ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ Е.И. Г орлова, ведущий экономист финансово-экономического управления
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье исследуется сущность организационно-экономического механизма управления производственными затратами и дается его авторская формулировка. Рассматриваются схема функционирования, организационная структура, объекты, субъекты и методы управления в данном механизме
Раскрытие и конкретизация сущности организационно-экономического механизма управления затратами подразумевает, прежде всего, выявление сути наиболее общего понятия - «механизм», как науки о формах движения и применительно к экономике означающего движение и взаимодействие факторов процесса воспроизводства.
В экономическом словаре понятие «механизм» трактуется как последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление; система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие [1].
В настоящее время нет однозначных подходов к определению экономического механизма, его структурному анализу, функциям и взаимосвязи его основных подсистем и элементов, к соотношению и взаимодействию народнохозяйственного, отраслевого, регионального и микроэкономического уровней этого механизма как целостной системы.
Среди западных экономистов, занимавшихся проблемами экономических механизмов, следует выделить А. Кульмана. С его точки зрения экономический механизм представляет собой систему взаимосвязей экономических явлений, которые возникают в определенных условиях под воздействием начального импульса. Он определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений. Составляющими элементами механизма всегда выступают и исходное явление, и завершающее явление, и весь процесс, который происходит в интервале между ними [2].
Из российских авторов наибольший интерес вызывает подход к определению экономического механизма у Л.В. Кузьмина, который пишет: «Под экономическим механизмом понимается интегрированная, многоуровневая система форм и методов хозяйствования. Конструкция экономического механизма предприятия включает следующие элементы: систему внутренних экономических отношений, устанавливающую производственно-хозяйственные связи между структурными подразделениями, способы оценки влияния этих связей на общие результаты деятельности предприятия, подсистемы стимулирования, планирования, контроля, нормирования, учета и анализа хозяйственной деятельности» [3] .
Таким образом, в практике имеют место две основные концепции в понимании экономического механизма. Одни ученые рассматривают экономический механизм как процессы, последовательно протекающие в определенных организационных системах по
следующей схеме: воздействие первоначального импульса - взаимодействие экономических явлений и процессов - получение конечного результата, другие
- понимают экономический механизм как совокупность экономических отношений между структурными подразделениями по поводу формирования подсистем планирования, стимулирования, контроля, учета и анализа производственной деятельности.
Формирование и развитие экономических механизмов всегда связано с функционированием различных организационных систем. Это различные институциональные образования как на макроуровне (на уровне транснациональных мирохозяйственных связей, национальных экономик отдельных государств, отраслевых и территориальных комплексов), так и на микроуровне (уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений).
Организационно-экономические механизмы, формирующиеся на основе стохастических и детерминированных взаимосвязей экономических явлений и обусловленные их временной последовательностью, подразделяют на открытые и закрытые. К первому типу относят механизмы сбалансированности (равновесия). Конечный результат функционирования таких механизмов - это новое (обновленное) состояние базового исследуемого явления. Экономические механизмы второго типа характеризуются дублированием (воспроизведением) исходных экономических явлений в новых или обновленных условиях хозяйствования - это так называемые мультипликативные механизмы [4].
Понятие организационно-экономического механизма применительно к управлению производственными затратами можно определить как сложную систему, представляющую собой совокупность элементов организационной структуры производства и управления предприятием, в которых протекают экономические явления и процессы, позволяющая с помощью конкретных методов и инструментов воздействия достичь оптимального уровня, динамики и структуры производственных затрат1. При этом необходимо отметить, что для нормального функционирования данного механизма необходимо информационное, правовое и кадровое обеспечение (рис.1).
1 Производственные затраты -это затраты непосредственно связанные с процессом производства товаров (работ, услуг), образующие их производственную себестоимость в результате потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов и обоснованные технологией и условиями производства.
Элементы организационной структуры предприятия
Экономические явления и процессы
Методы и инструменты воздействия на затраты в процессе производства
Оптимизация уровня, динамики и структуры производственных затрат
Рис.1. Схема функционирования организационно-экономического механизма управления производственными
затратами.
При формировании организационноэкономического механизма управления производственными затратами как правило рассматриваются несколько вариантов организационной структуры управления:
1. Создание рабочих команд или комитетов по решению конкретных проблем, при этом обеспечением управления издержками формально занимается команда (комитет), а управлением непосредственно функциональные подразделения.
2. Делегирование необходимых полномочий управления подразделениям, отвечающим за те или иные виды издержек, при этом обеспечением и управлением занимаются функциональные подразделения.
3. Создание, так называемой проблемной группы, чьей основной функцией будет являться обеспечение управления затратами. Все разработанные проблемной группой сценарии анализируются Координационным Советом и рекомендуются к использованию руководству предприятия, а управление затратами осуществляет непосредственно подразделение, отвечающее за тот или иной вид затрат.
