат улучшить обучение школьников любого возраста и студентов на основе использования: 1 - нового организационно-экономического метода сотрудничества их родителей со школами для усиления их интереса и мотивации к учёбе и конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения и будущем трудоустройстве; 2 - многофункционального модульного комплекса для помощи родителям, учителям и школам; 3 - нового вида договора о сотрудничестве со школами для улучшения обучения, профессиональной ориентации и воспитания школьников с учётом лучшего мирового опыта; 4 - нового вида договора о сотрудничестве с родителями школьников и студентов для их целевой подготовки к более успешной жизни.
Ключевые слова: экономика, образование, улучшение обучения и воспитания, сотрудничество с родителями, конкурентоспособность выпускников, безопасность.
Проведённые нами многолетние исследования показали [1-4], что:
1 - многие студенты очной формы обучения даже на третьем курсе:
- не знают, где и кем конкретно они будут работать после получения дипломов (особенно студенты непедагогических специальностей);
- весьма абстрактно представляют свои возможные должностные обязанности на будущей работе и какие знания и практические навыки будут им особенно нужны для получения хорошей работы и её выполнения;
- не могут подготовить резюме, привлекательные для работодателей реального сектора экономики, так как: а - при очной форме обучения редко получают практические навыки и опыт работы на выбранных ими должностях и поэтому оставляют незаполненными важные разделы в резюме; б - не знают правил заполнения резюме и методов их анализа работодателями;
- плохо представляют требования к соискателям работодателей в реальном секторе экономики, не знают о различных видах собеседований и тестирований при поиске работы и как к ним нужно правильно готовиться;
- не готовы к разработке привлекательных для работодателей электронных презентаций результатов своей работы и портфолио, хотя это - лучший способ повысить свою конкурентоспособность при поиске работы;
- не могут без активной помощи родителей улучшить свою конкурентоспособность при трудоустройстве, даже если они хотят этого, а многие и не стремятся к этому, не задумываясь о проблемах трудоустройства;
- не представляют реалии рыночной экономики и возможные риски;
2 - большинство опрошенных родителей студентов и школьников:
- считают, что готовить их детей к более успешному будущему трудоустройству и к работе должны школы и высшие учебные заведения;
- хотели бы, чтобы их детей уже с младших классов целенаправленно готовили к лучшей жизни, и заинтересованы сами участвовать в этом;
- обычно сами не предпринимают во время учёбы их детей целенаправленных действий для обеспечения получения ими знаний, практических навыков и опыта, нужных для получения лучшей работы и зарплаты;
- не смогут помочь детям получить хорошую работу, если попытаются делать это традиционными методами после получения ими дипломов;
3 - самым эффективным и малозатратным методом улучшения обучения, воспитания и помощи молодёжи для её защиты от возможных в будущем проблем и рисков является максимально раннее привлечение семей к профессиональной ориентации и подготовке их детей к более успешной жизни с учётом их интересов, способностей и желаний, особенно при участии родителей в целевом планировании и правильном использовании для этого возможностей школ и вузов с учётом законов рыночной экономики.
Осложняет трудоустройство выпускников вузов и то, что в России:
- все усилия школьников и их семей направлены на обеспечение их поступления в вузы, но выбор частью абитуриентов будущих специальностей зависит от случайных факторов и они плохо представляют и не планируют будущую карьеру, а семьи пока не могут правильно им помогать, хотя ситуация на рынке труда изменилась и для получения хорошей работы в фирмах нужны ряд дополнительных знаний, практические навыки и опыт;
- если школьники и студенты изучают учебный материал без получения практических навыков, а тем более - без его понимания, то часть заученной информации быстро забывается и они не смогут её использовать;
- при социалистической экономике и обязательном трудоустройстве молодых специалистов по распределению они могли три года получать необходимые практические навыки и умения и адаптироваться в коллективе, а при рыночной экономике коммерческие структуры предпочитают соискателей, которые уже имеют практические навыки и опыт успешной работы на таких же должностях, что затрудняет трудоустройство выпускников;
- часто при попытках заработать молодёжь не советуется с родителями и её обманывают, используя для этого очень много способов [4], а семьи в результате несут большой материальный и моральный ущерб, так как должны расплачиваться за ошибки детей, у которых нет своих денег. Из-за таких методов обмана ищущих работу и особенно молодёжи они могут долго не иметь хорошей официальной работы и ухудшить свою жизнь.
