ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ С.Н. Кинякин
В статье разработан организационно-экономический механизм управления производственной активностью (ПА) компании, включающий в себя взаимосвязанные функциональные модули.
Основной целью механизма управления ПА является обеспечение сбалансированного функционирования предприятия, при котором соблюдаются принципы: комплексности, упреждения, своевременности, сбалансированности, экономичности, мотивированности, гармоничности.
Задача механизма управления ПА предприятия заключается в определении рациональных темпов распределения производственных возможностей для текущего производства и инновационной деятельности.
Активизация инновационной деятельности приводит к неравновесному состоянию и падению финансовой устойчивости, ввиду этого необходимо принимать решения в соответствии с возникшим состоянием предприятия.
При разработке механизма необходимо учесть такие особенности, как: оценка влияния внешней среды и потенциальных возможностей предприятия, осуществление сбалансированного планирования производства с учетом необходимости инновационной активности на основе экономической модели, влияние цикличности развития на производственную активность предприятия и др.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, производственный потенциал, сбалансированное планирование, стейкхолдеры, результативность производственной деятельности, распределение производственной мощности
Механизм управления ПА представляет собой совокупность инструментов, обеспечивающих достижение целей сбалансированного функционирования предприятия и отвечающих принципам комплексности, упреждения, своевременности, сбалансированности, экономичности, мотивированности, гармоничности.
Задача механизма управления ПА предприятия заключается в определении рациональных темпов распределения производственных возможностей для текущего производства и инновационной деятельности.
Механизм управления ПА предполагает следующие особенности:
• выполнение функций оценки состояния внешней среды и потенциальных возможностей производства;
• формирование мотивационных мероприятий, повышающих заинтересованность стейкхолдеров;
• контроль за экономическими пропорциями и соотношениями темпов изменения различных направлений деятельности;
• сбалансированное планирование производства с учетом необходимости обновления продукции на основе экономической мо-
дели распределения производственных мощностей;
• установление зон допустимых пропорций между необходимыми элементами активов компании;
• влияние цикличности развития на производственную активность предприятия.
При формировании механизма управления ПА необходимо предусмотреть выполнение функций контроллинга:
• Анализ планируемых соотношений темпов инновационного развития и текущего производства;
• Внешние и внутренние условия и ограничения должны подвергаться постоянному мониторингу и наблюдению;
• Анализ и оценку эффективности принимаемых решений для сохранения устойчивости предприятия в период действия планируемого уровня ПА;
• Руководство должно быть информировано о процессе инновационного развития и текущего производства, а также возможности корректировки.
Данный механизм управления ПА предприятия включает следующие функциональные модули:
Модуль 1.Оценка состояния производственного потенциала.
Данный функциональный блок включает:
• составляющие производственного потенциала;
• оценку уровня производственного потенциала;
• определение возможного уровня изменения производственного потенциала.
Производственный потенциал является неотъемлемой частью функционирования предприятия. Ресурсы, имеющиеся у предприятия, образуют его производственный потенциал [6]. Производственный потенциал является ключевой характеристикой предприятия и взаимосвязан с социальным и экономическим развитием страны.
При оценке производственного потенциала используется 5 наиболее важных составляющих:
• производственную составляющую образуют основные производственные фонды предприятия;
• технико-технологическую платформу - техническое оснащение компании и используемые технологии;
• материальную составляющую - оборотные средства предприятия, материальные ресурсы;
• кадровую составляющую-персонал организации;
• информационная составляющая - информационные технологии и ресурсы.
Модуль 2. Организация сбалансированного планирования по критерию финансовой устойчивости.
Данный блок состоит из следующих этапов:
• Оценка уровня соблюдения экономических пропорций деятельности компании;
• Распределение производственной мощности на серийное производство и обновление продукции;
• Установление экономических соотношений по темпам изменения ключевых показателей.