4. В начале постановки системы управления издержками используется проблемная группа с принятием решения через Координационный Совет и в дальнейшем центр разработки и принятия ключевых решений перемещается в конкретные подразделения. Таким образом, подразделение реализует оперативное обеспечение и управление затратами в рамках стратегического направления разработанного проблемной группой и принятого Координационным Советом [5].
Каждый из вышеперечисленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки, которые в значительной степени зависят от масштаба деятельности конкретного предприятия.
Первый вариант может быть приемлемым для небольших предприятий, но теряет свою значимость в условиях работы средних и крупных предприятий, поскольку, во-первых, на таких предприятиях по различным проблемам создается множество комитетов, комиссии и пр., не всегда согласованно действующих и не имеющих достаточных полномочий для решения сложных вопросов, во-вторых, для их работы требуется сбор и анализ большого объема информации, в-третьих, при принятии решений о распределении финансовых и материальных ресурсов сложно добиться
объективности (каждый представитель старается поддерживать интересы своего подразделения и не допустить их ущемления в пользу общих целей).
Второй вариант рациональнее использовать на малых и средних производственных предприятиях. Реализация данного варианта на крупном предприятии может быть сопряжена с рядом трудностей, поскольку децентрализация полномочий в подразделения может вести к рассогласованности действии по организации управления производственными затратами. Кроме того не в каждом подразделении имеется квалифицированный специалист, имеющий возможность рационально организовать процесс управления затратами.
Третий вариант, основанный на создании проблемной группы, выглядит более приемлемым для средних и крупных предприятий. Проблемная группа формируется из специалистов основных функциональных подразделений, а Координационный Совет из ведущих специалистов (начальников) подразделений. Проблемная группа разрабатывает сценарии управления затратами. Координационный Совет в свою очередь рассматривает предложенные сценарии, анализирует их, согласовывает, выбирает наиболее оптимальный в качестве основного и выносит его на утверждение руководства. После утверждения сценарий реализуется каждым подразделением в рамках, возложенных на них функций. В качестве недостатков данного варианта можно отметить, то, что основные решения управленческого характера принимаются одним подразделением, а практически реализуются другими подразделениями. Таким образом, при принятии решений возникает необходимость учитывать особенности функционирования каждого производственного подразделения, а, следовательно, и особенности применяемых методов и инструментов по управлению затратами в них.
Четвертый вариант, по сути, представляет собой комбинацию второго и третьего вариантов с присущими им положительными и отрицательными чертами
В целом организационная структура управления производственными затратами наиболее оптимальная для средних и крупных промышленных предприятий и алгоритм ее функционирования представлены на рис.2.
Руководство
предприятия
Координационный Совет
Проблемная
группа
Финансово-
экономическая
служба
Отдел по работе с персоналом
Бухгалтерия
Произв одств енные цеха и мастерские
Утверждение разработанного проекта по оптимизации затрат
Нет
Анализ предложенных проектов и представление руководству основного проекта
Сбор и анализ Представление данных о производственных затратах (ПЗ) 4—
информации о
ПЗ
Разработка проектов достижения необходимого уровня, динамики и структуры ПЗ
Перспективное планирование и нормирование ПЗ в соответствии с утвержденным проектом и представление отчета об их результатах
Учет фактических ПЗ
Непосредственно осуществление затрат в процессе производства
Д
Согласование и утверждение нормативов ПЗ
Да
Доведение нормативов до конкретных исполнителей
Рис.2. Организационная структура и алгоритмизация управления производственными затратами.
Процесс управления производственными затратами протекающий в представленной организационной структуре может быть описан следующим образом. На первоначальном этапе создается проблемная группа, которая занимается сбором и анализом информации о затратах, классифицирует их по видам, элементам, местам возникновения и др., выделяет из них затраты возникающие непосредственно в процессе производства, разрабатывает проекты управления затратами с целью достижения необходимого уровня, динамики и структуры затрат, передает данные проекты на рассмотрение Координационного совета. Координационный Совет рассматривает предложенные проекты, анализирует их, согласовывает, выбирает
наиболее оптимальный в качестве основного и выносит его на утверждение руководства. Руководство либо утверждает данный проект, либо возвращает на доработку. После утверждения проекта финансовоэкономическая служба совместно с отделом по работе с персоналом осуществляет перспективное планирование и нормирование производственных затрат и представляет отчет о результатах своей работы руководству. Далее руководство совместно с Координационным Советом согласовывает и утверждает разработанные нормативы затрат либо возвращает их на доработку вследствие допущения ошибок, неточностей и т.п. В свою очередь проблемная группа во главе с Координационным Советом доводят утвержденные
нормативы до конкретных исполнителей, в частности по производственным затратам - до работников производственных цехов и мастерских, непосредственно осуществляющих представленные затраты. Учет фактических затрат ведется в бухгалтерии предприятия, далее полученные данные передаются в финансовоэкономическую службу, которая осуществляет контроль за выполнением нормативов по производственным затратам, сравнивает показатели по критерию «план-факт» и представляет результаты анализа руководству предприятия. Параллельно в рамках проекта по управлению затратами отдел по работе с персоналом разрабатывает систему мотивации и стимулирования персонала и передает ее на утверждение руководству. Руководство рассматривает предложенную систему мотивации и стимулирования персонала и утверждает ее либо возвращает на исправление и доработку. Отдел по работе с персоналом доводит утвержденную систему мотивации и стимулирования до сотрудников. При вынесении положительной оценки об управлении производственными затратами в соответствии с утвержденной системой мотивации и стимулирования персонала руководство предприятия осуществляет поощрительные мероприятия. Независимо от того, как руководство оценивает достигнутые результаты по управлению затратами, производится поиск резервов по оптимизации производственных затрат для чего собирается и анализируется информация о состоянии дел на предприятии начинается.