Как известно, даже выпускникам ведущих вузов, не имеющим опыта и стажа работы и нужных работодателям навыков, очень трудно получить хорошую официальную работу в реальном секторе экономики, особенно с большой зарплатой. Эта проблема так актуальна, что в 2013 году:
1 - итоги трудоустройства выпускников в первый год после получения дипломов стали одним из главных показателей оценки эффективности работы вузов Министерством образования и науки Российской Федерации;
2 - школам и вузам поставлена задача обеспечить подготовку всеми школьниками и студентами своих портфолио в последние годы обучения.
Для улучшения подготовки всеми выпускниками резюме и портфолио традиционными методами потребуется много денег и времени, так как:
- в 2010-2011 годах прибыльность образовательной деятельности в России стала снижаться [5];
- в 2012 году изменились организационно-правовые формы и способы финансирования образовательных организаций в статусе государственных и муниципальных бюджетных учреждений [5-7] с большим увеличением хозяйственной самостоятельности и переходом от сметного финансирования к нормированному субсидированию, причём в новой форме и при новом способе финансирования государственных и муниципальных заданий они должны самостоятельно обеспечивать свою рентабельность и финансовую устойчивость на уровне не ниже достигнутого ими ранее [5];
- рост доли лабораторных занятий в аудиторной нагрузке студентов в два раза может снизить уровень маржинального дохода на 4-5 % [5], поэтому традиционными затратными методами трудно обеспечивать наличие у выпускников ряда практических навыков, нужных им для трудоустройства на привлекательные для них должности в реальном секторе экономики;
- школьников и студентов пока не учат целенаправленно готовиться к разработке привлекательных для работодателей портфолио и резюме, а лишь теоретическим обучением нельзя сильно улучшить ситуацию, так как в них надо показывать конкретные результаты и свой практический опыт;
- традиционные методы развития у школьников практических навыков, которые сразу нужны соискателям для трудоустройства на многие должности в фирмах, требуют очень больших расходов, которые нереальны и для многих крупных школ, а тем более - для небольших и сельских.
Для устранения традиционными методами (то есть с разработкой, утверждением и изданием большого количества новых учебников и т. д.) недостатков подготовки выпускников педагогических вузов и работы учителей школ, которые перечислены в проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования», опубликованном в январе 2014 года на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации для общественного обсуждения, потребуется много лет и очень много денег.
Поэтому в современных экономических условиях необходимы разработка и внедрение новых методов и средств для улучшения обучения школьников и студентов, которые позволят обеспечить массовое получение нужных при будущем трудоустройстве практических навыков и опыта быстрее и без больших дополнительных финансовых и трудовых затрат.
Это очень важно, так как во всём мире нет прямой взаимосвязи рейтингов вузов с экономическими представлениями о качестве обучения, так как лишь рейтинг бизнес-школ в англоязычных университетах, которые
обучают по программам МВА, связан с экономическими представлениями и основан на единственном показателе - средней заработной плате выпускников в первый год работы [8]. Поэтому в ряде ведущих стран обучение в школах и вузах и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве улучшают за счёт максимально ранней и конкретной профессиональной ориентации и уточнения, какие знания и практические навыки нужны для получения выбранной каждым должности, в результате чего школьники и студенты целенаправленно используют свою учёбу для их получения.
Проведенный анализ позволил установить самые перспективные в современных экономических условиях направления действий для быстрого и малозатратного улучшения ситуации с учётом лучшего мирового опыта:
1 - максимально раннее и массовое квалифицированное ознакомление родителей российских школьников любого возраста и студентов:
- с возможностями реально планировать и обеспечить улучшение обучения и воспитания детей для их целевой подготовки к лучшей жизни;
- с многими привлекательными для молодежи должностями и конкретными требованиями работодателей к знаниям и навыкам соискателей;
- с особенностями поиска работы и трудоустройства при рыночной экономике, подготовки привлекательных для работодателей резюме и прохождения собеседований и тестирований для получения лучшей работы;
2 - оказание квалифицированной практической помощи школам для получения обучаемыми лучших знаний и навыков за счёт использования:
- современных методов и специально подготовленных материалов в электронном виде в целях проведения уроков с максимальной визуализацией информации для улучшения её понимания и усвоения школьниками и получения ими практических навыков даже без дополнительных расходов всех школ на материально-техническое обеспечение учебного процесса;
- более ранней и целенаправленной профессиональной ориентации школьников в целях определения ими и их родителями знаний и практических навыков, нужных в будущем для получения конкретных должностей;
- целевого сотрудничества с родителями для улучшения мотивации учиться, знаний и навыков школьников с учётом потенциала семей и школ;
3 - целенаправленно обеспечивать получение школьниками и студентами углублённых знаний, практических навыков и опыта двух видов:
- во-первых, полезных любому человеку для улучшения его жизни, профессиональной деятельности и безопасности при рыночной экономике;
- во-вторых, необходимых для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве на выбранные должности и предотвращения многих рисков, проблем и напрасных расходов в условиях рыночной экономики;
4 - максимально ранняя квалифицированная разработка и реализация с участием заинтересованных родителей, школ и вузов индивидуальных целевых программ для улучшения обучения, воспитания и поддержки школь-
ников и студентов с учётом их интересов, способностей и планов на будущее на основе лучшего использования потенциала семьи, школы и вуза в целях получения обучаемыми нужных в будущем знаний и навыков, причём без их больших дополнительных финансовых и трудовых затрат.
