_Аннотация
Статья посвящена исследованию формирования организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии. Рассматриваются рычаги управления в условиях изменяющейся бизнес-среды предприятия.
Радченко А.В.
директор по продукту и продуктовому маркетингу группы компаний «Восток-Сервис», г. Красногорск [email protected]
механизм управления
предприятием и его рычаги
организационно-экономический механизм
управления бизнес-процессами на предприятии
В многочисленных определениях под организационно-экономическим механизмом понимается следующее:
- совокупность структурных, организационно-управленческих, организационно-технических и информационных механизмов, а также механизмов корпоративного планирования (1);
- совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями организации (2);
- способ использования экономических законов для достижения конечных хозяйственных результатов (3);
- организационно-экономическая и социальная система (4);
- целеполагание, организация и стимулирование (5);
- институциональная основа, система планирования, организационная структура, (организационный механизм) система стимулов или экономический механизм (6);
- организационное и экономическое принуждение участников кризисного процесса к определенной антикризисной деятельности. Воздействуя на экономические интересы, оно обеспечивает соответствие инновационной стратегии кризисного поведения уровню развития экономики предприятия (7).
Механизм управления
Мы разделяем взгляды ученых, характеризующие организационно-экономический механизм как «систему», «совокупность связей и отношений», «процесс стимулирования» и т.д. Однако изложенные
менедж
выше трактовки экономической категории «механизм управления» содержат два недостатка, которые, по нашему мнению, недостаточно полно характеризуют обозначенный термин. Во-первых, механизм управления организацией нельзя охарактеризовать только как взаимосвязь между подразделениями предприятия. В механизме должна обязательно присутствовать сила, то, что приводит объект в движение, то, что заставляет его работать так, как того требуют внешние условия (в данном случае условия развития бизнес-процессов). Во-вторых, значимость воздействия этой силы определяется не только совершенствованием планирования, экономических стимулов, организационно-экономических форм управления, но и их нацеленностью на получение четко обозначенных результатов (поскольку мы говорим о бизнес-процессах, то на получение максимальной прибыли).
Процесс управления на предприятии в настоящее время тесно связан с бизнесом, предпринимательской деятельностью, протекающей в условиях жесткой конкуренции. Поэтому для достижения успеха необходимо постоянно совер-
шенствовать систему управления бизнес-процессами, обеспечивая быстрое реагирование на изменения бизнес-среды, нахождение неординарных решений в меняющейся ситуации и координации деятельности всех бизнес-процессов предприятия.
Рычаги управления предприятием
Эффективное развитие бизнеса, результатом которого должно быть получение прибыли, невозможно без скоординированной взаимосвязанной работы всех бизнес-процессов.
Функционирование предприятия в условиях развития бизнеса предполагает организацию управления на основе единого механизма управления бизнес-процессами. Основным его предназначением является создание эффективно работающего предприятия в условиях неопределенности бизнес-среды. Бизнес-среда оказывает существенное воздействие на предприятие, поэтому ему необходимо определить четкие ориентиры своей деятельности, то есть определить цель своего функционирования.
В зависимости от выбранной цели деятельности в процессе ее осуществления на объект управления оказывают влияние те или иные условия бизнес-среды. Следовательно, от того, как быстро предприятие сможет оценить эти условия и учесть их влияние на свою деятельность, во многом зависит эффективность функционирования объекта управления. В этом случае в силу вступают рычаги механизма управления.
Ключевые слова:
организационно-экономический механизм, предприятие, механизм управления, менеджмент, бизнес-процессы, рычаги управления
Рычаги управления предприятием -средства, которые приводят систему в состояние, соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса.
В составе механизма предлагается выделить следующие основные рычаги управления: экономические, технические, технологические, социальные, психологические, сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные.
Экономические, технические, технологические, социальные и психологические рычаги
Экономические рычаги в рамках механизма управления представлены следующими составляющими:
- финансовая стабилизация предприятия;
- наличие материальной заинтересованности работников в объеме выпуска продукции;
- повышение уровня производительности труда;
- наличие резервных средств на освоение новых изделий;
- прогрессивность экономических норм и нормативов;
- оптимизация затрат на производство продукции;
- снижение срока окупаемости инвестиций.
