УДК 338.28
A.A. Иваненко*
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА КЛАСТЕРИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ
Рассматривается содержание организационно-экономического механизма обеспечения процесса кластеризации в регионе. Показано институциональное обеспечение, представлены существующие или зрелые кластеры, а также формирующиеся и потенциальные.
Ключевые слова: механизм, процесс кластеризации, институциональное обеспечение, условия создания регионального кластера.
Прежде всего рассмотрим содержание понятия «механизм». Механизм — это система, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких элементов в требуемые движения других элементов или систем.
Мы предлагаем разработать механизм, который «запускает и приводит в движение» процесс кластеризации в регионе, применяя организационные и экономические инструменты, а также специфические методы формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Этот организационно-экономический механизм предназначен не только для организации с его помощью запуска процесса кластеризации в регионе, но и для дальнейшего поддержания его постоянного функционирования, т. е. обеспечения создания регионального кластера.
Следует заметить, что данный процесс заключается в выявлении, во-первых, существующих или зрелых кластеров, во-вторых, формирующихся и, в-третьих, потенциальных кластеров.
В составе организационно-экономического механизма сначала рассмотрим организационный механизм — с его помощью формируется административная деятельность, нацеленная на проведение процесса кластеризации в регионе. Осуществление данного процесса будет производиться с помощью совокупности нескольких видов или форм организационных инструментов, в том числе:
— создания условий обеспечения процесса кластеризации;
— нормативно-правового регулирования проведения кластерной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— контроля над реализацией процесса кластеризации — для этой цели создается специальное контролирующее предприятие.
К условиям организации процесса кластеризации в регионе будет относиться институциональное обеспечение. В связи с этим необходимы такие институты, как институт власти, юридический институт, финансовый институт, а также институт инноваций и конкурентоспособности.
* © Иваненко A.A., 2011
Иваненко Александр Александрович ([email protected]), кафедра экономики и управления Поволжского государственного университета сервиса, 445677, Российская Федерация, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.
30
Вестник СамГУ. 2011. № 3 (84)
Прежде всего рассмотрим институт власти. Предполагается необходимое участие региональных органов власти в процессе выявления существующих, в поддержании формирующихся и определении потенциальных кластеров для создания регионального кластера.
Затем рассмотрим институт юридической службы. Отмечается целесообразность специальной юридической деятельности по разработке и составлению договоров и контрактов между субъектами кластера, а также других нормативно-правовых документов, обеспечивающих стабильную работу кластера.
Далее остановимся на институте финансов. Он определяет значимость и необходимость финансирования процесса выявления существующих, поддержания формирующихся и определения потенциальных кластеров с целью создания регионального кластера и его дальнейшего функционирования. Источниками финансирования могут быть федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, внебюджетные источники, инвестиционный фонд, венчурный фонд, гранты всех уровней, заемные средства, собственные денежные средства и др.
Замыкает процесс кластеризации институт инноваций и конкурентоспособности. Отмечается высокая конкурентоспособность всех субъектов кластера и непосредственное влияние инноваций на осуществление процесса кластеризации в регионе.
Иерархическая схема организационного механизма обеспечения процесса кластеризации изображена на рис. 1.
Для создания регионального кластера требуется выполнение следующих условий:
— стратегия развития региона, учитывающая выявление существующих, поддержание формирующихся и определение потенциальных кластеров с целью создания регионального кластера;
— активное участие региональных властных органов в создании и функционировании кластеров (льготное налогообложение, социальные пакеты, налоговое кредитование, предоставление субсидий и др.);
— наличие основного или главного бизнеса или производства, а также сети поставщиков и вспомогательных предприятий, связанных общим технологическим процессом, и потребителей готового продукта или услуги;
— предоставление возможности обмена информацией, инновациями, благами между субъектами регионального кластера в процессе его создания и дальнейшего функционирования;
— управление кластером, построенное на открытости и доверии;
— наличие благоприятного бизнес-климата в регионе;
— присутствие в регионе развитого ресурсного потенциала (финансового, производственного, трудового и др.);
— мощная региональная концентрация и кооперация производства;
— наличие развитой рыночной инфраструктуры в регионе;
— диверсифицированная региональная экономика;
— присутствие в регионе инвестиционных механизмов, информатизации и активной инновационной деятельности.
Объединение в кластер субъектов или участников требует от них определенных качеств и свойств. К ним относятся следующие: высококвалифицированный персонал; контрактно-договорные отношения; нацеленность на получение готового продукта или услуги, т. е. конкретного результата, инвестиционная способность, инновационность, прозрачность.
Организационный механизм обеспечения кластеризации
)
Организация административной деятельности
Организация проведения процесса кластеризации в регионе
С
I
1
Организация создания условий обеспечения кластеризации
Создание сайта
Организация финансирования процесса кластеризации
__1
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Муниципальный бюджет
Организация нормативно-правового регулирования проведения кластерной политики
Организация контроля над реализацией процесса кластеризации
Гранты всех уровней
Собственные денежные средства /участников кластера
Федеральный уровень
Региональный уровень I
.....>.о-Л
Муниципальный уровень |
Внебюджетные I Инвестицион-инвестиции I ный фонд
1 I
■ Заемные ■ 1 средства I
Организация процесса сертификации
1
Организация презентации кластера
Организация подготовки и переподготовки участников кластера
0
ТО
а ^з
То (V
« а
то а
а к
» а
^ §
® а
-к а
£ ®
а ?!