Возникающее нарушение экономических пропорций и соотношений темпов изменения различных направлений деятельности из-за разнонаправленного действия факторов производства обуславливает необходимость сбалансированного планирования.
Исходя из «золотого правила» экономики [2], темпы роста ключевых параметров компании в определенный период должны соответствовать следующим соотношениям:
ANP>AP>AN>AS>AW>AF>AL,
где NP - нераспределенная прибыль; P -прибыль от продаж; N - выручка от продаж; S - затраты производства; W - среднегодовая стоимость оборотных средств; F - среднегодовая стоимость основных средств; L - среднесписочная численность персонала.
Модуль 3. Организационное сопровождение программы развития.
Данный модуль предназначен для организационного обеспечения программы развития. В процессе развития компании на основе принципа упреждения формируются целевые мероприятия, без проведения которых невозможно развитие компании. Осуществляется данный принцип на основе сравнительного анализа комплекса условий, который необходимо выполнять для реализации изменений и потенциальных возможностей компании по их обеспечению.
В ходе сравнения определяются критические мероприятия по приведению тех или иных потенциалов в соответствие требуемым условиям.
Модуль 4. Оценка результативности производственной деятельности.
Оценку эффективности деятельности компании проводят с помощью четырех групп показателей[1]:
I группа. Показатели, характеризующие эффективность деятельности компании. Блок эффективности и затратоемкости.
Блок эффективности
• Рентабельность активов (ROA);
• Рентабельность используемого капитала (ROCE);
• Норма прибыли в выручке;
• Маржинальная прибыль [3].
Помимо блока эффективности данная группа включает блок затратоёмкости, в котором определяется уровень ключевых элементов затрат в выручке. К таким элементам, как правило, относятся: материалоемкость, зарплатоемкость, энергоемкость и другие по необходимости.
Первая группа позволяет выявить планируемые диапазоны возможных изменений коэффициентов без негативного влияния на устойчивость компании.
II группа. Показатели, отражающие финансовое состояние компании. Вторая группа показателей отражает способность компании быть платежеспособной.
Если компания в состоянии погасить краткосрочные обязательства с помощью текущих активов, то она считается ликвидной. В данную группу включаются коэффициенты текущей, быстрой, абсолютной ликвидности, а также соотношение прироста выручки (ДВ) и прироста дебиторской задолженности и коэффициент концентрации собственного капитала в итоге баланса компании (коэффициент автономии) [7].
Показатели финансового состояния дают представление о возможности предприятия погасить текущую задолженность, но не отражают динамики движения денежных средств и эффективности управления финансами.
Для этой цели используют показатели III группы, характеризующие оборачиваемость оборотных средств (или запасов), сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, а также динамику денежного потока (CF).
Третья группа с помощью анализа установившихся показателей выявляет наиболее благоприятные величины для данного периода времени и в соответствии с этими изменениями вычисляет допустимы темпы понижения в период корпоративных изменений.
Инвестиционная деятельность предприятия отражена в IV группе. Показатели этой группы показывают, насколько эффективно используются инвестиции, а также устанавливаются достигнутые соотношения в инвестиционной деятельности для последующего
анализа и планирования в период предстоящего развития.
Для оценки производственной активности анализируются факторы, к которым относятся:
• Факторы снижения затратоемкости основных и обеспечивающих производственных процессов;
• Факторы повышения эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых);
• Факторы роста уровня организации процессов подготовки производства, промышленного освоения.
Показателями, характеризующими ПА, являются темпы изменения стоимости компании, производительности труда, трудоемкости, энергоемкости и др.
Для оценки уровня ПА необходимо по каждому перечисленному показателю определить индекс относительного изменения и затем полученный результат использовать при подсчете интегрального индекса производственной активности:
>1 - повышение ПА;
1ПА = п!=1 Н =1 - сохранение ПА;
<1 - снижение ПА.
Динамика изменения индекса ПА отражает состояние производства в анализируемый период и предпосылки развития производства в будущем.
