Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм устойчивого развития сельской местности (на материалах Омской области)'

Организационно-экономический механизм устойчивого развития сельской местности (на материалах Омской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
303
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / EMPLOYMENT / INCOME OF THE POPULATION / MUNICIPAL AREA / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Кутузова Марина Владимировна

На современном этапе развития одной из важнейших целей социально-экономической политики государства является создание условий для устойчивого развития сельской местности. Это вызвано сложными проблемами, нерациональным использованием природных ресурсов, ухудшением демографической ситуации, низким уровнем занятости и доходов населения. Анализ уровня социально-экономического развития муниципальных районов Омской области за 2009-2013 гг. выявил сокращение численности сельского населения на 8,7%, рост коэффициента демографической нагрузки в 1,24 раза. С целью обеспечения устойчивого развития сельской местности региона предлагается организационно-экономический механизм, представляющий собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических и административно-управленческих инструментов, обеспечивающих необходимые условия для эффективного функционирования социально-экономических отношений. Показана роль сектора мониторинга устойчивого развития, взаимодействующего с организационными структурами и информационными ресурсами. Регулярный мониторинг позволяет определять социально-экономический потенциал сельских районов и уровень их устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Кутузова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational and economic mechanism of a sustainable development of rural areas (on materials of the Omsk region)

At the present stage of development of one of the major is more whole than social and economic policy of the state creation of conditions for a sustainable development of rural areas is. It is caused by existence of complex problems, irrational use of natural resources, deterioration of a demographic situation, a low employment rate and the in324 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ come of the population. The analysis of level of social and economic development of municipal regions of the Omsk region during 2009-2013 reduction of number of country people for 8.7%, and growth of coefficient of demographic loading by 1.24 times. For the purpose of providing a sustainable development of rural areas of the region the organizational and economic mechanism representing a complex of the interconnected organizational, economic and administrative and managerial tools providing necessary conditions for effective functioning of the social and economic relations is offered. The role of Sector of monitoring of a sustainable development, interacting with organizational structures and information resources is shown. Regular monitoring allows to determine the social and economic capacity of rural areas and level of their stability.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм устойчивого развития сельской местности (на материалах Омской области)»

type of production, minimization of costs of transportation and storage, etc. The optimum parameters of structure of the income of subjects of the agrofood market providing its proportional balanced development due to creation of equal economic conditions to all producers irrespective of forms of ownership and managing along with price tools in creation of an equal share of the prices and conditions of expanded reproduction that will allow to provide effective development of the agrofood market are proved. Elimination of the losses in the price received as a result of an unprofitable marketing chain will allow to increase a share of the income from 6,6 to 21,9% depending on the extent of subject of the agrofood market.

Keywords: agrofood market, subjects of the market, income, chain of the movement of agricultural production.

Shumakova Oksana Viktorovna, Dr. Econ., Sci., Prof., rector of Omsk SAU, e-mail: [email protected].; Kryukova Olga Nikolaevna, the senior teacher of chair, economies, accounting and financial control of OMGAU. Russia, 644008, Omsk, Institutskaya Square, 1; ph. 65-26-66, [email protected].

УДК 338

О.В. Шумакова, М.В. Кутузова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

На современном этапе развития одной из важнейших целей социально-экономической политики государства является создание условий для устойчивого развития сельской местности. Это вызвано сложными проблемами, нерациональным использованием природных ресурсов, ухудшением демографической ситуации, низким уровнем занятости и доходов населения. Анализ уровня социально-экономического развития муниципальных районов Омской области за 2009-2013 гг. выявил сокращение численности сельского населения на 8,7%, рост коэффициента демографической нагрузки в 1,24 раза. С целью обеспечения устойчивого развития сельской местности региона предлагается организационно-экономический механизм, представляющий собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических и административно-управленческих инструментов, обеспечивающих необходимые условия для эффективного функционирования социально-экономических отношений. Показана роль сектора мониторинга устойчивого развития, взаимодействующего с организационными структурами и информационными ресурсами. Регулярный мониторинг позволяет определять социально-экономический потенциал сельских районов и уровень их устойчивости.

Ключевые слова: занятость, доходы населения, муниципальный район, устойчивое развитие сельской местности.

Введение

Для таких понятий, как «сельские территории», «сельская местность», их «устойчивое развитие» и др., пока не сложилось единого определения ни в научной литературе, ни в действующих нормативно-правовых документах [1]. В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [2]. Кроме того, предлагаются авторские определения устойчивого развития сельских территорий. В сложившейся ситуации ограничивается возможность создания единого направления исследований и разработки мероприятий по ре-

© Шумакова О.В., Кутузова М.В., 2016

шению накопленных в сельской местности проблем и противоречий. Сфера социально-экономичес-кого развития сельской местности связана с населением, уровнем его занятости и доходов, социальным обеспечением, сложившийся инфраструктурой. Целью данного исследования является разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития сельской местности.