Поэтому нужно создание эффективной системы оказания школьникам, студентам и их семьям квалифицированной помощи при их учёбе для:
1 - более раннего и точного выбора ими должностей для будущего трудоустройства и приобретения при учёбе знаний, практических навыков и опыта, которые сразу потребуют работодатели при их трудоустройстве;
2 - улучшения подготовки старшеклассниками и студентами портфолио, которые от них будут требовать все школы, вузы и работодатели;
3 - целевой разработки портфолио, которые будут не только одним из обязательных элементов отчётности о выполнении учебных программ для получения аттестатов зрелости и дипломов, но и наглядным доказательством наличия у выпускников именно тех знаний и практических навыков, которые нужны для трудоустройства на выбранные ими должности.
Проведённый анализ показал, что наиболее быстро, просто и малозатратно можно обеспечить массовое получение школьниками и студентами интересующих работодателей практических навыков и опыта работы за счёт организации нового для России вида сотрудничества школ и вузов с родителями в целях улучшения обучения по федеральным образовательным стандартам с учётом лучшего мирового опыта, потребностей рыночной экономики и планов на будущее и способностей каждого обучаемого.
Это необходимо и возможно по ряду объективных причин, так как:
- взаимодействие с родителями школьников является одним из важных элементов их обучения и воспитания, используемых каждой школой;
- каждая школа организует внеклассную и внешкольную работу с обучаемыми, в том числе многие кружки и получение трудовых навыков;
- родители обычно говорят школьникам о необходимости хорошо учиться, но не знают, как они могут правильно помочь им и максимально повысить их интерес и мотивацию к учёбе, хотя они и хотели бы этого;
- чем раньше школьники выбирают будущие сферы деятельности и привлекательные для них должности, тем больше у них бывает возможностей для получения нужных им в будущем углублённых знаний и навыков;
- студенты имеют право выбирать ряд курсов для изучения и темы курсовых и дипломных работ, что они могут использовать для получения нужных в будущем знаний и практических навыков, а также более привлекательного для работодателей приложения к своему диплому (так как в нём будут указаны темы курсовых работ и проектов и выпускной квалификационной работы, которые очень полезны для работы на выбранной должности и доказывают, что выпускник целенаправленно готовился к такой работе и уже имеет нужные знания и навыки), но многие ещё не имеют конкретных планов на будущее и поэтому упускают эти возможности;
- после окончания изучения школьниками и студентами любой дисциплины они обычно прекращают любые свои действия для получения даже нужных им в будущем углублённых знаний и практических навыков, а всех работодателей, особенно в реальном секторе экономики, интересует наличие у соискателей конкретных навыков и большого успешного опыта (что тщательно проверяют по их резюме, портфолио и на собеседованиях);
- родители могут сильно улучшить подготовку их детей к будущей жизни и получение ими нужных для успеха знаний и практических навыков, особенно при разработке и реализации соответствующей программы.
Поэтому разработан и предлагается для использования новый незатратный организационно-экономический метод целенаправленного улучшения обучения и воспитания школьников и студентов за счёт организации более ранней и конкретной профессиональной ориентации и сотрудничества школ и вузов с их родителями в целях наименее затратного и трудоёмкого обеспечения получения ими знаний и практических навыков, нужных для их быстрого официального трудоустройства на заранее выбранных должностях, соответствующих их интересам и способностям. Это позволит комплексно решать указанные проблемы без больших дополнительных финансовых и трудовых затрат с учётом лучшего мирового опыта.