Ж ®
а Р
п §
^ I
I
1 I
а ^
к а
°> &
а
? а
а Ц
о к а то
Рис. 1. Иерархическая схема организационного механизма обеспечения процесса кластеризации
Регион
и> ю
Региональный кластер
Существующие кластеры
автомобильный
0 с.
01 н и я Ч
а
я о
и
«
О.
№ =
«
Ч Й я С.
с =
я и
с.
о
химическии
нефтедобывающий
аэрокосмическии
Формирующиеся кластеры
строительный
жилищно-коммунального хозяйства
транспортный
агропромышленный
твердых бытовых отходов
туристическии
, здравоохранения |
1_______________________I
Потенциальные кластеры
легкой промышленности
образования
______________________1
торговли
физкультуры и спорта
Рис. 2. Схема управления организационным механизмом обеспечения процесса кластеризации
Организационно-экономический механизм обеспечения процесса кластеризации в регионе
Для оказания соответствующего воздействия на существующие, формирующиеся и потенциальные кластеры организационным механизмом необходимо управлять, схема управления которым представлена на рис. 2.
В качестве примера рассматриваются кластеры Самарского региона. Органы региональной административной власти воздействуют на орган управления региональным кластером, который в свою очередь оказывает соответствующие управленческое воздействие на каждый из видов кластера.
Предлагаемый организационно-экономический механизм обеспечения кластеризации в регионе предназначен не только для запуска и развития процесса кластеризации, но и для активизации денежных потоков, когда в кластерах происходит тесный и непосредственный взаимообмен вкладами и благами, которые чаще всего и наиболее адекватно могут быть выражены деньгами.
Далее следует отметить, что проблема измерения благ или вкладов остается нерешенной ни в теории, ни на практике и усугубляется тем, что обычные блага приобретают характер информационных. Достаточно сложная и запутанная система материальных балансов требует агрегирования (т. е. укрупнения посредством их объединения в группу) информации о многочисленных и разнообразных материальных благах.
Метод агрегирования существует достаточно давно и представляет собой общую составляющую большей части моделей. В экономике свертывание и передача информации происходят при помощи денег.
В развитой экономике каждому повторяющемуся потоку передачи благ отвечает встречный денежный поток платежей. При этом можно считать, что цена в денежном потоке не зависит от того, какая пара агентов совершает обмен. На рис. 3 представлен поток передачи вкладов или благ между кластерами.
Поток вкладов (благ) между кластерами
Цена единицы вклада (блага)
X
Объем передачи вкладов (благ) между кластерами
Рис. 3. Поток передачи вкладов (благ) между кластерами
Единственные постоянно наблюдаемые в экономике надежные величины — это потоки денежных платежей. «Реальные» экономические показатели за редчайшими исключениями (вода, газ, электроэнергия) представляют собой производные от денежных показателей, которые вычислены по неординарным и сложным методикам «приведения к неизменным ценам». Для получения межотраслевого баланса материальные балансы умножаются на цены и складываются по группам качественно похожих продуктов и по группам качественно похожих агентов, а потом полученные стоимостные показатели приводятся к неизменным ценам. Таким образом, получают межотраслевой баланс в разрезе максимум нескольких сотен укрупненных продуктов (при фактической номенклатуре в миллиарды наименований). Данный баланс является целостным и подробным представлением процессов материального производства и потребления, и его построение неизбежно опирается на измерение финансовых потоков. Поэтому вклады и блага кластеров могут также измеряться в денежной форме (и в иных тоже). Кроме того, вклады и блага при взаимообмене между кластерами могут быть представлены в виде баланса финансовых потоков (рис. 4).
Аккумулирование выгод (потерь) равняется сумме сальдо платежей за блага с каждым из других кластеров плюс сальдо трансфертов с каждым из других кластеров плюс сумма прироста вкладов от каждого из других кластеров минус сумма отдачи вкладов каждому из других кластеров.
34
Вестник СамГУ. 2011. № 3 (84)
Сальдо платежей за блага с каждым из других кластеров
+
Сальдо трансфертов с каждым из других кластеров
+
Сумма прироста вкладов из других кластеров
Сумма отдачи вкладов каждому из других кластеров
Рис. 4. Баланс финансовых потоков при взаимообмене между кластерами
Расчет сальдо, очевидно, не вызывает затруднений, причем они могут быть как положительными или отрицательными, так и нулевыми. Относительно прироста и отдачи вкладов задача состоит в их выявлении: объем, направление, содержание, особенно в части неосознаваемых выгод и потерь. Возможность показать неосознаваемые и неучтенные выгоды или потери даст аккумулирование.
