Научная статья
УДК 338.48
doi: 10.47576/2949-1908.2024.42.85.009
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Захарова Мария Васильевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, mariaza@inbox. ru
Аннотация. Государственное регулирование способствует формированию системного подхода, стимулируя поддержку рынка услуг туризма и гостеприимства и поощряя прогресс развития. В статье представлены цели государственного регулирования туристской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Выделены основные характеристики политики регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства. Описаны основные элементы организационно-экономического механизма регулирования и поддержки развития рассматриваемого рынка на федеральном, региональном и корпоративном уровнях управления, показана их связь через реализуемые функции.
Ключевые слова: политика регулирования и поддержки развития рынка; механизм регулирования и поддержки развития рынка; организационно-экономический механизм регулирования; государственное регулирование в сфере туризма и гостеприимства; рынок услуг туризма и гостеприимства.
Для цитирования: Захарова М. В. Организационно-экономический механизм регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства // Прикладные экономические исследования. - 2024. - № S 2. -С. 67-73. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.42.85.009.
Original article
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION AND SUPPORT OF DEVELOPMENT OF THE TOURISM AND HOSPITALITY SERVICES MARKET
Zakharova Maria V.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. State regulation contributes to the formation of a systemic approach, stimulating support for the tourism and hospitality services market and encouraging development progress. The article presents the goals of state regulation of tourism activities in accordance with the Federal Law of 24.11.1996 No. 132-FZ "On the Fundamentals of Tourism Activities in the Russian Federation". The main characteristics of the policy of regulation and support for the development of the tourism and hospitality services market are highlighted. The main elements
of the organizational and economic mechanism for regulation and support for the development of the market under consideration at the federal, regional and corporate levels of management are described, their connection through the functions implemented is shown.
Keywords: policy of regulation and support of market development; mechanism of regulation and support of market development; organizational and economic mechanism of regulation; state regulation in the field of tourism and hospitality; market of tourism and hospitality services.
For citation: Zakharova M. V. Organizational and economic mechanism of regulation and support of development of the tourism and hospitality services market. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 67-73. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.42.85.009.
Государственное регулирование в сфере туризма и гостеприимства определяет систему норм и правил, воздействующую на развитие данной сферы как одной из приоритетных в экономике России. При этом оно ограничивается пространственной локализацией выбранного региона [6, с. 809], что имеет особое значение в сфере туризма и гостеприимства. Государственное регулирование способствует формированию системного подхода, стимулируя поддержку отрасли и поощряя прогресс развития.
Сфера туризма и гостеприимства имеет свои особенности, связанные с познанием людьми окружающего мира через знакомство с культурными, духовными и природными достопримечательностями и приводящие к повышению осознанности и качества жизни. Возможность духовного и интеллектуального развития вызывает особый интерес к туризму и закладывает основу образа жизнедеятельности современного человека. В Российской Федерации туризм формирует новый образ и стиль жизни, задает определенный стандарт качества, влияющий на уровень потребления, расширяя продуктовые границы и заставляя развиваться технологии обслуживания [3, с. 94].
Государственное регулирование в сфере туризма и гостеприимства является одним из важнейших факторов поддержки и развития отрасли, что реализуется через основной принцип, заключающийся в признании данной отрасли одной из приоритетных для экономики России. В результате создаются благоприятные условия для ее развития и функционирования через выявление и поддержку приоритетных направлений [2, с. 23-24].
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие туризма внутреннего, въездного, социального, сельского, детского и самостоятельно организованного [1].
Политика регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства представляет собой деятельность различных государственных структур, организаций и индивидов, которая связана с реализацией системы общезначимых интересов в отношении исследуемого рынка на основе политической власти и комплекса экономических и социальных механизмов.
Она может реализовываться на разных уровнях управления:
- федеральном;
- региональном;
- корпоративном.
На федеральном уровне определяются
общие правила и механизмы функционирования национального рынка услуг туризма и гостеприимства, служащие созданию благоприятных условий для устойчивого развития отрасли в целом. На региональном уровне разрабатываются общие правила и механизмы функционирования рынка с учетом особенностей конкретного региона. При этом каждая турфирма должна придерживаться в своей работе правил, закрепленных на федеральном и региональном уровнях, выстраивая взаимодействие с органами власти для достижения в своей деятельности наилучших экономических результатов [4, с. 139].