Преимущества этого организационно-экономического метода:
1 - его соответствие поставленным Министерством образования и науки Российской Федерации задачам повышения качества обучения студентов педагогических вузов с учётом современных требований, особенно за счёт увеличения их практической подготовки и практики в школах;
2 - возможность быстрого начала его эффективного использования любыми образовательными учреждениями даже без их дополнительных финансовых затрат и без каких-либо изменений своих учебных программ;
3 - получение заинтересованными образовательными учреждениями на основе описанного ниже нового вида договора о сотрудничестве материалов в электронном виде и методической помощи для улучшения обучения и воспитания обучаемых любого возраста с учётом мирового опыта;
4 - возможность целенаправленно улучшать обучение, воспитание и подготовку к более успешной будущей жизни каждого школьника любого возраста или студента с максимальным учётом их интересов, способностей и планов на будущее за счёт эффективного сотрудничества с их родителями на основе нового вида договора о сотрудничестве, описанного ниже;
5 - предоставление всем заинтересованным родителям школьников и студентов возможности не только мечтать о лучшем будущем их детей, надеясь на счастливый случай, а целенаправленно готовить их к правильному профессиональному выбору и к трудоустройству на заранее выбранные привлекательные должности с учётом их интересов и способностей;
6 - лучшее использование потенциала образовательных учреждений для получения каждым обучаемым необходимых ему в будущем знаний и
практических навыков с учётом его интересов, способностей и законов рыночной экономики за счёт новых форм сотрудничества с его семьёй;
7 - возможность квалифицированной разработки для каждого обучаемого и реализации целевой программы улучшения его обучения, воспитания, конкурентоспособности при будущем трудоустройстве и доходов на основе целенаправленного сотрудничества его семьи со школой и вузом;
8 - улучшение родителей и учителей за счёт новых методов, позволяющих сделать учебный процесс интереснее и полезнее для обучаемых и целенаправленно использовать его без больших дополнительных финансовых и трудовых затрат школ и родителей для улучшения обучения, воспитания и получения нужных для трудоустройства знаний и навыков.
Эти преимущества данного метода обеспечиваются за счёт следующих его особенностей, которые могут быть полезны любым образовательным учреждениям и многим школьникам, студентам и их семьям.
Во-первых, данный метод можно сразу использовать в педагогических вузах и в любых школах даже без изменений существующих образовательных программ и учебников и без дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней, что важно для устранения недостатков подготовки выпускников педагогических вузов и работы учителей школ, указанных в проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования», опубликованном в январе 2014 года на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации для общественного обсуждения.
Во-вторых, этот метод и разработанный для его реализации многофункциональный модульный комплекс [9-10] позволяют использовать лучший мировой и российский опыт и новые достижения для улучшения:
- целевой подготовки всех студентов к успеху в их будущей работе;
- понимания школьниками ряда важных разделов по физике, технологии, ОБЖ и ряду других предметов за счёт визуализации информации;
- подготовки школьников к поступлению в вузы и будущей жизни;
- микроклимата в помещениях, энергосбережения, экономии и т. д.
В-третьих, подготовленные к применению этого метода и многофункционального модульного комплекса студенты и выпускники смогут:
- сделать свою учёбу и научно-исследовательскую работу более целенаправленной, интересной и полезной для получения знаний и практических навыков, особенно нужных для повышения конкурентоспособности;
- сразу проводить многие уроки и факультативы в школах на самом современном уровне за счёт применения в учебном процессе современных технических средств и элементов, входящих в этот модульный комплекс;
- тратить меньше времени на поиск нового и интересного материала;
- сделать уроки интереснее и полезнее за счёт их визуализации;
- получить знания и навыки, нужные для жизни и любой работы;
- лучше использовать свой потенциал для улучшения своей жизни.
Это может быть целенаправленно достигнуто любыми заинтересованными образовательными учреждениями даже без их дополнительных расходов и без любых изменений их учебных планов и учебников за счёт:
1 - постоянного ознакомления родителей обучаемых любого возраста с реальными возможностями улучшения их учёбы, воспитания и защиты от возможных в будущем рисков и проблем за счёт использования:
- размещения информации на сайтах школ и педагогических вузов;
- информирования об этом родителей классными руководителями;
- разработки программ целевого улучшения обучения и воспитания школьников и студентов за счёт лучшего использования потенциала семей;
2 - целенаправленной подготовки студентов педагогических вузов к использованию этого организационно-экономического метода и модульного комплекса во время учебных практик в школах и в дальнейшей работе;
3 - более ранней и активной профориентационной работы в школах;
4 - разработки и обновления электронной справочной базы данных для родителей, учителей, школьников и студентов, которая позволяет:
- найти рекомендации специалистов ряда ведущих организаций по многим вопросам, актуальным при трудоустройстве и работе, а также описание результатов, полученных при использовании этих рекомендаций;
- получать наглядную достоверную информацию о новых достижениях и современной продукции для применения при обучении и в жизни;
- использовать её для улучшения обучения в школах и педагогических вузах по многим дисциплинам по уже имеющимся учебникам и учебным планам на основе простого обеспечения максимальной визуализации изучаемого материала на уроках и при самостоятельной работе обучаемых;
5 - заключения любым заинтересованным образовательным учреждением России нового вида договора о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» и с созданной им в соответствии с Федеральным Законом № 217-ФЗ инновационной фирмой - ООО Инновационно-внедренческое учебно-производственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятель-тельности, экономия» (далее - ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»), который позволяет:
- сразу организовать эффективное целенаправленное сотрудничество любой школы и вуза с родителями обучаемых для улучшения их обучения и воспитания с любого возраста и повышения их конкурентоспособности при будущем трудоустройстве с учетом их интересов и способностей;
- квалифицированно разрабатывать для школьников и студентов с любого класса или курса соответственно и целенаправленно реализовывать индивидуальные целевые программы улучшения их обучения и конкурентоспособности при будущем трудоустройстве и работе с максимальным учётом их интересов и способностей за счёт нового вида договоров о сотрудничестве ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» с заинтересованными родителями, что позволит эффективнее использовать потенциал семьи, школы и вуза;
- целенаправленно обеспечивать получение всех описанных выше преимуществ даже без дополнительных финансовых затрат любых образовательных учреждений и без больших дополнительных затрат родителей.