Социальные рычаги управления включают в себя следующие аспекты деятельности:
- повышение квалификации работников предприятия;
- профессиональная укомплектованность кадрами подразделений;
- организация бытового обслуживания и общественного питания,
Keywords:
organizational
and economic mechanism,
enterprise,
management mechanism, management, business processes, management levers
общественная активность трудящихся, мотивация персонала, коллективное принятие решений, возрастная и половая структура производственных коллективов. Технические рычаги управления можно охарактеризовать повышением уровня прогрессивности применяемого оборудования, механизацией и автоматизацией производства, повышением уровня оснащенности производства инструментами и приспособлениями.
Технологические рычаги управления включают:
- повышение уровня прогрессивности технологии;
- обеспечение высокой технологической оснащенности службы контроля качества продукции;
- совершенствование технологии производства;
- повышение степени отработанности технологии;
- обеспечение соответствующих санитарно-технических норм производства.
Психологические рычаги управления воздействуют на формирование личности, обладающей высокой ответственностью и коллективистской психологией, высокой квалификацией. Данные рычаги должны быть направлены на целевое изменение мотива-
менеджмен
ции работников для достижения в конечном итоге высоких конечных результатов деятельности предприятий.
Сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные рычаги
Сбытовые рычаги управления характеризуются рациональной организацией ценовой политики предприятия, налаживанием контактов с покупателями продукции, обеспечением сервиса. В условиях рыночной экономики у любого предприятия возрастает необходимость систематического поиска и освоения новых рынков. В этой связи необходимо налаживание всех сфер сбытовой деятельности предприятия в целях максимизации объема продаж и роста прибыли предприятия.
Маркетинговыми рычагами управления следует считать:
- исследование спроса на производимую продукцию;
- организацию поиска новых рынков сбыта;
- продвижение товара на выбранном сегменте рынка;
рычаги управления предприятием - средства, которые приводят систему в состояние,
соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса
- грамотную рекламную политику предприятия.
Экологические рычаги управления должны обязательно присутствовать в механизме управления. Они включают в себя: оздоровление окружающей среды, соблюдение производственной санитарии, охрану труда, снижение производственного шума, оснащение производственных подразделений гигиеническими средствами.
Правовые рычаги управления представлены следующими составляющими:
- соблюдение прав потребителей продукции;
- регламентация взаимоотношений продавцов (производителей) и потребителей, установление их прав, обязанностей, ответственности;
- документальное обеспечение соответствия продукции установленным стандартам;
- правовое регулирование деятельности организации.
Грамотная правовая деятельность в сфере предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим хозяйствующим субъектам экономическую свободу. Организационные рычаги управления включают в себя следующие направления деятельности:
- повышение уровня организации рабочего процесса;
- развитие гибкости производства;
- развитие резервных мощностей;
- повышение уровня организации ремонтных подразделений;
- совершенствование организации рабочих мест и условий труда;
- повышение обеспеченности всеми видами ресурсов.
Таким образом, предприятие может быть представлено совокупностью бизнес-процессов (финансовых, инновационных, производственных, обслуживающих, планово-учетных, маркетинговых, сбытовых), функционирующих в единой системе.
Литература
1. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. - М.: Русская деловая литература, 1998.
2. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: теория и практика формирования. - М.: Наука,1983.
3. Боренберг Б.М. Организация управления народным хозяйством в регионе. - Киев: Наук. думка, 1989.
4. Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм? - М.: Экономика, 1980.
в условиях рыночной экономики у любого предприятия возрастает
необходимость систематического поиска и освоения новых рынков
5. Методика подготовки бизнес-плана инвестиционных проектов. // Российский экономический журнал. - 1994. - № 4.
6. Ясин Е.Г. Хозяйственная система и радикальная реформа. - М.: Экономика, 1999.
7. Букреев A.M. Организационно-экономический механизм антикризисного управления. - Воронеж: ВГТУ, 1999.
Radchenko A.V.
Director for Product and Product Marketing, Group of companies «Vostok-service», Krasnogorsk
Organizational and economic mechanism of business processes management at the enterprise
_Abstract
The article examines organizational and economic mechanism of business processes management at an enterprise. The author considers the management levers in a changing business environment of the enterprise.
менеджмент