В рамках политики регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства на разных уровнях разрабатываются конкретные программы и механизмы, направленные на:
- создание правовой базы;
- распределение и использование ресурсов;
- стимулирование занятости на рынке (организация рабочих мест, образование и повышение квалификации, финансовая поддержка);
- стабилизацию условий ведения бизнеса (в случае резких колебаний и изменений факторов внешней среды);
- регулирование финансовых потоков;
- контроль качества предоставляемых на рынке услуг;
- защиту прав потребителей.
Как видно,политика регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства связана со всеми процессами, происходящими на рынке, оказывая значимое влияние на их реализацию. В соответствии с этим подходом выделим ее основные характеристики:
- содержание отражает основные цели и механизмы принятия решений;
- форма показывает организационную структуру, включая государственные структуры на всех уровнях управления, организации и индивидуумов;
- процесс реализации показывает систему внутренних связей и последовательность действий;
- система отношений между государственными структурами на всех уровнях управления, организациями и индивидуумами;
- субъекты дают понимание кто участвует в социально-экономических отношениях;
- функции характеризуют специфику выбора направлений политики, отраженную в процессах регулирования.
Связующую роль на трех уровнях управления в политике регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства играет организационно-экономический механизм. Он адаптируется под изменения, позволяя разработать наиболее эффективные сценарии регулирования факторов сре-дового влияния.
Далее опишем основные элементы организационно-экономического механизма регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства на федеральном, региональном и корпоративном уровнях управления.
1. Федеральный уровень.
На федеральном уровне основную роль играет специализированный федеральный орган регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства. Он отвечает за повышение эффективности работы индустрии на национальном уровне, используя экономические, управленческие, кадровые, информационные и социально-культурные инструменты. Он обеспечивает развитие всех элементов сферы туризма и гостеприимства, реализуя следующие функции:
- разработка принципов реализации государственной политики, включая определение целей и механизмов реализации для всех участников организационной структуры национального рынка услуг туризма и гостеприимства;
- формирование прогнозов и перспектив развития национального рынка услуг туризма и гостеприимства на основе собранных аналитических данных для разработки комплексных планов и программ, нацеленных на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- разработка системы статистической отчетности, обеспечивающей сбор и обработку данных для принятия решений по национальному рынку в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе, включая разработку форм для онлайн-сбора и формирования статистической отчетности в цифровой среде;
- формирование системы специальных мероприятий и проектов, отвечающих целям развития национального рынка услуг туризма и гостеприимства в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе;
- разработка комплекса административных регламентов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между участниками национального рынка услуг туризма и гостеприимства и определяющих условия взаимодействия и контроля;
- разработка системы национальных стандартов для рынка услуг туризма и гостеприимства [5, с. 226-227].
Все это должно способствовать устранению дисбаланса между продавцами, поставщиками и потребителями услуг туризма и гостеприимства, возникающему в результате турбулентного изменения рынка под воздействием факторов внешней среды (как внутри страны, так и за ее пределами). Что обеспечит построение такой модели функционирования рынка, которая способна мгновенно реагировать на изменения и использовать все передовые технологии. Она учитывает взаимодействия между государственными структурами на всех уровнях управления, организациями и индивидуумами и обеспечивает доступность передового опыта всем участникам с целью развития национального рынка услуг туризма и гостеприимства в целом и роста эффективности каждого из его элементов.
2. Региональный уровень.
На региональном уровне основную роль играет специализированный департамент правительства региона, ответственный за регулирование и поддержку развития рынка услуг туризма и гостеприимства. Он отвечает за повышение эффективности работы на уровне субъекта федерации, используя экономические, управленческие, кадровые, информационные и социально-культурные инструменты. Департамент отвечает за создание привлекательных условий для ведения бизнеса в регионе, транслирует основные ценности сферы туризма и гостеприимства, принятые на федеральном уровне. Отвечает за выполнение мер государственной поддержки на территории региона.
Департамент проводит исследования потребителей, выявляя их запросы и предпочтения, для развития новых направлений
деятельности в выделенных сегментах. Формирует запросы на разработку и внедрение новых услуг, учитывая возможности регионального рынка.