Таким образом, развитие процесса кластеризации способствует активизации денежных потоков, т. е. деньги в кластерах работают и приносят выгоду (дивиденды) региону или потери. Порядок работы следующий. Сначала определяются источники финансирования (федеральный и региональный бюджет, местный бюджет, гранты, кредиты, трансферты, инвестиции отечественные и зарубежные, собственные средства и др.). Затем необходимо определить форму получения денег: наличные, безналичные, электронные деньги, ценные бумаги (акции, векселя) и др.
Кластер может выпустить безналичные собственные ценные бумаги, которые могут служить для привлечения частных инвестиций. Распределение финансов может осуществляться в соответствии с уровнем развития кластера или в соответствии со стадией его жизненного цикла.
Существующий или зрелый кластер в процессе своего функционирования уже оказывает положительное влияние на регион и чаще нуждается в качественном менеджменте, чем в деньгах.
Формирующийся кластер больше всего нуждается в финансировании, так как у этих кластеров имеется множество проблем с выявлением, организацией деятельности и идентификацией, ростом и развитием. Ведь именно эти кластеры в скором времени должны начать приносить региону реальную пользу.
Потенциальным кластерам выделяется меньше всего средств, так как их будущее пока неясно и неизвестно, когда они перейдут в состояние формирующихся или зрелых кластеров (могут пройти десятилетия, пока они начнут приносить пользу, дивиденды региону). Зрелый кластер имеет собственные средства, которыми может самостоятельно и свободно распоряжаться, вкладывать, например, в иные кластеры. Зрелый стабильно работающий кластер должен помогать формирующимся и потенциальным кластерам. Распределение финансовых потоков между кластерами в регионе представлено на рис. 5. Организационно-экономический механизм должен способствовать их взаимодействию. Следует заметить, что усиление взаимодействия — суть упорядочивание всех элементов внутри кластера или кластеров в регионе.
Процесс создания кластеров весьма продолжителен — может пройти несколько десятилетий до его «зрелости». В связи с этим активизация процесса кластеризации в регионе жизненно необходима. Следует заметить, что осуществить активизацию возможно лишь с помощью организационно-экономического механизма. Схема данного процесса представлена на рис. 6.
В настоящее время в стране происходит модернизация экономики, которая представлена в виде регионального кластера, создание которого осуществляется с помощью организационно-экономического механизма обеспечания процесса кластеризации, его модель изображена на рис. 7.
Регион
Региональный кластер
Существующие кластеры
г
о с.
о
н и я Ч X
г 2
и о с.
Ч в я с.
я и с.
о
И
к ©
автомобильный
химическии
нефтедобывающий
аэрокосмическии
Формирующиеся кластеры
строительный жилищно-коммунального хозяйства транспортный I--------1 ■ 1 ■ 1 ■ 1 1 1
агропромышленный твердых бытовых отходов туристический 1 1 1 1 I 1 I 1 I _1
£
Потенциальные кластеры
г----------------------- ! здравоохранения легкой промышленности 1 ! образования 1 1 1 1 1 1 1 1 1
........................
1------------------------ ! торговли физкультуры и спорта 1 1 1__ 1 1 1 1 1 1 1 1 1________1
о
Гй сь
Й
^
а
а
» к
г: 10
>0 С;
Л
К О
о а
-К а
гь о
О ш «
§ о а
а п 1
а с
►й ТЗ <1
§ х
Л к с-
С С
Ой X
^ а а
^ к
к у
о
а
Рис. 5. Распределение финансовых потоков между кластерами в регионе
и>
IV!
и> о\
Модернизация
экономики региона
-1
§§2
2 8 §
\ у-
\ у
Региональные
кластеры
■ ■ ■ ■ 1 1 1 1
Активизация
процесса кластеризации
то
а
а «
Г Й
Ц:
Рис. 6. Схема активизации процесса кластеризации в регионе с помощью организационно-экономического механизма
Органы региональной власти
Орган управления региональным кластером
Организационно-экономический механизм обеспечения кластеризации
о
ТО
а ^з то "
л то
а
§
>§
о л то то то
а §
а
Формирующиеся кластеры
Существующие кластеры
Потенциальные кластеры
ЖКХ
ТБО
строительным
благоустройства
экологическим
агропищевои
здравоохранения
физкультуры и спорта
легкой промышленности
социально-культурный
туристический
транспортно-логистический
к!
инновационным
--<
~л /-
I /
I ✓ -У
У
аэрокосмический
нефтедобывающий
образования
торговый
>3 5
а л а а
Ой
Чз
то ^
а о а
то
Рис. 7. Модель регионального кластера Самарской области
и>
38
BecmHUK ComTY. 2011. № 3 (84)
A.A. Ivanenko*
ECONOMIC-ORGANIZING MECHANISM OF ENSURING THE PROCESS OF CLUSTERING IN THE REGION
The work views the content of the economic-organizing mechanism of ensuring the process of clustering in the region. The institutional ensuring is shown, the existing or mature clusters are represented, and forming and potential clusters are also represented.
Key words: mechanism, process of clustering, institutional ensuring, conditions of forming of regional cluster.
* Ivanenko Alexander Alexandrovich ([email protected]), the Dept. of Economics and Management, Volga Region State University of Service, Togliatti, 445677, Russian Federation.