Объекты и методы

Объектом исследования являются социально-экономические отношения в муниципальных районах сельской местности, возникающие в процессе устойчивого развития. Были использованы: абстрактно-логический, экономико-статистический, расчетно-аналитический, системный анализ и др.

Результаты исследований

Анализ уровня социально-экономического развития муниципальных районов Омской области за 2009-2013 гг. позволил выявить, что многие показатели не обеспечивают необходимый уровень для формирования основ устойчивого социально-экономического развития сельской местности Омской области. Население муниципальных районов области сокращается (на 77 тыс. чел., или 8,7%), что является результатом миграции, вызванной ухудшением социально-экономических условий жизни (таблица). Процесс демографического старения населения привел к увеличению коэффициента демографической нагрузки в 1,24 раза, что существенно влияет на структуру доходов и расходов населения, его общую платежеспособность. За анализируемый период наблюдается обострение социальных проблем. Снижается доля автомобильных дорог с твердым покрытием (на 7,6%), обеспеченность населения больничными койками (на 24,7%), доля ветхого и аварийного жилья увеличилась на 0,1%, количество учреждений культурно-досугового типа в районах области уменьшилось с 1112 до 1059, т.е. на 5%. Средняя заработная плата в муниципальных районах существенно ниже соответствующего показателя по областному центру.

С целью обеспечения устойчивого развития сельской местности региона был разработан организационно-экономический механизм, основные составляющие и процесс реализации которого представлены на рис. 1. Формирование организационно-экономического механизма направлено на достижение основной цели и решение задач по направлениям социально-экономического развития сельской местности.

Показатели уровня социально-экономического развития муниципальных районов сельской местности

Омской области за 2009-2013 гг.

Показатель Год 2013 г. к 2009 г., %

2009 2010 2011 2012 2013

Численность населения на конец года, тыс. чел. 884,4 822,4 818,2 813,3 807,8 91,3

Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. -215 -3050 -4306 -6098 -6784 увеличение в 31,6 раза

Коэффициент демографической нагрузки на 1000 чел. трудоспособного населения 615,9 671,4 696,6 728,1 763,5 увеличение в 1,24 раза

Обеспеченность населения (на 10 тыс. чел.) больничными койками, чел. 69,3 61,7 59,9 56,1 52,2 75,3

Отношение среднерайонной номинальной начисленной заработной платы к заработной плате работников по областному центру, % 60,9 59,6 59,8 60,8 62,8 увеличение на 1,9

Доля автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования, % 65,4 66,1 66,2 57,7 57,8 снижение на 7,6

Источники: [3-6].

Цель: устойчивое развитие сельской местности

Т..

улучшение демографической ситуации

повышение занятости и рост доходов населения, обеспечение устойчивого экономического роста

создание благоустроенной среды проживания, развитие социальной инфраструктуры

Субъекты воздействия (органы, имеющие влияние на устойчивое развитие сельской местности) -органы исполнительной власти; некоммерческие организации и прочие институты гражданского общества;

научные организации.

межведомственная комиссия

сектор мониторинга устойчивого развития сельской местности

Механизм реализации решении

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК нормативно-правовое обеспечение ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК

- развитие социальной инфраструктуры; -решение кадровых проблем в сфере здравоохранения и образования; - регулирование миграционных потоков; - развитие малого и среднего предпринимательства; - др. □ - стратегии, программы, планы социально-экономического развития (федерального, регионального, муниципального уровней) - законы, распоряжения, положения, регламентирующие экономические и социальные отношения ^ САМООРГАНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ ^ -меры государственной поддержки; - оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства; - диверсификация экономики; - др. Р

Рис. 1. Организационно-экономический механизм устойчивого развития сельской местности

Субъектом воздействия для решения указанных задач выступают органы исполнительной власти, некоммерческие организации, научные учреждения и прочие институты гражданского общества. Механизм реализации решений по обеспечению устойчивого развития состоит из нескольких блоков. Организационный, экономический и нормативно-правовой блоки определяют совокупность условий и инструментов для достижения главной цели, находятся во взаимосвязи. Необходимым условием их эффективной работы являются процессы самоорганизации и инновационного развития. В результате административно-управленческого воздействия или личной инициативы участников в процессе самоорганизации возникают новые формы развития за счет взаимосвязи различных видов деятельности. Самоорганизация коллективной деятельности людей является основным и/или дополнительным источником доходов жителей, позволяет достичь больших результатов и большей производительности труда, а также быстрее решать проблемы, возникающие в ходе деятельности. Инновационное развитие хозяйствующих субъектов - важнейший ресурс механизма реализации решений. Внедрение инноваций позволяет хозяйствующим субъектам успешно функционировать в уже освоенных областях и открывает возможности выхода на новые направления, что

322

является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, повышение доходов населения.