Департамент обеспечивает развитие всех элементов сферы туризма и гостеприимства, реализуя следующие функции:
- формирование прогнозов и перспектив развития регионального рынка услуг туризма и гостеприимства в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе на основе постоянного мониторинга рынка;
- обеспечение соблюдения реализации принципов и механизмов политики государственной поддержки, принятой на федеральном уровне;
- организация документооборота по сбору необходимых данных в рамках запросов федерального и регионального уровней;
- обеспечение информационного взаимодействия между участниками рынка с целью своевременного обмена необходимой информацией;
- поддержка в продвижении ассортимента предлагаемых в регионе услуг на федеральный уровень, а также продвижение региона как туристической территории на национальном рынке;
- внедрение цифровых инструментов в рыночные процессы для повышения качества предоставляемых услуг туризма и гостеприимства в регионе.
Все это должно привести к снижению барьеров для ведения бизнеса, административных препятствий и повысить инвестиционную привлекательность региона в целом.
3. Корпоративный уровень.
В организационной структуре турфирмы выделяется отдельное специализированное подразделение, способное решать стратегические задачи для повышения эффективности работы компании в целом. Деятельность этого подразделения находится в русле организационно-экономического механизма регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства на уровне турфирмы. Такой функционал может реали-зовывать, в частности, отдел стратегического маркетинга, который занимается сбором и анализом данных для формирования оптимального товарного портфеля, удовлетворяющего всем нуждам и желаниям современного потребителя.
Сотрудники отдела стратегического маркетинга занимаются стратегическим прогнозированием на основе данных, полученных в ходе исследований рынка: потребителей и их предпочтений, конкурентов, товаров и услуг, представленных на рынке. Это позволяет разрабатывать план действий по совершенствованию текущих услуг и разработке и выводу на рынок новых услуг, отвечающих текущим и будущим потребностям и ожиданиям потребителей, учитывая имеющиеся финансовые возможности и бюджетные ограничения.
Отдел стратегического маркетинга отвечает за оценку текущего состояния компании, на основе которой строятся среднесрочные и долгосрочные стратегии развития самой компании и рынка, на котором она присутствует. В краткосрочном периоде разрабатываются планы по совершенствованию услуг туризма и гостеприимства, способные помочь турфирме занять лидирующие позиции в конкурентной борьбе и сделать рассматриваемый рынок более привлекательным для потребителей. Более совершенные продукты и услуги формируют конкурентоспособный продуктовый портфель компании, а если таких продуктов становится больше у разных компаний, то растет привлекательность регионального рынка и даже национального рынка в целом.
Выделим основные направления деятельности отдела стратегического маркетинга в рамках повышения эффективности процессов регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства:
- систематический сбор и анализ данных для принятия наиболее эффективных решений в долгосрочной, среднесрочной и кратко -срочной перспективе в отношении развития самой турфирмы, ее конкурентов, партнеров и поставщиков, потребителей, ассортимента и качества услуг, цены и инструментов продвижения;
- прогнозирование изменений рыночной конъюнктуры, тенденций и направлений развития, потребительских предпочтений для формирования стратегии развития турфирмы в долгосрочной перспективе;
- сегментирование потенциальной аудитории на основе социально-демографических, географических, поведенческих и психографических критериев, отражающих
предпочтения потребителей, для разработки и совершенствования ассортимента услуг, наилучшим образом отвечающих запросам каждого сегмента;
- разработка товарной стратегии и оптимизация процесса предоставления услуг для систематического улучшения качества самих услуг и их составляющих с учетом постоянных изменений, происходящих на рынке, а также растущих потребностей аудитории, принимая во внимание сложность процесса с точки зрения временных, финансовых и интеллектуальных затрат;
- разработка ценовой стратегии в отношении формирования цен на услуги туризма и гостеприимства с учетом сезонного изменения спроса на рынке, а также стимулирования его повышения в периоды наименьшей потребительской активности; это позволяет на постоянной основе вкладывать финансовые средства в развитие турфирмы;
- разработка стратегии продвижения, позволяющей наиболее эффективным способом охватить максимальное количество потенциальной аудитории для повышения знания о компании и бренде, ее услугах и конкурентных преимуществах для формирования первичного спроса, роста продаж и укрепления лояльности;
- разработка стратегии распределения для планирования системы предоставления услуг через филиальную сеть представительств в оффлайн- и онлайн-среде, включая все возможности цифрового пространства как основу для омниканального маркетинга.