Модуль 5. Формирование групп стейкхолдеров.
Важным фактором успешного функционирования предприятия является наличие стейкхолдеров. Механизм управления ПА предусматривает воздействие стейкхолдеров различного уровня и формирует мотиваци-онные мероприятия по повышению заинтересованности стейкхолдеров в результате деятельности предприятия.
Систематизирование перечня заинтересованных внутренних и внешних сторон заканчивается формированием интересов каждого участника и возможностью их удовлетворения. Выражение интересов заинтересованных сторон может осуществляться как на качественном, так и на количественно
уровне. Исходя из интересов создается механизм мотивации результативности.
Модуль 6. Планирование использования производственной мощности.
В случае увеличения доли загрузки производственных мощностей для целей обновления уменьшается доля мощностей, выделяемых для текущего производства. Следовательно, при ограниченности производственной мощности существует некое множество вариантов комбинаций распределения производственной мощности между текущей и инновационной деятельностью (рис. 1).
Текущая продукция
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
Рациональные пропорции распределения производственных мощностей можно найти с помощью кривых производственных возможностей [4].
Кривая производственных возможностей характеризует выпуск продукции при имеющихся производственных возможностях и показывает оптимальные варианты полного использования ресурсов.
В точке 1 показывается максимальное допустимое количество производимой продукции предприятием (инновационная не производится). Пятая точка отражает возможность предприятия производить максимальное количество инновационной продукции. Для точек 2, 3, 4 характерно максимальное использование ресурсов. Точка 6 отражает неоптимальное использование ресурсов, так как находится ниже кривой производственных возможностей.
Кривая с течением времени может изменять своё положение (рис. 2). Смещение кривой происходит из-за изменения различных условий (кривая может как изменять, так и не изменять свою форму).
Текущая продукция Л
ч
\
ч
\
\
1
1
Инновационная продукция
Условные обозначения:
- первоначальная кривая производственных возможностей
........ одностороннее улучшение ситуации и
увеличение возможностей по производству текущего товара — — - - одностороннее увеличение возможностей
по производству инновационного товара
Рис. 2. Варианты изменения кривой производственных возможностей
Как правило, поиск оптимальных загрузок производственных мощностей предприятия направлен на достижение какой-либо цели. К таким целям могут относиться:
• Обновление в заданные сроки;
• Обновление в максимально короткие сроки;
• Сохранение финансовой устойчивости в период обновления;
• Обновление заданной номенклатуры изделий.
Сбалансированная загрузка производственных мощностей оказывает влияние на рациональное использование производственного потенциала, что делает производство более эффективным, а коммерческую деятельность более рентабельной.
В проблематике поиска рациональных темпов обновления продукции для сохранения устойчивости развития предприятия ис-
пользуется правило золотого сечения, в соответствии с которым доля инновационной продукции в общем объеме выпуска должна быть в диапазоне 38-44%. Следовательно, в соответствии с золотыми пропорциями оставшиеся 56-62% производственной мощности должны обеспечивать устойчивое финансовое состояние предприятия в планируемый период обновления [1].
Модуль 7. Мотивация производственной деятельности.
При организации системы мотивации необходимо учитывать факторы внешней и внутренней среды, а также взаимосвязанные методы мотивации сотрудников и внешних участников, способствующих достижению целей предприятия [5].
Программа мотивация должна включать следующие аспекты:
• Цели;
• Охват (категория сотрудников и проектов, к которым она применяется);
• Сроки;
• Критерии, процедуры оценки и ответственных за оценку проведения программы для различных категорий сотрудников;
• Поощрения и взыскания;
• Календарный план действий;
• Ответственные лица, отвечающие за выполнение программы;
• Бюджет средства для выполнения программы.