Важным звеном организационно-экономического механизма выступает сектор мониторинга устойчивого развития, взаимодействующий с организационными структурами и информационными ресурсами (рис. 2). Деятельность данного сектора, по мнению авторов статьи, должна осуществляться в отделе социального развития села и капитального строительства при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Основной целью сектора в рамках мониторинга является систематическое наблюдение за развитием и изменением показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития; их оценка и выявление приоритетов регулирования. ФГБОУ ВО Омский ГАУ осуществляет информационное и методическое сопровождение деятельности сектора. Сектор мониторинга предоставляет информацию межведомственной комиссии, в которую входят представители органов исполнительной власти (различных министерств области) и ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Межведомственная комиссия осуществляет координацию действий органов исполнительной власти в части согласования решений для достижения максимальной эффективности от мероприятий по устойчивому развитию сельской местности.

Рис. 2. Взаимодействие сектора мониторинга устойчивого развития с организационными структурами

и информационными ресурсами

Работа сектора мониторинга устойчивого развития основана на взаимодействии с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области с целью получения информации по статистическим показателям и с органами местной власти, которые должны передавать сектору результаты социологических опросов. Органы местного самоуправления могут получать информацию от сектора мониторинга, что позволит вовремя обратить внимание на проблемные участки социально-экономического развития и принять соответствующие меры. Результаты мониторинга представляются правительству области в целях контроля за планами развития региона в виде разработанных программ, стратегий социально-экономического развития. Информация центра представляет интерес для органов государственной власти, научно-исследовательских учреждений и других подобных организаций.

Заключение

Таким образом, организационно-экономический механизм - комплекс взаимосвязанных организационных, экономических и административно-управленчес-ких инструментов, обеспечивающих необходимые условия для эффективного функционирования социально-экономических отношений. Функционирование сектора мониторинга устойчивого развития позволяет определить социально-экономический потенциал муниципальных районов сельской местности и уровень их устойчивости. Работа межведомственной комиссии необходима для координации взаимодействия органов исполнительной власти в целях обеспечения устойчивого развития сельской местности. Результатом деятельности организационно-экономического механизма является устойчивое развитие сельской местности за счет улучшения демографической ситуации, повышения занятости и доходов населения, развития социальной инфраструктуры и др.

Список литературы

1. Шумакова, О.В. Теоретические аспекты устойчивого развития сельских территорий в современной науке / О.В. Шумакова, О.В. Косенчук // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 1-8.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru (дата обращения 10.02.2016).

3. База данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsk.gks.ru/.

4. Демографический ежегодник : стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2014. - 100 с.

5. Социально-экономическое положение муниципальных районов Омской области : стат. сб. / Омскстат. -Омск, 2013. - 210 с.

6. Социально-экономическое положение муниципальных районов Омской области : стат. сб. / Омскстат. -Омск, 2011. - 238 с.

Шумакова Оксана Викторовна - доктор экон. наук, профессор, ректор Омского ГАУ; e-mail: [email protected].; Кутузова Марина Владимировна - аспирант, Омский ГАУ.

O. V. Shumakova, M. V. Kutuzova

The organizational and economic mechanism of a sustainable development of rural areas

(on materials of the Omsk region)

At the present stage of development of one of the major is more whole than social and economic policy of the state creation of conditions for a sustainable development of rural areas is. It is caused by existence of complex problems, irrational use of natural resources, deterioration of a demographic situation, a low employment rate and the in-

come of the population. The analysis of level of social and economic development of municipal regions of the Omsk region during 2009-2013 reduction of number of country people for 8.7%, and growth of coefficient of demographic loading - by 1.24 times. For the purpose of providing a sustainable development of rural areas of the region the organizational and economic mechanism representing a complex of the interconnected organizational, economic and administrative and managerial tools providing necessary conditions for effective functioning of the social and economic relations is offered. The role of Sector of monitoring of a sustainable development, interacting with organizational structures and information resources is shown. Regular monitoring allows to determine the social and economic capacity of rural areas and level of their stability.

Keywords: employment, income of the population, municipal area, sustainable development of rural areas.

Shumakova Oksana Viktorovna, Dr. Econ. Sci., Prof., rector of Omsk SAU, e-mail: [email protected].; Kutuzova Marina Vladimirovna, Postgraduate, Omsk SAU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.