Представленная организационная структура управления производственными затратами может рассматриваться как циклично действующая, поскольку процесс управления и поиска резервов по оптимизации затрат непрерывен и постоянно возобновляется с целью исправления возможных упущений и совершенствования достигнутых результатов.
Объекты управления в организационноэкономическом механизме управления производственными затратами можно подразделить на две группы. С одной стороны объектом управления выступают непосредственно сами затраты, возникающие в процессе производства продукции в разрезе принятой их классификации, их уровень, динамика и структура. При этом затраты как объект управления обладают рядом особенностей, таких как:
- динамизм, т.е. они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;
- многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;
- трудность измерения, учета и оценки, поскольку не существует абсолютно точных методов учета и измерения затрат;
- сложность и противоречивость влияния на экономический результат (снижение одного вида затрат может вести увеличение другого вида затрат и т.п.) [6].
С другой стороны объектами управления становятся места возникновения производственных затрат (МВПЗ). На практике МВПЗ ограничиваются рамками структурных подразделений предприятия (цехов). Определение цеха местом возникновения затрат позволяет сравнительно легко локализовать расходы предприятия и приблизить косвенно распределяемые затраты к произведенной в данном месте продукции (прямым) [7].
Субъектами управления в данном организационно-экономическом механизме могут выступать:
- отдельные должностные лица, наделенные необходимыми полномочиями (менеджеры), принимающие управленческие решения, а также специалисты, участвующие в разработке данных решений;
- элементы организационной структуры предприятия, т.е. структурные подразделения (отделы, управления, службы и т.п.), на которые возложены функции, связанные с управлением затратами;
- коллегиальные органы (коллегии, комиссии, собрания учредителей и т.п.), которые принимают решения от лица организации по вопросам, связанным с управлением затратами.
Поскольку любой механизм представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, то для реализации этого взаимодействия необходима непрерывная циркуляция информации: от субъекта управления к объекту в виде управляющего воздействия (сигналов и команд), а от объекта к субъекту в виде обратной связи (рис. 3.). По этому поводу А.М. Букреев пишет: «Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации» [3].
Управляющее воздействие і г
Субъект управления производственными затратами Объект управления производственными затратами
к і
Информационная среда Обратная связь
Рис. 3. Информационное взаимодействие субъекта и объекта управления производственными затратами
Продолжая исследовать сущность организационно-экономического механизма управления производственными затратами, следует рассмотреть методы воздействия субъекта управления затратами на объект управления.
Методы управления представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий)[8].
В настоящее время методы управления весьма разнообразны, что обуславливает множество подходов их классификации по различным признакам. Однако в наиболее общем виде методы управления можно подразделить на экономические, правовые, организационно-административные, социально-
психологические и количественные (основанные на применении математического аппарата и логики).
Методы управления производственными затратами являются совокупностью инструментов, приемов и способов, с помощью которых субъект управления воздействует на затраты в процессе производства продукции с целью их оптимизации. При этом, в зависимости от того на какой по длительности временной период рассчитано действие каждого конкретного метода управления, методы управления затратами будут классифицироваться на стратегические, тактические и оперативные.
Каждое предприятие самостоятельно выбирает, ориентируясь на свои потребности и специфику деятельности, методы управления и формирует организационно-экономический механизм управления производственными затратами. Достаточно часто на одном предприятии одновременно используется несколько методов (подходов) к управлению затратами, что позволяет наиболее полно контролировать процесс за-тратообразования.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 7-е изд. допол. и перераб. - М.: Институт новой экономики,2007.
2. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс»,1993. -92с.
3. Букреев А.М. Организационно-
экономический механизм антикризисного управления: теория и практика. - Ворон-ж: Изд-во ВГТУ, 2004. -164с.
4. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская Финансовая Школа. - 2006, № 2. - С. 45-54.
5. Скоромник. В. И. Управление затратами [Электронный ресурс] / В. И. Скоромник. Режим доступа: http://www.neweconomic.com/pbl/mf1.html
6. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
7. Дорман В.Н. Теоретические и практические аспекты управления затратами на предприятии: учеб. пособие / В.Н. Дорман, Т.С. Близнюк, А.П. Багирова. -Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2005. - 168 с.
8. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. -М.: Академия, 2009. - 288с.
Э 8-960-106-31-76
Ключевые слова: механизм, организационноэкономический механизм, управление, производственные затраты.