Дополнительно можно добавить формирование требований к кадровому составу. Персонал, взаимодействующий с потребителем в процессе продвижения и предоставления услуг, оказывает существенное влияние на степень удовлетворенности потребителя от приобретенной услуги на рынке туризма и гостеприимства. Отслеживая современные практики и внедряя их в работу через обучение персонала, наставничество и обмен опытом, компания укрепляет свои позиции на рынке и повышает качество предоставляемых услуг.
Поддержка развития конкретных участников рынка позволяет формироваться высококонкурентной рыночной среда в регионе, где
они представлены. Фактически рост отдельных турфирм вынуждает других участников рынка совершенствоваться и развиваться, что способствует развитию рынка на региональном уровне с дальнейшем распространением на федеральный уровень. При этом такую же взаимосвязь можно проследить и в обратном направлении: поддерживая и развивая национальный рынок, совершенствуются составляющие его региональные рынки, что приводит к развитию конкретных турфирм, работающих с населением.
Таким образом, взаимосвязь между организационно-экономическими механизмами на корпоративном, региональном и федеральных уровнях обеспечивает адаптивность развития с учетом динамики рыночной конъюнктуры. Формируется единое коммуникационное пространство на региональном и федеральном уровнях, учитывающее приоритеты оказания услуг туризма и гостеприимства и предлагающее возможности для повышения туристического потенциала участников рынка.
Список источников
1. Федеральный законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят Государственной Думой 4 октября 1996 г. : одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 г. : послед. ред. // Консультант плюс : сайт. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 20.11.2024).
2. Абабков Ю. Н., Филиппова И. Г. Система и особенности государственного регулирования туризма в Российской Федерации // Мир человека. 2008. № 4. С. 23-35.
3. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности / М. А. Гурина, Т. И. Сокольская, О. В. Гончарова [и др.] // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15, № 4(96). С. 90-109.
4. Захарова М. В. Проблемы регулирования и поддержки развития рынка услуг туризма и гостеприимства в современных экономических условиях // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30, № 12. С. 139-144.
5. Захарова М. В. Регулирование и поддержка развития рынка услуг туризма и гостеприимства в Российской Федерации // Экономика строительства. 2023. № 12. С. 223-228.
6. Овчинникова А. В., Чазов В. С. Государственное регулирование экономики: теория и практика // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2023. Т. 33, № 5. С. 809-815.
References
1. Federal Law No. 132-FZ of 11/24/1996 "On the Fundamentals of Tourism Activities in the Russian Federation" was adopted by the State Duma on October 4, 1996: approved by the Federation Council on November 14, 1996 : last ed. Consultant Plus: website. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 / (accessed: 11/20/2024).
2. Ababkov Yu. N., Filippova I. G. The system and features of state regulation of tourism in the Russian Federation. The human world. 2008. No. 4. Рp. 23-35.
3. On the issue of state regulation of the tourism sector at the regional level: theoretical aspects and practical results / M. A. Gurina, T. I. Sokolskaya, O. V. Goncharova [et al.]. Service in Russia and abroad. 2021. Vol. 15, No. 4(96). Рp. 90-109.
4. Zakharova M. V. Problems of regulation and support of the development of the market of tourism and hospitality services in modern economic conditions. Economic development of Russia. 2023. Vol. 30, No. 12. Рp. 139-144.
5. Zakharova M. V. Regulation and support of the development of the tourism and hospitality services market in the Russian Federation. Economics of construction. 2023. No. 12. Рp. 223228.
6. Ovchinnikova A.V., Chazov V. S. State regulation of the economy: theory and practice. Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. 2023. Vol. 33, No. 5. Рp. 809-815.
Сведения об авторе
ЗАХАРОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой интегрированных коммуникаций, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Information about the author
ZAKHAROVA MARIA V. - Candidate of Economics, Head of the Department of Integrated Communications, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]