Таким образом, разработанные и предлагаемые для использования любыми российскими образовательными учреждениями и семьями школьников и студентов новый организационно-экономический метод и многофункциональный модульный комплекс дают возможность быстро, без больших финансовых и трудовых затрат и без любых изменений имеющихся учебных планов и учебников улучшать обучение школьников любого возраста и студентов за счёт эффективного целенаправленного планирования и обеспечение сотрудничества родителей со школами и вузами для усиления интереса, мотивации и возможностей обучаемых получить лучшие знания и практические навыки, их конкурентоспособности при поступлении в вузы и будущем трудоустройстве, используя новые виды договоров о сотрудничестве и мировой опыт подготовки молодёжи к успешной жизни и её защиты от рисков и проблем при рыночной экономике.
Список литературы
1. Радченко С.С. Организационно-экономические возможности улучшить обучение и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 4: в 2-х ч. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 75-84.
2. Радченко С.С., Радченко С.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения // Техно-лого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 12-15 февраля 2013 г.). Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 384-390.
3. Радченко С.А., Радченко С.С. Использование научно-исследовательской работы студентов для улучшения их конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда, учёбы и доходов / Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. С. 157-164.
4. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения и безопасности: Учебное пособие для студентов всех специальностей / С.А. Радченко, С.С. Радченко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 126 с.
5. Панин В.А., Басовский Л.Е. Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 12-19.
6. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития бюджетного процесса в России // Дайджест-финансы. 2011. № 3. С. 10-16.
7. Литвинова В.В. Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. 2012. № 5. С. 128-135.
8. Логинов С.И., Савина И.В. Комплексный анализ формирования профессиональных качеств человеческого капитала // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2. В 3-х ч. Ч. 1. - Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. С. 311-316.
9. Радченко С.А., Радченко С.С. Разработка многофункционального комплекса для улучшения обучения по естественнонаучным дисциплинам, микроклимата и конкурентоспособности выпускников // Многомасштабное моделирование структур, строение вещества, наноматериалы и нанотехнологии: Материалы II Междунар. конф., посвященной памяти проф. А.Н. Никитина (Тула, 11-14 ноября 2013 г.). Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 316-323.
10. Охрана труда в образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие / С.А. Радченко, И.В. Лазарев, В.М. Заёнчик, М.С. Петрова, А.Н. Сергеев, С.С. Радченко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 112 с.
Радченко Сергей Сергеевич, аспирант, [email protected], Россия, Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC METHOD FOR IMPROVING TRAINING AND UPBRINGING OF SCHOOL CHILDREN AND STUDENTS
S.S. Radchenko
Prepared a real opportunity to improve quickly, easily and without the large financial and labor costs the training of school children of any age and students through the use of: 1 -a new organizational-economic method of cooperation of their parents with schools for amplification their interest and motivation to learn and competitiveness for admission to institutions of higher education andfuture employment; 2 - multifunctional modular complex for assistance to parents, teachers and schools; 3 - a new kind of cooperation agreement with schools for improving learning, vocational guidance and education of pupils taking into account the best global practices; 4 - a new kind of agreement on cooperation with parents and school students for their targeted training to a more successful life.
Keywords: economics, education, improving knowledge and skills, graduates ' competitiveness, employment, safety.
Radchenko Sergey Sergeevich, postgraduate student, [email protected], Russia, Tula, Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University.