Схематично механизм управления ПА представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Организационно-экономический механизм управления производственной
активностью предприятия
Таким образом, разработанный механизм позволит обеспечить сбалансированное управление производственной активностью компании, отвечающий принципам комплексности, упреждения, своевременности, сбалансированности, экономичности, мотивированности, гармоничности.
Литература
1. Анискин, Ю.П. Корпоративное планирование развития компании: монография / Ю.П. Анискин, И.В. Жмаева, 40
С.С. Иванюсь, А.В. Леонтьев, В.В. Серегин. М.: Омега-Л, 2012. - С. 325-329.
2. Анискин, Ю.П. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости / Ю.П. Анискин, П.А. Бульканов, М.Н. Нечепуренко, Д.И. Митрохин, С.А. Еникеева; под ред. Ю.П. Анискина. М.: Оме-га-Л, 2010. - С. 140-144.
3. Банк, В.Р. Финансовый анализ / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. М.: Издательство проспект, 2007.
4. Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородо-ва. - М.: Инфра-М, 2011. -672 с.
5. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учеб. пособие / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2006.-360 с.
6. Мансурова, Н.А. Методические основы оценки производственного потенциала промышленного предприятия / Н.А. Мансурова // Экономические исследования. - 2012. - № 4.
7. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2009.
Кинякин Сергей Николаевич, аспирант, Национальный исследовательский университет МИЭТ (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
ORGANIATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGING THE CORPORATE INDUSTRIAL ACTIVITY
S.N. Kinyakin, National Research Institute «Moscow Institute of Electronic Equipment», Moscow, Russian Federation, [email protected]
The article develops the organizational and economic mechanism of managing the corporate industrial activity, which includes the interrelated functional modules. The main purpose of the industrial activity management mechanism is the provision of balanced company performance, ensuring the observance of such principles as complexity, anticipation, timeliness, stability, efficiency, motivation and harmony.
The purpose of the industrial activity management mechanism is to determine the rate of rational distribution of manufacturing capacities for current production and innovative activity.
The intensification of innovative activity causes the non-equilibrium state and the loss of financial stability, due to which the decisions must be made in accordance with the actual state of a company.
In the development of the mechanism, it is important to consider such factors as the evaluation of external environment influence and corporate potential, the implementation of balanced production planning, taking account of the need for innovative activity on the basis of the economic model, the impact of development cyclicality upon industrial company performance, etc
Key words: organizational and economic mechanism, production potential, balanced planning, stakeholders, effectiveness of the industrial activity, distribution of production capacity
References
1. Aniskin Y.P., Zhmaeva I.V., Ivanys S.S., Leontiev A.V., Seregin V.V. Korporativnoe planirovanie razvitija kompanii [The corporate planning of company development]. Moscow: Ome-ga-L, 2012. PP. 325-329.
2. Aniskin Y.P., Bulkanov P.A., Nechepurenko M.N., Mitrokhin D.I., Enikeeva S.A. Uprav-lenie korporativnimi izmenenijami po kriteriyustoichivosti [Corporate change management based on the sustainability criterion]. Moscow: Omega-L, 2010. PP.140-144.
3. Bank V.R., Taraskina A.V. Finansoviy analiz [Financial analysis]. Moscow: Publishing House «Prospekt», 2007.
4. Bardovsky V.P., Rudakova O.V., Samorodova E.M. Economica [Economics]. Moscow: INFRA-M, 2011. 672 p.
5. Lukicheva L.I. Upravlenie organizaciey [Organization management]. Moscow: Omega-L, 2006. 360 p.
6. Mansurova N.A. Metodicheskie osnovi ocenki proizvodstvennogo potenciala promish-lennogo predprijatija [The methodological fundamentals of evaluating the production potential of an industrial company]. Economicheskie issledovanija [Economic studies]. 2012. № 4.
7. Savitskaya G.V. Analiz hozyaistvennoy deyatelnosti predpriyatiya [The analysis of corporate economic activity]. Moscow: INFRA-M, 2009.